Научная статья на тему 'АЗЕРБАЙДЖАН В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ТУРЕЦКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ'

АЗЕРБАЙДЖАН В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ТУРЕЦКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНФЛИКТ / FOREIGN POLICY / POST-SOVIET SPACE / REGIONAL POLITICS / CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саримсоков Зохиджон Сайфуллоевич

Распад Советского Союза и конец Холодной войны стал для Турции, которая была частью Западного блока, моментом возможностей для ведения более активной внешней политики. Это особенно отразилось на политике Турции в республиках постсоветского пространства, так как она активизировалась в Центральной Азии и на Кавказе, где до сих пор пользуется большим авторитетом. Кавказский регион имеет особое значение во внешней политике Турции, что можно заметить, заглянув на программы Партии Справедливости и Развития, которая с 2002 г. удерживает большинство в парламенте и соответственно, является партией власти в стране. Хоть и первые годы правления ПСР ознаменовали собой сближение Турции с ЕС и странами Ближнего Востока, в последующие годы наблюдалось акцентированная активизация на Кавказе. В какой-то степени данная активизация является результатом новой проактивной внешней политики Турции и политики “ноль проблем с соседями”. Особо важную роль в региональной политике Турции играет Азербайджан. Причин этому несколько, но среди всех них можно подчеркнуть культурную общность Турции и Азербайджана, а также желание последней открыть для продажи своих энергоресурсов новые рынки через Турцию. Также отдельно нужно выделить позицию Турции в вопросе Нагорного Карабаха, что играет немало важную роль в построении политики страны в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZERBAIJAN IN THE COORDINATE SYSTEM OF TURKISH FOREIGN POLICY

The collapse of the Soviet Union and the end of the Cold War was moment for Turkey, which was part of the Western Bloc, to pursue a more active foreign policy. This was especially reflected in the policy of Turkey in the republics of the post-Soviet space, as it became more active in Central Asia and the Caucasus, where it still enjoys great authority. The Caucasus region is of particular importance in Turkey's foreign policy, which can be seen by looking at the programs of the Justice and Development Party, which has retained a majority in parliament since 2002 and, accordingly, is the ruling party in the country. Although the first years of the AKP's rule marked a rapprochement between Turkey and the EU and the countries of the Middle East, in subsequent years there was an accentuated activation in the Caucasus. To some extent, this activation is the result of Turkey's new proactive foreign policy and the policy of “zero problems with neighbors”. Azerbaijan plays a particularly important role in Turkey's regional policy. There are several reasons for this, but among all of them one can emphasize the cultural commonality of Turkey and Azerbaijan, as well as the latter's desire to open new markets for the sale of its energy resources via Turkey. It is also necessary to separately highlight the position of Turkey on the Nagorno-Karabakh issue, which plays a significant role in building the country's policy in the region.

Текст научной работы на тему «АЗЕРБАЙДЖАН В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ТУРЕЦКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ»

ПРОБА ПЕРА

Азербайджан в системе координат турецкой внешней политики

З. С. Саримсоков

Российский университет дружбы народов ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3661-7534, zohidjon990@gmail.com

Аннотация. Распад Советского Союза и конец Холодной войны стал для Турции, которая была частью Западного блока, моментом возможностей для ведения более активной внешней политики. Это особенно отразилось на политике Турции в республиках постсоветского пространства, так как она активизировалась в Центральной Азии и на Кавказе, где до сих пор пользуется большим авторитетом. Кавказский регион имеет особое значение во внешней политике Турции, что можно заметить, заглянув на программы Партии Справедливости и Развития, которая с 2002 г. удерживает большинство в парламенте и соответственно, является партией власти в стране. Хоть и первые годы правления ПСР ознаменовали собой сближение Турции с ЕС и странами Ближнего Востока, в последующие годы наблюдалось акцентированная активизация на Кавказе. В какой-то степени данная активизация является результатом новой проактивной внешней политики Турции и политики "ноль проблем с соседями". Особо важную роль в региональной политике Турции играет Азербайджан. Причин этому несколько, но среди всех них можно подчеркнуть культурную общность Турции и Азербайджана, а также желание последней открыть для продажи своих энергоресурсов новые рынки через Турцию. Также отдельно нужно выделить позицию Турции в вопросе Нагорного Карабаха, что играет немало важную роль в построении политики страны в регионе.

Ключевые слова: внешняя политика, постсоветское пространство, региональная политика, конфликт.

Azerbaijan in the coordinate system of Turkish foreign policy

Zokhidzon S. Sarimsokov

RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3661-7534, zohidjon990@gmail.com

Abstract The collapse of the Soviet Union and the end of the Cold War was moment for Turkey, which was part of the Western Bloc, to pursue a more active foreign policy. This was especially reflected in the policy of Turkey in the republics of the post-Soviet space, as it became more active in Central Asia and the Caucasus, where it still enjoys great authority. The Caucasus region is of particular importance in Turkey's foreign policy, which can be seen by looking at the programs of the Justice and Development Party, which has retained a majority in parliament since 2002 and, accordingly, is the ruling party in the country. Although the first years of the AKP's rule marked a rapprochement between Turkey and the EU and the countries of the Middle East, in subsequent years there was an accentuated activation in the Caucasus. To some extent, this activation is the result of Turkey's new proactive foreign policy and the policy of "zero problems with neighbors". Azerbaijan plays a particularly important role in Turkey's regional policy. There are several reasons for this, but among all of them one can emphasize the cultural commonality of Turkey and Azerbaijan, as well as the latter's desire to open new markets for the sale of its energy resources via Turkey. It is also necessary to separately highlight the position of Turkey on the Nagorno-Karabakh issue, which plays a significant role in building the country's policy in the region.

Keywords: foreign policy, post-Soviet space, regional politics, conflict.

Турция и Азербайджан являются важнейшими составными частями Большой Евразии. Оба государства имеют общие границы с Россией, Грузией, Арменией и Ираном в

Черно-Каспийском бассейне, что говорит об общности интересов этих стран. Эти страны связывают между собой не только географические границы, но и языковая, религиозная

и культурная общность. Именно поэтому, объясняя отношения между Турцией и Азербайджаном, сначала необходимо обратиться к историческим и особым связям между двумя странами. Потому что эти общие черты, которые связывают два государства, напрямую влияют на отношения между ними в содержательном и качественном плане. Турция и Азербайджан определяют друг друга как «братские страны» и на официальном уровне, и на уровне населения, так как идентифицируют себя представителями одной этнической группы. В этом смысле отношения между Турцией и Азербайджаном, выходящие за рамки обычных международных отношений, основанных на приоритете государства, имеют особое измерение, что особо подчеркивается в словах основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка: «Радость Азербайджана - это наша радость, его горе - наша печаль» [Ва1а, 2013]. В данном контексте можно упомянуть и заявление президента Гейдара Алиева, который говорил: «Мы - одна нация, два государства».

9 ноября 1991 г. Турция одним из первых официально признала независимость Республики Азербайджан1. Сразу после провозглашения независимости начался процесс восстановления дипломатических отношений, которые были приостановлены по причину нахождения Азербайджана в составе СССР. А потом с избранием А. Эльчибея на должность президента Азербайджана в июне 1992 г., в отношениях между двумя странами началась новая эра, так как Президент А. Эльчибей, который был широко известен своим пантюкистким мировоззрением2. Таким образом, президент Эльчибей повернул свой внешнеполитический курс преимущественно в сторону Анкары. На первый взгляд этот выбор казался внешнеполитическим приоритетом президента Эльчибея, но вскоре стало ясно, что это выбор не только Эльчибея, но и самого Азербайджана [Ismailzade, 2005]. Также стоит заметить, Президент Эльчибей, принимая во внимание

1 "ТшМуе-А7егЬаусап $1уаБ1 ШбкЦеп", Министерство иностранных дел Турции. Доступ: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-azerbaycan-siyasi-iliskileri.tr.mfa

2 Подробнее см. Эльчибей. Доступ:

https://bigenc.ru/world_history/text/4934689

подписание энергетических соглашений с западными странами и важную роль Турции в этом процессе, придал особое значение стратегическому партнерству с этой страной [Bagirov, 2001]. Такая политика способствовала тому, что в последующие годы в отношениях между Турцией и Азербайджаном торговля энергоресурсами, где Турция выступает в качестве транзитной страны между Азербайджаном и Западом, стала одним из приоритетных направлений в двусторонних отношениях.

В 1992-1993 гг. в результате оккупации Арменией Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана и семи районов вокруг нее, а также внутренних конфликтов в стране, Гейдар Алиев взял управление страной в свои руки. Оккупация 20% азербайджанских территорий и внутренняя нестабильность при иностранной поддержке потребовали от президента Алиева придерживаться метода диверсификации приоритетов во внешней политике. Именно с периода руководства Алиева двусторонние отношения с Турцией начали вести по принципу «одна нация, два государства»3, что еще раз подчеркивал особое место Турции во внешней политике Азербайджана и наоборот.

К тому же победа Партии справедливости и развития (AK Party) во главе с Р. Эрдо-ганом в парламентских выборах Турции в конце 2002 г., придала новый импульс отношениям между двумя странами. Здесь стоит упомянуть главного идеолога внешней политики Турции последних лет, бывшего министра иностранных дел, а затем и премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу. Давутоглу в своей книге "Стратегическая глубина" анализируя место и роли Турции в мировой политике приходит к выводу, что Балканы, Кавказ и Ближний Восток являются теми регионами, которые находятся в зоне национальных интересов Турции [Davutoglu, 2001]. Он отмечает, что все происходящее в этих регионах, имеет непосредственное отношение к

3 Керим Хас. Турция и Азербайджан - не только энергетика, 2016. Доступ: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tшrtsiya-i-azerbaydzhan-ne-tolko-energetika/

Турции. Поэтому ей надо начать реконструкции отношений со своими региональными соседями и извлекать максимальную выгоду от развития двусторонних и многосторонних отношений с ними. Данная политика в отношении приграничных государств была названа, как политика "ноль проблем с соседями"1. Результатом данной политики стала нормализация отношений со всеми своими соседями, включая оттепель в отношениях с Арменией. Что касается двусторонних отношений с Азербайджаном, то большее развитие они получили в период после 2007 г., когда ПСР во второй раз победила в выборах и стала партией власти. С 16 по 17 августа 2010 г. Президент Турции А. Гюль совершил официальный визит в Азербайджан, в ходе которого между Азербайджаном и Турцией было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной помощи [СеНкра1а, 2010]. Позже в ходе встречи Президента Иль-хама Алиева с премьер-министром Турции Р. Эрдоганом, которая состоялась в Стамбуле в середине сентября того же года, была подписана "Декларация о создании Совета стратегического сотрудничества на высоком уровне между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой", после чего наладился механизм взаимодействия двух стран во всех сферах двусторонних отноше-ний2. ССП собирался пять раз в период 20112016 гг., и основной целью этих встреч было продвижение двусторонних политических отношений и увеличение объема торговли между двумя странами до 15 млрд долл. в 2023.3 В ходе этих встреч было подписано в общей сложности 30 соглашений в таких областях, как торговля, наука, технологии, промышленность, энергетика, оборона, банковское дело, оформление виз, туризм, здравоохранение, сельское хозяйство, инфраструктура, транспорт, развитие, образование, связь, культура, окружающая среда.

В последние годы в турецко-азербайджанских отношениях были предприняты

1 Сулейманов А.В. Идеология Давутоглу и внешняя политика Турции. Доступ: https://cyberleninka.m/artide/n/ideologiya-a-davutoglu-i-vneshnyaya-politika-turtsii/viewer

2 Турция и Азербайджан подписали Декларацию о со-

здании Совета стратегического партнерства. Доступ: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/174303/

важнейшие шаги, которые направлены на разностороннее сотрудничество. Одним из наиболее важных направлений двусторонних отношений, конечно же, является взаимодействие в области экономики и международной торговли. На сегодняшний день показатель объема внешней торговли между Турцией и Азербайджаном, включая багаж и приграничную торговлю, находится на уровне чуть больше 2 млрд долл. Из Турции в Азербайджан в основном экспортируются мебель, детали из железа и стали, драгоценные металлы, оборудование, различное строительство, фармацевтика, продукты питания и текстиль. В целом в общем объеме товарооборота между двумя странами, превалирует экспорт турецких товаров в Азербайджан, так как экспортируемые продукты получили признание в этой стране и власти Азербайджана создают комфортные условия, чтобы турецкие компании имели возможность развиваться на рынке Азербайджана. Однако, стоит также добавить, что две страны отстают от реализации своего внешнеторгового потенциала из-за высоких ставок таможенных пошлин. В этом смысле можно сказать, что у России есть важное преимущество в импорте Азербайджана, поскольку она экспортирует беспошлинные товары.

Общая стоимость инвестиций турецких компаний в Азербайджан составляет 9 миллиардов долларов. Из этих инвестиций 6 миллиарда долларов были реализованы в период нахождения у власти ПСР и лично Р. Эрдогана. В Азербайджане работают более 2600 турецких компаний, которые предлагают возможности трудоустройства более чем 25 тыс. человек, их инвестиции в основном сосредоточены в сфере телекоммуникаций, банковского и страхового дела, транспорта, торговли продуктами питания, текстиля, образования, мебели и секторов строительных материалов. За истекшее время турецкие строительные компании реализовали в Азербайджане более 360 проекта на общую

3 Аватков В. Внешнеполитическая линия Турецкой Республики в отношении стран Закавказья в контексте внешнеполитической идеологии Турции. Доступ: https://mgimo.ru/files2/2015_06/up0/file_03a21e4e9930 3bb787920a5f39252400.pdf

сумму 12 млрд долл. Также стоит упомянуть, что с 2004 г. по сегодняшний день Турция оказала Азербайджану двустороннюю официальную помощь в целях развития на общую сумму 320 млн долл.1 Что касается основных направлений деятельности компаний с азербайджанским капиталом в Турции, то таковыми являются: оптовая и розничная торговля, строительство, недвижимость, аренда и коммерческая деятельность, транспорт, логистика и складские услуги, обрабатывающая промышленность, гостиничный и ресторанный бизнес, здравоохранение и социальные услуги. Здесь нужно особо подчеркнуть, что самой важной из стран, куда инвестирует Азербайджан, является Турция. По данным министерства торговли Турции, с 2005 по 2016 год объем прямых инвестиций из Азербайджана в Турцию составляет около 4,8 млрд долл.2 Говоря об отношениях в области экономики, нельзя не заметить, особо важное место занимает сфера туризма, которая до недавних пор испытывала некоторые трудности и не могла развивать свой потенциал. Главным препятствием в процессе развития был визовый режим между странами, который длился долгие годы. Данный барьер был снят после визита Президента Эрдогана в Баку, который состоялся в начале декабря 2020 г. Данный визит Эрдогана можно считать одним из самых плодотворных за последние годы, так как был подписан ряд соглашений и договоров между Турцией и Азербайджаном. Одним из таких соглашений было Соглашение об отмене визового режима между двумя странами3.

После обретения независимости Азербайджаном еще одним приоритетным направлением в отношениях между двумя странами является военное сотрудничество. Учитывая географическое положение, исторический контекст и социально-политическую динамику обеих стран, военное сотрудничество становится тем направлением, который стоит в приоритетной повестке дня обеих сторон. Военное сотрудничество между двумя странами было восстановлено

Соглашением о сотрудничестве в области военной подготовки от 3 ноября 1992 г. Это соглашение оказало большое влияние в процессе создания Вооруженных сил Азербайджана. Указанное соглашение открыло путь для создания и обучения азербайджанской армии Вооруженными силами Турции (ТБК). Но в истории взаимоотношений Азербайджана и Турции были и такие моменты, когда власти в Азербайджане выражали свою озабоченность тем, что несмотря на наличие соглашения Турция не оказывает той поддержки, которую Азербайджан ждет от нее. Одним из таких моментов, когда были недопонимания в позициях властей, случился в 1993 г., когда после начала Карабахского конфликта, в качестве гуманитарную помощи Президент А. Эльчибей попросил у тогдашнего премьер-министра Демиреля вертолет для транспортировки раненных, но он ответил отказом. Позже президент А. Эльчи-бей выразил свое негодование такой позицией турецких коллег в телевизионной программе. Однако, заметим, что реакция Турции на оккупационную политику Армении стала намного более жесткой, чем предполагали тогдашние власти Азербайджана. В ответ на такую политику Еревана, Анкара закрыла все границы с Арменией и в отличие от других региональных соседей, поддержала Азербайджан на международной арене. Второе важное соглашение, позволившее развивать военные отношения между Анкарой и Баку с учетом внутренних и внешних конфликтов, имевших место в Азербайджане в то время, было подписано с опозданием, то есть 10 июня 1996 г. В этом документе, известном как Соглашение об обучении, техническом и научном сотрудничестве в военной области, которое в основном охватывает такие виды деятельности, как обучение азербайджанской армии, военная помощь, продажа оружия и боеприпасов и совместное производство оружия, военные отношения между двумя странами. государства набрали обороты. Собственно говоря, участие высо-

1 Turkiye-Azerbaycan iliskileri stratejik boyut kazaniyor.

Доступ: https://www.aa.com.tr/tr/analiz/turkiye-

azerbaycan-ekonomik-iliskileri-stratejik-boyшtlar-kazaniyor/1698615

2 Министерство торговли Турции. Доступ: https://ticaret.gov.tr/yurtdisi-teskilati/orta-asya/azerbaycan/raporlar

3 Подробнее см. Доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10226701

копоставленных турецких чиновников в церемонии, состоявшейся 23 августа 2001 г., на которой первые выпускники Азербайджанской военной академии, созданной при непосредственной поддержке турецких вооруженных сил, символизировало придаваемую важность к военному сотрудничеству в двусторонних отношениях. Важно упомянуть, что данная церемония совпала с последствиями кризисом между Баку и Тегераном, который возник из-за неопределенности правового статуса Каспийского моря и нарушения воздушного пространства Азербайджана иранскими военными самолетами1. Полет турецких военных самолетов, который был совершен над Каспийским морем во время церемонии, был истолкован как ответ Турции действиям Ирана. Также данной акцией Турция продемонстрировала, что она будет на стороне Азербайджана.

Помимо двустороннего сотрудничества, Турция поддерживает Азербайджан в международных платформах и активно продвигает ее интересы. Турция, как одна из важнейших стран-членов НАТО, делает очень многое для развития отношений между Азербайджаном и НАТО, поддерживая любые инициативы в этом направлении. С другой стороны, надо заметить, что подписание Соглашения о стратегическом сотрудничестве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном в 2010 г., не обеспечило достаточной инфраструктуры для комплексного и обширного взаимодействия в области безопасности и обороны. Турция пытается всячески демонстрировать усилия, прилагаемые в поддержку Азербайджана в рамках территориальной целостности страны, а также суверенитета Азербайджана над Нагорным Карабахом. Проблема Нагорного Карабаха, также усложняется эффектом так называемых армянских претензий в сторону Турции насчет событий 1915 г. В то же время стоит подчеркнуть, что политика Давутоглу "ноль проблем с соседями" и активизации Турции в регионе дали свои плоды и в отношениях Анкары с Ереваном. Здесь можно упомянуть попытки Турции нормализовать отношения с Арме-

1 Иранские самолеты будут уничтожены. Доступ:

https://www.kavkaz-uzel. eu/articles/10595/

нией взамен на постепенный вывод армянских войск с территории Нагорного Карабаха. Данный период остался в истории, как оттепель в отношениях Анкары и Еревана, что стало причиной напряженности в отношениях с Анкары с Баку [Стародубцев, 2017].

Конфликт в Нагорном Карабахе, является одним из определяющих факторов турецкой внешней политики в регионе. Ситуация с Карабахским конфликтом усложняется и тем, что позиция Турции в этом конфликте зависит и от позиции Азербайджана в вопросе с Кипром. Азербайджан прекрасно осознает, что признание им Северного Кипра турецким может повлечь за собой признание рядом стран независимости Нагорного Карабаха. Именно поэтому стороны сдерживают себя от таких заявлений, которые имели бы такие негативные последствия. Как можно понять из позиций сторон, между двумя странами применяется прагматический подход в контексте нагорно-карабахско-кипрской проблемы в связи с условиями, в которых находится Азербайджан. До недавних пор похожая ситуация была и вокруг безвизового режима между двумя странами. Власти Азербайджана долго упорствовали в своей политике визового режима с Турцией, хоть и она является стратегическим партнером. В своих заявлениях, которые время от времени делали бакинские официальные лица, они ссылались на то, что основная причина отказа от безвизового режима для граждан Турции связана с отношениями Азербайджана с Ираном, так в случае отмены визы с Турцией Иран тоже пожелает отменить визовый режим с Азербайджаном [Сатановский, 2012]. Но данный вопрос был решен в конце 2020 г., когда в ходе визита Президента Эрдогана было подписано Соглашение об отмене визового режима. Данный визит был совершен по случаю возвращение Азербайджаном части своих территорий в Нагорном Карабахе, в процессе которого Турция оказала широкомасштабную военную помощь Азербай-джану2. Стоит отметить, что возвращение территорий было провозглашено как победа

2 Кривошеев К. Третий кондоминиум. Как Карабах изменит отношения России и Турции. Доступ: https://carnegie.ru/commentary/82932

не только в самом Азербайджане, но и в Турции тоже, где народ с размахом отметил данный праздник.

Турция и Азербайджан в рамках многоплановых и многовекторных отношений друг с другом, также тесно сотрудничают и на мировой арене в рамках международных организаций регионального и глобального характера [Davutoglu, 2013]. Они имеют тесное и плодотворное сотрудничество в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Совета сотрудничества тюркоязычных стран (Турецкий совет), Организации Объединенных Наций (ООН), Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации Безопасность и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Совета Европы и так далее. В качестве наглядной демонстрации согласованности действий этих стран на международной арене можно упомянуть эпизод, когда в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Азербайджан вместе с турецкой группой выступил против некоторых государств, применяющих двойные стандарты в борьбе с терроризмом, особенно Рабочей партии Курдистана (РПК), а также в отношении событий 1915 г.1

В отношениях Турции и Азербайджана остались позади чуть меньше тридцати лет. Первые годы этого периода прошли в радости и волнении прямого контакта после долгого времени отлучки и подписания многочисленных соглашений о сотрудничестве практически во всех областях. Пусть даже с немногим опозданием в отношениях двух стран произошел сдвиг с эмоциональной основы в сторону стратегического сотрудничества. Кроме того, в период правления ПСР в Турции, началась новая эра в отношениях с Азербайджаном, что привело к созданию механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, ориентированных на региональный мир, стабильность и благополучие народов двух стран. Однако на данный момент отношения между Турцией и Азербайджаном остаются ниже ожидаемого уровня, в основном в торгово-экономическом плане.

1 Азербайджан и Турция создали в ПАСЕ фракцию. Доступ:

https://ru.armeniasputnik.am/politics/20190206/1714615

Что касается взаимодействия двух стран в политическом плане, то недавние события в Нагорном Карабахе показали, что Азербайджан является одним из основных партнеров Турции не только в регионе, но и в мире, в целом. А в свою очередь Турция показала себя, как действительный стратегический партнер и старший брат Азербайджана. Это особенно чувствовалось в ходе визита Президента Эрдогана в Баку, где он принял участие в военном параде2. Несмотря на прогресс, достигнутый в двусторонних отношениях, цели Совета стратегического сотрудничества высокого уровня между Турцией и Азербайджаном, которые намечены на 2023 год, не полностью выполнены и отстают от графика [Ismaylov, 2016]. В течение прошедшего периода было замечено, что такие вопросы, как Нагорный Карабах и Кипр оказали негативное психологическое воздействие на общественное мнение обеих стран. В этом контексте, наряду с сохранением существующей политической воли к дальнейшему развитию турецко-азербайджанских отношений, необходимо более эффективное использование инструмента общественной дипломатии и культурных связей народов двух стран. Учитывая тот факт, что у обеих стран имеются нерешенные вопросы с Арменией, являются препятствием для максимального использования существующего потенциала между двумя странами. В противном случае в будущем турецко-азербайджанских отношений, особенно в экономическом и коммерческом плане, качество вряд ли значительно превысит нынешний уровень. Несмотря на некий спад в торгово-экономических отношениях Азербайджана с Турцией, тесное взаимодействие этих двух государств в политическом поле само по себе является большим достижением не только для стабильности регион, но и всей Большой Евразии. Также стоит подчеркнуть возрастающую роль и важность Азербайджана в поддержании стабильности на Кавказе, что отвечает интересам не только Турции или России, но и всего мирового сообщества.

1/postikornaya-diplomatiya-azerbajdzhan-i-tшrciya-sozdali-v-pase-frakciyu.html

2 Эрдоган прибыл с визитом в Баку. Доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10212969

Список литературы

AhmetDavutoglu. Stratejik Derinlik. Istanbul, 2001.

Ahmet Davutoglu. Teoriden pratige: Turk dis politikasi uzerine konusmalar. Istanbul, 2013. Ali Balci. Turkiye Dis Politikasi Ilkeler, Aktorler, Uygulamalar. Istanbul, 2013. Bagirov Sabit. Azerbaijan's strategic choice in the Caspian region. The security of the Caspian Sea Region, 2001.

Fariz Ismailzade. "Turkey-Azerbaijan - the honeymoon is over", Turkish Policy Quarterky, 1-11, 2005.

IsmaylovMurad, Norman Graham. Turkish-Azerbaijani relations: one nation-two states? Routledge, New York, 2016.

Mitat Celikpala. Turkiye ve Kafkasya: Reaksiyoner dis politikadan proaktif ritmik diplomasiye gecis. Iatanbul, 2010.

Сатановский Е. Ближний Восток. Котел с неприятностями. Москва, 2012. Стародубцев И. Россия-Турция: 500 лет беспокойного соседства. Москва, 2017.

References

Satanovskij E. Blizhnij Vostok. Kotel s nepriyatnostyami. Moskva, 2012. StarodubcevI. Rossiya-Turciya: 500 let bespokojnogo sosedstva. Moskva, 2017.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Саримсоков Зохиджон Сайфулло- Sarimsokov Zokhidzon S. Master of In-

евич - магистр в области международных ternational Relations, RUDN University.

отношений, РУДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.