УДК 327
ЛОСЕВА Дарья Владимировна, аспирант Института стран Азии и Африки, Москва, Россия [email protected]
АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
В статье рассматриваются основные направления азербайджано-российских отношений. Анализируются различные сферы двусторонних отношений между Азербайджаном и Россией. Выявлены новые приоритеты с учетом активизации связей между двумя странами на разных уровнях в последнее время. По итогам проведённого исследования отмечено, что с двумя участниками ЕАЭС у Азербайджана достигнут интенсивный уровень торгово-экономического сотрудничества, укрепление которого ведёт к взаимодополняемости экономик России, Казахстана и Азербайджана. Членство в ЕАЭС дало бы республике дополнительные возможности сбыта собственной несырьевой продукции. Вовлечение Армении и Азербайджана в единое экономическое пространство обещает совершенно новые возможности для урегулирования карабахского конфликта.
Ключевые слова: Азербайджан, Россия, Евросоюз, США, Каспийское море, приоритеты, политика, экономика, дипломатия, углеводородные ресурсы, сотрудничество, сообщество.
LOSEVA Darya Vladimirovna, Postgraduate Student, (Research) Institute of Countries of Asia and Africa, (Russian) Academy of Social Studies.
Moscow, Russia [email protected]
AZERBAIJAN-RUSSIA RELATIONS: THE NEW PRIORITIES
The paper considered the main areas of Azerbaijani-Russian relations. The study explored various aspects of bilateral relations between Azerbaijan and Russia and identified new priorities in recent years with regard to reviving contacts between the two countries on varying levels. According to the outcomes, the study mentioned that Azerbaijan has achieved an intense level of trade and economic cooperation with two members of the EAEC, and strengthening that trend may result in complementary economies of Russia, Kazakhstan and Azerbaijan. The membership in the EAEC would give the Republic additional marketing opportunities to sell their own non-primary products. Involvement of Azerbaijan and Armenia into the integrated economic area engages for brand-new opportunities to settle the Karabakh dispute.
Keywords: Azerbaijan, Russia, European Union, United States of America, Caspian Sea, priorities, politics, economics, diplomacy, hydrocarbon resources, cooperation, community.
Последние события на Украине, саммит стран БРИКС, ситуация на Ближнем Востоке, подписание договора о создании Евразийского Союза (ЕАЭС) оказывают влияние на современную конфигурацию мира в целом, а также и на активизацию двусторонних отношений между странами. Не стали исключением азербайджано-российские отношения.
Азербайджан имеет дипломатические отношения с РФ с 1992 г. В первые годы независимости государства азербайджано-российские отношения были непростыми. Но после прихода к власти в 1993 г. Гейдара Алиева ситуация стала меняться в лучшую сторону. «Г. Алиев хорошо понимал динамику развития внутриполитических процессов в стране и конъюнктуру зарубежной дипломатии» [2]. Именно Г. Алиев сыграл важнейшую роль в налаживании дружеских отношений с Россией и заложил основы стратегического партнерства между двумя странами. На сегодняшний день представители части высшей азербайджанской бюрократии ориентированы на Запад, другая - видит будущее Азербайджанской Республики (АР) в углублении связей со странами СНГ, прежде всего с Россией, по всем перспективным направлениям межгосударственных отношений.
Особое место Россия отводит Азербайджану, как самому сильному государству региона, проводящему независимую внешнюю политику. Россия рассматривает Азербайджан в качестве своего стратегического экономического партнера в регионе, обладающего растущим потенциалом, взаимодействие с которым по целому ряду приоритетных направлений может дать синергетический эффект для всего Кавказского региона. Взаимоотношения между Азербайджаном и Россией носят дружественный и конструктивный характер. Товарооборот в 2013 г. составил 3,5 млрд долл. и вырос по сравнению с 2012 г. на 4%. Во внешнеторговую деятельность привлечен 71 субъект РФ. Расширяются контакты в сферах образования, науки, культуры и искусства, информации и т.д. [8].
Новым шагом в двусторонних отношениях стали события, имевшие место в начале лета 2014 г., когда в Баку побывал глава МИД России С. Лавров, затем вице-премьер РФ Д. Рогозин. А далее в Габале состоялось масштабное мероприятие -V Российско-азербайджанский форум по межрегиональному сотрудничеству. Сергей Лавров провел переговоры с главой МИР Ар Эльмаром Мамедъяровым. С. Лавров также был принят президентом Азербайджана И. Алиевым. Это все подтверждает, что Россия всерьез настроена на интенсификацию отношений с Азербайджаном по всем направлениям. О чем говорят и заявления, сделанные во время встречи президента Азербайджана И. Алиева с вице-премьером РФ Д. Рогозиным: «Мы довольны уровнем наших отношений, которые развиваются динамично, эффективно и охватывают практически все сферы сотрудничества. Очень конструктивное сотрудничество, которое растет, и
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26)
объем сотрудничества растет, и перспективы хорошие... Поэтому, думаю, что в предстоящие годы нам удастся в этом направлении очень серьезно продвинуться», - сказал И. Алиев [1]. В свою очередь Д. Рогозин пообещал, что в качестве недавно назначенного сопредседателя двусторонней межправительственной комиссии он сделает все возможное для того, чтобы эти объемы «продолжали расти и дальше» [7]. Примечательно, что визиты С. Лаврова и Д. Рогозина были совершены практически сразу после того, как здесь побывал председатель Европейской комиссии Ж.М. Баррозу, который еще раз подчеркнул, что ЕС хотела бы видеть Азербайджан ассоциированным членом Евросоюза. Россия же, в свою очередь, приглашает АР в новый интеграционный проект, Евразийский Союз. Москва, по всей видимости, не намерена форсировать данный вопрос. Однако важным посланием для Баку стали слова С. Лаврова о том, что Армения войдет в ЕАЭС строго в рамках признанных ООН границ, то есть без Нагорного Карабаха и других оккупированных азербайджанских земель.
Своего рода ответом на это послание прозвучало заявление официального Баку, озвученное замминистра иностранных дел А. Азимовым: «Основной интерес России должен состоять в восприятии Азербайджана как развитого, стабильного и надежного стратегического соседа. Россия многого может достичь, оказав помощь Азербайджану в урегулировании нагорно-карабахского конфликта» [6]. Что же конкретно Россия может получить взамен урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, А. Азимов не уточнил. Но ряд экспертов успели сделать из этих слов вывод, что Баку якобы может дать добро на участие в ЕАЭС, если Москва окажет действенное влияние на Ереван для освобождения оккупированных земель Азербайджана. Свое мнение они обосновывают тем, что разрешение карабахского конфликта было и остается задачей номер один азербайджанского руководства, и официальный Баку уже заявлял, что впредь будет строить отношения с отдельными странами и организациями в зависимости от их позиции в карабахской проблеме.
Но может ли Азербайджан подкорректировать свою внешнеполитическую линию в обмен на решение территориальной проблемы? Даже если вопрос ставится именно так, Азербайджану наверняка потребуются гарантии того, что его поддержка тех или иных интеграционных инициатив произойдет не до, а после или, как минимум, параллельно с поэтапным освобождением оккупированных Арменией земель. Только такую трактовку решения карабахской проблемы в Баку могут принять.
Напомним, что Азербайджан неоднократно заявлял, что ни в какие союзы входить не будет. Правда, мощный экономический и военный потенциал страхует страну от второстепенной роли в любом проекте. Баку проводит самостоятельную внешнюю политику, нацеленную на равноправное участие в системе международных отношений, уважающую интересы партнеров, но ставящую во главу угла собственные национальные интересы Азербайджана.
Стоит отметить и то, что РФ, являясь членом ОДКБ, имеет с основным геополитическим противником Азербайджана, Арменией, фактически союзнические отношения. Речь идет не только о нахождении на территории республики российских военных, но и о поставках Еревану российского оружия и его стратегическом партнерстве с Москвой.
Активизация связей между двумя странами на разных уровнях связана со стремлением Москвы продемонстрировать, что Азербайджан продолжает занимать важное место в российской геополитике. В немалой степени это связано с тем, что АР имеет выход на Иран и Ближний Восток, которые оказывают серьезное влияние не только на политику в регионе, а во многом определяют отношения на всем Евразийском континенте, а также оказывают влияние на международные отношения в целом. Исходя из этого, необходимо помнить, что «в ближневосточном политическом процессе на данный момент задействовано множество крупных международных акторов, способствующих как снятию напряжения в регионе, так и повышению его конфликтного потенциала» [3].
Безусловно, азербайджано-российские отношения не должны мешать тесным контактам с западными партнёрами. Азербайджан стремится наладить партнерские отношения с Западом в первую очередь на основе сотрудничества в сферах энергетики и безопасности [5]. С точки зрения России «прозападной» выглядела и сделка о поставках новейших вооружений, заключенная с Израилем в 2012 г., так же как и ситуация с Габалинской РЛС. Москва и Баку не смогли договориться о продлении ее аренды. Азербайджан потребовал арендную плату, размер которой превысил прежнюю более чем в 40 раз и составил 300 млн долл. Российская сторона отказалась от дальнейшей аренды станции, так как посчитала данную сумму явно завышенной [6]. У Азербайджана сложились продвинутые отношения с Турцией. «Статус Турции как члена НАТО приобретает особую значимость, если учесть, что ключевым союзником этой страны являются Соединенные Штаты Америки» [4]. Этот факт настраивает даже самых неудержимых оптими-
стов на прагматизм. Равноудаленное дистанцирование от региональных и мировых центров силы резонно видится в Баку единственно правильным решением.
Россия была и остается одним из главных торговых партнеров Азербайджана. На ее долю приходится более 50% товарооборота со странами СНГ. В экспорте России преобладают такие товары, как машины и оборудование, продукция химической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. А Азербайджан поставляет в Россию в основном топливно-энергетические ресурсы, металлы и изделия из них, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты. В условиях устойчивого экономического роста Азербайджан становится привлекательным для реализации масштабных проектов со стороны иностранных и транснациональных компаний. На уровне кооперации государственных и частных хозяйствующих субъектов Азербайджана и России также заложен большой потенциал развития. Во внешнеторговом балансе республики определяющий тон задает экспорт нефти и газа. Планы правительства Азербайджана уйти от сырьевой специализации собственной экономики органично вписываются в содержательность торгового баланса республики со странами СНГ. В отличие от торговли со странами ЕС, где превалирует нефтяной экспорт, наращивание азербайджанского экспорта в торговле с партнёрами по Содружеству носит более рациональный характер. Расширение торговли несырьевыми товарами со странами СНГ оценивается специалистами в качестве перспективного направления развития экономики Азербайджана. Главным торговым партнером Азербайджана среди стран СНГ по-прежнему остается Россия, на чью долю приходится порядка 2/3 товарооборота республики с государствами СНГ. Структура двусторонних торгово-экономических связей продолжает оставаться достаточно диверсифицированной. Около 90% российского экспорта составляет продукция глубокой переработки, что делает его менее зависимым от конъюнктуры мирового рынка углеводородов и других видов сырья. Взаимная торговля Азербайджана с Казахстаном в общем товарообороте со странами СНГ достигает 9,5%.
Таким образом, с двумя участниками ЕАЭС у Азербайджана достигнут интенсивный уровень торгово-экономического сотрудничества, укрепление которого ведет к взаимодополняемости экономик России, Казахстана и Азербайджана. Членство в ЕАЭС дало бы республике дополнительные возможности сбыта собственной несырьевой продукции. Вовлечение Армении и Азербайджана в единое экономическое пространство обещает совершенно новые возможности для урегулирования карабахского конфликта. Сторонам многолетнего противостояния представляется уникальный шанс обрести взаимное доверие и выйти на качественно новый уровень отношений. Договоренности на новом уровне позволили бы Москве укрепить свои позиции как транзитера нефти и газа в Европу. Баку в свою очередь заинтересовали бы вопросы, касающиеся инвестиционной сферы или безвизового циркулирования рабочей силы в рамках ЕАЭС. Станут ли обозначенные новые приоритеты в азербайджано-российских отношений новой реальностью - покажет время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. 1 .Независимый Азербайджан: новые ориентиры. - М., 2000. - С. 77.
2. 2.Михайлов В.А., Сыздыкова Ж.С. Содружество Независимых государств. - М., 2005. - С. 178.
3. Сыздыкова Ж.С. Большой Ближний Восток в глобальной политике США. Армия и общество. 2013. №5(37) С. 46.
4. 4.Сыздыкова Ж.С. Турция - партнер ШОС по диалогу: поворот на Восток? Инновация и инвестиции. -2012. - №4. - С. б.
б. Томас де Ваал. Азербайджан - что впереди? Pro et Contra. - №6(61). - С. 7.
6. http://1 news.az/interview/20140б2401082бб8б.html (дата обращения 24.07.2014).
7. http://news.day.az/politics/340913.html (дата обращения 24.07.2014).
8. http://ria.ru/world/20140б17/1012287078.html (дата обращения 24.07.2014).
REFERENCES
1. 1 .Nezavisimyy Azerbaydzhan: novye orientiry. - M., 2000. - S. 77.
2. 2.Mikhaylov V.A., Syzdykova ZH.S. Sodruzhestvo Nezavisimykh gosudarstv. - M., 200б. - S. 178.
3. Syzdykova ZH.S. Bolshoy Blizhniy Vostok v globalnoy politike SSHA. Armiya i obshchestvo. 2013. №5(37) S. 4б.
4. 4.Syzdykova ZH.S. Turtsiya - partner SHOS po dialogu: povorot na Vostok? Innovatsiya i investitsii. - 2012. -№4. - S. б.
б. Thomas de Waal. Azerbaijan - what is ahead? Pro et Contra. - No.6(61 ). - P. 7.
6. http://1 news.az/interview/20140624010826685.html (date of access 24.07.2014).
7. http://news.day.az/politics/340913.html (date of access 24.07.2014).
8. http://ria.ru/world/20140617/1012287078 .html (date of access 24.07.2014).