Научная статья на тему 'Автоуправление натяжением ремня плоскоременного автовариатора'

Автоуправление натяжением ремня плоскоременного автовариатора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОУПРАВЛЕНИЕ / НАТЯЖЕНИЕ РЕМНЯ / АВТОВАРИАТОР / АВТОРЕГУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Згонник Ирина Павловна

Даны рекомендации по расширению диапазона автоизменения передаточного отношения в конструкции передачи, а также по автоуправлению натяжением ремня плоскоременного автовариатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоуправление натяжением ремня плоскоременного автовариатора»

НИЕ И МАШИНОМА1НИ* ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК № 3 (*» 2010

Омский государственный технический университет

ЛВТОУПРАВЛЕНИЕ НАТЯЖЕНИЕМ РЕМНЯ ПЛОСКОРЕМЕННОГО АВТОВАРИАТОРА

Даны рекомендации по расширению диапазона автоизменения передаточного отношения в конструкции передачи, а также по автоуправлению натяжением ремня плоскоременного автовариатора.

Ключевые слова: автоуправление, натяжение ремня, автовариатор, авторегулятор.

Известны технические решения автовариаторных схем передач, кинематические размеры звеньев которых автоматически изменяются в зависимости от уровня трансформируемого силового потока, обеспечивая стационарный, энергетически совершенный режим работы двигателя (11.

Остановимся на задаче схемного синтеза плоскоременного автовариатора, геометрическая форма шкива одного или обоих звеньев которого представляет собой однополостный гиперболоид вращения. Принципиальное исполнение предлагаемого техническою решения шкива представлено на рис. 1.

В исходном положении фланцы 1 и 3 ведомого шкива находятся на минимальном расстоянии друг от друга, при этом одноиолостный гиперболоид вращения, образуемый несущими прямолинейными стержнями 5, имеет минимальный размер диаметра в горловом сечении. В предельном максимальном расчетном нагружении кинематическая поверхность шкива вырождается в круговой цилиндр с диаметром, равным диаметру размещения несущих стержней 5 на фланцах 1 и 3.

Для расширения диапазона автоизменения передаточного отношения в конструкции передачи могут быть использованы два шкива изменяемой геометрии, в этих условиях ведущий шкив испытывает обратную эволюцию, т.е. его кинематический размер при увеличении передаваемой нагрузки уменьшается. Однако и в такой передаче, для сохранения её работоспособности, при эволюциях шкивов необходимо обес-

печить натяжение гибкой связи передачи адекватно передаваемой нагрузке, поскольку упругий элемент создает только начальное; (номинальное) натяжение.

- Для автома гического поддержания необходимого усилия натяжения ремня в конструкции плоскоременной передачи целесообразно использовать оригинальный авгорегулягор натяжения ремня (2) (рис. 2), представляющий собой шарнирный параллелограмм, на конце одного из кривошипов которого размещен ролик, взаимодействующий с тянущей ветвью 2.

При увеличении момента нагрузки М2 усилие в тянущей веши возрастает, соответственно, растегсила, действующая на ролик, она передается посредством механизма параллелограмма с одного кривошипа на

Рис. 2. Авторегулятор натяжения ремня [2|.

1 - ведущий шкив; 2 - тянущая ветвь; 3 - ведомый шкив;

4 - рычажный механизм натяжения;

(а,Ь,е,<1) -параллелограмм; 5 - ролики; б - холостая ветвь

Рис. 3. Изменение длины ремня I. в зависимости от изменения диаметра ведомого шкива 62 при различных вариантах изменения диаметра ведущего шкива (11 (<12<(Л)

Рис. 4. Изменение длины ремня I. в зависимости от изменения диаметра ведомого шкива <12 при различных вариантах изменения диаметра ведущего шкива (11 (с12><11)

2 4 а

где а — межосевое расстояние.

Результаты расчета приведены на рис:. 3.

Если ведущий шкив будет меньше ведомого шкива в два раза, то изменение длины ремня будет таким, как представлено на рис. 4.

Как следует из рис. 3 и рис. 4, наиболее благоприятным будет изменение кинематических размеров как ведомого, гак и ведущего звена. В этом случае требуется незначительное изменение натяжения ремня, которое можно обеспечить устройством по [2]. Изначально следует выбирать ремень больше максимального значения, а предлагаемый натяжитель должен обеспечить выборку разности Алин I — / .

другой, развитый кривошип, с установленным на дополнительном поводке втором ролике, увеличивающем на противоходе натяжение освобождающейся холостой ветви.

Авторегулятор натяжения ремня одновременно управляет углом обхвата ремнем малого шкива, производя полезную эволюцию передачи с целью увеличения ее несущей способности одновременное необходимой автовариацией передаточного отношения. В исходном состоянии тянущая ветвь должна иметь начальный прогиб, который с увеличением силового потока будет уменьшаться, но должен поддерживаться упругим элементом во всем диапазоне изменения нагрузки.

Рассчитаем необходимую длину ремня. Рассмотрим два случая. Пусть в первом случае ведущий шкив имеет постоянную геометрию кинематической поверхности, а во втором — переменную геометрию. Ведомый шкив в обоих случаях будет с переменной геометрией. Рассчитаем необходимую длину ремня без провисания по формуле (3):

Библио1 рафический список

1. Балакнн. П. Д. Механические автовариаторы : учеб. пособие / П. Д. Балакин — Омск: ОмГТУ, 1998. — 146с.

2. Пат. 2122669 Российская Федерация. Кл. 6 Р 16 И 7/08. Натяжное устройстволля передачи гибкий связью / Балакии П. Д, Биенхо В. В.; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО Омский государственный технический университет. — N0 2122669 ;заякл. 31.12.1996 ; опубл. 27.11.1998. Бюл. N«33.

3. Иосилевич. Г. Б. Детали машин : учебник для студентов машиностронт. спец. вузов / Г. Б. Иосилевич. — М. : Машиностроение. 1988. — 368 с.: ил. — !БВМ 5-217-00217-4.

ЗГОННИК Ирина Павловна, инженер кафедры «Теория механизмов и машин».

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 04.03.2010 г.

$ И. П. Згонник

Книжная полка

УДК 658.5

Самсонов, В. В. Автоматизация конструкторских работ в среде Комнас-ЗО [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Автоматизированные технологии и производства» / В. В. Самсонов, Г. А. Красильникова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 222, [1] с.: рис., табл. - (Высшее профессиональное образование). -Библиогр.: с. 219. - ISBN 978-5-7695-6206-8.

Рассмотрены вопросы создания конструкторской документации в среде известной российской системы Компас-ЗР. Основное внимание уделено методике выполнения чертежно-графических работ и создания «трехмерных» моделей деталей и сборочных единиц на базе параметрической технологии. Содержатся упражнения для приобретения навыков конструкторской работы в автоматизированной среде методом «снизу вверх» (используя готовые чертежи деталей) и методом «сверху вниз» (выполняя чертежи деталей но чертежу механического устройства).

УДК 532/Л24

Лаптев, Н. II. Гидравлика [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению «Строительство» / Н. Н. Лаптев. -3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 268, [1] с.: рис., табл. - (Высшее профессиональное образование). -Библиогр.: с. 265. - ЮВ!М 978-5-7695-6714-8.

Изложены основы гидростатики и теоретической гидродинамики; подробно даны понятия о гидравлических сопротивлениях; рассмотрены вопросы равномерного и неравномерного движения жидкости в трубах, каналах, истечения через отверстия и насадки, расчет водосливов и сооружений, а также движение грунтовых вод. Изложены вопросы, связанные с равновесием и движением газов, основы теории подобия и моделирования гидравлических явлений.

шт

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КС1ИИК N1 2 (90) 2010 МАШИНОСТРОСНИЕ И МАШИНОВ{ДЕНИ(

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.