Научная статья на тему 'Азербайджан в системе международных отношений'

Азербайджан в системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4162
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА / ЗАКАВКАЗЬЕ / КАРАБАХ / ЭНЕРГЕТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EXTERNAL POLICY OF AZERBAIJAN / THE SOUTH CAUCASUS / KARABAKH / ENERGY / REGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесниченко Мария Анатольевна

Данная статья посвящена приоритетным направлениям Азербайджанской Республики с момента приобретения ею независимости. Внешнеполитическое устремление на ту или другую страну зависело от сменяющих друг друга политических элит, которые были зачастую противоположны друг другу в своем политическом мышлении. Стабилизация внешнеполитического курса началась с президентством Г. Алиева, который осуществлял многостороннюю политику, развивая отношения с большим числом государств. Он создал и внедрил программу экономического развития Республики, наладил отношения с соседними странами. В итоге современный Азербайджан имеет прочные и взаимовыгодные отношения с Ираном, Россией, Турцией, Грузией. Единственной страной, с которой у него нет дипломатических отношений, остается Армения в силу неразрешенности Нагорно-Карабахского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijan in the system of international relations

The article focuses on the priorities of external policy of the Republic of Azerbaijan since its international recognition of independence. External policy ambitions were mostly determined by the successive political elites which were oft en opposing each other in their political beliefs and views. Stabilization of the external political course began with the government of G. Aliev who implemented multilateral policy by developing cooperation with more countries. He designed and implemented the program of economic development of the Republic, initiated relations with neighboring countries. Thus, modern Azerbaijan has stable and profi table political and economic relations with Turkey, Iran, Russia, Georgia. The only country Azerbaijan fails to develop international relations with is Armenia due to the Karabakh dispute.

Текст научной работы на тему «Азербайджан в системе международных отношений»

УДК 327.82

М. А. Колесниченко

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2011. Вып. 3

АЗЕРБАЙДЖАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Прошедший в конце 1980-х — начале 1990-х годов «парад суверенитетов» привел к полной перекройке географической и политической карты Евразии, на которой появились новые независимые государства, вставшие на путь самостоятельного развития на международной арене исходя исключительно из собственных интересов и потребностей. При этом каждое вновь образованное государство стремилось к налаживанию многосторонних разновекторных связей, подчас противоречащих их предыдущему историческому и идеологическому внешнеполитическому курсу, точнее курсу, проводимому правительством союзного государства. Это касается не только глобальных отношений, но и интеграции на региональном уровне.

Именно такие процессы начались в 1990-х годах и продолжаются по сей день на Южном Кавказе, и в частности в Азербайджанской Республике. Республике, ставшей новичком в мировой политической и экономической системе, пришлось начать решать почти с нулевой отметки проблему своей интеграции в мировое сообщество. Таким образом, национальные интересы независимой Республики стали строиться на новых закономерностях, предполагающих ориентацию на внешнюю силу. Такой силой в разное время и в разной степени были региональные и мировые державы, в первую очередь Россия и США, а также Турция. Помимо них, в силу исторической и этнокон-фессиональной близости, неотъемлемой частью политического развития Азербайджана также были другие республики Южного Кавказа и Ближнего Востока: Армения, Грузия, Иран. Однако, учитывая роль и место, занимаемое этими странами в приоритетных направлениях национальных внешнеполитических стратегий США и России, а также степень их влияния в регионе, их взаимоотношения с Азербайджаном вполне можно рассматривать сквозь призму обеспечения именно российских и американских региональных и глобальных интересов. Таким образом, Азербайджан был и остается ареной борьбы более сильных и значительных государств.

Так сложилось, что с 1988 г. внутри- и внешнеполитическая обстановка вокруг Азербайджана в основном определялась событиями в Нагорном Карабахе. Длительные разногласия между Арменией и Азербайджаном по поводу принадлежности данной территории привели к межнациональному конфликту, переросшему в полномасштабную войну, что существенно осложнило отношения между тремя закавказскими республиками и их ближайшими соседями. В результате сложилась ситуация, когда степень интенсивности двусторонних связей Азербайджанской Республики с соседними государствами определялась в значительной степени их отношением к данному конфликту.

Длительные военные действия, проходившие на территории Республики Азербайджан, формально завершились 12 мая 1994 г. при вступлении в силу Бишкекского соглашения, ознаменовавшего прекращение огня в Карабахе. Однако по существу конфликт так и не был разрешен и находится в замороженной стадии, результатом чего стало существование двух государств, между которыми нет дипломатических отношений и практически не осуществляется никакого сотрудничества, и одной само© М. А. Колесниченко, 2011

провозглашенной непризнанной республики. Но с юридической точки зрения данная ситуация выглядит следующим образом: Республика Армения оккупировала до 20% территории Азербайджана, и найти выход из данной ситуации на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку интересы и требования сторон категорически не совпадают. Существует мнение, что этот конфликт сам по себе не столь важен, он является выражением более сложных проблем, затрагивающих интересы России, США, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики, которые заинтересованы не столько в разрешении карабахского конфликта, сколько в извлечении собственной выгоды и достижении собственных целей [1, с. 23].

Отметим, что место, занимаемое Азербайджаном среди ближайших соседей, сформировалось в результате внешнеполитической деятельности сменяющих друг друга политических элит и их идеологий, декларирующих зачастую диаметрально противоположные приоритеты и ориентиры, которые в конечном счете можно свести к глобальным — северному и западному — направлениям. Конечно, внешнюю «среду обитания» Азербайджана нельзя ограничить рамками исключительно России и США, необходимо учитывать и роль других важных геостратегических действующих лиц, прежде всего Турции и Ирана.

В первой половине 1990-х годов внешнеполитический курс молодой республики был неровным и неустойчивым. Первый президент независимого Азербайджана А. Н. Муталибов уделял большое внимание международной деятельности: были установлены контакты с ближайшими соседями — Ираном и Турцией (именно Турция первой официально признала независимость Азербайджана 9 ноября 1991 г.), Российской Федерацией, США, многими европейскими странами. Азербайджан стал членом СНГ, ОИК, СБСЕ. В Баку начались переговоры с представителями зарубежных нефтяных компаний по поводу разработки нефтяных месторождений на континентальном шельфе Каспия. Такая активная дипломатия преследовала вполне конкретные цели: укрепить международное положение страны и подчеркнуть ее значение на локальной арене, а также повлиять на мировую общественность с целью благоприятного разрешения карабахского конфликта.

Однако внутриполитическая обстановка в молодой стране на тот момент не отличалась стабильностью, в результате чего очень скоро к власти пришел новый лидер с более жесткой идеологией. А. Эльчибей придерживался отчасти националистических взглядов, подчеркивая исторически сильную связь азербайджанского и турецкого народов. Внешнеполитический курс Эльчибея значительно отличался от курса его предшественника. Объявив своим стратегическим союзником Турцию, а США и страны НАТО партнерами по борьбе с «коммунистической империей» и Ираном, которые стали считаться врагами, эльчибеевская команда заняла подчеркнуто антироссийскую и антииранскую позиции. Новое азербайджанское руководство стремилось прекратить любые политические, военные и экономические отношения с Россией. Эльчибей потребовал немедленного вывода российских войск с территории Азербайджана, отказался от каких бы то ни было связей с СНГ. Являясь искренним поклонником Ататюрка [2, с. 95], Эльчибей полагал, что полная ориентация на Турцию будет выигрышной моделью развития для Азербайджана. Следует отметить, что Турция сама была не против такого развития событий. В частности, в августе 1992 г. в Анкаре были подписаны первые двусторонние соглашения о сотрудничестве в области военного обучения. Помимо этого, Турция выражала полную и безоговорочную поддержку Азербайджану

(особенно в вопросе нагорно-карабахского конфликта), основанную на языковых и этнических связях. В 1992 г. были прерваны все экономические связи Турции с Арменией, а в 1993 г. турецкие власти полностью закрыли турецко-армянскую границу.

Помимо резкого ухудшения отношений с Россией, политика азербайджанского руководства привела и к ухудшению отношений с Ираном. Неоднократные заявления лидеров азербайджанской политической элиты о «необходимости» присоединения Южного Азербайджана к Северному были восприняты в Тегеране как провокационная пропаганда сепаратизма и посягательство на территориальную целостность [2, с. 97; 3]. Помимо этого, в условиях резкого усиления турецкого влияния в Азербайджане и финансово-экономического освоения республики западными государствами началось вытеснение иранцев из всех областей жизни республики. Более того, после введения в 1992 г. Азербайджаном транспортно-экономической блокады против Армении именно небольшой участок сухопутной границы с Исламской Республикой Иран остался для Армении единственным выходом во внешний мир.

В итоге пантюркизм как реакция на прежнее российское влияние и все, что с ним связано, способствовал тому, что Азербайджан нажил не одного врага в регионе.

Очевидно, что подобный однобокий националистический курс вряд ли мог просуществовать долго. Уже в 1993 г. президентом страны стал Г. Алиев, добившийся, наконец, внутриполитической стабилизации в стране и даже преемственности своего политического курса, проводимого сегодня его сыном И. Алиевым.

С приходом к власти Г. Алиева внешняя политика страны претерпела значительные изменения, перестала быть узкоориентированной. Г. Алиев приложил массу усилий для развития сотрудничества его страны с как можно большим кругом государств.

Среди первых внешнеполитических актов нового президента был ряд мер, направленных на улучшение отношений с Россией. Однако задачей номер один все же оставалось разрешение вооруженного конфликта с Арменией. В связи с этим Баку принимал участие в различных переговорах и встречах, инициированных Россией и другими странами. Азербайджанское руководство надеялось получить определенную поддержку со стороны России в карабахском вопросе и, возможно, на достойных условиях прекратить войну [4, с. 156-157]. Однако мирные инициативы нового президента в первые месяцы после прихода к власти не дали результатов. Пассивность российского руководства в оказании содействия новому руководству Азербайджана стала одной из причин «перехода руководства Баку на линию сближения с Западом» [4, с. 157]. Ухудшение двусторонних отношений произошло в 1994 г., когда после начала военной операции в Чеченской Республике Россия фактически закрыла границу с Азербайджаном, прекратив с ним все транспортные коммуникации, подозревая Баку в оказании помощи боевикам [2, с. 160].

С 1994 г., после официального визита Г. Алиева в Анкару, в отношениях с Турцией была взята линия на стратегическое сотрудничество. Первостепенное значение уделялось военно-политическому сотрудничеству, так как официальный Баку воспринимал Турцию как «своего рода посредника в сближении Баку с Вашингтоном и НАТО» [5]. Президент не соглашался на российское военное присутствие на территории страны, отказался от предложения о совместной охране государственных границ, а затем свернул военное сотрудничество с Россией.

Отметим, что 1994 г. стал решающим в судьбе Азербайджана. 20 сентября 1994 г. разработанная Г. Алиевым «нефтяная стратегия», суть которой заключалась в макси-

мальном задействовании нефтяного фактора для достижения стратегических целей Азербайджана, увенчалась успехом: был заключен так называемый «Контракт века» с консорциумом иностранных компаний на разработку нефтяных месторождений Каспийского моря. Именно это событие оказалось переломным моментом в отношениях Азербайджана с внешним миром. Оно свидетельствовало о том, что страна заявила о себе на международной арене как об активном акторе региональных и глобальных отношений.

В последующие годы такая протурецкая и прозападная позиция Азербайджана во главе с Г. Алиевым лишь укреплялась, затем эту линию продолжил его сын И. Алиев.

В связи с тем, что интеграция в евроатлантические структуры является одним из приоритетов во внешней политике Азербайджана, важное место в сегодняшней политике страны занимает сотрудничество с Турцией. Турецкая Республика — важный региональный партнер Азербайджана в экономическом и энергетическом секторах. Через территорию Турции проходят несколько трубопроводов, доставляющих азербайджанский газ и нефть в Европу. Разветвленная сеть трубопроводов на ее территории может превратить Турцию в ключевое транзитное государство, что дало бы ей политические и экономические рычаги для большего влияния на Южном Кавказе по сравнению с Россией и Ираном [6, с. 123].

Для Азербайджана важно то, что турецкая сторона полностью поддерживает его позицию в вопросе Нагорного Карабаха, настаивая на территориальной целостности страны.

Более того, Турция претендует и на роль регионального гаранта безопасности, высказывая инициативы и предпринимая шаги для создания коллективной системы безопасности на Кавказе в рамках «пятерки» региональных государств (Россия, Турция, Армения, Грузия, Азербайджан). Еще в 2000 г. президент Турции выдвинул идею «Кавказского пакта стабильности», открытого для подписания странами Южного Кавказа, его соседями и всеми странами ОБСЕ. Однако на тот момент этот пакт не был заключен из-за позиции Армении, которая заявляла об обязательной нормализации турецко-армянских отношений; такую же позицию заняла и Россия [6, с. 158]. После «пятидневной войны» 2008 г. Турция в очередной раз предложила создать Кавказскую платформу стабильности и безопасности. Однако на сегодняшний день будущее данного проекта остается весьма призрачным, поскольку кооперация между Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией невозможна.

Другим достижением Г. и И. Алиевых стало то, что проводимая ими политическая линия способствовала развитию и улучшению отношений с другим соседом — Ираном. Современные отношения Азербайджана и Ирана развиваются достаточно интенсивно, однако между странами существуют некоторые проблемы, несколько осложняющие сотрудничество. Прежде всего Иран обеспокоен тесным сотрудничеством Азербайджана с НАТО и возможностью размещения на его территории американских военных баз и воинских контингентов вооруженных сил США.

Еще одна проблема — неурегулированность правового статуса Каспийского моря, но эта проблема касается не только Ирана и Азербайджана, но и всех прикаспийских стран. Гораздо больше отношения между странами осложнены тем, что Иран не участвует в транспортировке углеводородного сырья и товаров, находясь за пределами существующих кавказских транспортных и энергетических систем.

Однако несмотря на все противоречия и проблемы, в последние годы отношения между Ираном и Азербайджаном начали улучшаться. Беспокойство Ирана по поводу возможного размещения американских военных баз в Азербайджане и угроза нападения США вынудили его руководство активизировать контакты с Азербайджаном [7, с. 108]. В феврале 2006 г. министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедъяров заявил, что вопрос об использовании страны для возможных военных ударов США по Ирану «даже не обсуждается» [8, с. 105]. С 2002 г. Иран, совместно с Индией и Россией, участвует в крупном альтернативном транспортном проекте «Север—Юг», в котором задействована и азербайджанская сторона.

Несмотря на тесное сотрудничество Ирана с Арменией, развивающееся еще со времен Нагорно-Карабахского конфликта, Иран заявляет о поддержке позиции Азербайджана, выступая за его территориальную целостность и за освобождение территорий, оккупированных Арменией.

Сотрудничество между странами развивается не только в сфере энергетики, но и во многих других областях. С 2002 г. действует договор «О принципах отношений дружбы и сотрудничества», регулярно проходят встречи на высшем уровне, при этом очевидно, что у двух стран есть хорошие перспективы для более плотного сотрудничества.

Итак, Иран и Турция — это страны, которые уже в течение долгого времени оказывают значительное влияние на развитие Азербайджана, на направление его внешнеполитического курса. И хотя отношения между народами и правительствами этих стран не всегда были добрососедскими, Турция и Иран всегда рассматривали государства Закавказья как зону своих интересов. В итоге в начале XXI в. стало очевидно, что наиболее тесные отношения складываются между Азербайджаном и Турцией, причем последняя добилась того, чего хотела, а именно тесного взаимодействия с родственным азербайджанским народом. Что касается Ирана, то на развитие отношений Азербайджана с этой страной повлияла его политическая изоляция со стороны США. Несмотря на это, Азербайджан, стремясь развивать сотрудничество по нескольким внешнеполитическим направлениям, чтобы не заострять внимание на своем очевидно проамериканском курсе, в последние годы укрепляет взаимодействие с Ираном. Однако желание Азербайджана равномерного развивать сотрудничество со всеми странами региона можно рассматривать как несколько декларативное, поскольку степень вовлеченности США в его политику довольно велика. И если близкое, даже братское турецко-азербайджанское сотрудничество вполне обосновано, так как Турция является партнером США и НАТО, активным участником распределения каспийских энергоресурсов и транспортных артерий региона, то Иран, напротив, является для США вражеским государством и не участвует в транспортировке углеводородного сырья и товаров.

Говоря о степени кооперации Азербайджана с южными соседями — Турцией и Ираном, — хотелось бы отметить, что историческая близость судеб именно армянского, азербайджанского и грузинского народов в рамках единого региона Южный Кавказ должна была бы предполагать их сильную региональную кооперацию и интеграцию, что позволило бы региону как единому целому стать значительным актором мировой хозяйственной и политической системы. Однако сложилось так, что наличие острых неразрешенных проблем как внутреннего, так и межгосударственного характера воспрепятствовало укреплению их сотрудничества.

Армянское и азербайджанское руководство не могут найти точек соприкосновения для какого бы то ни было цивилизованного разрешения конфликта в рамках международного права и, следовательно, для осуществления стабильного политического диалога. Обе страны занимаются поиском союзников (более влиятельных и весомых в регионе и в мире) для разрешения ситуации в свою пользу. Азербайджан интенсивно развивает сотрудничество с США и НАТО в надежде создать противовес откровенной поддержке и существующему влиянию России в Армении1. Армения же, принимая приоритетность отношений с Россией, стремится к форсированию политической интеграции с ней. К тому же Иран — исторический союзник и партнер Армении в регионе. В условиях значительной изоляции обоих государств их сотрудничество и кооперация оказались закономерны. Наиболее заметно это проявляется в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

Что касается Грузии, то ей в короткий срок после обретения независимости удалось создать солидную юридически-договорную базу в отношениях с Азербайджаном, Арменией, Российской Федерацией, США, Турцией и ведущими западными странами. Эта договорная база охватывала многие важные сферы государственного развития. Как отмечает первый министр иностранных дел независимой Грузии А. Чикваидзе, для Грузии «кратко- и долгосрочными приоритетами представлялись установление связей с ближайшими соседями, равно как и с другими государствами бывшего СССР, и попытки интеграции с Западом в самом широком смысле этого слова» [9, с. 228]. Но с момента прихода к власти в стране Э. Шеварднадзе внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры Грузии четко обозначились в направлении Запада [10, с. 185]. В связи с этим отношения между Грузией и Азербайджаном стали носить более тесный характер по мере того, как обе страны приобретали все большее значение в энергетической политике Запада. В 1996 г. в Тбилиси между Азербайджаном и Грузией был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и укреплении взаимной безопасности, в 1997 г. в Баку Э. Шеварднадзе и Г. Алиев заключили Декларацию о дальнейшем углублении стратегического сотрудничества [5, с. 41-42], которое, очевидно, действительно углубляется и расширяется из года в год. В первую очередь, это сотрудничество касается энергетических проектов и военной сферы. Грузинская территория весьма удобна для транспортировки каспийских энергоресурсов. В военной же сфере две страны объединяет то, что они заинтересованы в тесном сотрудничестве с НАТО и при этом рассматривают именно Турцию как некоего «проводника» в альянс. Несомненно, такая общность интересов повышает уровень сотрудничества. К тому же грузинская сторона всегда выступала против независимости Нагорного Карабаха.

Так сложилось, что за длительный период истории народов, населявших современный Азербайджан, на их основе не сформировалось действительно сильного и влиятельного государства. Напротив, соседние более весомые и политически и экономически значимые империи оказывали на них давление. Однако Азербайджан, добившись наконец желанной независимости в начале 1990-х годов, не приложил все возможные усилия для преодоления исторической несправедливости и восстановления или даже приобретения высокого статуса, а снова совершенно спокойно положился на автори-

1 Это касается и военного паритета, учитывая размещение в Гюмри 102-й российской военной базы. Таким образом, присутствие российских войск в Армении позволяет ей чувствовать себя более уверенно в окружении недружественных Азербайджана и Турции, создает баланс присутствию войск НАТО и США в Турции и Грузии.

тет соседних государств, вверив им свое внешнеполитическое развитие. При этом своеобразным определяющим фактором выбора партнера стали этническая, конфессиональная, языковая, культурная близость населявших регион народов, а также степень их политической, а главное, экономической стабильности.

Таким образом, с этой точки зрения именно Турция стала лидером в партнерских отношениях с Азербайджаном. Эта страна представляет собой привлекательную среду для упрочения политических, военных и экономических контактов (при этом последние приоритетны для обеих сторон, поскольку на данном этапе существуют огромные возможности для реализации экономически выгодных проектов).

Иран также является близкой Азербайджану стороной, однако сотрудничества, равного по интенсивности турецко-азербайджанскому, с ним не осуществляется.

Страной из ближайшего окружения Азербайджана, с которой поддерживаются отношения на наиболее высоком уровне, оказалась Грузия. Некоторые аспекты, объединявшие страны в прошлом (в первую очередь связанные с взаимным сосуществованием в СССР) и сближающие их в настоящем (принадлежность к одному исключительно важному региону), образуют стабильную и надежную основу для продуктивного диалога.

Учитывая те же обстоятельства, примечательно, что Армения считается Азербайджаном вражеским государством. Хотя ее включение в общую систему хозяйствования региона было бы выгодно многим народам и странам Европы, Кавказа, Ближнего Востока, Азии и т. д., стороны не рассматривают возможности какого бы то ни было сближения, по крайней мере до разрешения Нагорно-Карабахского конфликта.

Напрашивается вывод о том, что страны, имеющие весомые позиции в Азербайджане и способные влиять на происходящие события, — это в первую очередь Россия и США. Каждая из них преследует свои собственные интересы. Однако наибольшее воздействие на Азербайджан оказывают в данный момент наиболее влиятельные государства региона — Турция и Иран.

Литература

1. Марджанлы М. Карабахская проблема с позиций геополитики: аналитический ракурс. СПб.: Книжный дом, 2009.

2. Чернявский С. И. Новый путь Азербайджана. М.: Азер-Медина, Книга и бизнес, 2002. 352 с.

3. Кряткевич П. Азербайджан: формирование независимого государства. Торун, 2009. 410 с.

4. Независимый Азербайджан: новые ориентиры: в 2 т. Т. 1. М.: Рос. ин-т стратегич. исследований, 2000. 423 с.

5. Независимый Азербайджан: новые ориентиры: в 2 т. Т. 2. М.: Рос. ин-т стратегич. исследований, 2002. 322 с.

6. Коджман О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период. М.: Русская панорама, 2004. 296 с.

7. Юнусов А. С. Азербайджано-иранские отношения и проблемы региональной безопасности на Кавказе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т. 8: Новые тенденции в мировой политике. М., 2007.

8. Михайлов С. А. Политика США в Центральной Азии и Закавказье в 2005 — начале 2006 г. // Политика в XXI веке: вызовы и реалии. 2006. Вып. 5 (15).

9. Чикваидзе А. На изломе истории. СССР—Россия—Грузия. М.: Международные отношения, 2006.

10. Грузия: проблемы и перспективы развития: в 2 т. Т. 1. М.: Рос. ин-т стратегич. исслед., 2001.

Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.