Научная статья на тему 'Баклажан в японской живописи'

Баклажан в японской живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
иконография / живопись Японии / баклажан / крупноплодный / мелкоплодный вид. / iconography / painting of Japan / eggplant / large-fruited / small-fruited species.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л.

В статье рассматриваются вопросы видового разнообразия растений баклажана изображенных на картинах японских художников с XV по XX века. Отмечено видовое разнообразие культуры, различные эндемичные формы, особенности возделывания в Японии. В качестве метода выступает иконографический анализ по образу. Показано видовое разнообразие баклажана, а также возможность использования данного подхода в изучении вопросов распространения, археогенетики и многофункционального использования агрокультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EGGPLANT IN JAPANESE PAINTING

The article deals with the issues of species diversity of eggplant plants depicted in the paintings of Japanese artists from the XV to the XX centuries. The species diversity of culture, various endemic forms, peculiarities of cultivation in Japan are noted. The method is iconographic analysis in the image. The species diversity of eggplant is shown, as well as the possibility of using this approach in the study of distribution, archaeogenetics and multifunctional use of agricultural crops.

Текст научной работы на тему «Баклажан в японской живописи»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2i26),2@19 / AGRICULTURAL tOUNClS

63

УДК 631(092): 635.646

Цаценко Л. В., Савиченко Д.Л.

Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина

БАКЛАЖАН В ЯПОНСКОЙ ЖИВОПИСИ

Tsatsenko L. V., Savichenko D. L.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin EGGPLANT IN JAPANESE PAINTING

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы видового разнообразия растений баклажана изображенных на картинах японских художников с XV по XX века. Отмечено видовое разнообразие культуры, различные эндемичные формы, особенности возделывания в Японии. В качестве метода выступает иконографический анализ по образу. Показано видовое разнообразие баклажана, а также возможность использования данного подхода в изучении вопросов распространения, археогенетики и многофункционального использования агрокультур.

Abstract:

The article deals with the issues of species diversity of eggplant plants depicted in the paintings of Japanese artists from the XV to the XX centuries. The species diversity of culture, various endemic forms, peculiarities of cultivation in Japan are noted. The method is iconographic analysis in the image. The species diversity of eggplant is shown, as well as the possibility of using this approach in the study of distribution, archaeogenetics and multifunctional use of agricultural crops.

Ключевые слова: иконография, живопись Японии, баклажан, крупноплодный, мелкоплодный вид.

Кeywords: iconography, painting of Japan, eggplant, large-fruited, small-fruited species.

Использование иконографических образов культурных растений в истории, археогенетике и распространении культурной флоры становится одним из методов изучения. Ранее нами были описаны ряд сельскохозяйственных культур по их изображению в живописи, мозаике, фарфоровых статуэтках и агроботанической иллюстрации [6, 7]. В задачу нашей работы входило описание видового разнообразия баклажана на примере японской живописи. Первая работа по анализу иконографии баклажана была сделана Мари-Кристиан Даунай и Джулианом Яником, в которой авторам удалось проследить первые этапы возрождения этой культуры, затем ее распространение по странам и континентам. Выбор японской живописи обосновывается тем, что в картинах японских художников детально изображено разнообразие местных генотипов на протяжении четырехсот лет. Японская живопись отражает в деталях биологическое разнообразие растения, а многочисленные картины позволяют увидеть видовое разнообразие, распространение в диком виде и культуре, а так же его народно-хозяйственное значение [5, 8, 9].

В работе использовался метод работы по образу - иконографический анализ. Была создана база данных, насчитывающая 65 образов. Живописные образы были взяты из различных каталогов выставок, книг по искусству Японии, с сайта Reader Collection, насчитывающего картины более 1000 художников с изображением цветов и птиц [1].

Баклажан как овощное растение имеет широкую площадь распространения от северной части

Индии и Бирмы, до Северного Таиланда, Лаоса, Вьетнама, Северного Китая, Японии и как дикое растение может встречаться в различных станах мира [2].

Мировое производство баклажана как овощной культуры достигает 31 млн. т. Ведущими производителя являются: Китай (17 млн.т.), Индия (10,6 млн.т), Египет (1,23 млн.т), Турция (0,9 млн.т), Япония и Италия (0,4 млн.т).

Баклажан по мнению А. И. Филова (1958) представлен в Восточной Азии особыми агроэколо-гическими группами местных сортов: японской скороспелой и северокитайской [4].

На юге Японии Е. Н. Синская, будучи в экспедиции, встречала крупноплодные и поздние сорта баклажана, занесенные сюда из Южной Азии. На картине художника Китагава Утамаро (1753-1806) (Книга насекомых) изображен такой крупноплодный баклажан. На остальных полотнах мы встречаем шаровидные и продолговатые формы, с фиолетовой и белой окраской, чашечка с колючками: Тойота Хоккей (1780-1850) «Баклажаны», из серии «Три счастливых сна»; Окамото Джоен, (16281673); Ракузан Тсутия (1896-1976); Утагава Хиро-сигэ (1797-1858) «Рыбы с цветущими баклажанами» а так же несколько картин, авторы которых не были установлены, относящиеся к эпохе Эдо, где изображены рядовые посевы баклажана [3].

Также на картинах японских художников мы видим основные цвета этого овоща от темного,

светлого синего до белого, форма шаровидная, вытянутая, встречаются крупноплодные виды (рисунок 1-2).

Рисунок 1 - Видовое разнообразие баклажана по форме плода: крупная и мелкоплодная. Сакая Охо

(1808-1841) «Кузнечик и баклажан».

а б в

Рисунок 2 - Видовое разнообразие баклажана по цвету плода: желтый, фиолетовый и белый: а -Окамото Джоен (1628-1673) «Баклажан»; б - Котозука Эйити (1906-1979) «Баклажан и Воробей»; в

- Тойота Хоккей (1780-1850), «Баклажаны».

Н. И. Вавилов в книге «Пять континентов» от- выступать картина Харунобу Судзуки (1725-1770)

мечал, что в Японии встречаются мелкоплодные, «Гора Фудзи, сокол и баклажан», на которой изоб-

даже карликовые формы баклажана, отличающиеся ражено растение баклажана, выращенное в горшеч-

скороспелостью. Подтверждением этому может ной культуре (рисунок 3).

Рисунок 3 - Изображение карликовых форм баклажана. Харунобу Судзуки (1725-1770) «Гора Фудзи,

сокол и баклажан»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2î2â),2@19 / AGRICULTURAL SCQ1MC1S

Баклажан достиг Японии в VIII веке, во времена правления династии Танг. Анализ картин японских художников, таких как: Катусико Хаку-саи, (1760-1849); Экаку Хакуин, (1685-1768), «Гора Фудзи, сокол и баклажан»; Огато Корин (16581716), Шибата Зешин (1807-1891); Исода Корюсай (1658-1716) «Сокол, баклажан и Фудзи», «Женщины и баклажаны»; Окамото Джоен, «Баклажаны» (1628-1673), Китагава Утамаро (1753-1806) «Книга насекомых»; Ракузан Тсутия (1896-1976), Енье Таката (начало IXX века) «Баклажан и Вигна»; Энжо Таката (начало ^^ века) «Баклажан»; Коба-яши Кокеи (1892-1974), Сосеки Косе (1843-1919) «Баклажан и огурец»; Иссуи Номура (середина XX века) «Каштан и баклажан»; Сакаи Охо (1808-1841) «Баклажан и кузнечик»; Ссе Гессшо (1772-1832); Утагава Хиросигэ, «Рыбы с цветущими баклажана» (1797-1858); Утагава Хиросигэ (1797-1858), «Две ставриды и баклажаны»; Сюмман Кубо (17571820); Китагава Утамаро (1753-1806); Набаяши Чи-куто (1776-1853) «Бобы, баклажан и редис», «Овощи»; Шиокава Бунрин (1808-1877) «Баклажан и воробей»; Харунобу Судзуки (1725-1770) «Гора Фудзи, сокол и баклажан» позволили выделить ряд видовых особенностей. Наличие различных по размеру и форме плодов - от маленьких и округлых, до крупноплодных и удлиненных. Варьирование по цвету: от белого, синго, до насыщенно-фиолетового и желтого. По скорости созревания: мелкоплодный формы - скороспелые, о чем свидетельствует картина «Первые весенние дни» (начало XVIII века), (автор неизвестен), что позволяет судить о сборе нескольких урожаев баклажана в условиях муссонного климата Японии. Интересной особенностью культуры баклажана в этой стране является возможность выращивания его в горшечной культуре и способности хорошо плодоносить.

Также иконографический анализ позволил отметить, что баклажаны употребляли в пищу рыбы, что можно увидеть из картины Утагава Хиросигэ, (1797-1858), «Рыбы с цветущими баклажанами» и «Две ставриды и баклажаны».

Наличие большого количества образов баклажана в Японской живописи указывает на широкое распространение данной культуры и ее народно-хозяйственное значение.

65

На наш взгляд, к анализу видового разнообразия сельскохозяйственных растений можно полномасштабно привлекать визуальные базы данных на основе произведений искусства, как ресурс информации истории и археогенетики.

Список литературы

1. Каталог японских картин птиц и цветков [Электронный ресурс] URL: http://readercollection.com/catalog.html (дата обращения 16.01.2019)

2. Мамедов М. И. Культурный баклажан - происхождение, задачи селекции и генетические источники / М. И. Мамедов, О. Н. Пышная, В. М. Верба // Овощи России. 2009. - № 4 (6). - С. 27-33.

3. Синская Е.Н. Историческая география культурной флоры // Ленинград «Колос», 1969. - 480с.

4. Филов А. И. Баклажан - Solanum melongena L. // Культурная флора СССР. - М.-Л. : Сельхозгиз, 1958. - Т.20. - С. 292-364.

5. Цаценко Л. В. Изображение растений, как материал для анализа в генетике и селекции // Ламберт Академик Пресс. Германия, 2014. - 85c.

6. Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л. Образы растений в картинах художников как ресурс информации по истории агрономии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2015. - №9 (113). - С. 144155. - IDA [article ID]: 1131509012. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/12.pdf.

7. Цаценко Л.В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное состояние / Л. В. Цаценко, Н. П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2013. - №8 (092). С. 942-955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf,

8. Daunay M. C., Janick J. History and iconography of eggplant // Chronica Horticulturae. - 2007. - Т. 47. - №. 3. - С. 16-22.

9. Janick J., Paris H. S., Parrish D. C. Plant Iconography and art: source The Cucurbits of Mediterranean antiquity: identification of taxa from ancient images and descriptions // Annals of Botany, 2007. - № 100. -P. 1441-1457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.