ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES
Вестник Челябинского государственного университета.
2021. № 3 (449). Экономические науки. Вып. 72. С. 143—149.
УДК 334.02 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10316
ББК 65.290.2
АЗИАТСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Е. С. Силова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрены вопросы развития корпоративной социальной ответственности в азиатских странах. Корпоративная социальная ответственность (КСО) тесно связана с идеологией компании, ее ценностями и миссией, приверженность принципам КСО означает, что компания работает не только ради прибыли, но и для внесения определенного вклада в общество, такая компания заботится о своей репутации, безопасности и защите окружающей среды, правах своих сотрудников и потребителей. В настоящее время тема развития данного института в мире становится все более популярной. И общество, и государство ждут от корпораций не только выполнения маркетинговых и экономических функций. В рамках статьи рассмотрен опыт развития корпоративной социальной ответственности на примере трех азиатских стран — Японии, Вьетнама и Китая. Выявлены особенности реализации корпоративной социальной ответственности в этих странах. Также проанализированы возможности применения данного опыта в России.
Ключевые слова: корпорация, институт, корпоративная социальная ответственность.
Тема представленного исследования в современном мире является чрезвычайно актуальной. В современной рыночной экономике корпоративная социальная ответственность становится важным институтом развития и рассматривается как фактор конкурентоспособности компаний, результат их активных действий во внешней среде. Тема КСО становится приоритетной с конца прошлого века, корпорации начинают решать все больше разнообразных социальных задач, можно сказать, что финансовые цели и максимизация прибыли перестают быть центральными для крупных корпоративных образований. Национальные модели корпоративной социальной ответственности имеют свои особенности, так как формируются в различных исторических и экономических условиях. Изучение специфики модели корпоративной социальной ответственности в странах Азии, на наш взгляд, является важным для нашей страны. Сегодня мы видим, что идет курс на сближение в экономическом плане со странами Азии, в том числе с Китаем, Вьетнамом, Кореей. Знание и понимание особенностей их моделей корпоративной социальной ответственности может позволить заимствовать лучшие предпринимательские практики, перенимать позитивный опыт. Современные корпорации
стремятся использовать социально ориентированные стратегии с целью улучшения привлекательности своего имиджа, усиления связи с местным сообществом, увеличения количества клиентов, проведения более активной политики. На сегодняшний день социальная ответственность может рассматриваться как парадигма, в рамках которой человек и организация (корпорация) стремятся действовать на благо общества в целом, важными составляющими социальной ответственности являются вопросы охраны здоровья, труда, окружающей среды, вопросы благотворительности и волонтерской деятельности.
Цель данной работы — рассмотреть особенности модели корпоративной социальной ответственности в азиатских странах, выделить ее достоинства и недостатки и оценить применимость данного опыта в России.
Понятие «корпоративная социальная ответственность» было введено в научный оборот У. Шелтоном в 1923 г. Он считал, что компании должны удовлетворять интересы общества как внутри, так и во взаимоотношениях с внешней средой. В 1971 г. данный термин был уточнен Комитетом экономического развития США. Было выделено три уровня, или круга ответственности, бизнеса: внутренний
(реализация экономической функции), средний (защита окружающей среды, социальные функции в отношении работников) и внешний (например, борьба с бедностью и высокий уровень качества продукции) [1]. В трактовке Всемирного банка выделяется несколько направлений реализации корпоративной социальной ответственности: уплата налогов (вклад в общественное развитие); ответственность за работников; экологическая ответственность (деятельность не должна причинять вред окружающей среде); рыночная ответственность (безопасность и качество продукции); ответственность перед обществом в целом [Там же]. Корпоративная социальная ответственность встроена в бизнес-модели прежде всего крупных транснациональных публичных компаний, для которых она является средством улучшения своей деловой репутации и усиления бренда [10]. В соответствии с этой моделью компания берет на себя повышенные, дополнительные обязательства в области своей экономической, социальной, экологической деятельности (например, дополнительные социальные гарантии работникам, дополнительное пенсионное обеспечение, инвестиции в ресурсосберегающие технологии и инновации, способствующие защите окружающей среды, участие в благотворительной, волонтерской, спонсорской деятельности и т. д.). КСО также очень тесно связана с философией, ценностями, миссией, организационной культурой и деловой этикой компании. Д. А. Плетнев подчеркивает, что именно в современной корпорации реализуются социально-экономические отношения во всем их многообразии [12]. Этот автор рассматривает корпорацию как сложную институциональную систему [13; 14].
В стандарте ISO 26000 корпоративная социальная ответственность трактуется как «продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативной нагрузки на окружающую среду» [5].
Внедрение корпоративной социальной ответственности началось в американской бизнес-среде, но со временем этот опыт успешно стали применять компании по всему миру.
В азиатских странах модели корпоративной социальной ответственности в большинстве своем применяются сравнительно недавно, нередко находятся в стадии формирования. Несмотря на это, следует отметить, что конфуцианская этика, ко-
торая во многом предопределяет деловую этику в современных азиатских странах, очень хорошо сочетается с идеями корпоративной социальной ответственности, поскольку ее основными элементами являются человеколюбие, гуманизм, уважение к подданным (сотрудникам), принцип золотой середины, коллективизм, почитание старших [9]. По мнению В. А. Ивановой, есть некоторые факторы, затрудняющие развитие КСО в азиатских странах: например, иерархичность управления и большая доля семейного капитала, низкий уровень прозрачности управления во многих азиатских экономиках [8]. Очевидно, что модель корпоративной социальной ответственности также получает свои специфические черты. Например, проблемы дискриминации и борьбы за равные права получают здесь меньшее развитие, чем в западных странах. Конечно, уровень развития корпоративной социальной ответственности различен в разных странах. Япония по праву считается лидером в этом направлении. В других странах развитие КСО делает только первые шаги. В некоторых странах, например в Индонезии, бизнес-сообщество негативно воспринимает внедрение корпоративной социальной ответственности, считая это дополнительным налогом.
Корпоративная социальная ответственность во Вьетнаме
В последние годы в связи с приходом глобальных компаний во вьетнамскую экономику многие стандарты международной практики стали также более популярными и у местных компаний, в собственные операционные стратегии они активно внедряют элементы КСО. На современном этапе развитие КСО во Вьетнаме является предметом обсуждения Торговой палаты Вьетнама и Программы развития ООН. Многие компании, например: Vietcombank, Vietinbank, Kangaroo, PV Oil, Sabeco, Vietsovpetro, VinacafK, FPT, Danapha — получили звания предприятий высокой социальной ответственности [2]. Этот статус обусловлен четким выполнением обязанностей по выплате налогов, социальным обеспечением работников, ориентацией производственных процессов на устойчивое развитие и защиту окружающей среды и т. д. По оценкам исследователей, 62 % руководителей 500 крупнейших компаний Вьетнама считают, что корпоративная социальная ответственность имеет важное значение для компании. Однако малый и средний бизнес (а это около 96 % экономики Вьетнама)
уделяет этим вопросам очень мало внимания, также они стремятся избегать уплаты налогов, их сотрудники не участвуют в системах социального и медицинского страхования, очень мало внимания этими предприятиями уделяется тратам на окружающую среду. Также отдельные эксперты говорят о том, что институциональная среда в области корпоративной социальной ответственности во Вьетнаме пока далеко не совершенна, есть много пробелов и противоречий в законодательстве, поэтому необходима дальнейшая работа по совершенствованию в данной области, внимание государства к этим вопросам [6].
Опыт реализации корпоративной социальной ответственности в Японии
Япония считается одной из ведущих стран в области внедрения корпоративной социальной ответственности. Современная экономическая модель Японии формировалась в послевоенный период, когда главной задачей было восстановление экономики Японии. Очень серьезно на модель восстановления повлияли американские партнеры и их управленческая модель. Поэтому можно утверждать, что современная система управления, в том числе корпоративного, в Японии является сложным синтезом традиционных ценностей и культуры и привнесенных с Запада ценностей и инструментов.
В Японии 99 % предприятий ежегодно публикуют отчетность по своей деятельности в этой сфере. Корпоративная социальная ответственность воспринимается японскими корпорациями очень системно и комплексно — как совокупность всех действий и ответственности за свою работу перед обществом, в том числе поддержание принципов этического предпринимательства, охрана окружающей среды и применение только чистых технологий, информационная прозрачность и жесткое соблюдение законодательства. Большое внимание практикам корпоративной социальной ответственности уделяют в Японии государственные органы. Япония также считается лидером по внедрению инноваций в области сохранения окружающей среды, поэтому устойчивое развитие также является одним из центральных направлений в японской модели КСО. В. А. Остроухова подчеркивает, что японские компании используют схожий с западными компаниями инструментарий КСО. История развития профессиональной этики в Японии также свидетельствует о том, что
социально ориентированный бизнес всегда ценился в Японии. Еще в эпоху Токугавы (1603—1867) были сформулированы основы деловой этики, ее направленность на честные и долгосрочные отношения с партнерами. Клиента японцы часто называют богом и благодатью. Хорошая репутация зачастую гораздо важнее прибыли и финансовых показателей деятельности компании. Очень важной особенностью японской модели корпоративной социальной ответственности является, на наш взгляд, наличие системы пожизненного найма. Более половины всех работников Японии связывают свою жизнь с единственным местом работы. Выплаты и льготы очень значительно зависят от стажа. Применение системы пожизненного найма приводит к тому, что компания воспринимается не просто как место работы, она становится настоящей «производственной семьей». Сотрудник получает финансовую помощь на протяжении всей своей жизни в особые ее периоды (рождение детей, брак, покупка жилья, получение образования). Важным фактором является наличие у сотрудника гарантированного рабочего места. Очень большие выплаты он получает при выходе на пенсию. Очень важными элементами являются сетевые элементы в компаниях (кружки, ассоциации и пр.). Сильной стороной японской модели КСО является, безусловно, социальная стабильность, внутрипроизводственное непрерывное обучение, большая производительность труда на японских предприятиях, благоприятный психологический климат, сплоченность, приверженность принципам коллективизма.
Однако некоторые авторы выделяют и слабые стороны этой модели. Например, И. Ю. Жилина отмечает конформизм, отсутствие творческого подхода к работе, всеобщее преобладание групповых интересов, дискриминацию женщин и большое количество принудительного (сверхурочного) труда, что приводит в высокой напряженности и смертности на рабочем месте [7].
Ф. Р. Голаева в своем исследовании корпоративной социальной ответственности в Японии выделила следующие особенности КСО в японской модели: особое значение семейного фактора в области социальной помощи; высокая значимость страховых инструментов в сохранении сильных сторон государства при оказании социальной поддержки; фирменная благотворительность; комбинирование централизации и децентрализации в социальной работе [4].
Корпоративная социальная ответственность в Китае
Развитие китайской модели корпоративной социальной ответственности тесно связано с бурным экономическим ростом в конце ХХ в., который повлек за собой серьезные негативные последствия, в том числе загрязнение окружающей среды. Поэтому в 2000-е гг. многие предприниматели, власти и общественность стали открыто обсуждать вопросы корпоративной социальной ответственности. В 2006 г. были опубликованы рекомендации по внедрению отчетности в области КСО, и 32 компании Китая опубликовали отчеты о своей деятельности в этом направлении. Через десять лет их количество уже превысило полторы тысячи компаний. Основные направления наибольшего внимания в этой отчетности: финансовая прозрачность и выполнение социальных гарантий, трудовых прав работников, защита окружающей среды и защита прав потребителей. Ведется рейтинг 500 ведущих компаний в сфере КСО. Китайская модель корпоративной социальной ответственности также ассоциируется с высокой степенью государственного регулирования и контроля. Государство призывает китайские компании внедрять стандарты КСО для улучшения репутации и с целью повышения конкурентоспособности товаров, преодоления негативной коннотации термина made in China. Несмотря на заимствование идеи КСО у западных партнеров, история Китая дает немало примеров подобных практик. В 1050-е гг. развитие производства в китайских компаниях происходило в рамках отдельных производственных общин (коллективов) — даньвэй, где решались многие финансовые и социальные вопросы, связанные с организацией материальной поддержки членов коллектива. Внимание к проблеме развития КСО в Китае тесно связано также с нарастающими экономическими проблемами (слабое развитие системы пенсионного и медицинского страхования) и экологическими рисками и проблемами (на сегодняшний момент именно в Китае сосредоточена наибольшая часть грязных производств во всем мире). Негативным моментом является то, что во многих компаниях Китая корпоративная социальная ответственность
сводится к разовым благотворительным акциям [1]. * * *
Во многих странах Азии корпоративная социальная ответственность компаний находится в стадии разработки, ее внедрение часто инициируется государством либо внешнеторговы-
ми партнерами. Модель КСО часто определяется национальными и историческими традициями и особенностями развития экономики той или иной страны. И. Ю. Жилина выделяет следующие общие особенности азиатской модели корпоративной социальной ответственности: активное участие государства во внедрении модели корпоративной социальной ответственности; достаточно эффективная нормативная система, регулирующая вопросы КСО; ориентация на защиту окружающей среды, образование, прогресс, социальные гарантии, развитие технического потенциала; большое количество участников, задействованных в сфере КСО [7].
Таким образом, модели КСО в Азии достаточно разнообразны, зависят от специфики экономического развития конкретной страны, ее традиций и исторических особенностей. Модель КСО в страны Азии приходит с Запада и находится в стадии формирования [15]. Лидером по внедрению принципов корпоративной социальной ответственности являются японские компании, для Японии характерно большое внимание к экологическим вопросам, а также очень хорошо проработанная система отчетности. Китайская модель КСО обусловлена высокой значимостью государственного воздействия, а также целями повышения деловой репутации и конкурентоспособности китайских товаров. Во Вьетнаме КСО развивается в основном в секторе крупного бизнеса и есть определенные проблемы с социальной ответственностью в малом и среднем бизнесе, который и составляет основу экономики.
По мнению многих исследователей, в России модель корпоративной социальной ответственности также находится в стадии становления и развития. Россия уступает многим странам в области эффективности решения разнообразных социальных проблем. В. А. Остроухова отмечает также отсутствие государственных инициатив по развитию корпоративной социальной ответственности в России, однако уже сегодня около 70 % руководителей предприятий считают, что КСО должна способствовать продвижению компаний и улучшению ее финансовых показателей [11]. Наша модель КСО, как и азиатская, находится в стадии формирования. На наш взгляд, есть довольно много принципов, которые можно заимствовать у стран Азии: например, ориентированность на социальную сплоченность и использование опыта прошлых лет, участие государства в развитии модели корпоративной социальной ответственности, большое внимание чело-
веческому потенциалу в компаниях, а также борьба за устойчивое развитие и переход к безопасной для окружающей среды хозяйственной деятельности. На наш взгляд, в России вполне успешно могла бы применяться система пожизненного найма, большая часть людей пока не чувствуют своей защищенности от возможных циклических колебаний в экономике, и такая система могла бы улучшить социальное положение работников. Также очень важным аспектом, который требует улучшений в России, является тема защиты окружающей среды. Многие производственные мощности давно устарели и нуждаются в реконструкции, многие предприятия не задумываются о вреде, который наносят своей деятельностью не только окружающей среде, но и здоровью людей. Крупнейшие промышленные города задыхаются от смога, о режиме «черного неба» можно периодически слышать в таких городах, как Красноярск, Челябинск, Чита и др. Поэтому в рамках становления модели корпоративной социальной ответственности в России первоочередное внимание необходимо уделять тому, как компания стремится к безопасности своей деятельности и сохранению здоровья и своих сотрудников, и других людей, проживающих в данной местности. Также необходимо совершенствование отчетности о социальной деятельности компаний, в качестве образца в этом направлении тоже можно взять японский опыт, где отчетность носит комплексный и открытый характер. Наша модель корпоративной социальной ответственности, по мнению большинства экспертов, базируется в большей степени на англо-американском и европейском опыте, однако все вышеперечисленные особенности азиатской модели КСО могли бы быть прекрасным дополнением к российский модели.
Таким образом, в работе автором рассмотрены вопросы развития корпоративной социальной ответственности в азиатских странах. КСО тес-
но связана с идеологией компании, ее ценностями и миссией. Приверженность принципам КСО означает, что компания работает не только ради прибыли, но и для внесения определенного вклада в общество. Такая компания заботится о своей репутации, безопасности и защите окружающей среды, правах сотрудников и потребителей. В настоящее время тема развития КСО в мире становится все более популярной. Общество и государство ждут от корпораций не только выполнения маркетинговых и экономических функций. В рамках представленной работы рассмотрен опыт развития КСО на примере Японии, Вьетнама и Китая. Исходя из изученной литературы можно сделать следующие выводы об особенностях азиатских вариантов модели корпоративной социальной ответственности. Модели КСО в Азии достаточно разнообразны, зависят от специфики экономического развития конкретной страны, ее традиций и истории. Модель КСО в страны Азии приходит с Запада и находится в стадии формирования. Лидером по внедрению принципов корпоративной социальной ответственности являются японские компании, для них характерно большое внимание к экологическим вопросам, а также проработанная система отчетности. Китайская модель КСО обусловлена высокой значимостью государственного воздействия, а также целями повышения деловой репутации и конкурентоспособности китайских товаров. Во Вьетнаме КСО развивается в основном в секторе крупного бизнеса, есть определенные проблемы с социальной ответственностью в малом и среднем бизнесе, который и составляет основу экономики. В рамках становления модели корпоративной социальной ответственности в России первоочередное внимание необходимо уделять тому, как компания стремится к безопасности своей деятельности и сохранению здоровья и своих сотрудников и других людей, проживающих в данной местности.
Список литературы
1. Алехин А. В. Корпоративная социальная ответственность в Китае. URL: https://olymp.msu.ru/archive/ Lomonosov_2007/03/x-aleksey%40rambler.ru.doc.pdf (дата обращения 10.12.2020).
2. Буй Т. Т. Н. Государство и корпоративная социальная ответственность во Вьетнаме // Вьетнамские исследования: электрон. науч. журн. 2019. № 4. С. 39—47.
3. Ведерникова В. И. Социальная ответственность бизнеса в условиях турбулентности внешней среды // Современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курган, 2016. С. 83—85.
4. Голаева Ф. Р. Корпоративная социальная ответственность в Японии. URL: https://izron.ru/articles/ tendentsii-razvitiya-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/
sektsiya-1-ekonomicheskaya-teoriya-spetsialnost-08-00-01/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-v-yaponii/ (дата обращения 10.12.2020).
5. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-iso-26000-2012 (дата обращения 20.01.2021).
6. Даньшина В. В. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 40.
7. Жилина И. Ю. Страновые модели корпоративной социальной ответственности. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stranovye-modeli-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti/viewer (дата обращения 10.12.2020).
8. Иванова В. А. Корпоративная социальная ответственность в азиатских странах // Транспортное дело России. 2010. № 9. С. 9—11.
9. Карелова Л. Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония: ежегодник. 2013. № 42. С. 89—100.
10. Князева М. Г. Социальная ответственность в корпоративном управлении // Colloquium-journal. 2018. № 12-5 (23). С. 29—30.
11. Остроухова В. А. Влияние стратегии корпоративной социальной ответственности на деятельность зарубежных и российских компаний в современных условиях. Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук. М., 2012. URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1962/file/Ostroyhova.pdf (дата обращения 09.12.2020).
12. Плетнев Д. А. Эволюция исторических форм и социально-экономических отношений в корпорации // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 2 (436). С. 250—257.
13. Плетнев Д. А. Корпорация как институциональная система: монография: в 2 ч. Ч. 1. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. 196 с.
14. Плетнев Д. А. Корпорация как институциональная система: монография: в 2 ч. Ч. 2. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. 213 с.
15. Цуциева О. Т., Гобозова А. З. Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности. URL: https://research-journal.org/economical/sravnitelnyj -analiz-modelej -korporativnoj -socialnoj -otvetstvennosti/ (дата обращения 10.12.2020).
Сведения об авторе
Силова Елена Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2021. № 3 (449). Economic Sciences. Iss. 72. Pp. 143—149.
ASIAN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING SOCIAL CORPORATE RESPONSIBILITY
E. S. Silova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The work addressed the development of corporate social responsibility in Asian countries. Corporate social responsibility is closely related to the company's ideology, its values and mission, adherence to the principles of corporate social responsibility means that the company works not only for profit, but also to make a certain contribution to societies, such a company to take care of its reputation, safety and environmental protection, the rights of its employees and consumers. Currently, the topic of development of this institution in the world is becoming more and more popular. Both society and the state expect corporations not only to perform marketing and economic functions. Within the framework of the presented work, the experience of developing corporate social responsibility was examined on the example of three Asian countries — Japan, Vietnam and China. The possibilities of applying this experience in Russia were also analyzed.
Keywords: corporation, institution, corporate social responsibility.
References
1. Alekhin A. V. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v Kitae [Corporate social responsibility in China]. Available at: https://olymp.msu.ru/archive/Lomonosov_2007/03/x-aleksey%40rambler.ru.doc.pdf, accessed 10.12.2020 [in Russ.].
2. Buj T. T. N. (2019) V'etnamskie issledovaniya: elektronnyj nauchnyjzhurnal, no. 4, pp. 39—47 [in Russ.].
3. Vedernikova V. I. (2016) Sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompl-eksa. Kurgan. Pp. 83—85 [in Russ.].
4. Golaeva F. R. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' v Yaponii [Corporate social responsibility in Japan]. Available at: https://izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauch-nykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/sektsiya-1-ekonomicheskaya-teoriya-spetsialnost-08-00-01/ korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-v-yaponii/, accessed 10.12.2020 [in Russ.].
5. GOST R ISO 26000-2012. A Guide to Social Responsibility. Available at: http://docs.cntd.ru/document/ gost-r-iso-26000-2012, accessed 10.12.2020 [in Russ.].
6. Dan'shina V. V. (2017) Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 40 [in Russ.].
7. Zhilina I. Yu. Stranovye modeli korporativnoj social'noj otvetstvennosti [Country models of corporate social responsibility]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stranovye-modeli-korporativnoy-sotsial-noy-otvetstvennosti/viewer, accessed 10.12.2020 [in Russ.].
8. Ivanova V. A. (2010) Transportnoe delo Rossii, no. 9, pp. 9—11 [in Russ.].
9. Karelova L. B. (2013) Yaponiya. Ezhegodnik, no. 42, pp. 89—100 [in Russ.].
10. Knyazeva M. G. (2018) Colloquium-journal, no. 12-5 (23), pp. 29—30 [in Russ.].
11. Ostrouhova V. A. (2012) Vliyanie strategii korporativnoj social'noj otvetstvennosti na deyatel'nost' zarubezhnyh i rossijskih kompanij v sovremennyh usloviya [The influence of the corporate social responsibility strategy on the activities of foreign and Russian companies in modern conditions]. Available at: https://www. econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1962/file/Ostroyhova.pdf, accessed 10.12.2020 [in Russ.].
12. Pletnyov D. A. (2020) Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2 (436), pp. 250—257 [in Russ.].
13. Pletnyov D. A. (2019) Korporaciya kak institucional'naya sistema [Corporation as an institutional system]. Ch. 1. Chelyabinsk [in Russ.].
14. Pletnyov D. A. (2019) Korporaciya kak institucional'naya sistema [Corporation as an institutional system]. Ch. 2. Chelyabinsk [in Russ.].
15. Cucieva O. T., Gobozova A. Z. Sravnitel'nyj analiz modelej korporativnoj social'noj otvetstvennosti [Comparative analysis of models of corporate social responsibility]. Available at: https://research-journal.org/ economical/sravnitelnyj-analiz-modelej-korporativnoj-socialnoj-otvetstvennosti/, accessed 10.12.2020 [in Russ.].