gs4 проблемы теории права ^d
D0l:10.24412/2076-1503-2021-7-56-59 СУББОТИН Юрий Викторович,
NIION: 2018-0076-7/21-006 старший преподаватель кафедры гуманитарных
MOSURED: 77/27-023-2021 -07-205 и социально-экономических дисциплин
юридического факультета Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,
г. Санкт-Петербург e-mail theopol@yandex.ru
ТАРАСОВА Юлия Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общетеоретических дисциплин юридического факультета Северо-Западного филиала ФГБОУВО «(Российский государственный университет правосудия»,
г. Санкт-Петербург e-mail arcada231@mail.ru
Б. СПИНОЗА ОБ ИДЕЕ «ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ГОСУДАРСТВОМ»
Аннотация. В статье с разных позиций рассматриваются важнейшие в современной философии идеи свободы воли и ее ограничения, в частности, в теории детерминизма. Вопросы, поднимаемые в работе, непосредственно имеют отношение к проявлению отношений индивидуумов к Божественной воле, как и к связи людей с государственными властными структурами, ограничивающими волеизъявления людей. Б. Спиноза соотносил материальное или природное - человеческие существа, общество, государство (причем общество часто отождествляется с государством) и духовное, проявляющееся в Божественном предвидении. Спиноза раскрыл механизм их взаимодействия. В этом проявляется актуальность темы для современного читателя. Целью данной работы является выяснение позиции Спинозы к идее ограничения свободы воли отдельных индивидуумов средствами государства. Используется метод сравнительно-исторического анализа с элементами сопоставления. В результате авторы приходят к мнению о том, что своеобразие раскрытия Спинозой идей соотношения свободы и государственного принуждения имело большое влияние на последующие философские воззрения Локка, Лейбница и других философов Нового времени и современности.
Ключевые слова: детерминизм, свобода воли, ограничения, государство, Божественная воля.
SUBBOTIN Yurij Victorovich,
senior lecturer of the Department of Humanitarian, Social and Economical Studies in Northern - Western Branch of Russian State University of Justice, Saint-Petersburg
TARASOVA Julia Nicolaevna,
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General Theoretical Studies in Northern - Western Branch of Russian State
University of Justice, Saint-Petersburg
B. SPINOZA ABOUT THE IDEA OF FREEDOM LIMITING
BY THE STATE
Annotation. The article is concerned in some very important problems in modern Philosophy which are known as the ideas of the theory of determinism: the idea of human freedom of will, the idea of limiting this freedom by the means of the state, the idea of connection Great God's will with
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
the everyday actions of people. B. Spinoza gave the explanation to the differences between natural dealing with human beings and spiritual based on Divine will. If people do not understand God's thought, they may limit in their freedom. The original analysis made by B. Spinoza was the main point of his theory of determinism. The article shows some achievements of the Holland scientist in the optimal progress of philosophical ideas not only in New time period but in modern conditions.
Key words: determinism, freedom of will, limits, state, God's will.
Spinoza gives a headstrong answer to the central question of political liberalism:how should the government deal with the plurality of worldviews? Spinoza's political liberalism is his answer to ideological pluralism.
«Спиноза дает оригинальный ответ на основной вопрос политического либерализма: как государству следует иметь дело с множеством мировых точек зрения? Политический либерализм Спинозы и есть его ответ на идеологический плюрализм».
В современных научных работах по истории, философии, психологии, социологии и других наук, направленных на формирование мировоззрения людей нашего времени, постоянно прослеживается идея неразрывного взаимодействия государства и индивидуумов - членов государства. Идея эта не нова, и в разные периоды истории человечества она проявлялась разработками то религиозных, то рационалистических воззрений о закономерностях развития природы и общества и их влиянии на существование отдельной личности.
В данной работе нас интересуют идеи хорошо известного голландского философа Нового времени Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 - 1677): идея детерминизма как причинно-следственной связи, согласно которой все происходящее в природе представляет собой непосредственный результат трансцендентной и бесконечной божественной воли (Deus sive Natura -Бог или Природа), кроме того, идея свободы воли, идея ограничения государством индивидуальной свободы.
В современной отечественной и зарубежной философской мысли, представленной, в частности, работами С.С. Соколова [3; 4], И.С. Кауфмана [1], Джозефа Даннера [7], Сары Эппелбаум [6], Эрики Такер [12], Христофера Скиффа [10], утвердилось мнение о том, что идея ограничения свободы Спинозы сложилось под непосредственным влиянием теоретических высказываний французского философа Рене Декарта (1596-1650) и английского философа Томаса Гоббса (15881679), однако проявилась эта идея в весьма ори-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
(Law, Order and Freedom: A Historical Introduction to Legal Philosophy) [8, 134]
гинальном виде. Например, Эрика Такер прямо утверждает, что теории правосудия Спинозы, теория «свободного государства» заимствованы у Т. Гоббса [12, с. 1034].
Идея свободы у Спинозы
Известный философ Бертран Рассел в своей книге «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней» утверждал, что Б. Спиноза вообще не признавал идею свободы воли: «Индивидуальные души и отдельные части материи, согласно Спинозе, имеют характер прилагательных; они не являются вещами, а просто аспектами божественного Существа... Конечные вещи определяются своими физическими или логическими границами - иными словами, тем, чем они не являются: "Всякое определение есть отрицание". Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Это учение... тесно связано с полным отрицанием свободы воли Спинозой» [2, с. 380, 381]. Однако большинство современных философов с этим не согласны. Спиноза не отрицал существование свободы как универсального понятия. Спиноза считал, что человек свободен по-настоящему как личность, когда выполняет свое предназначение. Если же человек подчиняется только своим желаниям, он становится зависим от аффектов, и в таком случае нет никакой свободы воли. Ван
Дорен считает, что «в системе Спинозы нет места морали, которая всегда связывает существование именно с идеей «свободы как необходимости» ("free necessity"). Его доктрина лежит как в сфере Божьего закона и потому относится к вере, так и в области действия человеческих законов, утверждающих идею «ограниченной свободы» ("constrained necessity"), которая относится к деятельности человека, а следовательно, опирается на разум» [8, с. 260, 261].
Спиноза полагал, что в природе произошло бессистемное смешение разнородных сил, поэтому главное действие божественного разума связано с необходимостью разделить и привести в порядок эти силы, поскольку после разделения и приведения в порядок силы образуют новый мир. Каждый индивидуум содержит в себе два начала: темное, которое включает своеволие, слепую неконтролируемую волю, опирающуюся на инстинкт, и светлое начало - разум, который представляет собой универсальную (всеобщую) волю, которая может подчинять своеволие себе на пользу как простое орудие. Эти два начала в живых существах слиты воедино, и всегда частная воля подчинена всеобщей воле. В материальном мире индивидуальная воля бессознательно подчинена как орудие всеобщей воле, но уже в человеке частная воля сознательно и полностью преобразуется в универсальную волю. Частная и универсальная воли совпадают в человеке, из них возникает единое целое, т.е. некое единство этих двух начал. Но в человеке эти начала могут разделиться на добро и зло. Бог есть добро, а в человеке может проявляться зло. Таким образом, воля человека может вырабатывать и желания, и вожделения. Именно в проявлении вожделений и прекращает свое действие свобода человеческой воли, и наступает полное безволие.
Ограничение государством свободы человека
Зло проявляется в дисгармонии, нарушении единства в стремлении к внешнему выражению, а это ведет к нарушению законов, установленных в обществе для соблюдения гармонии, к правонарушению, т.к. проявляется в публичном презрении к интересам коллектива, в нарушении установленного общественного порядка. В природе человека с самого рождения коренятся зловредные наклонности, стремление к девиантному поведению.
Спиноза определил свою позицию к недостойному поведению: «награда добродетели есть сама добродетель, а кара глупости и бессилия -сама глупость и, наконец, что всякий должен любить своего ближнего и повиноваться предписаниям высшей власти. Человек предпочел бы отдаться влечению своих страстей, если бы только не сдерживался страхом наказания! От
дурных дел он воздерживается, следовательно, как раб, - недобровольно, нетвердо и нерешительно» [5, с. 480]. Спиноза настаивал на том, что, помимо божественного наказания за свершенные преступления, человек может быть строго наказан государством как властным органом, отстаивающим интересы светского общества.
Бог осуществляет свою власть через людей, следовательно, верховные власти должны быть истолкователями божественной воли посредством законов. Это свое мнение Спиноза обосновывал следующим образом: «Если я покажу теперь, что справедливость и любовь могут получить силу права и заповеди только на основании государственного права, то легко заключу из этого (так как государственное право находится в руках только верховных властей), что религия получает силу права только вследствие решения тех, которые обладают правом повелевать... По этой причине в естественном состоянии мы не могли представить ни греха, ни Бога как судью, карающего людей за грехи, но представляли, что все происходит по всеобщим законам всего мироздания ...» [5, с. 486].
В диссертации Стивена Барбона [7, с. 153] подсчитано, что Спиноза обращался к идее уголовного наказания как проявления воли публичной власти восемь раз: один раз - в «Этике», дважды - в «Политическом трактате» и пять раз -в «Богословско-политическом трактате». Более того Спиноза открыто заявлял, что «верховные власти по праву могут управлять самым жестоким образом и приговаривать граждан к смертной казни за самые незначительные дела» [summas potestates iure posse violentissime regnare et cives levissimis de causis ad necem ducere (TTP 20/2) [11, с. 305]. Положение о необходимости наказания Спиноза подкреплял теоретическим обоснованием законности применения государством крайних мер наказания опасных для общества граждан. У правонарушителей были от природы вредоносные наклонности, т.к. злое начало в этом человеке доминировало над добрым. Поэтому государство можно и следует оправдать, когда оно уничтожает тех, кто принес вред другим членам общества. Но верховные власти должны не столько наказать или уничтожить преступников, сколько предотвратить свершение самого преступления. Пусть эти люди опасны, но они являются частью общества. Этих людей можно изолировать от общества (изоляция - это и есть самое тяжелое наказание, так в ней есть и кара небесная, т.к. человек, постоянно вспоминая о преступлении, несет возмездие за содеянное в себе самом, и элементы светского уголовного наказания), но не казнить. Государство, во-первых, должно создать такую среду, куда следует помещать преступников
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
(тюрьмы, каторгу, гетто и др.), а во-вторых, должно применять превентивные меры по предупреждению развития у личностей, имеющих от природы деструктивные наклонности, преступного поведения.
Смертную казнь или изоляцию заслуживают только те, чья природа «несвойственна людям». Эти люди, как животные, живут чувствами, инстинктами, а не разумом. Если государственные власти будут, вынося решение о наказании, следовать чувству мести, то они будут поступать неразумно, как животные, а следовательно, недалеко уйдут от преступников.
С одной стороны, признавая за государством такую карательную функцию, как применение системы уголовных наказаний, с другой - Спиноза отказывает государственной власти, применяющей эту функцию в «разумности», т.к. она, по Спинозе, противоречит естественному праву.
Таким образом, согласно мнению Спинозы, государство должно лишь следовать Божественной воле, которая проявляется во всеобщих законах природы. В этом случае «кара небесная» совпадет по смыслу с государственным наказанием.
Список литературы:
[1] Кауфман И.С. Порядок бытия и мышления в системе Спинозы. автореф. дис. ... канд. философ. наук. - СПб., 2000.
[2] Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2001.
[3] Соколов В.В. Спиноза II История диалектики XVI-XVIII вв. - М., 1974.
[4] Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. - М., 1964.
[5] Спиноза Б. Соч. - СПб., 1999. - Т. 2.
[6] Applebaum S.T. Freedom and Determinism in SPINOZA'S ETHICS. A Thesis (unpublished diss). - Guelph, Canada: Heritage Branch, 2006.
[7] Barbone S. Spinoza on Community, Affectivity, and Life Values. - Milwaukee, Wisconsin, 1997.
[8] Doren van Ch. The Idea of Freedom II The Great Ideas Today. - NY., 1973.
[9] Dunner J. Baruch Spinoza and Western Democracy. An Interpretation of his Philosophical, Religious and Political Thought. - NY., 1955.
[10] Law, Order and Freedom: A Historical Introduction to Legal Philosophy / ed. C. Maris, F. Jacobs. - London: Springer, 2011.
[11] Levene N.K. Spinoza and the Dawn of Enlightenment: Reason, Interpretation, and Politics in the Early Modern West. - Cambridge, 2000.
[12] Skeaff Ch. "Citizen Jurisprudence" and the people's power in Spinoza // Contemporary Political Theory. - 2013. - Vol. 12.
[13] The Collected Works of Spinoza / ed. E. Curley. - Princeton, 1985.
[14] Tucker E. Spinoza's Theory of Justice. -Pomona, USA: Cal Poly Pomona: Springer, 2011.
Spisok literatury:
[1] Kaufman I.S. Poryadok bytiya i myshleniya v sisteme Spinozy. avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk.
- SPb., 2000.
[2] Rassel B. Istoriya zapadnoj filosofii i ee svyazi s politicheskimi i social'nymi usloviyami ot anti-chnosti do nashih dnej. - Novosibirsk: Sibirskoe uni-versitetskoe izd-vo, 2001.
[3] Sokolov V.V. Spinoza // Istoriya dialektiki XVI-XVIII vv. - M., 1974.
[4] Sokolov V.V. Filosofiya Spinozy i sovremen-nost'. - M., 1964.
[5] Spinoza B. Soch. - SPb., 1999. - T. 2.
[6] Applebaum S.T. Freedom and Determinism in SPINOZA'S ETHICS. A Thesis (unpublished diss).
- Guelph, Canada: Heritage Branch, 2006.
[7] Barbone S. Spinoza on Community, Affectivity, and Life Values. - Milwaukee, Wisconsin, 1997.
[8] Doren van Ch. The Idea of Freedom // The Great Ideas Today. - NY., 1973.
[9] Dunner J. Baruch Spinoza and Western Democracy. An Interpretation of his Philosophical, Religious and Political Thought. - NY., 1955.
[10] Law, Order and Freedom: A Historical Introduction to Legal Philosophy / ed. C. Maris, F. Jacobs.
- London: Springer, 2011.
[11] Levene N.K. Spinoza and the Dawn of Enlightenment: Reason, Interpretation, and Politics in the Early Modern West. - Cambridge, 2000.
[12] Skeaff Ch. "Citizen Jurisprudence" and the people's power in Spinoza // Contemporary Political Theory. - 2013. - Vol. 12.
[13] The Collected Works of Spinoza / ed. E. Curley. - Princeton, 1985.
[14] Tucker E. Spinoza's Theory of Justice. -Pomona, USA: Cal Poly Pomona: Springer, 2011.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021