Научная статья на тему 'Азербайджано-еврейские отношения: Realpolitik, укорененная в истории'

Азербайджано-еврейские отношения: Realpolitik, укорененная в истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1747
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНО-ЕВРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ИЗРАИЛЬ / АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ЕВРЕИ / ГОРСКИЕ ЕВРЕИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муринсон Александр

Давняя традиция толерантности и долгая история взаимного "перекрестного опыления", происходившего на пересекавшихся исторических путях азербайджанского и еврейского народов, оказались плодородной почвой для стратегического сотрудничества между Азербайджаном и Израилем. Взаимная терпимость и приязнь не только отразились на дипломатическом и публичном дискурсе, но и проникли в глубинные сферы национальной психологии двух народов и политиков обеих стран, а также еврейской диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджано-еврейские отношения: Realpolitik, укорененная в истории»

Александр МУРИНСОН

Магистр наук (Лондонская школа экономики), докторант Школы востоковедения и африканистики

Лондонского университета (Лондон, Великобритания).

АЗЕРБАЙДЖАНО-ЕВРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: REALPOLITIK, УКОРЕНЕННАЯ В ИСТОРИИ

Резюме

Давняя традиция толерантности и долгая история взаимного «перекрестного опыления», происходившего на пересекавшихся исторических путях азербайджанского и еврейского народов, оказались плодородной почвой для стратегического сотрудни-

чества между Азербайджаном и Израилем. Взаимная терпимость и приязнь не только отразились на дипломатическом и публичном дискурсе, но и проникли в глубинные сферы национальной психологии двух народов и политиков обеих стран, а также еврейской диаспоры.

В в е д е н и е

Широко распространенное чувство уважения, доверия и исторической взаимной симпатии между азербайджанским и еврейским народами резко контрастирует с тем недоверием и подозрительностью, которые они всегда испытывали к своим соседям: арабам, персам, армянам. На протяжении столетий евреям приходилось страдать от преследований в соседних Иране и Армении, а также в горной российской провинции Дагестан. Хотя персидское еврейство представляет собой самое древнее сообщество его диаспоры и насчитывает 2 700 лет непрерывного существования, ему пришлось пережить множество принудительных выселений на территорию современного Азербайджана и в другие регионы, в частности в Центральную Азию. В этом контексте коллективная память о многовековой совместной жизни азербайджанцев и евреев подкрепляет рациональные расчеты и геополитическое восприятие общности азербайджанских и израильских интересов в рамках realpolitik.

Исторический фон взаимосвязей

Первое переселение евреев было зарегистрировано в годы правления сасанидского шаха Йездигерда II (435—459 гг. н.э.)1. В талмудический период (между IV и IX вв. н.э.)

1 См.: Мусабеков Р. Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства [http://www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_012.htm]

еврейская община в Персии процветала и создала высокоразвитую культуру. К XII столетию тамошние евреи создали ряд литературных произведений на еврейско-персидском языке. Его форма сохранилась в современном наречии горских евреев, на котором и сегодня говорят евреи Азербайджана и Дагестана. Но персидским евреям приходилось регулярно терпеть преследования со стороны местного общества2. На протяжении всей своей многотысячелетней истории данная община страдала от массовых избиений, изгнаний, насильственного обращения, осквернения и уничтожения священных книг. Это побудило одного комментатора заметить: «И все же ни в одной другой стране [восточной] диаспоры не пришлось евреям сносить столько столетий неумолимого угнетения и унизительных юридических ограничений, сколько перенесли их евреи Персии»3.

В эллинистический период они жили в Армении, но на протяжении новой эры длительного присутствия евреев там не отмечено. Несмотря на утверждения армян, что их царский род ведет свое начало от Ирода Иудейского, после принятия христианства (приблизительно в 301 г. н.э.) евреям запрещали селиться в городских центрах Армении4. Согласно «Краткой еврейской энциклопедии», антисемитизм был характерен для армян на протяжении всей истории, и в еврейских источниках их часто определяют как «амелекитян», то есть врагов еврейского народа5. Из-за этой исторической враждебности только в XIX столетии на территории современной Армении начали оседать персидские евреи и евреи из Османской империи, а также отдельные беженцы ашкенази. Со времен Средневековья Персидская империя поддерживала Армянскую апостольскую церковь — самую большую ветвь монофизитов, отколовшихся от православного христианства. В тот период, как и сегодня, иранцы поддерживали на Кавказе армян, руководствуясь прежде всего геополитическими расчетами Иранского государства. Можно отметить, что армяне образуют самую большую христианскую общину в Исламской Республике Иран6. В результате всего этого в Армении проживает относительно незначительное количество евреев: в 1970 году их численность оценивали в 1 048 чел., из которых половина состояла в смешанных браках с армянами. По переписи населения СССР 1989 года их численность здесь составила 676 чел., а к настоящему Армения фактически стала моноэтничной.

В соседнем Дагестане преследования евреев, особенно усилившиеся в новое время, глубоко укоренены в истории. После подавления восстания Шамиля (1834—1859 гг.) коренные жители видели в тамошних евреях агентов российского правительства. Поводом для такого восприятия было ходатайство евреев к царю Николаю I, в котором они просили переселить их из горных анклавов, находящихся «во владении татар (мятежных мусульман), в большие городские поселения», то есть «позволить им обосноваться в спокойных районах, контролируемых русскими»7. В ходе Гражданской войны в России (в 1920-х гг.) горские евреи воевали в рядах Красной Армии, то есть в советских вооруженных силах, прибывших «советизировать» «непокорных горцев» Кавказа. Горские евреи Дагестана воспринимали местное антибольшевистское восстание как «второе издание» восстания Шамиля, во время которого было убито много их предков, что лишь усилило враждебность коренных жителей к евреям. В 1926 и 1929 годах в Дагестане происходили еврейские погромы, да и в последующие десятилетия антисемитизм

2 См.: Blady K. Jewish Communities in Exotic Places. Northvale, N.J.: Jason Aronson Inc., 2000. P. 56.

3 Ibidem.

4 См.: Армения. В кн.: Краткая еврейская энциклопедия (далее — КЕЭ). Т. 1. Иерусалим: Кетер, 1976. Кол. 202.

5 См.: Там же. Кол. 203.

6 См.: Armenian Apostolic Church. В кн.: Wikipedia [http://en.wikipedia.org/wiki/Armenian_Apostolic_ Church].

7 Горские евреи. В кн.: КЕЭ. Т. 2. 1982. Кол. 184.

оставался отличительной чертой дагестанского общества. В частности, в 1960 году газета «Коммунист», издававшаяся в этой автономной республике СССР на кумыкском языке, повторила кровавый навет на евреев8.

Исторические обстоятельства и географическое положение (на пересечении множества торговых и военных путей) привели к тому, что на территории современного Азербайджана в течение многих столетий жили древние народы, исповедовавшие разные религии. Большинство нынешнего населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама. Но на протяжении своей сложной, изобилующей драматическими поворотами истории азербайджанское общество испытывало влияние различных религиозных движений: зороастризма, христианства, буддизма и иудаизма. Богатая история иноземных завоеваний территории Азербайджана и религиозный плюрализм привели к тому, что у его населения сформировалась высокая толерантность к народам, исповедующим другие веры, и способность воспринимать различные религиозные традиции. Благодаря своему полиэтническому характеру азербайджанское общество и сегодня наследует традицию терпимости и гостеприимства по отношению ко многим этническим группам и религиозным верованиям. Благодаря этой толерантности в период, предшествовавший формированию национализма, на территории современной Азербайджанской Республики поддерживался высокий уровень межэтнической интеграции и политической стабильности. Евреи, пережившие не одну волну преследований в Персидской империи, а позже в царской России, как и в славянских регионах Советского Союза, бежали на эту землю и на самой границе Империи обретали убежище. Так, в прошлые три столетия Азербайджан предоставил долгожданное убежище евреям из Персии и России. Достаточно лишь сравнить ту обстановку процветания и толерантности, в которой евреи на протяжении всей истории жили в Азербайджане, с нетерпимостью общества на севере, в России в целом и в Дагестане в частности, или в соседней Армении. Центр документации Канадского совета по делам беженцев и иммиграции цитирует слова одного еврея, бывшего жителя Баку, который в январе 1992 года утверждал, что из всех прежних советских республик Азербайджан был «возможно, лучшим местом для проживания евреев»9. Историческая память о дружелюбии, общественной приязни, отсутствии антисемитизма и сегодня влияет на взаимное восприятие и взаимное расположение внешнеполитических элит Израиля и Азербайджана. Это чувство разделяет и организованное еврейское сообщество США, оказывающее немалое влияние на многие аспекты американской внешней политики.

По мнению ряда авторов, в Азербайджане евреи живут с V века до н.э. Согласно традиции, бытующей среди местных евреев, их предки пришли на эту территорию после разрушения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н.э. Навуходоносор увел большое число жителей Иудеи в свои северные владения, включавшие и территорию Азербайджана. А правитель Кир II Великий (умер в 530 г. до н.э.), первый царь государства Ахеменидов, привел еврейских поселенцев в созданную им империю. После того как Кир II покорил Вавилон (539 г. до н.э.), он приказал вернуть евреев в Иерусалим, но значительная их община осталась на прежних местах10. В результате в пределах Персидской империи сформировалась значительная еврейская диаспора. А персы, со своей стороны, в ходе строительства империи широко использовали культурные, юридические и административные традиции завоеванных народов. Кое-кто из их еврейских подданных вошел в состав бюрократической и экономической элиты импе-

8 См.: Там же.

9 По словам Арье Вассермана, приведенным в газете «The Jerusalem Post», 4 января 1992 (цит. по: CIS, Baltic States and Georgia: Situation of the Jews. Ottawa, Canada: Immigration and Refugee Board Documentation Centre, July 1992. P. 21).

10 См.: Беккер М. Евреи Азербайджана: История и современность. Баку: Озан, 2000. С. 10.

рии, территория которой включала в качестве северной границы и Мидию (653—625 гг. до н.э.) — современный Южный Азербайджан. Важный исторический источник, документы дома Мурашу из Вавилонии (современный Ирак), относящиеся к VI столетию до н.э., дают представление о деятельности евреев в регионе. Эти документы свидетельствуют, что евреи активно арендовали сельскохозяйственные земли и другое имущество, принадлежавшее имперской казне и членам правящего дома Персии11. При Шапу-ре I (241—272 гг. н.э.) сасанидские власти дозволили евреям создать свои общинные институты и установить формальный пост лидера общины — экзиларха, или рош ха-гола (начальника диаспоры). Найдены также центры поселения евреев на территории персидских провинций Ширван и Дербент. Важное археологическое свидетельство присутствия евреев в историческом Азербайджане — синагога VI века, обнаруженная в ходе раскопок в поселке Шабран12. В раннесредневековом Азербайджане были и другие еврейские центры, располагавшиеся в Хое, Салмасе и Тебризе. Ислам пришел в Азербайджан в середине VII столетия с арабским завоеванием Персии и Кавказа. В разных частях Азербайджана быстрота обращения жителей в ислам была различной. Южный Азербайджан стал частью халифата в 639 году (при халифе Омаре). В Северном Азербайджане албанское царство сперва было вассальным государством халифата, среди его населения преобладали зороастрийцы, христиане и евреи. Как Люди Писания, они были обязаны платить накладываемый на немусульман налог джизья, называвшийся в тех местах харадж. Албанское царство восстало против арабского налогообложения, так что новый халиф Осман (644—656 гг.) послал свои войска, чтобы силой обратить местное население в ислам.

В исламской традиции насильственное обращение не приветствуется, и обращенные таким образом жители в глазах мусульманских религиозных властей, улемов, всегда остаются подозрительными и «нечистыми» мусульманами. Согласно этой традиции и азербайджанцев рассматривали как «нечистых» мусульман. Однако для евреев стабильность, обеспечиваемая халифатом, выглядела привлекательной. В районе Заргелана (нынешний аул Кубачи) и в Семендере (нынешний аул Тарки) в Дагестане найдены еврейские поселения, относящиеся к эпохе халифата Аббасидов (750—803 гг.). После падения халифата область Губа-Хачмаз вошла в состав Эмирата ширваншахов (799—1063 гг.) со столицей в Шабране — городе со значительным количеством еврейского населения.

Но вершины своего влияния средневековая еврейская община достигла во времена, когда в Азербайджане правили ильханы. С XIII до XV столетия монгольские ильха-ны управляли империей, простиравшейся от Кавказа до Персидского залива. Она включала современные Ирак, Иран, Афганистан и Азербайджан. Во второй половине XIII века хан Хулагу (правил в 1256—1265 гг.) выбрал Азербайджан в качестве центра своей империи. В период династии ильханидов Азербайджан включал область Гилян, города Урмию, Хой, Салмасу, Марагу и Ушнию, область Шеки, включая Дербент. На всех этих территориях в XII столетии проживало значительное число евреев. Годы правления упомянутой династии, первые правители которой исповедовали буддизм, были для Азербайджана временем большой религиозной толерантности и возрождения экономической активности13. Буддистские ильханы привлекали евреев в высшие эшелоны государственной службы и бюрократии. Во времена правления хана Аргуна (1284— 1291 гг.) еврейский род ад-Давла занимал высокое положение в политической жизни. С’ад ад-Давла был при нем первым министром, контролировал внутреннюю и вне-

11 См.: Price M. A Brief History of Iranian Jews. September 2001 [http://www.iranchamber.com/religions/ history_of_iranian_ews1.php].

12 См.: Беккер M. Указ. соч. С. 13 (подробнее см. интервью с Ширином Манафовым «Печальная участь древнего Шабрана» [http://www.azerros.ru/modules.php?op=modload&name=PagEd&file=index&topic_ id=28&page_id=121]).

13 См.: Азербайджан. В кн.: КЕЭ. Т. 1. Кол. 57.

шнюю политику империи. Его родственник, Мухазим ад-Давла стал губернатором Тебриза — одной из столиц ильханидов. Позже еврейский сановник Лабид эн Аби-и-Раби управлял целой областью Азербайджана14. После обращения хана Махмуда Газана (правил в 1295—1304 гг.) в ислам к власти в империи ильханидов пришла антисемитская фракция. По ее наущению С’ад ад-Давлу арестовали. В то же время в Тебризе и Хамадане произошли избиения евреев. В результате многие придворные-евреи приняли ислам. Среди них оказался Рашид ал-Дин. Он был первым министром в 1298 году и служил при хане Махмуде Газане придворным историком и географом15, написал компендиум истории и географии «Джамиат Тавари» (Собрание Хроник). Последние — один из самых исчерпывающих источников в историографии Востока на персидском языке. В 1318 году его казнили по решению шариатского суда.

К XVII столетию еврейские аулы (деревни) образовали полосу поселений, протянувшуюся от Дербента до Губы. В тот период западные путешественники засвидетельствовали значительное присутствие евреев на Восточном Кавказе16. Во времена правления ширваншахов большинство еврейской части населения Азербайджана сконцентрировалось в области Губа-Хачмаз. После нескольких волн преследований и насильственного обращения в ислам (XVI—XVII вв.) численность евреев в Персидской империи уменьшилась. В XVII столетии угроза преследований побудила большую их группу переселиться в область Губа-Хачмаз (они прибыли из Гиляна и Тегерана). В ходе борьбы между Османской и Персидской империями за владение Северным Азербайджаном вторгающиеся армии преследовали местных евреев и уничтожали их имущество. Вскоре после того, в период правления Гусейна-Али хана (1711—1712 гг.), значительная часть персоязычных евреев переселилась в ханство Губа. Кроме того, евреи бежали из Дагестана и других азербайджанских ханств, стремясь получить защиту благосклонного хана Хусейна Али. Особенно жестокие репрессии развязал персидский правитель Надир-шах (приблизительно 1736—1747 гг.). В те годы евреи основали свое новое поселение близ столицы ханства Губа. Кизил Кашбаси (Красная Колония) была основана на месте разрушенного еврейского города Кулгат17. В 1797 году казикумыкский хан Сурхай (Дагестан) разрушил еще одно еврейское поселение — Аба-Сабу. Подлинное возрождение еврейской общины отмечалось в ханстве Губа под мягким правлением Фатали-хана (1758—1789 гг.). Он взял общину под защиту и к тому же привлек множество евреев из отдаленных районов Дагестана, из Баку и Гиляна. В период его правления еврейские ремесленники, в том числе мастера шелкоткачества, а также садоводы и купцы внесли большой вклад в развитие экономики ханства. Фатали-хан оставил неизгладимый след в благодарной памяти азербайджанских евреев. О нем невольно вспоминают, когда произносят пережившее советский период название главной улицы Еврейской слободы (в советское время ее переименовали в Красную слободу)18. Поселившись в Кизил Кашбаси, евреи устроили там особые кварталы по месту происхождения жителей: Гилянский, Тегеранский, Турецкий, Дагестанский19.

Все эти волны иммиграции сформировали ядро горских евреев Азербайджана и Дагестана. Их самоназвание — джухур, говорят они на татском языке — диалекте персидского (фарси). Как уже упоминалось, проходившие в первой половине XVIII столетия войны между Персией, Турцией и Россией за обладание северными ханствами Азербайджана, облегчили тяжелое положение горских евреев. В 1806 году Северный Азербайджан

14 См.: Беккер М. Указ. соч. С. 14.

15 См.: Азербайджан. В кн.: КЕЭ. Т. 1. Кол. 58.

16 См.: Горские евреи. В кн.: КЕЭ. Т. 2. Кол. 183.

17 См.: Беккер М. Указ. соч. С. 21.

18 См.: Там же.

19 Беседа с лидером общины горских евреев в Красной, или «Еврейской» слободе, 6 августа 2004 года.

присоединили к Российской империи (статус, официально подтвержденный в соответствии с Гюлистанским мирным договором 1813 г.). Российское колониальное правление ознаменовало новую главу в истории Азербайджана, в том числе еврейской части его населения. Этот период характеризовался развитием капитализма, распространением вестернизированного (русифицированного) образования и интеграцией местной экономики в международную рыночную систему. Установление сильного немусульманского колониального правления вызвало острую реакцию традиционных религиозных (мусульманских) элит Кавказа. Появление российских поселений в Дагестане усилило в массах ощущение иностранного вторжения и оккупации, подогреваемое более радикальным толкованием ислама в рамках накшбандийи — суфийского тариката, возглавляемого шейхом Шамилем, который поднял своих последователей, мюридов, в Дагестане и Чечне на восстание. В ходе этого антирусского восстания, охватившего и некоторые области Северного Азербайджана, совершались и многочисленные кровопролитные нападения на еврейское население. Шамиль практиковал насильственное обращение в мусульманство как часть джихада, и таким образом в ислам были обращены целые еврейские аулы.

Горские евреи занимались главным образом сельским хозяйством, прежде всего запрещенным для мусульман виноделием, рыбными промыслами и в ограниченных масштабах выращивали марену — основное в регионе сырье для производства текстильных красителей. Первые еврейские миллионеры в Азербайджане, Ханукаевы, были крупными производителями и экспортерами вин на российские и западные рынки. Другая семья местных еврейских магнатов, Дадашевы, также владела винными заводами и к тому же — рыбными промыслами на Каспийском море. Во время первого нефтяного бума 1880-х годов в их собственности были портовые сооружения, верфи и доки в Баку20. После изобретения и распространения изготовлявшихся на Западе промышленным способом анилиновых красителей производители марены обнищали, занялись мелкой торговлей или стали сезонными рабочими в Баку и Дербенте. Азербайджанские евреи оставались превосходными виноградарями и в советские времена, когда их объединили в коллективные хозяйства — колхозы.

В 1820—1830-х годах горские евреи установили контакты с русскоязычными евреями ашкенази и начали посылать свою молодежь получать образование в учебные заведения России. В конце XIX столетия горские евреи проявили активность в организации еврейских поселений в Палестине, их делегация участвовала во Втором сионистском конгрессе в Базеле (1898 г.). В 1903 году Асаф Пинхасов перевел с русского на еврейско-персидский книгу доктора Иосифа Сапира «Сионизм». Изданная в Вильно, она была первой книгой, вышедшей в свет на татском языке21. Между двумя мировыми войнами был короткий период, когда политическая активность сионистов и еврейская культурная деятельность проявились в Азербайджане весьма существенно. В 1920-х годах 200 еврейских семей выехали в Палестину, тогда же начали выходить еврейские издания на татском языке, в том числе публиковавшаяся в Баку газета «Тобуши сабахи» (Заря). Однако к 1922 году сионистская деятельность была подавлена советскими властями, а большинство горских евреев подверглись коллективизации. Они создали несколько колхозов, в которых главной отраслью было виноградарство (к 1927 г. в колхозы вступили 250 семей горских евреев). В 1922 году появилась первая газета советского стиля — «Корзох» (Рабочий). В 1948—1953 годах в результате антирелигиозных и антисемитских кампаний образование в школах на татском языке запретили, в связи с чем публикация изданий на нем прекратилась. Советизация и русификация местных жите-

20 См.: Горские евреи. В кн.: КЕЭ. Т. 2. Кол. 184; Беккер М. Указ. соч. С. 21.

21 См.: Горские евреи. В кн.: КЕЭ. Т. 2. Кол. 187.

лей сопровождались клеветой на роль татского языка в социальной жизни горских евреев. Однако некоторые из них сохранили это наречие и продолжали пользоваться им в кругу семьи22.

После того как западные и российские промышленники в 1870-х годах начали интенсивную разведку и разработку нефтяных ресурсов Северного Азербайджана, в Азербайджан прибыло довольно много европейских евреев. Еврейские финансисты и банкиры создали там один из важных центров международной торговли и привлекли к Баку, о котором прежде мало кто знал, внимание мировых столиц. Во время этого притока международного капитала Баку стал средоточием национальных устремлений азербайджанской интеллигенции. Переезд в Азербайджан европейских евреев, ашкенази, благотворно сказался на развитии экономической и интеллектуальной жизни в Баку — современной столице Азербайджана. Первые евреи ашкенази в Азербайджане были царскими военнослужащими-кантонистами и в 1832 году поселились в Баку, который был тогда военной крепостью и тюрьмой. В 1832 году общая численность населения города составляла 2 154 жителей23. После того как в 1864 году там была обнаружена нефть, в Баку начался экономический и социальный бум. Много евреев, стремившихся подняться выше по социальной лестнице, увидели преимущества жизни на более свободной южной окраине Российской империи, не дававшей в других местах большого простора для деятельности. Это были главным образом инженеры, ученые, бухгалтеры, врачи. К 1898 году объем добычи нефти в Азербайджане достиг 8 млн т, превысив объем ее производства в Соединенных Штатах. К 1901 году нефтепромыслы Баку давали больше половины всей мировой добычи нефти (11 млн т) и 95% всей ее российской добычи24. На ранних этапах существенные средства в разработку нефтяных ресурсов Азербайджана вкладывали международные нефтяные бароны, в том числе братья Нобели, Ротшильды и Вишау. К западным нефтяным магнатам присоединились и местные, такие как Зейна-лабдин Тагиев, Муса Нагиев и Шамси Асадуллаев, селившиеся в основном в Баку и его окрестностях. Евреи — представители свободных профессий стали частью бурно растущего среднего класса. Поток евреев ашкенази, бежавших в Баку, вырос после Кишиневского (1903 г.) и Киевского (1904 г.) погромов. В 1913 году общая численность евреев, живших в Баку, среди которых преобладали ашкенази, достигла 9 689 чел., или 4,5% всего населения города. В их числе было много видных еврейских предпринимателей, занятых в нефтяной отрасли. Они приехали, чтобы на месте изучить нефтяной потенциал Баку.

В первом каспийском нефтяном буме, начавшемся на пороге XX столетия, важнейшую роль сыграл барон Альфонс Ротшильд (1827—1905 гг.), после смерти которого право собственности на компанию перешло к его младшему брату Эдмону. Альфонс Ротшильд, крупнейший банковский магнат Франции, выделил заем для строительства Закавказской железной дороги, соединившей Баку с портом Батум на Черном море. Ее строительство завершилось в 1883 году. Этот транспортный коридор предоставил доступ к району Каспия, не имеющему выхода к открытому морю, стимулировал международные и российские инвестиции. На 1 января 1916 года лидирующее положение в нефтяной индустрии Баку занимали четыре компании: фирма «Братья Нобель», Русская генеральная нефтяная корпорация, Международный трест «Ройял Датч Шелл» и Финансовая нефтяная корпорация «Нефть»25. В 1883 году Альфонс Ротшильд основал Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество, ставшее ведущей компанией в Бакин-

22 См.: Там же. Кол. 184.

23 См.: Беккер М. Указ. соч. С. 23.

24 См.: Mir Yusif Mir-Babayev. Baku Baron Days: Foreign Investment in Azerbaijan’s Oil // Azerbaijan International, Summer 2004 (12.2).

25 См.: The Review of the Baku Oil Industry for 1915. Vol. 2. Baku, 1916. P. 235—331.

ском нефтяном совете (или Картеле). Он был синдикатом частных компаний, занятых добычей, очисткой и переработкой нефти. В результате слияний фирм и приобретения небольших нефтеперерабатывающих заводов компания Ротшильда уже в 1888 году продала 64 млн галлонов керосина, что составляло 58,6% его российского экспорта26. В нефтяном концерне Ротшильда евреи занимали весьма высокие должности. Так, инженера Джорджа Арона, служившего прежде в Парижском доме братьев Ротшильдов, Альфонс Ротшильд назначил главным инженером Каспийско-Черноморского общества. Одним из трех директоров компании стал Морис Эфруси — зять А. Ротшильда (двумя другими были светлейший князь Георгий Александрович Грузинский и Арнольд Фейгль, эсквайр)27. Руководящие должности в Каспийско-Черноморском обществе занимали такие инженеры, как К. Бардский, А. Гухман, Д. Ландау, М. Фин, И. Пилкевич. Были и другие видные еврейские нефтяники: Г. Поляков из фирмы «Поляков и сыновья», А. Дембо и Х. Коган из «Дембо и Коган», барон Г. Гинзбург — до 1892 года член российской Государственной думы, видный меценат28. К 1913—1914 годам нефтяники-евреи контролировали 44% производства керосина в нефтяных концессиях Баку. В первой половине ХХ века керосин был основным источником освещения. В то время в Баку еврейский инженер-химик А. Бейлин сделал революционное изобретение в технологии очистки нефти29.

Евреи ашкенази быстро вписались в космополитическую атмосферу Бакинского fln-de-siёcle30. Многие представители секуляризованного еврейства влились в местную элиту. Интересной иллюстрацией того видного статуса, который приобрели в городе евреи ашкенази, может служить история семьи Ландау. Давида Ландау, одаренного инженера, бежавшего от киевского погрома, Ротшильды назначили представителем Каспийско-Черноморского общества в Нефтяном совете Баку. Ландау сделал множество изобретений в технологии очистки нефти и получил на них патенты. Его жена Любовь (урожденная Гаркави) была врачом с обширной практикой. Их сына, Леву Ландау, родившегося в Баку 22 января 1908 года, не по годам развитого мальчика, приняли в Бакинскую гимназию. (В Российской империи допуск евреев в гимназии регулировался царской антисемитской 5%-й нормой.) В попечительский совет этого учебного заведения входили, в числе прочих, Зейналабдин Тагиев и отец мальчика. После окончания в возрасте 19 лет физического факультета Ленинградского университета Лев Ландау занимался научной работой в Украине, Германии, Швейцарии, в Англии и, главное, в Копенгагене — у Нильса Бора. За вклад в развитие ядерной физики Л. Ландау в 1962 году получил Нобелевскую премию31.

После большевистской революции (25 октября 1917 г.) в феврале 1918-го была образована Закавказская Федерация, объединившая три республики региона. Первая независимая Азербайджанская Республика была провозглашена 28 мая 1918 года. Евреи участвовали в ее политической жизни как члены сионистских и других движений. В

26 См.: Мир-Бабаев Мир-Юсиф. Бакинская нефть и Ротшильды // Нефтегазовая промышленность, январь 2002 (см. также подробный отчет в: Нардова В.А. Начало монополизации нефтяной промышленности в России, 1888—1890. Ленинград: Наука, 1974).

27 См.: Мир-Бабаев Мир-Юсиф. Указ. соч.

28 См.: Беккер М. Указ. соч. С. 31.

29 См.: Баку. В кн.: КЕЭ. Т. 1. Кол. 283.

30 О росте Баку см.: Бадалов Р. Баку: Город и страна [http://www.sakharov-center.ru/publications/azrus/ az_008.htm].

31 См. биографию нобелевского лауреата Льва Ландау на сайте [http://nobelprize.org/physics/laureates/ 1962/landau-bio.html]. Несмотря на арест во время сталинских чисток, Лев Ландау принимал активное участие в проекте по созданию атомной бомбы. За работу над советской атомной и водородной бомбами Ландау был дважды награжден Сталинской премией (в 1949 г. и в 1953 г.) и званием Героя Социалистического Труда (1954 г.) (см.: Gorelik G. Lev Landau, Prosocialist Prisoner of the Soviet State // Physics Today, May 1995. P. 11—15).

этой недолго просуществовавшей республике еврей Моисей Гухман, сын инженера Каспийско-Черноморского общества, был членом Мили Меджлиса от еврейской общины. Некоторые евреи стали министрами в правительстве первой в Азии демократической республики. Так, К. Лисгар был министром продовольствия, Р. Каплан — министром по делам религий, Е. Г индес — министром здравоохранения, а М. Абезгауз — заместителем министра финансов. Активист сионистского движения А. Бушман стал избранным членом меджилиса. В Азербайджане широко распространялись три еврейских издания на русском языке: «Кавказский еврейский вестник», «Палестина» и «Молодежь Сиона»32.

Во время Гражданской войны в России (1918—1920 гг.) в Баку прибыло много еврейских беженцев из Украины и Белоруссии. Им пришлось бежать от резни евреев, спровоцированной украинским националистом С. Петлюрой и русским генералом А. Деникиным. К моменту вступления в Баку Красной Армии (апрель 1920 г.) в городе проживало 137 000 евреев33. В последовавший период советской власти (1920—1991 гг.), евреи ашкенази успешно работали и добивались высокого положения в науке, в медицине, в сфере культуры и промышленности. Быстро ассимилировавшиеся, они вступали в браки с азербайджанцами. Если до 1917 года среди десятков тысяч евреев ашкенази отмечалось лишь восемь случаев смешанных браков, то в последующий период это стало обычной практикой34. Что касается горских евреев, то они продолжали жить компактным сообществом в Губе, сохраняя более сильную еврейскую идентичность. Бакинские евреи активно участвовали в развитии азербайджанского театра и музыки. Еврейский азербайджанский историк отмечает: «В Баку сложился очень интересный симбиоз культур различных народов. Это привело к появлению такого уникального явления, как особая национальность — бакинцы»35. Бакинский композитор и музыковед Г. Бурштейн внес весомый вклад в изучение азербайджанского народного мелоса (музыкального фольклора). Музыканты-евреи преподавали в Бакинской консерватории, где обучили целое поколение таких азербайджанских композиторов, как Тофик Кулиев, Гамбар Гусейнли, Фархад Бадалбейли и Закир Багиров. К 1959 году в Азербайджане насчитывалось 29 716 европейских и 13 000 горских евреев36. Примечательно, что даже в советские времена евреи, проживавшие в Азербайджане, не подвергались широко распространенной дискриминации в сфере высшего образования, что было типично для других советских республик, особенно для РСФСР. В результате в советском Азербайджане евреи ашкенази составляли существенную часть интеллектуальной и технократической

элиты37.

На закате Советского Союза еврейская активность в Азербайджане усилилась. В 1990 году было создано Общество азербайджано-израильской дружбы. В его правление вошли видные представители азербайджанской культуры, науки и сферы образования. В 1992 году гостями Общества были бригадный генерал Хаим бар-Лев, а также министр энергетики и науки Израиля Ювал Нейман. Вскоре после распада СССР Израиль признал независимость Азербайджанской Республики. В декабре 1991 года они заключили соглашения по вопросам авиации и технического сотрудничества, что побудило и Турцию повысить двусторонние отношения до уровня послов38.

32 См.: Беккер М. Указ. соч. С. 37.

33 См.: Там же. С. 39.

34 См.: Там же. С. 40.

35 Там же. С. 41.

36 См.: Там же. С. 46.

37 Беседа с Борисом Трепниным, 12 февраля 2004 года.

38 См.: Gruen G. Turkey’s Relations to Israel. В кн.: Studies on Turkish-Jewish History. New York: Sepher-Hermon Press, 1996. P. 124.

Азербайджан — Израиль: взаимосвязи и перспективы их развития

Дипломатические отношения между этими странами были установлены 7 апреля 1992 года, после соответствующего признания Азербайджана Российской Федерацией. Первым государством, которое признало Азербайджан, была Турция, наладившая дипотношения с ним 14 января 1992 года. Еврейская община Азербайджана — важный фактор в поддержании им двусторонних экономических и дипломатических связей с Израилем и Соединенными Штатами. В настоящее время в Азербайджане проживает 26 000 евреев. Большинство их сосредоточено в Баку, а в Губе — втором по численности проживания евреев центре — 4 000 чел. В связи с развалом общества и недолгим всплеском ксенофобии, вызванным межэтнической войной в Нагорном Карабахе, за последние 15 лет приблизительно 40 000 чел. уехали в Израиль, Соединенные Штаты и Канаду39. Власти республики ввели специальную норму, предоставляющую израильским гражданам азербайджанского происхождения двойное гражданство. Прежние горские евреи Азербайджана живут в Израиле компактным сообществом. Самые большие их общины находятся в Хайфе и Акко. Эти новые израильтяне бережно хранят свои семейные и экономические связи, основанные на глубоко укоренившейся азербайджанской идентичности и многовековой истории редкостного сосуществования в условиях взаимной приязни40. По словам израильского посла в Баку Эйтана Найе, азербайджанские евреи в Израиле «смогли обеспечить основу для формирования сильных коммерческих связей»41. Как отмечает азербайджанский историк, «большинство евреев из Губы занимаются международной торговлей, заново строя Великий шелковый путь»42. Местное деловое сообщество активно торгует с Израилем и Китаем, а также с Россией и другими государствами СНГ.

Эксперты отмечают особое значение, которое имело для независимости Азербайджана установление дипломатических отношений с Турцией и Израилем в 1992 году43. Выбор времени для этого признания был особенно важен для Азербайджана, так как государство в тот момент находилось в дипломатической изоляции, навязанной ему Российской Федерацией под влиянием ее проармянски настроенных политиков. С тех пор как Азербайджан получил независимость, руководители его внешней политики в своих стратегических расчетах придают важнейшее значение и прозападно настроенной Турции, и Израилю — ключевому союзнику США на Ближнем и Среднем Востоке44. И Анкара, и Тель-Авив как союзники Вашингтона имели возможность защитить интересы Баку на международной арене. В 1990 году только две страны, Израиль и Турция, дипломатически поддержали Азербайджан в его борьбе против сил армянских сепаратистов в Нагорном Карабахе45, а в 1997-м были двумя из 18 государств, имевших в Баку дипломати-

39 См.: Israeli Ambassador Lauds Treatment of Jews in Azerbaijan [http://www.internationalspecialreports. com/ciscentralasia/01/azerbaijan/israeliambassador.html].

40 См.: Wohlgelerner E. Jews Come Down the «Mountain» in Tel Aviv to Preserve Culture // Jerusalem Post Service, 21 February 2003.

41 Greene R.A. Shared Feelings of Isolation May Make Israelis and Azeris into Friends // Jewish Telegraphic Agency, 28 April 2002.

42 Azerbaijan: The Status of Armenians, Russians, Jews and Other Minorities. Washington, D.C.: U.S. Department of Justice. INS Resource Information Center, 1993. P. 17.

43Беккер М. Указ. соч. С. 67. В целом первый президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей видел в Турции и Израиле образцы для строительства современного азербайджанского общества, создания национального государства на основе общности языка, сильной националистической ориентации и быстрой вестернизации во враждебном международном окружении.

44 Интервью с азербайджанским дипломатом Султаном Маликовым, 15 февраля 2005 года.

45 См.: Халг гезети (Баку), 16 января 1992. С. 2.

ческие представительства на уровне посольств. С 1992-го до 1995 года израильско-азербайджанское сотрудничество носило сдержанный и часто неофициальный характер, поскольку обе страны пребывали в «дипломатическом вакууме»46. В период войны в Нагорном Карабахе (1991—1993 гг.) Азербайджан оказался в дипломатической изоляции со стороны Запада и особенно нуждался в союзниках, которые уравновесили бы военное и дипломатическое давление, оказываемое на него Россией и Ираном. Тогда Тель-Авив предложил Баку свое военное ноу-хау и дипломатическую поддержку. Однако израильская дипломатия в тот период была весьма сдержанной47. Сложная ситуация на Центральном Кавказе вынуждает представителей МИД Израиля с пониманием относиться к стратегической озабоченности Азербайджана. Как отмечает Эйтан Найе, посол Израиля в Баку, «опасные соседи и история угнетения делают Азербайджан и Израиль логичными союзниками»48. Первоначально официальные двусторонние отношения ограничивались сотрудничеством в аграрной сфере, поскольку израильские частные фирмы в 1993/1994 годах участвовали в сельскохозяйственных проектах, финансировавшихся ЮСАИД. Но с 1995 года двусторонние отношения расширяются. Как отмечал азербайджанский эксперт по внешней политике, «обе стороны испытывали взаимную симпатию». И она, по утверждению А. Велиева, имеет свои основания в истории. Так, руководство суверенного Азербайджана всегда активно осуждало любые проявления антисемитизма на постсоветском пространстве. В своей дипломатии президент страны Гейдар Алиев неизменно акцентировал исторический характер азербайджано-израильской приязни. В частности, в свое время выступая перед израильскими дипломатами он заявил: «Дружба между Азербайджаном и Израилем имеет глубокие корни. Евреи столетиями жили в Азербайджане непрерывно, как равные граждане. Азербайджанцы никогда не относились к ним как к чужеземцам»49. Гейдар Алиев подчеркнул особую роль, которую сыграли в истории современного государства Азербайджан евреи ашкенази: «Наш народ никогда не забудет, что евреи, которые прибыли, чтобы поселиться в Азербайджане в конце XIX — начале XX столетия и живут там и по сей день, внесли огромный вклад в развитие в Азербайджане науки, культуры, здравоохранения, экономики, промышленности и других областей и оставили в его истории неизгладимый след»50.

3 а к л ю ч е н и е

Историческая память и постоянное дружелюбие азербайджанского общества по отношению к евреям, нехарактерное для европейских регионов Советского Союза, продолжают воздействовать на азербайджано-израильские отношения. Американский дипломат, работавший в Баку с 1992-го до 1994 года, заметил, что открытие посольства Израиля было «самой естественной вещью: Баку на протяжении более 100 лет отличало наличие особой космополитической элиты, включавшей множество евреев, которые входили в эту элиту как в период первого независимого азербайджанского государства (1918—1920 гг.), так и в советскую эпоху»51. Опытный государственный деятель Гейдар Алиев понимал значение симпатии евреев, в частности такой влиятельной общины диас-

46 Велиев А. Треугольник Израиль — Турция — Азербайджан: реальность и перспективы // Зеркало,

3 сентября 2004.

47 Подробнее о сотрудничестве см.: Good Relations between Azerbaijan and Israel: A Model for Other Muslim States in Eurasia? // Policy Watch #982. The Washington Institute for the Near East Policy (co-author Soner Cagaptay), 30 March 2005.

48 Greene R.A. Op. cit.

49 Речь президента Азербайджана Гейдара Алиева в посольстве Израиля в Баку 11 мая 2000 года.

50 Там же.

51 Беседа автора с американским дипломатом Филиппом Ремником.

поры, как американские евреи. В результате азербайджанских дипломатических усилий еврейская диаспора США, прочно связанная с Израилем, всегда платит взаимностью, лоббируя в Соединенных Штатах азербайджанские интересы52. Основной упор в действиях американской еврейской общины был сделан на то, чтобы каждый год добиваться приостановки действия Поправки 907 Закона о поддержке свободы. Этот правовой механизм блокирует предоставление любой помощи Азербайджанской Республике. В 1992 году Конгресс США ввел в действие данную поправку, запрещающую всякую помощь «Правительству Азербайджана до тех пор, пока Президент не убедится и не доложит Конгрессу, что Правительство Азербайджана предпринимает вполне очевидные шаги к тому, чтобы прекратить всякую блокаду и другое использования силы в наступательных целях против Армении и Нагорного Карабаха»53. Очевидно, что эта проблема — одна из приоритетных в отношениях между Баку и Вашингтоном, а также в азербайджанской внешней политике в целом. Ведь американская помощь была весьма значительной по объему (в сравнении с европейской) и имела более широкое международное значение для бывшей советской республики. Со своей стороны, руководство еврейской общины США видело в поддержке азербайджанских интересов мощное средство, позволяющее использовать свое влияние на Капитолийском холме не только для сохранения симпатии правительства Азербайджана к живущим в республике евреям, но и чтобы способствовать турецко-израильскому альянсу. Израильские и (особенно) турецкие дипломаты активно добивались от американской еврейской общины помощи в аннулировании этой дискриминационной законодательной меры, направленной против их нового стратегического партнера — Азербайджана54.

52 См.: Велиев А. Указ. соч.

53 Цит. по: Neil MacFarlane S., Minear L. Humanitarian Action and Politics: The Case of Nagorno-Kara-bagh // Occasional Paper #25, Providence, R.I.: Thomas J. Watson Institute for International Studies, 1995. P. 52.

54 Беседа автора с Барри Джейкобсом из Американского еврейского комитета, 24 февраля 2004 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.