Научная статья на тему 'Бакинский период в жизни и научном творчестве Пантелеймона Крестовича жузе'

Бакинский период в жизни и научном творчестве Пантелеймона Крестовича жузе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / БАКИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ИСЛАМ / RUSSIA / AZERBAIJAN / BAKU UNIVERSITY / ORIENTAL STUDIES / ARABIAN LANGUAGE / ISLAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Керимова Тамилла Сабир Кызы

Статья посвящена биографии и научному творчеству востоковеда Пантелеймона Крестовича Жузе (1871-1942). Сделана попытка показать основные заслуги ученого перед отечественным востоковедением и проследить бакинский период его жизненного пути. Рассматривается научно-педагогическая деятельность востоковеда в Казанской духовной академии, Казанском и Бакинском университетах, дана характеристика тех научных трудов автора, которые, несомненно, ставят забытое имя ученого в один ряд с выдающимися востоковедами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAKU’S PERIOD IN LIFE AND SCIENTIFIC HERITAGE OF PANTELEMON KRESTOVICH ZHUZE

The article is devoted to the biography and scientific work of the orientalist Pantelemon Krestovich Zhuze (1871-1942). Authors made an attempt to show the great services to oriental studies and track Baku’s period of vital way of this prominent scientist. Scientific and pedagogical activity of the orientalist in the Kazan clerical academy, the Kazan and Baku universities is considered, the characteristic of those scientific works which, undoubtedly, rank the forgotten name of the scientist with outstanding orientalists is given.

Текст научной работы на тему «Бакинский период в жизни и научном творчестве Пантелеймона Крестовича жузе»

УДК -378.12.004 (479.24)

КЕРИМОВА Т.С.

БАКИНСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ И НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПАНТЕЛЕЙМОНА КРЕСТОВИЧА ЖУЗЕ

Ключевые слова: Россия, Азербайджан, Бакинский университет, востоковедение, арабский язык, ислам

Статья посвящена биографии и научному творчеству востоковеда Пантелеймона Крестовича Жузе (1871-1942). Сделана попытка показать основные заслуги ученого перед отечественным востоковедением и проследить бакинский период его жизненного пути. Рассматривается научно-педагогическая деятельность востоковеда в Казанской духовной академии, Казанском и Бакинском университетах, дана характеристика тех научных трудов автора, которые, несомненно, ставят забытое имя ученого в один ряд с выдающимися востоковедами.

KERIMOVA, T.S.

BAKU'S PERIOD IN LIFE AND SCIENTIFIC HERITAGE OF PANTELEMON KRESTOVICH ZHUZE

Keywords: Russia, Azerbaijan, Baku university, oriental studies, Arabian language, islam.

The article is devoted to the biography and scientific work of the orientalist Pantelemon Krestovich Zhuze (1871-1942). Authors made an attempt to show the great services to oriental studies and track Baku's period of vital way of this prominent scientist. Scientific and pedagogical activity of the orientalist in the Kazan clerical academy, the Kazan and Baku universities is considered, the characteristic of those scientific works which, undoubtedly, rank the forgotten name of the scientist with outstanding orientalists is given.

За годы советской власти была упущена возможность полноценно заниматься исследованием жизненного пути многих выдающихся ученых недавнего прошлого. За последнее время, довольно интенсивного изучения их жизненного и творческого пути исследователями на постсоветском пространстве было сделано немало для воссоздания подлинного облика этих незаурядных и незаслуженно забытых ученых. Но все-таки драма истории и судеб людей предопределили глубину исторического забвения, и поэтому до сих пор многое в их жизни остается неизвестным.

Одним из таких незаслуженно забытых ученых, является - Пантелеймон Крестович Жузе (урожденный Бендали бин Салиба ал Джаузи) - известный

историк, востоковед, правовед, один из создателей азербайджанской школы советской арабистики. Временная дистанция уже определила непреходящее значение его научного наследия, составляющего уникальный вклад в историческое изучение Азербайджана.

Бакинские годы жизни П.К. Жузе принадлежат к числу наиболее не изученных в его биографии, выявить основные черты которой мы попытаемся по мере сил и обнаруженного материала.

Пантелеймон Жузе родился 20 июля 1871 г. в Иерусалиме, по происхождению араб, сирийский христианин. Он рос в религиозной семье, и ему с детства прививалась приверженность к христианским ценностям. Начальное образование получил в Иерусалиме, в школе монастыря Эльмусаллиба, где учился в течение 7 лет. Затем перешел в другой монастырь в г. Кифтин, где провел еще 4 года. Последующие несколько лет он обучался в Салониках, где в совершенстве овладел греческим языком. В 1886 г. с открытием в Назарете учительской семинарии П.К. Жузе поступает в это заведение. В качестве одного из лучших выпускников семинария он был удостоен стипендии Императорского Православного Палестинского Общества и в 1891 г. отправлен в Россию для продолжения духовного образования. Вначале П.К. Жузе учился три года в Вифанской духовной семинарии (Московская епархия), а затем в 1892-1895 гг. в Московской Духовной Академии. Именно здесь у него формируются научные интересы, и происходит переоценка жизненных приоритетов. Карьера священника его больше не увлекала. Он оставил эту мысль, так как разочаровался в русском духовенстве. В Московской духовной академии П. Жузе твердо и основательно решает посвятить свою жизнь науке, изучению истории и учению ислама. Он всерьез начинает заниматься переводческой деятельностью, изучает труды востоковедов России и Запада, собирает материалы по истории ближневосточных церквей [1].

В 1895 г. П.К. Жузе переехал в г. Казань и был принят в число студентов 4-го курса исторического отделения Казанской духовной академии, которую закончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно он слушал лекции на юридическом факультете (вольнослушателем). Завершив высшее духовное образование в 1899 г., защитил диссертацию на степень магистра богословия на тему - «Мутазилиты: речевое историческое исследование в исламе». Преподавал в Казанском университете (1911-1917). В 1914 г. получил степень доктора философии. В 1896-1920 гг. преподавал арабский и французский языки, мусульманское право, а с 1917 г. - историю народов Ближнего Востока в Казанском университете и в Северо-Восточном Археологическом институте [2].

К 1920 году, когда жизненный путь П.К. Жузе оказался связанным с Азербайджаном, он, пройдя сильную историческую и востоковедческую школу Казанского университета еще до Октябрьской революции, был уже сложившимся известным ученым, имея в своем научном активе немало

солидных публикаций. Казанская академическая среда сыграла решающую роль в формировании П.К. Жузе как ученого и человека. Здесь определились основные направления его научной деятельности, развернулся многогранный талант. П.К. Жузе был издан единственный в то время учебник русского языка для арабов (1898-1899), превратившийся сегодня в раритет. Он является автором и других работ, посвященных истории ислама, восточных областей Халифата, изданных в Казани: «Ислам и просвещение» (Казань, 1899), «Грузия в XVII столетии, по описанию антиохийского патриарха Макария» (Казань, 1905), «Мухаммед меккский и Мухаммед мединский» (Казань, 1906), «Из истории иерусалимской церкви» (Казань, 1910), а также целого ряда статей в «Православном Собеседнике» и «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества». Опубликовав множество книг, причем первоклассных и читаемых, П.К. Жузе создал «Полный русско-арабский словарь» в 2 частях, который был опубликован в Казани в 1903 г. Это издание до середины прошлого века оставалось единственным источником по изучению арабского языка в России, а также единственным пособием для арабов, живущих в России.

Давая оценку научно-исследовательской дореволюционной деятельности П.К. Жузе, академик И.Ю. Крачковский писал: «Более достойным кандидатом был палестинский араб П.К. Жузе, питомец Казанской высшей школы. Арабы, получившие образование в Казани, до первой Мировой войны не представляли редкости, в большинстве случаев впоследствии они возвращались на родину, но П.К. Жузе всю свою жизнь связал с Россией. В 1899 г. он защитил диссертацию об учении мутазилитов, которая благодаря хорошему знанию языка несколько возвышалась над обычным уровнем произведений казанской школы. Большой заслугой этого выпускника Казани явилось то, что он сумел самостоятельно преодолеть вредные тенденции специфической школы и, став после Октябрьской революции профессором нового университета в Баку, дал ряд ценных работ относительно арабских источников для истории Кавказа» [3].

В 1919 г. в Баку открылся Бакинский университет. Перед новым учебным заведением стояла остро проблема нехватки преподавателей. В 1920 году, по предложению председателя ЦИК Азербайджанской СССР С. Агамалиоглы, П.К. Жузе (вместе с другими профессорами - А.Д. Гуляевым и А.О. Маковель-ским) был приглашен на работу в Баку. В том же году - 21 сентября П.К. Жузе избран Советом Бакинского Университета профессором кафедры арабского языка и литературы и при содействии I съезда народов Востока 29 октября вместе с семьей переехал в Баку, чтобы остаться здесь навсегда [1, л. 4].

В голодные 1920-е годы Баку привлекал многих специалистов из России не только ради продолжения научной, педагогической или иного рода деятельности. Столица Азербайджана оставалась для многих островком спокойствия и относительного материального благополучия. Здесь можно было и заниматься любимым делом, и не чувствовать постоянно над головой дамоклов меч нужды и голода.

Как было отмечено выше, в Баку он приехал со своей большой семьей. Жена его - Людмила Лаврентьевна, в девичестве Зуева, происходила из купеческой семьи, была замечательной женщиной, создавшей вместе с мужем прекрасную атмосферу в доме. В дружной семье П. Жузе было семеро детей. Все они окончили Бакинский университет, впоследствии связав свою жизнь с наукой и в первое время, работая в различных научных учреждениях Баку. Старший сын Владимир стал крупным физиком, учеником и соратником академика А.Ф. Иоффе, внесшим огромный вклад в развитие науки о полупроводниках. Ему принадлежит одно из первых научных открытий, сделанных в нашей стране в этой отрасли физики. Дочь Тамара - стала известным химиком-нефтяником, Борис - заслуженным геологом, дочь Ольга -биологом, микологом. Рано скончавшаяся дочь Александра выбрала психологию, а погибший на фронте в 1941 г. сын Георгий - геологию.

В Баку начинается новый этап в жизни П.К. Жузе. С этого времени вся его научная и научно-организационная работа была связана с вузами и научными учреждениями республики. П.К. Жузе был крупным организатором педагогического процесса. Ему не раз приходилось организовывать факультеты и кафедры.

Именно с именем П.К. Жузе связана инициатива создания и организация Восточного факультета при Бакинском университете. 19 апреля 1921 г. на заседании историко-филологического факультета был заслушан доклад П.К. Жузе о создании Восточного факультета. На заседания были высказаны различные мнения. В частности, для реализации этого замысла предлагалось привлечь новые научные силы, создать библиотеку и музей востоковедения. Было принято также решение пригласить русских востоковедов, а также направить работников отделения в Египет, Турцию, Западную Европу для привлечения к работе в университете зарубежных востоковедов и закупки книг. Решение историко-филологического факультета было поддержано Народным комиссариатом просвещения (далее Наркомпрос) республики. В письме от 6 февраля 1922 г. ректору университета Наркомпрос высказал пожелание о принятии Советом университета всех мер к организации Восточного факультета. В связи с этим, Наркомпрос признавал нецелесообразным дальнейшее существование в Баку Института востоковедения и социальных наук, созданного в 1920 г. по решению I съезда народов Востока. Институт был срочно переведен в Москву [5].

На первом заседании организационного собрания Восточного факультета (далее - востфак - Т.К.), состоявшегося 12 апреля 1922 г. деканом факультета был избран П.К. Жузе, проработавший на этой должности до 1926 г. За время работы деканом он также временно исполнял обязанности ректора и проректора университета [1, л.4].

14 мая 1922 г. собрание факультета утвердило записку комиссии к проекту организации востфака. Было отмечено, что открытие востфака диктуется исключительно удачным положением Азербайджана, лежащего на

рубеже Ближнего и Среднего Востока, исторически связанного с народами Поволжья. «Востфак на перекрестке между СССР и Ближним Востоком, - писал П.К. Жузе в докладной записке в Главпрофобр Наркомпроса, - должен служить переводчиком культуры и социальных реформ в вышеуказанные страны (Персию, Турцию - Т.К.) и рассадником высокообразованных работников для них. Все эти задачи востфак сумеет осуществить, если он останется в Баку при АГУ и будет пользоваться вниманием как центра, так и местных властей» [6].

Восточный факультет недостаток научных сил старался восполнить путем приглашения специалистов из числа ученых, владеющих азербайджанским языком, а также путем привлечения на работу крупных ученых. [6] В 1923 г. П.К. Жузе был командирован Наркомпросом в Ленинград и Казань для приглашения новых профессоров для Восточного факультета [1, л.4].

К описываемому периоду Баку становится одним из крупных центров научной и культурной жизни страны. Не случайно именно в Баку проводились всесоюзные и международные съезды, конференции, здесь сделали первые шаги на поприще научной деятельности многие известные в будущем ученые. В 20-е годы прошлого столетия Баку приобрел настолько значительную известность в академическом мире всего Советского Союза, что в нем изъявляли свое согласие жить и работать многие известные представители интеллигенции. Многие ученые - представители различных национальностей (русские, поляки, украинцы, немцы, узбеки, татары, эстонцы, евреи, литовцы, шведы, арабы и др.), переехав в Баку, навсегда связали свою судьбу с судьбой азербайджанской науки. Они слились воедино с национальной интеллигенцией республики.

Вместе с представителями небольшой еще тогда по численности азербайджанской интеллигенции они прилагали неимоверные усилия, отдавая весь свой богатый опыт и талант делу организации первых вузов и научных учреждений, создания целых научных направлений и школ в Азербайджане, чтения лекций и оказания теоретической и практической помощи в организации научных изысканий, подготовки блестящей плеяды азербайджанских национальных научных кадров. Подготовленные ими специалисты впоследствии внесли достойный вклад в развитие важнейших направлений отечественной науки и техники, активно участвовали в социально-экономических и культурных преобразованиях республики [7].

Возглавив Восточный факультет, П.К. Жузе стал выдающимся лидером и организатором, объединившим старое и новое поколение востоковедческих кадров. Благодаря усилиям П.К. Жузе Восточный факультет стал одним из ведущих. Здесь читали лекции такие маститые ученые как: В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, А.Н. Самойлович, И.Ю. Крачковский, Н.Н. Поппе, И.И. Мещанинов, Р. Шор, Б.М. Данцинг, А.О. Маковельский, А.А. Ромаскевич, Б.В. Чобанзаде, Г.С. Губайдуллин, А.В. Багрий, Н.И. Ашмарин, А.Д. Гуляев, Е.А. Пахомов, Е. Зевакин, В.М. Зуммер. Отметим также таких турецких ученых как Ф.

Кепрюлюзаде, Исмаил Хикмет, Мухиддин бей, Фикрет бей, Хикмет бей. Сложились в это время и национальные кадры - А.З. Карадизаде, М. Ибрагимов, А.Б. Ахвердов, Дж. Нагиев, Г.Б. Шахтахтинский, Е.А. Акимов, И. Ахундзаде, А. Субханвердиханов, М. Мамедов, Г. Оруджалиев, Ю. Везиров, Ф. Шабанов, М. Байрамов и др.

Важно заметить, что к работе Восточного факультета был привлечен и Ибрагим Асадович Уаруар, уроженец Палестины, араб, приехавший в Баку из Киева в 1910 году. И.А. Уаруар был первым преподавателем арабского языка на Восточном факультете Азгосуниверситета. И.А.Уаруар - составитель учебника и хрестоматии по арабскому языку для студентов, переводчик различных рукописных работ с арабского на русский язык [7, с.77, 502-503].

По рекомендации П. Жузе на историко-филологический факультет университета был приглашен и Саид-Низами Абдуррахманов (Исмиханов), уроженец Египта, впоследствии - преподаватель арабского языка в аспирантуре Азербайджанского филиала АН СССР, переводчик в Союзе Писателей Азербайджана. С.Н. Абдуррахманов написал работу, посвященную истории арабской литературы [8].

Когда П.К. Жузе согласился покинуть Казанский университет и прибыл в Баку для организации университета, он, прежде всего, приступил к организации при востфаке большой восточной библиотеки - единственной во всем Южном Кавказе. Для этого в январе 1921 г. он был отправлен в научную командировку в Иран, а в 1924 г. - в Турцию. Отсюда он привез большое количество книг, арабских и персидских рукописей. На средства, выделенные правительством республики, им было приобретено для библиотеки более 2000 книг [6, с.50]. К концу 1920-х гг. библиотечные фонды Восточного факультета включали в себя уже более 1000 томов сочинений по Среднему и Ближнему Востоку, на многих восточных и европейских языках [6, с.107-108].

В университете П.К. Жузе проявил также и свои блестящие педагогические способности, неоднократно выступал с докладами, читал лекции. В своих лекциях по истории средних веков П.К. Жузе стремился не столько к систематическому изложению событий, сколько к ознакомлению студентов с существующими разнохарактерными источниками (археологическими, фольклорными, письменными, в том числе эпиграфическими и т.д.). В результате он приучал студентов к работе над первоисточниками.

В 1920-1928 гг. профессор П.К. Жузе возглавил кафедру «История народов Востока», где читал лекции по мусульманскому праву, исламоведению и мусульманской философии.

Пантелеймон Жузе стал деятельным и ценным работником во всех областях университетской жизни, едва налаживавшейся, преодолевавшей множество трудностей, обусловленных не только молодостью университета, но и царившей в республике разрухой. П.К. Жузе регулярно посещал заседания

факультета, Совета университета, научных ассоциаций, многочисленных комиссий, способствуя становлению и укреплению университета.

Университет поначалу занимал одно единственное здание. Причем часть площадей в нем была отведена под жилье обслуживающему персоналу и профессуре. С увеличением числа студентов, с прибытием новых преподавателей наступил кризис. Теснота не только мешала налаживанию жизни университета, но и тормозила самое его развитие. В данной связи, создается жилищная комиссия, одним из членов которой был избран П.К. Жузе. Вместе с известным поэтом, философом, профессором Вячеславом Ивановым от имени университета он составляет «Заявление» председателю Азревкома. Тогда же члены жилищной комиссии Секции научных работников профессора П. Жузе и Вяч. Иванов дважды посетили Наримана Нариманова с ходатайством об учреждении в доме №16 по Будаговской улице - бывшем доме Скобелева, первого отделения академического общежития. В докладе, сделанном учеными на заседании Совета объединенных ассоциаций университета, говорилось: «Председатель Азревкома отнесся очень сочувственно к этому, тотчас же положил резолюцию, и ходатайство было удовлетворено». Выразив благодарность Н. Нариманову, Комиссия обратилась с другим ходатайством об отводе под общежития домов азербайджанских миллионеров Мухтарова и Тагиева. Одновременно жилкомиссии приходилось ставить перед правительственными органами, кроме вопросов, ради которых она была создана, и некоторые другие: о пайках, пенсиях, курортном обеспечении, надбавках и т.д. [7, с. 131]

Многие годы П.К. Жузе состоял профессором Азербайджанского Педагогического института и Азербайджанского Политехнического института (1920-1927 гг.). На экономическом факультете последнего он занимал должность заведующего кафедрой мусульманского права, истории и этнографии Востока. Кроме того, здесь он вел также курс «Экономики Ближнего Востока» и состоял секретарем факультета. В 1937 г. читал лекции на курсах иностранных языков по исторической грамматике французского языка на тему «История французского языка» [2].

Много времени и энергии отдал он практическому участию в культурном строительстве в республике. При Наркомпросе Азербайджанской ССР 11 ноября 1920г. впервые была создана Комиссия по реформе азербайджанского алфавита. К работе этой комиссии были привлечены и видные ученые -востоковеды, преподаватели вузов республики. По приезде в Баку, в 1921 г. по поручению СНК и комиссара народного просвещения, П.К. Жузе также был привлечен к разработке нового тюркского алфавита на латинской графической основе. «На заседании коллегии Наркомпроса от 5 января 1921 г. профессору Бакинского государственного университета, известному арабисту П.К.Жузе было поручено переработать арабский алфавит» [9].

Приказом СНК от 21 декабря 1920 г. П.К. Жузе и двум другим профессорам было поручено организовать Политехнический институт, который

был открыт 1 января 1921 года. За выработку нового и первого алфавита на основе латинского алфавита для азербайджанского языка и за участие в организации Политехнического института ему была объявлена благодарность от Председателя Совнаркома и Наркомпроса. Особым постановлением от 10 июля 1921 г. факультета Общественных наук, историко-филологического факультета и педфака Азгосуниверситета магистр Казанского университета профессор П.К. Жузе без защиты диссертации был возведен в звание доктора арабского языка и словесности [1, л. 10].

9 ноября 1923 г. с созданием историко-этнографической секции Общества исследования и изучения Азербайджана, профессор П.К. Жузе был избран в состав историко-этнографической и юридической комиссий, где вел плодотворную научную и организаторскую деятельность. Профессорам П.К. Жузе, В.В. Удинцеву и Аскерову было поручено наметить программу работы юридической комиссии Общества, которая была создана в 1925 году. П.К. Жузе предложил изучение не только народного права и обычаев, но также шариата и особенностей советского права в Азербайджане. Он стремился проследить отражение в деятельности народных судов местных обычаев. На заседаниях комиссии П.К. Жузе отмечал, что «к этой новой для Общества работе нужно привлечь как научных, так и практических деятелей. В Азербайджане не существовало до сих пор ни одного общества юристов, где они могли бы обмениваться мнениями и делиться опытом. Появление такой организации, рассматривавшей теоретические вопросы юриспруденции, объединило бы всех юристов Азербайджана» [7, с.118].

Следует отметить и то, что очень много П.К. Жузе сделал для формирования арабского национального духа у палестинцев. Он вооружил своих братьев трудами, укрепляющих их славу и силу перед идеологическими выпадами тех, кто, вопреки историческим фактам, пытался представить историю ислама и арабской государственности как эпоху дремучего средневековья. П.К Жузе решительно опровергал тех, кто старался охарактеризовать появление и развитие великой мусульманской цивилизации как периферийное для мировой истории явление, имеющее мало общего с мировым историческим процессом. В 1924 и 1927-1928 гг. П.К. Жузе был командирован на Ближний Восток. В ходе поездки он посетил Палестину, Сирию, Иран, Ирак, Турцию, Грецию, Египет. П.К. Жузе стремился донести до арабской общественности, что основой для эффективной борьбы с затянувшимся европейским колониализмом, для достижения национальной независимости Палестины должно стать объединение всего палестино-арабского населения, несмотря на его религиозную и социальную неоднородность [10].

В результате этих посещений им была издана в 1928 г. в Иерусалиме самая значительная научная работа «Из истории идейных движений в исламе». Этот труд, вызвавший различные суждения в исламском мире, неоднократно переиздавался в арабских издательствах, а также был опубликован на английском языке. Однако он никогда не выходил в свет на русском. Данный

труд стал смелым вкладом в те исследования, которые предпринимались в палестинском обществе после падения турецкого господства, в период расцвета арабского национального самосознания. В нем П. Жузе подробно останавливался на движении Бабека, карматов, исмаилизме, говорил о том, что ислам есть не только религиозная идея, но и носитель определенных экономических и социальных традиций [11].

После реорганизации Общества Обследования и изучения Азербайджана важную роль в развитии востоковедения в республике сыграло созданное в 1929 г. Отделение «Советского и зарубежного Востока» Азербайджанского Государственного научно-исследовательского института (АзГНИИ). Профессор П.К. Жузе являлся научным сотрудником I разряда отдела «Советского и Зарубежного Востока», входил в состав секции Арабских стран, где изучались такие темы, как политические партии и группировки, народное образование современного Египта, Йемена, Сирии, Ирака, Туниса, Алжира Судана. На заседании Бюро Зарубежного Востока в 1929 г. был зачитан доклад П.К. Жузе «О своих впечатлениях от поездки по странам зарубежного Востока (В Персию и Турцию)». В 1930 г. АзГНИИ приступил к составлению труда по истории Азербайджана. К работе был привлечен и П.К. Жузе по теме «Религиозная идеология древней истории Азербайджана» [12].

Время становления П.К. Жузе как ученого совпало со сложным периодом перестройки науки и высшей школы в стране, в целом, и в республике - в частности. С одной стороны, перед учеными открылись новые возможности для работы. Научная атмосфера времен НЭПа была свободной, как никогда. Но с другой стороны, эпоха 1920-х и, особенно, 1930-х годов была очень тяжелой, порой трагической для судеб азербайджанского востоковедения. Университет не мог нормально работать из-за бесконечных реформ. Востоковедение приобретало прикладной характер и выводилось за пределы университета в созданные научные общества, институты, ячейки и т.д. Отношение властей к классическому исламоведению и исторической арабистике становилось все хуже. В 1928 г., в связи с закрытием востфака, П.К. Жузе был уволен из университета и отправлен на пенсию. Жузе проработал в Азгосуниверситете с перерывами с 1920 г. по 1937 г.

Востоковедение занимало большое место не только в преподавательской деятельности П.К. Жузе, но и в научной. В творчестве П.К. Жузе наиболее заметны знание и использование классических живых мусульманских языков и комплексные исследования памятников традиционной восточной письменности и материальной культуры. Он знал 16 языков: арабский, русский, французский, греческий, английский, немецкий, овладел старогреческим, латинским, староеврейским, ассирийским и др. языками. В своих работах он предстает одновременно и как историк, и как филолог, и как лингвист. Поэтому и отнесение той или иной его работы к определенной отрасли востоковедения в значительной мере условно.

В 1930-х гг. здоровье П.К. Жузе заметно ухудшилось, причиной тому явилась перенесенная им череда крупных нервных потрясений. В 1931 г. умирают жена Людмила и дочь Александра. В 1935 г. оказывается в административной ссылке, через два года - под арестом за «участие в антисоветской группе» старший сын Владимир [13]. Сердечное заболевание не позволило ученому принять участие в работе 2-й сессии Ассоциации арабистов СССР, проходившей 19-23 октября 1937 г. в Ленинграде при Институте востоковедения Академии наук СССР. П.К. Жузе был подготовлен доклад «Расселение арабских племен по Закавказью и дальнейшая их судьба». Хотя доклад бакинского профессора заслушан не был, но публикация тезисов доклада состоялась [14].

В 1937 г. П. Жузе уехал в Ессентуки, где некоторое время находился на лечении в санатории. Посещение здравницы пошло ученому на пользу [11]. Сравнительно тихая жизнь в Баку позволила П.К. Жузе вернуться к работе. В 1938 г. он был вновь был утвержден заведующим кафедрой «Средних веков» исторического факультета Азербайджанского Государственного Университета [1, л.4].

П.К. Жузе - многогранный специалист по арабским проблемам, непревзойденный знаток арабского языка, его грамматики. Поэтому он был приглашен в 1938 г. также в Азербайджанский филиал АН СССР (АзФАН) в Институт истории, где стал работать старшим научным сотрудником.

В последние годы жизни П.К. Жузе по поручению Азербайджанского государственного музея и Азербайджанского филиала АН СССР сосредоточил усилия на переводах и издании важнейших источников по истории Азербайджана периода арабского завоевания.

Самым большим достижением ученого является осуществление переводов рукописных арабских источников историков и географов ал Якуби «История», ат Табари «Сведения об Азербайджане и Армении», Баладзори «Книга завоевания стран», Йакута ал Хамави «Муджам ал-булдан» («Алфавитный перечень стран»), Ибн аль Асира «Тарих-аль-Камиль» («Полный свод истории)», Ибн-Мискавейха, Мухаммеда Несеви «Биография султана Джалаладдина Мангуберта» и др. Таким образом, благодаря профессиональным переводам Жузе арабоязычных сочинений, а также работ западноевропейских ученых, в научный оборот были введены ценнейшие источники по истории Азербайджана и христианства на Востоке.

П. Жузе является автором многих трудов по арабскому языковедению, истории арабов, истории и учению ислама, истории христианства, Ближнего Востока и средневекового Азербайджана. Некоторые его работы до сих пор являются единственными в освещении ряда интересных и важных явлений в мусульманской и христианской средневековой истории и культуре [15]. Ему принадлежит целая серия такого рода работ, а также справочного материала. Его исследования в этой области, как и другие публикации, выполненные с

большим знанием дела и тщательностью, и сегодня остаются важнейшими источниками по истории Азербайджана периода арабского завоевания.

В частности, таковыми являются: «Азербайджан под властью арабов VII-IX вв.», «Папак и папакизм (К истории коммунистического движения в Азербайджане в IX в. по Р.Х.)», «Появление на исторической сцене тюркской нации», «К вопросу о научной терминологии у современных арабов», «К выяснению значения слова «Тат», «Мутагаллибы в Закавказье в ГХ-Х вв.», «К истории феодализма в Закавказье», «Расселение арабских племен по Закавказью и дальнейшая их судьба», «Мазъядиты-шейбаниты в Азербайджане. Историко-биографический очерк», «Материалы по эпохе Низами (арабские авторы) из книги Мухаммеда Насеви «Биография султана Джалаладдина Мангуберта», «Арабские племена в Закавказье», «Религиозная идеология населения Азербайджана до начала XIX в.».

В статье «Диван лугати турки» (1926 г.) П.К. Жузе впервые упоминает о Словаре Махмуда Кашгари (первый его перевод был сделан Х.С. Ходжаевым). Ему принадлежит перевод анонимного арабского источника, посвященного описанию военных столкновений войск Джаро-Белоканского союза со своими противниками - «Хроника войн Джара в XVIII столетии» (редактором книги был В. Хулуфлу, а автором комметариев - Е.А. Пахомов).

В 30-е годы большая работа была проведена Институтом истории АзФАН над составлением краткого очерка истории Азербайджана. Эта работа производилась на основе многочисленных исторических материалов по истории Азербайджана. В создании работы участвовали П.К. Жузе, С. Казиев, И. Джафарзаде, Е.А. Пахомов, И.П. Петрушевский, Г.Г. Писаревский, З.И. Ямпольский, В.Н. Левиатов и т.д. В 1941 г., в самом начале войны, впервые историками республики на правах рукописи была издана научно-популярная работа - «Краткий очерк истории Азербайджана», которая в общих чертах освещала историю Азербайджана с древнейших времен до присоединения к России и явилась важным этапом по подготовке сводной работы по истории Азербайджана [7, с.189, 254].

Известный азербайджанский ученый, академик З.М. Буниятов в своей работе «Азербайджан в VII-XI вв.» отметил, что П.К. Жузе был в азербайджанской исторической науке первым ученым, который поставил вопрос об изучении проблемы расселения арабов в Азербайджане. Он отмечает, что арабы не стали покидать Азербайджан после усиления в Закавказье турок, а остались на местах и постепенно ассимилировались с местным населением [16].

Нужно также отметить, что многие из работ П.К. Жузе так и не были опубликованы и находятся в настоящее время в различных архивах города Баку. Некоторые потеряны безвозвратно. Надо отметить, что вышеперечисленные статьи, материалы, переводы источников были сделаны П.К. Жузе в конце 30-х годов XX века. Они легли в основу работ не только отечественных ученых-востоковедов, но и зарубежных ученых, исследовавших историю ислама, древнюю историю Южного Кавказа и т.д. Xочется верить и

надеяться, что хранящееся в архивах Баку наследие ученого будет опубликовано.

Со времени своего приезда в Баку и до последних лет жизни П.К. Жузе публиковал свои работы в «Известиях АГУ», «Известиях Общества обследования и изучения Азербайджана», «Известиях АзФАН СССР», писал статьи для Азербайджанской Советской Энциклопедии (около 50 статей). Им написано более 100 трудов по истории и востоковедению. Это были и специальные исследовательские статьи, и проблемные статьи, открывавшие научные дискуссии, и публикации новых источников, и переводы на русский язык важнейших древневосточных памятников, и обзоры состояния научных исследований по той или иной проблеме истории средневекового Азербайджана, и рецензии на книги, и сообщения и т.д.

Волна репрессий, обрушившаяся на страну в конце 30-40-х годов, не прошла мимо ученого. Опустошительный смерч арестов коснулся и Института Истории, Археологии и Этнографии Азербайджанского филиала АН СССР.

23 февраля 1940 г. П.К. Жузе был арестован органами НКВД Азербайджанской ССР в составе большой группы сотрудников института по так называемому делу № 12493 - «Делу ученых» [17].

Дело ученого начинается справкой, ордером на арест и ордером на обыск. В постановлении на арест говорится: «Характеризуется как реакционер, ненавистник большевиков... Будучи враждебно настроен к советской власти, работая в последнее время старшим научным сотрудником в Институте истории, археологии и этнографии АзФАН СССР, на ученом совете, и в своих работах, делал попытку протащить явно несоветские установки, заимствованные из буржуазных научных источников. Проходит по показаниям арестованных в 1937 г. Чобанзаде и Губайдуллина, как английский разведчик, участник националистической организации, занимавшийся шпионской деятельностью в пользу одного иностранного государства и участник контрреволюционной группировки среди научных работников. Характеризуется как реакционер, ненавистник большевиков. На основании вышесказанного, руководствуясь ст. 68 УК Азербайджанской ССР постановили Жузе П.К. подвергнуть аресту и по месту его жительства произвести обыск» [17].

Трудно себе представить, как «обрабатывали» Жузе, но на следующий же день после ареста его состояние резко ухудшилось. В медицинском освидетельствовании от 24 февраля 1940 г. П.К. Жузе был поставлен диагноз: «общий атеросклероз, кардиосклероз, блокада сердца». 27 февраля 1940 г. в заключении врача внутренней тюрьмы было отмечено: «По состоянию здоровья относится к тяжелым больным. Условия содержания в тюрьме и процесс допроса вредно отражаются на состоянии здоровья заключенного, ему необходим домашний покой. На состояние здоровья очень вредно может отразиться процесс допроса». 27 февраля 1940 г. было подписано постановление, в котором говорилось: «Ввиду того, что обвиняемый в

преклонном возрасте (70 лет) и находится в тяжелом болезненном состоянии, дело его временно приостановить». А 13 апреля 1940 года следователь следственной части АзНКВД, младший лейтенант Гнездов, рассмотрев следственное арестантское дело №11 по обвинению П.К. Жузе, установил: «После освобождения П.К. Жузе, прошло 50 дней, но состояние здоровье не улучшилось и болезнь его является хронической, а поэтому, руководствуясь ст. 201 УПК АзССР постановляю следствие прекратить и дело его сдать в архив 1-го Спецотдела АзНКВД». Наконец, 14 апреля 1940 г. П.К. Жузе был освобожден [17]. Тем не менее, после освобождения состояние здоровья П.К. Жузе продолжало ухудшаться, и 19 января 1942 года он скончался и был похоронен на православном кладбище Чемберикенд в Баку.

Изучение и пропаганда наследия профессора Пантелеймона Крестовича Жузе имеют не только историко-научное, но и общекультурное значение. Наследие ученого является ярким свидетельством формирования классического востоковедения в Азербайджане, которое в середине XX в. представляло взаимосвязанное комплексное гуманитарное университетское образование и академическую науку о Востоке. Медиевистика Азербайджана обязана П.К. Жузе постановкой целого ряда актуальных проблемы, в частности, изучения процессов расселения арабских племен в Закавказье, складывания феодальных отношений. Большое значение имел также перевод на русский язык важных арабских источников по истории средневекового Азербайджана. Многое из сделанного им в этом отношении уже вошло золотой фонд науки о прошлом Азербайджана. Труды ученого дали толчок к дальнейшим исследованиям. Все исследователи более позднего периода ссылались на его работы, переводы и черпали оттуда плодотворные идеи по истории Азербайджана периода арабского завоевания. П.К. Жузе заложил основу советской востоковедческой науки в Азербайджане, а его исследования, бесспорно, составляют эпоху в истории азербайджанского востоковедения XX столетия.

Сегодня мы можем говорить о наследии П.К. Жузе, которое объединяет историю и культуру народов Азербайджана, России и стран Ближнего Востока. Жизнь и судьба П.К. Жузе служили и могут служить сейчас дальнейшему сближению и взаимообогащению этих народов, решению сложных задач их социокультурного и даже политического развития.

Надеемся, что данная статья позволила чем-то восполнить знания о П.К. Жузе - замечательном ученом и человеке, любившем Азербайджан, отдавшем много сил отечественной науке, заботившемся о ее престиже, ее судьбе и нашедшем продолжение в лице своих учеников и соратников.

Литература и источники

1. Государственный архив Азербайджанской Республики (далее ГААР). Ф.1640. Оп.1. Д. 40 а. Л.16 (личное дело П.К.Жузе).

2. Керимова Т.С. Из истории востоковедения:Пантелеймон Крестович Жузе (1871-1942)// Тарих вя онун проблемляри. Хусуси бурахылыш. - 2009. - №3. -С.82-91.

3. Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики// Избр. соч. - Т.У. - М., 1958. - С.130.

4. ГААР. Ф.411. Оп.5. Д.124. Л.3; Атакишиев А. История Азербайджанского Государственного Университета. - Баку, 1989. - С.89.

5. ГААР. Ф.1640. Оп.1. Д. 27. Л. 173.

6. Маковельский. А.О. Азербайджанский Государственный университет им. Ленина. Первое десятилетие. 1919-1929. - Баку, 1930. - С.108.

7. Керимова Т. Из истории Национальной Академии наук Азербайджана. - Баку, 2005. - С.50.

8. Архив Бакинского Государственного Университета. Ф.1. Оп.18. Д. 54 (личное дело С.Н. Абдуррахманова).

9. Керимова Т.С. Первый Всесоюзный тюркологический съезд: История и современность. (К 80-летнему юбилею тюркологического съезда)// Тарих вя онун проблемляри. - 2006. - № 4. - С.127

10. Шауки Абу Халил, Фарда Асадов. Награда за службу науке и народу.// Элм. -1992. - 17 января. - С. 4

11. Хабибуллин М., Кострюков М. Пантелеймон Крестович Жузе: миссионер, историк и востоковед // Гасырлар авазы. - 2009. - №1.

12. Азербайджанский Государственный научно-исследовательский институт (АзГНИИ). (1929-1932). - Баку, 2009. - С. 192-193.

13. Владимир Пантелеймонович Жузе (1904-1933). Жизнь и научная деятельность. Очерки. - СПб. - 2004. - С. 8-9.

14. Вторая сессия Ассоциации арабистов. Резолюция, принятая на заседании 23 октября 1937. - Л., 1937. - С. 4, 25-26.

15. Кострюков М.А., Хабибуллин М.З. Пантелеймон Крестович Жузе (18701942): востоковед, исламовед и общественный деятель. - Казань, 2012. - 179.

16. Буниятов З.М. Азербайджан в У11-Х1 вв. - Баку, 1965. - С. 29.

17. Архив Министерства Национальной Безопасности Азербайджанской Республики, следственное дело № ПР 3234. Л.12 (дело П.К.Жузе).

КЕРИМОВА ТАМИЛЛА САБИР КЫЗЫ - доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник отдела «Современной истории Азербайджана» Института истории им.А.А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана. Республика Азербайджан, Баку (rukoazpr @ gmail.com) KERIMOVA TAMILLA SABIR KIZI - Doctor in History, senior researcher in the Department of the "Modern History of Azerbaijan", Institute of History A.A. Bakikhanov National Academy of Sciences. The Republic of Azerbaijan, Baku

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.