Научная статья на тему 'АВТОСТЕРЕОТИП КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ'

АВТОСТЕРЕОТИП КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
этнопсихология / этническая идентичность / русские / компоненты идентичности / ethnopsychology / ethnic identity / Russians / components of identity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцева А.С.

В работе отражены результаты исследования этнического автостереотипа русских. Были применены психодиагностические методики и статистическая обработка данных. В результатах исследования отражены сведения об уровнях выраженности этнической идентичности, сравнительный анализ половозрастных групп, определены самые распространённые черты в автостереотипе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOSTEREOTYPE AS MANIFESTATION OF RUSSIAN ETHNIC IDENTITY

The work reflects the results of a study of the ethnic autostereotype of Russians. Psychodiagnostic techniques and statistical data processing were used in the work. The results of the study reflect information about the levels of expression of ethnic identity, a comparative analysis of gender and age groups, and identify the most common traits in the autostereotype.

Текст научной работы на тему «АВТОСТЕРЕОТИП КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ»

УДК 159.922.4

Бурцева А.С.

студент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московский государственный психолого-педагогический университет

(г. Москва, Россия)

АВТОСТЕРЕОТИП КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ

Аннотация: в работе отражены результаты исследования этнического автостереотипа русских. Были применены психодиагностические методики и статистическая обработка данных. В результатах исследованя отражены сведения об уровнях выраженности этнической идентичности, сравнительный анализ половозрастных групп, пределены самые распространённые черты в автостереотипе.

Ключевые слова: этнопсихология, этническая идентичность, русские, компоненты идентичности.

С учетом быстрого роста города и миграционных процессов, возникает вопрос о том, насколько русская идентичность сохраняется в условиях современной мультикультурной среды и какие изменения с ней происходят.

Несмотря на достаточный уровень моноэтничности города Москвы на данный момент русскому населению приходится сталкиваться и с другими представителями культур, что с одной стороны способствует лучшему формированию образу русских, а с другой стороны русская идентичность способна подвергаться диффузии.

Позитивный автостереотип представляет собой установку на исторические, культурные и национальные достижения русской этнической группы.

Автостереотип не только описывает и связывает определенные черты с определенной этнической группой, но также способствует интеграции индивида в этническую группу. [1]

Автостереотипы более позитивны, чем гетеростереотипы, так как в их поддержании участвует мотив сохранения позитивной идентичности. [2]. Они могут служить способом самоидентификации и создания чувства причастности к определённой этнической группе.

Исследование было проведено в онлайн-формате путем распространения опроса с использованием платформы Google Forms. Ссылка на опрос была распространена среди мужчин и женщин в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих в Москве.

Методика Дж. Финни выбрана для измерения выраженности этнической идентичности и её аффективного и когнитивного компонентов.

Методика позволяет выявить уровень выраженности этнической идентичности. Согласно Дж. Финни, этническая идентичность представляет собой динамичный и многомерный конструкт, который включает текущее и переменчивое самоосознание как члена этнической группы. [3]

Методика состоит из 12 вопросов, из которых 5 направлены на оценку когнитивной составляющей, а 7 - на аффективную. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, связанные с их этнической принадлежностью, используя четырехбалльную шкалу согласия: "совершенно согласен" (4 балла), "скорее согласен, чем не согласен" (3 балла), "скорее не согласен, чем согласен" (2 балла), "совершенно не согласен" (1 балл).

Методика «Приписывание качеств» (Д. Кац, К. Брейли) направлена на исследование этнических стереотипов. Методика «Приписывание качеств» была выбрана для установления связи между уровнем выраженности аффективного компонента и позитивными или негативными стереотипами. [4]

Респондентам было предложено выбрать из предложенного списка 15 черт, чтобы описать свою этническую группу (например, "Русские..."),

характеризуя её особенности. В списке было представлено 70 различных черт для выбора.

Для анализа данных и статистической обработки была применена программа SPSS версии 22.0.

После прохождения опроса по методике Дж. Финни респондентами, были получены средние значения в ответах на каждое утверждение. Результаты можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики Дж Финни, измеряющей выраженность этнической идентичности.

Номер Утверждение Когнитивны Аффективный

вопроса (переменная) й компонент компонент

Я провел(а) много

времени, стараясь

узнать как можно

больше о своей

1 этнической группе, о её истории, традициях, обычаях. 2, 277

Я активен(а) в

организациях или

социальных

группах, которые

2 включают преимущественно членов моей этнической группы. 2, 602

Номер вопроса Утверждение (переменная) Когнитивны й компонент Аффективный компонент

3 Я очень хорошо знаю своё этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня. 2, 626

4 Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь. 2, 120

5 Я рад(а), что принадлежу к своей этнической группе. 3, 096

6 Я чётко чувствую связь со своей этнической группой. 2, 734

7 Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность. 2, 674

Номер вопроса Утверждение (переменная) Когнитивны й компонент Аффективный компонент

8 Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил(а) о ней со многими людьми. 1, 927

9 Я горжусь своей этнической группой. 2, 831

10 Я соблюдаю традиции своей этнической группы. 2, 554

11 Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе. 2, 421

12 Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению. 3, 409

В Таблице 1 приведены ответы 83 участников исследования на утверждения, которые были разделены на две категории: когнитивный и аффективный компоненты.

Утверждения, отвечающие за когнитивный компонент № 1,2, 4, 8, 10. Утверждения, отвечающие за аффективный компонент № 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12.

Было получено среднее значение уровня выраженности этнической идентичности всей выборки - 2, 609. Данный показатель говорит нам о средней выраженности этнической идентичности у респондентов.

Из 83 респондентов 25% имеют низкий уровень выраженности этнической идентичности, 62% - средний уровень, и 13% - высокий уровень.

Также был найден средний уровень выраженности аффективного компонента этнической идентичности среди всей выборки. Средний уровень составил 2,827, что говорит о средних показателях.

Из 83 респондентов 19% имеют низкий уровень выраженности этнической идентичности, 53% - средний уровень, и 28% - высокий уровень. Большинство респондентов, а именно 81% от общего числа, показали выраженность аффективного компонента этнической идентичности.

Результаты были разделены на три возрастные категории: первая категория включает респондентов в возрасте от 14 до 21 года, вторая категория — от 22 до 25 лет, а третья категория — от 26 до 35 лет.

Было рассчитано среднеквадратичное отклонение между уровнями выраженности эмоциональной составляющей идентичности. Для определения различий в этой выраженности был применен однофакторный анализ дисперсии.

Результаты отражены в Таблице 2.

Таблица 2. Выраженность аффективного компонента

в разных возрастных группах.

Возраст Средняя выраженность Стандартное отклонение (а)

1 категория (14-21) 2, 800 ,66112

2 категория (22-25) 2, 766 ,71345

3 категория (26-35) 2, 978 ,64436

В результате сравнения, средние значения выраженности эмоциональной составляющей идентичности практически не различаются между тремя возрастными группами. Это говорит о достаточной однородности результатов данного сравнения.

Далее участники исследования были разделены на группы в зависимости от уровня выраженности идентичности. С использованием стандартного отклонения был проведен анализ различий в среднем значении эмоциональной составляющей в группах с разными уровнями выраженности идентичности, отображённый в Таблице 3.

Таблица 4. Средние значения аффективного компонента в группах разным уровнем выраженности этнической идентичности.

Категории Среднее Стандартное отклонение

Низкий уровень 1, 986 ,430

Средний уровень 2, 966 ,397

Высокий уровень 3, 779 ,147

Полученные результаты стандартного отклонения указывают на низкий внутренний разброс средних значений. Уровень выраженности аффективного компонента связан с общим уровнем этнической идентичности. После этого был проведен однофакторный дисперсионный анализ, показавший значимость на уровне 0,055, что указывает на равенство дисперсий.

Результаты исследования показали, что не существует статистически значимых различий в общей выраженности между мужчинами и женщинами (р = 0,782), что свидетельствует о равномерном распределении уровней выраженности среди обеих групп.

По результатам обработки методики «Приписывание качеств» были выделены следующие 6 наиболее часто выбираемых черт русских:

гостеприимные (50), адаптирующиеся (49), патриотичные (48), консервативные (43), сильные (38), обладающие чувством юмора (38).

В исследовании анализировались ответы респондентов с разными уровнями выраженности эмоциональной реакции на запрос описания русских. Если в ответе было более 7 негативных характеристик, то автостереотип считался негативным. Среди 16 респондентов с низким уровнем аффективного компонента 4 описали автостереотип как негативный, а 12 - как позитивный.

Из результатов исследования можно сделать следующие выводы:

Не было обнаружено преобладания определенного уровня выраженности этнической идентичности среди женщин и мужчин.

Различия в ответах на когнитивные и аффективные вопросы могут свидетельствовать о хорошем знании и позитивном отношении русской молодежи в Москве к своей этнической группе.

Не было обнаружено различий между возрастными группами, что указывает на равномерное распределение выраженности этнической идентичности.

Самые распространенные черты в автостереотипах о русских: гостеприимство, адаптивность, патриотизм, консерватизм, сила, чувство юмора.

У респондентов с высоким уровнем аффективного компонента этнической идентичности наблюдается тенденция к передаче позитивного автостереотипа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Харичев, А. Д. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) / А. Д. Харичев, А. Ю. Шутов, А. В. Полосин, Е. Н. Соколова // Журнал политических исследований. - 2022. - Том 6, № 3. - С. 9-19;

2. Jaworsky R. Zwischen Polenliebe und Polenschelte. Zu den Wandlungen des deutschen Polenbildes im 19. und 20. Jahrhundert // Das Bild «des Anderen»:

politische Wahrnehmung im 19. und 20. Jahrhundert / Birgit Aschmann / Michael Salewsky (Hrsg.). Stuttgart: Steiner, 2000 (Historische Mitteilungen: Beiheft, 40). S. 80-89;

3. Phinney J. S . Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108 . P. 499-514;

4. Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. —Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 491 с.

Burtseva A.S.

Moscow State Psychological and Pedagogical University

(Moscow, Russia)

AUTOSTEREOTYPE AS MANIFESTATION OF RUSSIAN ETHNIC IDENTITY

Abstract: the work reflects the results of a study of the ethnic autostereotype of Russians. Psychodiagnostic techniques and statistical data processing were used in the work. The results of the study reflect information about the levels of expression of ethnic identity, a comparative analysis of gender and age groups, and identify the most common traits in the autostereotype.

Keywords: ethnopsychology, ethnic identity, Russians, components of identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.