Научная статья на тему 'Б. Н. Чичерин как общественный деятель'

Б. Н. Чичерин как общественный деятель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1007
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокорев Александр Степанович

In article it is emphasized, that B.N. Tchitcherin is not only the oustanding scientist of the second half-fault of 19 centuries, but also the outstanding politician actively influencing for a political life of the country, using thus personal communications with influential people, a tribune of a zemstvo and Moscow city heads.The author analyzes Tchitcherin's role in a political life of Russia of second half of 19 centuries.The reader can familiarize with B.N. Tchitcherin's made by him on May, 16, 1883 on celebrations speech, connected with crowning Alexander of the third.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Б. Н. Чичерин как общественный деятель»

Б.Н. ЧИЧЕРИН КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

А.С. Кокорев

Kokorev A.S. In article it is emphasized, that B.N. Tchitcherin is not only the oustanding scientist of the second half-fault of 19 centuries, but also the outstanding politician actively influencing for a political life of the country, using thus personal communications with influential people, a tribune of a zemstvo and Moscow city heads.

The author analyzes Tchitcherin's role in a political life of Russia of second half of 19 centuries.

The reader can familiarize with B.N. Tchitcherin's made by him on May, 16, 1883 on celebrations speech, connected with crowning Alexander of the third.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) вошел в историю России не только как выдающийся ученый, автор таких капитальных трудов как: «История политических учений», «Курс государственной науки», «Собственность и государство», «Наука и религия», «Философия права», написанных в своем имении Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии, но и как видный общественный деятель. Попытки влиять на развитие общественной мысли России предпринимались им постоянно. После окончания Московского университета в 1849 году и блестящей защиты магистерской диссертации «Областные учреждения России в XVII веке»

Чичерин заявляет о себе серией политически актуальных и проблемных статей: «Восточный вопрос с русской точки зрения», «Об аристократии, в особенности русской», «Священный союз и австрийская политика».

Принципиальной была и статья «Современные задачи русской жизни» (1855), опубликованная в «Голосах из России» А.И. Герцена, где впервые открыто провозглашалась программа отечественного либерализма, духовного и социального раскрепощения российского общества.

В 1861 году Чичерин избран профессором по кафедре государственного права Московского университета, где проработал до 1868 года, подав в отставку вместе с рядом коллег в знак протеста против нарушения университетским руководством прав их избрания по конкурсу.

Дело обстояло следующим образом. Во время очередных профессорских выборов в Московском университете несколько «глупых и бездарных» профессоров были забаллотированы, а заинтересованный в этих профессорах ректор С.И. Баршев попытался «переиграть» выборы. Чичерин вместе с либеральной профессурой (С.М. Соловьевым, И.К. Бабстом, С.А. Рачинским, М.К. Капустиным) выступил за соблюдение университетского устава. Поскольку министерство народного просвещения поддержало ректора, Чичерин счел себя оскорбленным и подал в отставку, несмотря на личную просьбу Александра II остаться в университете.

С этого времени начинается плодотворная научная работа Чичерина в его родовом имении - селе Караул Тамбовской губернии.

Важным событием в жизни Чичерина было его приглашение в 1862 году для чтения лекций по государственному праву на-

следнику престола Николаю Александровичу, сыну царя Александра II.

В 1864-1865 годах он сопровождает наследника в путешествии по Западной Европе, где тот заболел и умер. Надеждам, которые возлагали Чичерин и русская либеральная интеллигенция на будущее правление Николая Александровича, не суждено было сбыться.

Мысли о реальном влиянии на политическую власть не покидали его в течение всей жизни. Об этом говорит следующий факт. В то время в Московском университете происходили студенческие волнения, которые мешали нормальному учебному процессу. Чичерин сразу же заявил о себе как о стороннике самой решительной борьбы с «беспорядками», призывая отказаться от «заигрываний» со студентами и твердой рукой навести порядок в университете, возложив ответственность не только на студентов, но и на университетское руководство и министра просвещения Е.В. Путятина. К чести Чичерина надо отметить, что «движения» в сторону престола он совершал постольку, поскольку они отвечали его надеждам на возможность мирного и благотворного взаимовлияния «разумных общественных элементов» и власти. Свою независимость и чувство собственного достоинства Чичерин оберегал при этом весьма решительно. Эта позиция ученого получила широкую известность не только в обществе, но и в высших сферах. В письмах к служившему в министерстве иностранных дел брату Чичерин подробно излагал свое мнение. В.Н. Чичерин передал их А.М. Горчакову, а тот другим влиятельным лицам вплоть до самого царя. «Ты не можешь себе представить, - писал брат ученому, - какой эффект произвело твое письмо. От Горчакова оно ходило к Михаилу Николаевичу и другим властям и переписано для государя...Ты имеешь репутацию одного из самых передовых людей, и из твоих уст слышать, что необходима крепкая власть, Горчакову очень драгоценно. Он формально поручил мне тебя благодарить за доставленные сведения и сказать тебе, что он с содержанием письма вполне согласен. «Либеральные меры и сильная власть - это, говорил Горчаков, - тема, которую я всегда проповедовал» [1].

Научная деятельность не помешала Чичерину участвовать в политической и хозяйственной деятельности. Он напряжено тру-148

дится в земских органах Кирсановского уезда Тамбовской губернии, принося конкретным трудом пользу обществу.

Тамбовское губернское собрание избрало его членом комиссии по реформе местного самоуправления, и его мнение по данному вопросу было изложено в записке членам собрания, где отмечалось: «Земство приобрело самостоятельность и ведет предоставленные дела настолько успешно, насколько позволяют ему его силы и средства... Оно чинит дороги, строит мосты, ведет подворную повинность, заводит больницы, нанимает докторов, управляет своими богоугодными заведениями, сиротскими домами, фельдшерскими школами и тому подобное без всякого препятствия со стороны кого бы то ни было... Единственное затруднение, которое оно иногда встречает, состоит в недостатке денег. Подати, как государственные, так и земские, взыскиваются не земством; понуждение исходит от правительственных агентов, причем нередко взносы за счет земства обращаются на пополнение государственных податей, а земские сборы остаются в недоимке».

Б.Н. Чичерин внес большой вклад в укрепление земства в Тамбовской губернии. С его мнением считались, к нему прислушивались, зная его принципиальность, неподкупность, его образованность. Он принимал деятельное участие в строительстве железной дороги Москва - Саратов, которая прошла через Тамбов, включив его в железнодорожную сеть России.

Самым ответственным его постом была должность Московского городского головы, на которую его избрали в 1881 году. Чичерин успел немало сделать для улучшения жизни москвичей и совершенствования органов городского управления. Много позже он писал в своих «Воспоминаниях»: «В доме графа Шереметева, на Воздвиженке, который в то время нанимался городским управлением, у главы не было даже отдельного кабинета. Ему был предоставлен только маленький столик в углу залы, где заседала Управа, под образами, как называли это место. Сюда с самого утра стекались всякого рода просители и деловые люди». И это не мешало решать серьезные вопросы городского хозяйства, ежедневные текущие дела. Постоянного внимания требовали школы и больницы, ремонт зданий, дороги, мостовые, канализация,

освещение улиц, снабжение населения водой. Большое внимание Б.Н. Чичерин уделял развитию местного самоуправления (о котором в наши дни мы столько говорим), считая необходимым добиваться «живого участия» в нем «всех общественных сил». Городской голова был убежден, что «общество вправе ожидать от своих членов, чтобы они часть своего досуга, а когда нужно и своего рабочего времени, посвящали общественному делу». Говоря об этом в Думе, Чичерин подчеркивал, что «придет время, когда само правительство, видя в нас не элементы брожения, а охрану порядка, почувствуют потребность расширить тесный круг местного самоуправления и ввести общественное начало в общий строй русской государственной жизни». Борис Николаевич отстаивал «необходимость радикального обновления Государственного совета приобщением к нему свежих элементов, без содействия которых правильное и всестороннее обсуждение государственных вопросов представляется едва ли возможным». Вместе с тем деятельность либерального политика не всем была по нраву и в первую очередь тем, кто хотел бы видеть на этом посту человека, заботящегося не столько о реформах, сколько о возврате к дореформенной России. Влиятельные противники сделали все для того, чтобы дискредитировать нового городского голову. В результате был использован повод - выступление Чичерина на торжествах по случаю коронации императора Александра III, для того чтобы отстранить Бориса Николаевича от должности.

Вполне благонамеренная речь, о чем может судить читатель, содержащая предложение по развитию общественной самодеятельности и земского движения, была истолкована и преподнесена противниками Чичерина Александру III как призыв к созданию конституционного строя в стране.

Эффект был неожиданным для многих, включая самого Чичерина. Все редакции газет на следующее утро получили предписание не печатать речь московского городского головы. Самому Борису Николаевичу пришло письмо от московского генерал-губернатора В.А. Долгорукого: «Милостивый государь Борис Николаевич! Письмом от 23 сего июля за № 526 министр внутренних дел уведомил меня, что государь император, находя образ действия доктора права Чиче-

рина не соответствующим занимаемому им месту, соизволил выразить желание, чтобы он оставил должность московского государственного головы» [2].

Очевидно, что сам по себе факт отстранения Чичерина от занимаемой должности отразил существовавшее в тогдашнем обществе взаимонепонимание конструктивных сил реформаторской России и верховной власти, а также некоторый откат от либеральных реформ, проводимых сверху. Вместе с тем городская дума объявила благодарность Чичерину за работу на посту городского головы и обратилась к императору с просьбой утвердить присвоенное Чичерину звание почетного гражданина города Москвы.

Чичерин в течение десяти лет продолжал работать в думе в качестве депутата.

Сам Чичерин обратился к царю с письмом, разъясняющим его позицию, однако не был удостоен ответа. В одном из писем к своему тамбовскому соседу Н.И. Кривцову Чичерин писал: «Когда правительство не дорожит просвещенными людьми, не старается привлечь их к себе и удержать их, щадя даже слабые их стороны, государство лишается лучших своих слуг. Они уходят в частную жизнь и там оставляют по себе след, невидимый, но иногда не менее плодотворный».

Несмотря на бесспорное дарование и принадлежность к российскому истеблишменту, общественная судьба Б.Н. Чичерина складывалась трудно и противоречиво. Его попытки действовать на общероссийской арене, влиять на выработку правительственного курса раз за разом заканчивались неудачей.

Философ Е.Н. Трубецкой полагал, что политическая карьера Бориса Николаевича и не могла быть иной. Человек он был прямой и довольно резкий в общении, даже ношение ордена - «этой вывески человеческой пошлости» - считал компромиссом с совестью. «Малейший внешний знак зависимости от кого бы то ни было казался ему невыносимым, - вспоминал философ. - С таким духовным складом на государственной службе. Не служат и в лучшие времена, чем тогдашние» [3].

Так политическая обстановка в той России и личные качества Бориса Николаевича не позволили ему полностью реализовать себя в политике.

РЕЧЬ Б.Н. ЧИЧЕРИНА 16 МАЯ 1883 ГОДА

Прежде всего, считаю долгом поблагодарить вас от души за ту высокую честь, которую вы мне оказали, пригласив меня сюда своим гостем. Я этим обязан, конечно, не себе, а тому, что я состою представителем Москвы. Вы хотели почтить древнюю столицу, в которой все мы, русские люди, видим нравственное средоточие русской жизни. Как представитель Москвы, приношу вам глубокую благодарность и смею уверить, что если русские города чувствуют свою живую связь с Москвою, то и Москва не менее живо чувствует такую же связь со всеми частями своего государства. Москва перестала быть местопребыванием высшего управления, но она осталась главою русских городов. Москва даже более чем город; Москва - это все истинно русское, принимая это слово не в смысле узкой и исключительной национальности, как иногда его понимают, а как начало широкое, всеобъемлющее, способное все в себя воспринять.

Я счастлив тем, что мне довелось быть представителем Москвы в эти торжественные дни, когда со всех сторон стеклись в нее русские люди для всенародного празднества. Не могу выразить того глубокого и отрадного чувства, которое возбуждает во мне нынешнее наше собрание. В нем есть что-то ободряющее и возвышающее душу. Я вижу перед собою представителей русских городов, пришедших сюда с противоположных концов Русской земли, из Перми, из Тавриды, из Риги, из Астрахани, из дальних городов Сибири. Что же знаменует это собрание? Вынесем ли мы отсюда только воспоминание тех торжеств, в которых нам довелось быть участниками, или среди нас, как искра, зародится живая мысль, способная служить на общую пользу, и мы вынесем отсюда теплое чувство, которое останется для нас связью благоприятного времени, когда нам удастся осилить удручающее нас зло. Сумеем ли мы это сделать?

Всем нам, мм. гг., известно, что это зло само по себе не так страшно, как оно кажется по своим последствиям. Та партия, которая производит всю эту смуту, весьма немногочисленна. Она вербуется из недоучившейся молодежи, сбитой с толку и развращенной нелепыми учениями. Что же дает ей силу? Единственно то, что она дисциплинирована, 150

между тем как все остальное разрознено и разобщено. Одно правительство, очевидно, не в состоянии справиться с этою задачею. Оно может действовать только внешними средствами, а внешние средства бессильны против внутренней болезни: тут необходимо воздействие самого организма; нужно содействие общества. Возможность этого содействия существует; начало ему положено в великих преобразованиях прошедшего царствования. По всей Русской земле созданы самостоятельные центры жизни и деятельности. Эти учреждения нам дороги; мы видим в них будущность России. Но все это разрознено, а потому бессильно. Петр Великий любил сравнивать тогдашнюю Россию с «рассыпанною храминою, требующей руки зодчего». Нынешняя, обновленная Россия тоже подобна рассыпанной храмине, но в отличие от прежней тут требуется не одна рука зодчего: надобно, чтобы сами камни стремились сложиться в стройное здание. Старая Россия была крепостная, и все материалы были страдательными орудиями в руках мастера; нынешняя Россия - свободная, а от свободных людей требуется собственная инициатива и самодеятельность. Без общественной самодеятельности все преобразования прошедшего царствования не имеют смысла. Мы по собственному почину должны сомкнуть ряды против врагов общественного порядка. А для этого необходимо, прежде всего, чтобы люди узнали друг друга, чтобы они обменялись мыслями, чтобы они протянули друг другу руку. Вот этому-то и может служить нынешнее наше собрание; в этом смысле я говорю, что оно может сделаться началом единения земских людей.

Пройдет немного дней - и все мы вновь рассеемся по всем концам нашего обширного отечества. Но если мы унесем отсюда сознание общей связи и потребность совокупной деятельности, ваше собрание не исчезнет бесследно. Дух, мм. гг., не знает границ, он связывает людей, разделенных тысячами верст, в одно живое, органическое целое.

Таковы наши стремления, таковы наши мечты. Враги свободных учреждений, те, которые видят единственное спасение в голом начале власти, могут усмотреть в них опасность, пожалуй, увидят в этом нечто революционное. Мы можем равнодушно взирать на эти нарекания. Мы знаем, что нас воодушевляет одно доброе общее чувство,

которое служит нам связью и которому мы готовы жертвовать, всем. Мы не становимся в оппозиционное отношение к правительству -мы не требуем себе прав. Мы спокойно ожидаем, когда сама власть признает необходимым наше содействие; но когда этот зов последует - он не должен застигнуть нас врасплох: мы должны быть готовы. И мы можем быть уверены, мм. гг., что пора этого зова не слишком отдаленная.

Ни внутреннее положение России, ни положение Европы не обещают нам периода долгого мира. Могут настать грозные времена, которые потребуют напряжения всех сил земли русской. Но если эти времена застанут нас соединенными, нам нечего опасаться. Крепкая единодушием своих сынов Россия

выдержит все бури, так же как она выдерживала досель все постигавшие ее испытания. И она явит миру новые силы духа, не только те, которые возбуждаются действием сверху, но и те, которые вызываются в народе внутренним, живым движением свободы.

Мм. гг., я поднимаю бокал за единение всех земских сил для блага отечества!

1. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина: Московский университет. М., 1929. С. 25.

2. Воспоминания Б.Н. Чичерина. Вып. 4. Земство и Московская дума. М., 1934. С. 242.

3. Трубецкой Е.Н. Воспоминания. София, 1921. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.