Научная статья на тему 'Азбука финансов'

Азбука финансов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азбука финансов»

Лучшие проекты конкурса «Преподаватель года — 2018»

АЗБУКА ФИНАНСОВ

А. С. Захарова, преподаватель Профессионального колледжа г. Новокузнецка

Словосочетание «Финансовая грамотность» в настоящее время можно услышать повсюду — с экранов телевизоров, при разговоре с соседом, даже в магазинах.

Финансово грамотный человек — что это значит?

Финансово грамотный человек:

— ведет учет собственных доходов и расходов;

— тратит меньше, чем зарабатывает;

— ориентируется в мире финансов;

— у него есть собственный резервный фонд;

— этот человек грамотно делает пенсионные накопления.

Если вы обнаружили у себя пять этих признаков — вы финансово грамотны.

По данным Национального агентства финансовых исследований на вопрос «Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком?» 34 % россиян ответили отрицательно.

Согласно проведенному опросу общественного мнения среди обучающихся Профессионального колледжа г. Новокузнецка и их родителей, в котором приняли участие около 400 человек:

— планируют свои финансовые расходы 57 %% семей, при этом из них не имеют задолженности по кредитам только 24 %%;

— 87 %% семей на вопрос «Считаете ли вы, что деньги буквально утекают из рук?» ответили положительно.

К 3-му курсу у студентов начинают появляться собственные источники доходов и статьи расходов, они достигают кредитоспособного возраста и рискуют попасть в долговую яму, пытаясь удовлетворить свои растущие потребности в погоне за модными товарами.

В последние годы в РФ разработаны программы и методики повышения уровня финансовой грамотности населения. Профессиональные образовательные организации проводят мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности молодежи. Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и взрослых стали уже традицией. Но все эти мероприятия носят фрагментарный характер. При этом сегодняшние студенты — это настоящие и будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики (многие из них работают). Поэтому сегодня остро ощущается необходимость планомерного финансового образования молодежи.

В 2017 году Министерством образования и науки при поддержке Центробанка России изданы Методические рекомендации по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы СПО, в которых образовательным организациям рекомендовано реализовать этот курс в рамках получения среднего общего образования или в рамках профессионального цикла.

Профессиональный колледж г. Новокузнецка решает проблемы низкой финансовой грамотности и обеспечения будущей финансовой безопасности студентов, их родителей, своих сотрудников и всех желающих введением дополнительной вариативной образовательной программы «Азбука финансов».

Конкурентные преимущества дополнительного образования:

— в вариативности содержания и форм организации образовательного процесса;

— доступности глобального знания и информации для каждого;

— адаптивности к возникающим изменениям.

Цель проекта — сформировать у участников образовательного процесса базовые принципы разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам. Использовать базовые принципы разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам при формировании ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере».

Задачи проекта:

1. Разработать силами педагогов-финансистов дополнительную образовательную программу «Азбука финансов», выявить проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, принимая финансовые решения в процессе управления личным бюджетом, и предложить способы их решения.

2. Организовать обучение студентов, персонала колледжа, родителей, всех желающих по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов».

3. Обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и их участие в планировании предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

4. Проанализировать результаты обучения, провести мониторинг целевой группы обучающихся, их удовлетворенности от реализации программы.

Характеристика продукта проекта

Дополнительная образовательная программа включает:

мотивационный блок — является специальным вступлением, объясняющим важность финансового образования; содержит анализ личного опыта людей, имеющих несколько источников пассивного дохода, и яркие примеры эффективного управления личными финансами;

основной блок — включает широкий массив информации о ведении учета доходов и расходов, возможностях экономии и приумножения заработанных средств, а также описание принципов работы с банковскими и финансовыми инструментами. Основной блок состоит из трех модулей.

Модуль 1 «Финансовая грамотность как основа повседневной жизни» — это формирование умений быть финансово грамотным в повседневной жизни, пользоваться стандартными финансовыми продуктами (кредитами, депозитами, банковскими картами).

Модуль 2 «Основы инвестирования и работы на финансовых рынках» — формирование умений осуществлять инвестирование собственных

финансовых ресурсов, оценивать реальную стоимость денежных потоков и планировать накопление средств на будущее (пенсионные накопления, ценные бумаги).

Модуль 3 «Основы защиты от мошеннических действий на финансовом рынке» — формирование умений осуществлять стандартные финансовые и инвестиционные операции наиболее безопасным и защищенным от махинаций третьих лиц способом.

Модули программы слушателями могут осваиваться как последовательно, так и отдельно по выбору, как совместно в учебной группе, так и индивидуально.

Оптимизационный блок включает модуль 4 «Личное финансовое планирование, создание собственного бизнеса» — это инструментарий для оздоровления личной (семейной) финансовой ситуации. Формирует умения оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план, искать дополнительные источники доходов с помощью создания собственного бизнеса.

Оценочный блок — анализ результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов». Проведение мониторинга целевой группы обучающихся, их удовлетворенности от реализации программы.

Для анализа деятельности по реализации проекта разработан ряд мероприятий с целью выявления уровня сформированности умений вести образ жизни финансово грамотного человека. На первой ступени работы проводится анкетирование слушателей с использованием мнемонической шкалы Малхорта. На второй ступени — круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера — Кузнецкбизнессбанка. В работе круглого стола принимают участие преподаватели экономических дисциплин и слушатели курса. Слушатели готовят презентации созданных проектов на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализируют тезисы и антитезисы. Далее следует решение практических ситуаций, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Представитель банка оценивает уровень сформированности у слушателей курса умений вести образ жизни финансово грамотного человека (творческий, продуктивный и репродуктивный).

К программе подготовлены учебно-методические материалы: разработки кейсов, ролевых игр, проектных заданий. Используются практико-ориентированные образовательные технологии. Наиболее актуальны — игровая и проектная тех-

нологии. Форма проведения занятий — решение кейсов в виде условных практических ситуаций из реальной жизни, требующих принятия правильного финансового решения.

При освоении модулей нами организуются ролевые игры, в игре слушатели выполняют роли должностных лиц банка, физических лиц-заемщиков, глав семейств.

Таблица 1

Содержание работ (краткий организационный план)

Наименование мероприятий Сроки начала и окончания (мес., год) Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей)

Проведение анкетирования и тестирования потенциальных обучающихся и анализ результатов, выявление проблем, с которыми сталкиваются потенциальные обучающиеся, принимая финансовые решения в процессе управления личным бюджетом Сентябрь 2017 Определение уровня финансовой грамотности, потенциальных обучающихся

Разработка дополнительной образовательной программы «Азбука финансов» (основы финансовой грамотности) — оформить документацию Сентябрь -ноябрь 2017 Дополнительная образовательная программа «Азбука финансов» включает блоки. Мотивационный блок — является специальным вступлением, объясняющим важность финансового образования. Он содержит анализ личного опыта людей, имеющих несколько источников пассивного дохода, и яркие примеры эффективного управления личными финансами. Основной блок Модуль 1 «Финансовая грамотность как основа повседневной жизни». Модуль 2 «Основы инвестирования и работы на финансовых рынках». Модуль 3 «Основы защиты от мошеннических действий на финансовом рынке». Оптимизационный блок Модуль 4 «Личное финансовое планирование, создание собственного бизнеса». Личные качества предпринимателя, необходимые для организации собственного бизнеса. Оценочный блок — анализ результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов». Проведение мониторинга целевой группы обучающихся, их удовлетворенности от реализации программы

Методическое обеспечение реализации программы. Подбор используемых образовательных технологий, форм проведения занятий Июнь 2018 -декабрь 2019 Подготовка учебно-методических материалов: разработки кейсов, ролевых игр, проектных материалов. Используемые образовательные технологии практико-ориентированные: игровая и проектная технологии. Форма проведения занятий — решение кейсов в виде условных практических ситуаций из реальной жизни, требующих принятия правильного финансового решения

Окончание таблицы 1

Наименование мероприятий Сроки начала и окончания (мес., год) Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей)

Рекламная компания. Мотивация студентов, сотрудников, родителей, всех желающих. Набор группы обучающихся Февраль 2018 Формируем учебную группу комплексно по схеме «студенты — родители — педагоги», что предусматривает разработку мероприятий и информационно-образовательных продуктов для взрослых и подростков (викторины, глоссарий, игры, кроссворды, анаграммы, шарады для молодежи; руководства для студентов и родителей; форум для педагогов и родителей). Рекламная компания, проводится членами клуба финансовой грамотности колледжа

Обучение по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов»(основы финансовой грамотности) Декабрь 2017 — март 2018 Составление расписания занятий. Проведение уроков по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов». Организация текущего и итогового контроля

Проведение мониторинга целевой группы обучающихся, их удовлетворенности от реализации программы. Анализ результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов» (основы финансовой грамотности). Корректировка программы Апрель 2018 Оценку удовлетворенности слушателей от реализации программы проводим с использованием мнемонической шкалы, круглый стол — с привлечением специалистов банка-партнера (Кузнецкбизнессбанка)

Сроки реализации проекта

I этап — подготовительный — сентябрь — октябрь 2017 г.;

II этап — основной, или практический, — ноябрь 2017 г. — апрель 2018 г.;

III этап — заключительный, или итоговый, май — июнь 2018 г.

Ресурсы проекта

Колледж имеет современную учебно-материальную базу. Аудитория оборудована компьютерами последнего поколения, на которых установлено современное программное обеспечение. Специальные программы: «Декларация», Forex (Libertex), тестовая версия IBSO.

Риски проекта и

Обучают слушателей финансисты и экономисты, имеющие практический опыт в области функционирования финансового рынка, бывшие работники банковского сектора, сейчас педагоги колледжа (А. С. Захарова, Е. Г. Коркулова), приглашенные специалисты банков.

Ожидаемые результаты

Обучение по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов» даст возможность слушателям:

— выстроить индивидуальные образовательные траектории: слушатели выбирают изучаемые модули в соответствии с потребностями, возможностями, мотивацией, интересами, при коорди-

Таблица 2

их минимизация

Риск Вероятность Возможные последствия Мероприятия по минимизации

Рост конкуренции на рынке образовательных услуг Ниже среднего Уменьшение количества обучающихся по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов» Постоянный мониторинг потенциально перспективных групп для набора обучающихся на дополнительную образовательную программу

Низкая активность потенциальных слушателей Средняя Нежелание обучаться по дополнительной образовательной программе «Азбука финансов» Мотивация обучающихся колледжа, их родителей, педагогов и всех желающих к обучению. Реклама программы «Азбука финансов»

нирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога (трактовка Н. Н. Суртаевой);

— применить на практике полученные умения и навыки; в данном случае слушателями создаются личные образовательные продукты, отличающиеся как объемом, так и содержанием, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются (А. В. Хуторской);

— создать благоприятные условия для самовыражения личности, генерирования и реализации инициатив и проектов (например, в области предпринимательства);

— обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов.

Личностный смысл — индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А. Н. Леонтьев).

Возможность развития

Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.

ВИДЕОСТУДИЯ «ЛАБОРАТОРИЯ МАСТЕРСТВА»

Р. Е. Жмакин, преподаватель Новокузнецкого техникума строительных технологий и сферы обслуживания

В образовательном процессе все чаще применяются видеоуроки и видеокурсы. Их главным преимуществом является наглядность, что важно в обучении, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти. В ролике могут быть продемонстрированы практические приемы работы, которые невозможно или нецелесообразно демонстрировать на занятии в аудитории. Видеоуроки позволяют повысить уровень образования в несколько раз быстрее, чем любая книга или самоучитель. Использование видеороликов в образовательном процессе дает возможность разнообразить учебный процесс, облегчить работу преподавателя при подготовке к уроку. Видеоматериалы могут использоваться в дистанционном и заочном обучении.

Проблема заключается в том, что качество имеющихся в открытом доступе видеоматериалов не очень хорошее, они, как правило, подготовлены энтузиастами с использованием техники любительского уровня. Ролики снимаются и выпускаются бессистемно, исключительно на основе интересов публики. По большинству дисциплин узкой направленности подходящий видеоконтент отсутствует вовсе, как, например, по специальности «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

В связи с этим планируем создать видеостудию и привлечь к производству видеоматериалов преподавателей и специалистов в области телекоммуникаций, что позволит не только разработать новые видеоресурсы, но и значи-

тельно повысить их качество. Проект будет реализован в процессе выполнения курсовых работ обучающимися группы РРТ-15. Темы работ представлены в приложении 1.

Кроме этого, проект направлен на повышение качества профориентационной работы. Школьники, выбирающие для обучения специальность «радиосвязь, радиовещание и телевидение», зачастую ошибочно представляют себя дикторами или операторами телевидения. Созданные видеоматериалы помогут решить эту проблему, наглядно и доступно представить особенности будущей профессиональной деятельности.

Цель проекта — создание банка образовательных видеороликов по специальности «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

Задачи проекта:

1. Создать видеостудию и приобрести необходимое оборудование.

2. Организовать обучение студентов основам съемки и монтажа видеоконтента.

3. Определить тематику и содержание видеороликов с учетом их профессиональной направленности.

4. Организовать съемку и монтаж видеороликов.

5. Отобрать лучшие работы для размещения на YouTube-канале и сайте техникума.

Характеристика продукта

В результате реализации проекта будут созданы качественные по содержанию и с техниче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.