Научная статья на тему 'Авторское право для цифровой школы'

Авторское право для цифровой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторское право / цифровая школа / электронные ресурсы / copyright / digital school / digital resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю.

Статья посвящена проблеме соблюдения авторских прав вцифровом образовательном пространстве. Сопорой на гражданское законодательство встатье определены нормативные границы свободного использования произведений науки, литературы иискусства при реализации образовательных программ исоздании авторских электронных ресурсов для сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT COPYRIGHT ISSUES FOR THE DIGITAL SCHOOL

The article is devoted to questions on copyright in the digital educational space. The authors of the article, based on civil law, determine the regulatory boundaries for the free use of works of science, literature and art in the process of implementation of educational programmes, as well as in the process of creating copyright electronic resources for education sphere.

Текст научной работы на тему «Авторское право для цифровой школы»

АВГУСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

УДК 373

АВТОРСКОЕ ПРАВО ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме соблюдения авторских прав в цифровом образовательном пространстве. С опорой на гражданское законодательство в статье определены нормативные границы свободного использования произведений науки, литературы и искусства при реализации образовательных программ и создании авторских электронных ресурсов для сферы образования.

Ключевые слова: авторское право, цифровая школа, электронные ресурсы.

Введение

Интернет кардинально изменил все сферы нашей жизни, пришел в школу и превратил ее в реально открытое образовательное пространство, открыл для новых технологий, новых образовательных практик. Виртуальная образовательная среда становится полноценным инструментом обучения и воспитания, акселератором изменений школьной жизни. Школы многих развитых стран утрачивают монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения, превращаются в координаторов образования и социализации. «Цифровые технологии изменили педагогические подходы к образованию, процессам обучения, сдвинув акценты с заучивания учебного материала на развитие навыков поиска информации и критического мышления» [12], меняются требования к профессиональной деятельности педагогов. Востребованным становится участие

М. Л. Пустыльник

Кандидат химических наук, советник директора по инновационной деятельности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]

Mikhail L. Pustylnik

PhD (Chemistry), Advisor to the Director for Innovation Activities, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю. Авторское право для цифровой школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 7-19. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10039.

Ю. Ю. Власова

Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва

E-mail: [email protected]

Yulia Yu. Vlasova

PhD (Education), Head of the Laboratory for Innovation Projects Management and Intellectual Property, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

педагогов и образовательных организаций в создании образовательного цифрового контента [14].

Актуальность проблем, рассмотренных в настоящей статье, определяется нарастающим разрывом между новой «интернет-реальностью» в образовании и законодательно установленными ограничениями в сфере использования объектов авторского права.

По нашим оценкам, около трети педагогов сталкивались в своей профессиональной деятельности со случаями «интеллектуального рейдер-ства». Чаще всего конфликтные ситуации возникают после публикаций произведений в открытом доступе в сети Интернет. И хотя результаты творческой деятельности педагогов, как правило, не предназначены для коммерческого использования, на них распространяются все законодательно установленные нормы охраны авторских прав [1].

Причинно-следственный анализ фактов нарушений авторских прав в школьной среде позволил выявить основные дефициты, способствующие распространению практик «пиратства» — это недостаточный уровень правовой грамотности педагогических работников и юридической поддержки образовательных организаций. Вопросы добросовестного, с соблюдением авторских прав, использования информационных ресурсов в сети Интернет в научных, образовательных, коммерческих и некоммерческих целях сохраняют актуальность и остроту, оставаясь для школ и педагогов в значительной степени «терра инкогнита».

Практики формирования цифровых образовательных ресурсов

До наступления цифровой эпохи школа получала средства обучения (учебные пособия, плакаты, диафильмы и т.п.) преимущественно через книготорговые сети, а вопрос правомочного использования объектов авторских прав в образовательном процессе регулировался на уровне издательств учебной литературы. Существующих правовых норм и исключений, предусматривающих особый режим использования произведений науки, литературы и искусства в учебных целях, было достаточно для обеспечения как прав авторов произведений, так и свобод педагогов в осуществлении образовательной деятельности.

Сегодня неизмеримо возросло разнообразие содержания и форм представления образовательного контента, количество создателей и поставщиков, платформ и сетей для цифровой образовательной среды школ. В России реализуются системные решения вопросов доступа

субъектов образовательного процесса к информационным ресурсам. Существует ряд платформ, предоставляющих на безвозмездной основе мультимедийный контент для сферы общего образования; в их числе Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов «ФЦИОР» (http://fcior.edu.ru), Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Новые, динамично развивающиеся Московская электронная школа (https://uchebnik.mos. га), Российская электронная школа (https://resh.edu.ru) поддерживают единое образовательное пространство, создают «общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и ученых, чтобы у школьника, у учителя была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами» [7]. В планах Минпросвещения России создание в рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» информационно-сервисной платформы, включающей маркетплейс образовательного контента и услуг.

Тем не менее в образовательном процессе постоянно возникает необходимость в обновлении / создании новых дидактических и методических материалов, средств обучения. В цифровой школе их могут создавать сами субъекты образовательного процесса, у современного педагога для этого все больше технических возможностей. При этом зачастую не принимается во внимание, что права использования размещенных в сети Интернет файлов (графических, фото, аудио, видео) могут быть ограничены правообладателем. В результате в русскоязычной интернет-среде лавинообразно растет количество ресурсов образовательного назначения, созданных с нарушением авторских прав.

Для обеспечения возможности свободного использования педагогами нужного ресурса, для заключения при необходимости лицензионного соглашения необходимо развитие практик централизованного регулирования с правообладателями вопросов использования объектов авторского права (иллюстративного материала, аудио- и видеофайлов).

В мире существуют практики успешного решения аналогичных проблем.

Так, в Великобритании для предоставления прав на использование различных произведений литературы, науки и искусства для целей образования Министерство образования Великобритании (БШ) заключает

соглашения о централизованной покупке лицензий на авторские права для финансируемых государством школ с более чем десятью организациями коллективного управления правами (http://www.copyrightandschools. org). Лицензии обеспечивают возможность копирования из широкого круга источников, повторного использования и обмена контентом, созданным в школах, в некоммерческих образовательных целях. Обязанность руководства — обеспечить лицензиями все предполагаемые виды деятельности, а также соблюдение преподавателями правил и условий лицензионных соглашений.

Школы Сингапура аналогичным образом централизованно обеспечиваются всеми необходимыми для реализации образовательных программ мультимедийными и иными ресурсами через некоммерческую, неправительственную организацию «Class» (https://www.class-singapore.com).

Австралийское Министерство образования, занятости и трудовых отношений (DEEWR) предоставляет школам право бесплатно копировать материалы школьных веб-сайтов и обмениваться ими для использования в образовательных целях (https://www.smartcopying.edu.au) на основе национальной образовательной лицензии (NEALS — National Educational Access License).

В Новой Зеландии школы могут приобрести большинство имеющихся лицензий на объекты авторских прав через систему лицензирования «одного окна» («One-stop-shop») новозеландской Ассоциации попечителей школ (https://www.tki.org.nz/Copyright-in-schools).

Как правило, лицензионные соглашения включают обязательства школ соблюдать авторские права правообладателей цифровых образовательных ресурсов и права учителей и обучающихся на созданный ими образовательный контент.

Платформа Европейская школьная сеть European Schoolnet (EUN) предоставляет учителям свободный доступ к образовательным ресурсам, созданным сотнями контент-провайдеров из различных стран. В Германии на средства федерального министерства образования и исследований (BMBF) создан портал «Учитель-онлайн» (www.lehrer-online. de), который предоставляет качественные мультимедийные образовательные ресурсы для свободного и безопасного использования в школах.

Правовые границы свободы копирования

Благодаря развитию информационных технологий у педагогов все

больше возможностей для реализации творческого потенциала, в том числе для создания авторских дидактических материалов. При этом в большинстве случаев в новое произведение в том или ином виде включены копии заимствованных в Интернете текстов, иллюстраций, фотографий, аудио- и видеофайлов. Далеко не всегда такое заимствование осуществляется правомерно. Легкость копирования интернет-файлов компенсируется сложностью возникающих цепочек гражданско-правовых отношений между авторами нового и исходных произведений.

В отношении авторских прав на произведения педагогического творчества сложилась парадоксальная ситуация — их признает законодательство, но игнорирует практика. Почти все педагоги сегодня выступают одновременно в роли пользователя и в роли создателя произведений. При этом большинство педагогов не знают (а потому и не охраняют) своих авторских прав и часто не соблюдают права других авторов [11].

Не только в образовательных организациях, но и в научных учреждениях мы регулярно встречаем тех, кто уверен: в образовательном процессе можно использовать произведения науки, литературы и искусства без ссылки на их названия и без согласия авторов. На деле это не так, хотя в отношении применения произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях в законодательстве действительно существует несколько исключений из общего правила. Российское законодательство развивается в соответствии с одной из основных мировых тенденций — тенденцией расширения возможностей для свободного добросовестного использования объектов авторского права в некоммерческих целях [3].

Так, статьей 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) педагогам и обучающимся разрешено «без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

- цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования; <...>

- использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме,

оправданном поставленной целью; <...> - публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях <...>» [9, с. 442].

Следует признать, что для большинства задач, стоящих перед педагогами в цифровой школе, добросовестное следование правилам использования объектов авторских прав вызывает затруднения. Так, из положений статьи 1274 ГК РФ следует, что в отношении чужих произведений педагоги вправе использовать репродукции, фотографии, фрагменты текстов, аудио и видео на уроках, занятиях, во внеурочной деятельности и при создании средств обучения, в том числе презентаций, при условии указания автора, исполнителя, названия произведения и источника заимствования [9, с. 442] (если, конечно, это не пиратский сайт). Учителя с горечью говорят, что тратят много времени на поиск нужной картинки в Интернете, на то, чтобы вставить ее в презентацию и подписать, и все это ради того, чтобы показать ее детям на уроке в течение 15 секунд. Вероятно, именно для таких случаев педагогам нужно предоставлять свободный доступ к специализированным банкам мультимедийных ресурсов, в которых все материалы должным образом уже подготовлены к использованию.

Необходимо подчеркнуть, что свободное (без согласования с правообладателем) использование в образовательном процессе текстовых, аудио- и аудиовизуальных произведений разрешено лишь в виде цитат или иллюстраций в объеме, оправданном поставленной целью, то есть фактически в виде фрагментов. Если предполагается использование произведения (пьесы, песни, кинофильма и т.п.) в полном объеме (на конкурсах исполнительского мастерства, на концертах и т.п.), исключения из общих правил не действуют. Разрешено лишь делать копии небольших по объему письменных произведений (текстов) для проведения уроков, занятий, самостоятельных и контрольных работ, экзаменов (п. 6 статьи 1275 ГК РФ).

Покажем реализацию требований законодательства об авторском праве на примере работы школьного киноклуба. Это популярная форма внеурочной деятельности, предполагающая создание условий для просмотра кинофильма с последующим обсуждением проблемных вопросов. Действие п. 1 и п. 2 статьи 1274 ГК РФ не распространяется на просмотр кинофильма, позволяя демонстрировать без согласования с правообладателем лишь его фрагменты. Однако, как отмечают опытные руководители школьных киноклубов, педагогический эффект может быть обеспечен только благодаря совместному просмотру всей киноленты целиком: «Выхваченный из контекста, отрывок терял не только силу эмоционального воздействия, но смысловое содержание, т.к. непонятны были мотивы и обстоятельства, приведшие героев к конкретной ситуации» [8].

Все проанализированные нами программы школьных киноклубов либо обходили вопрос об источнике получения видеозаписей для показа, либо содержали ссылку на интернет-ресурсы. Авторы программ упускают из виду, что не только лицензионные компакт-диски содержат предупреждение «Видеозапись предназначена только для частного просмотра»; пользовательские соглашения о правилах просмотра кинофильмов, размещенных в сети Интернет (на порталах ivi.ru, кинопоиск. рф и т.п.), также в той или иной форме включают требование ограничить просмотр кругом семьи пользователя [13]. Поэтому руководитель киноклуба не имеет права демонстрировать в школе файл, скачанный с видеохостинга YouTube или с коммерческих интернет-сайтов: такие действия в соответствии с положениями статьи 1270 ГК РФ трактуются как публичный показ произведения.

Принимать решение о публичном показе произведения может автор, правообладатель либо его представитель, например организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП). Так, для легитимного включения в программу киноклуба кинофильма А. Тарковского «Иваново детство» администрация образовательной организации должна обратиться за разрешением к правообладателю — киноконцерну «Мосфильм»; для просмотра с обучающимися кинофильма С. Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо» необходимо получить разрешение АО ТПО «Киностудия им. М. Горького» и т.д. Вероятность получения отказа ничтожно мала, но процедура запроса разрешения необходима.

Очевидно, что только законодательных исключений, допускающих

свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях, стало недостаточно для полноценного стабильного обеспечения образовательного процесса в цифровой школе.

Статья 1274 ГК РФ разрешает без согласования с правообладателем осуществлять музыкальное сопровождение школьных мероприятий силами учителей, обучающихся, школьного хора «в живом исполнении», а также использовать на официальных школьных мероприятиях фонограммы правомерно обнародованных музыкальных произведений (например, выпущенных на компакт-дисках или доступных на основе открытых безвозмездных лицензий). Однако размещать видеозапись таких мероприятий в сети Интернет нельзя: разрешение на свободное использование ограничено стенами образовательной организации. Эти же ограничения распространяются на школьные театры: педагоги и обучающиеся могут без согласования с правообладателем ставить спектакли на основе правомерно обнародованных пьес, но не вправе публиковать в Интернете видеозаписи своих постановок.

Совершенно свободно можно использовать лишь отечественные и зарубежные произведения литературы и искусства, перешедшие в общественное достояние (по российскому законодательству в общем случае к их числу относятся произведения, после смерти авторов которых прошло не менее 70 лет), а также произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов и потому не являющиеся объектами авторского права.

Риски нарушения авторских прав

О рисках, связанных с нарушениями авторских прав, плагиате, интеллектуальном рейдерстве, пиратстве, когда результаты творческого труда используются без ведома авторов, не по назначению, без указания или с искажением сведений об авторах, говорится и пишется много и давно [1; 5; 6; 11]. Однако и сегодня достаточно часто мы видим программно-методические материалы, отличающиеся лишь фамилией автора и номером школы на титульном листе,— такие «клонированные» тексты можно встретить повсеместно, в том числе на официальных веб-сайтах образовательных организаций в сети Интернет. Включение результата чужого творческого труда (например, фотографии) в собственное произведение (например, презентацию) без указания сведений об авторе — это тоже нарушение авторских прав, которое может быть трактовано как плагиат [2].

Дефицит компетенций в сфере авторского права проявляется и в распространении мифов, которые могут приводить к совсем не «мифическим» потерям.

В числе возможных негативных эффектов неправомерного использования произведений — утрата образовательной организацией приоритета в отношении собственных инновационных разработок и практик, а педагогами-авторами — права на имя и возможности получать вознаграждение от их внедрения. Отметим и возрастающие риски блокировки образовательных ресурсов школы, созданных с нарушением авторских прав третьих лиц. Ряд социальных сетей и интернет-сайтов уже внедрили технологии анализа лицензионной чистоты загружаемых файлов и блокируют слайд-шоу и видеоролики, в которых аудиофайлы для музыкального сопровождения использованы без разрешения правообладателя. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) совершенствует механизмы выявления информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, и порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Руководители образовательных организаций несут административную ответственность за соблюдение авторских и смежных прав третьих лиц при реализации образовательных программ.

Размещая результаты творческого труда в сети Интернет, педагоги также подвергают свои произведения риску недобросовестного использования. Анализ спектра услуг компаний, обеспечивающих публикации в Интернете и выдачу свидетельств о публикации, показал, что благодаря доступности этих интернет-сервисов педагоги получают определенные возможности для профессионального роста, а также документ, признаваемый аттестационной комиссией и/или руководством образовательной организации. При этом к числу недостатков таких услуг относится необеспеченность авторских (как имущественных, так и неимущественных) прав и отсутствие гарантий качества: в начале 2019 года не более 5% таких интернет-сервисов организовывали общественно-профессиональную экспертизу размещаемых материалов, классификацию, систематизацию, предоставляли возможность осуществления контекстного поиска информации.

Риски нарушения авторских прав необходимо профилактировать созданием атмосферы нетерпимости к плагиату, начиная со школьной

скамьи. Необходимо отметить, что во всем мире уделяется значительное внимание правовому просвещению и обучению педагогов и обучающихся, вопросам соблюдения авторских прав и основам интернет-безопасности.

В России также существуют успешные практики развития интересов и компетенций детей и молодежи в сфере интеллектуальной собственности. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) решает эту задачу «посредством организации экскурсий, мастер-классов для школьников, учащихся колледжей, предприятий и организаций» [10, с. 9]; предпринимает активные действия, направленные на «участие в организации и проведении олимпиад, конкурсов, включение номинаций по интеллектуальной собственности в уже существующие научно-просветительские и социальные проекты» [10, с. 9]. При организации интернет-конкурсов проектных работ нормой становится консультирование по вопросам добросовестного использования ресурсов, соблюдения прав авторов в проекте. Для развития цифровой грамотности детей и подростков, для обучения их основам кибербезопасности создаются информационно-справочные системы.

Проект «Школьный патент — шаг в будущее!» (http://schoolpatent. ш), реализуемый Фондом «Центр международного сотрудничества „Кадуцей"» при поддержке Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и ВОИС, направлен на распространение знаний об интеллектуальной собственности среди школьников, приобщение ребят к деятельности в сфере интеллектуальной собственности, развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников, правовую поддержку и помощь в оформлении заявок на регистрацию интеллектуальной собственности.

Отмечая эффективность и общественную значимость предпринимаемых мер, приходится признать дефицит ресурсов и событий, посвященных правовому просвещению детей и молодежи в отношении объектов авторского права. Краткой информации в учебных курсах обществознания [4], технологии, информатики, на порталах и сайтах конкурсов и проектов очевидно недостаточно. Разработка способов оформления и использования результатов творческой интеллектуальной деятельности может стать предметом проектной деятельности обучающихся, а закрепление авторского права на результаты интеллектуальной деятельности обучающихся — одним из эффективных инструментов развития универсальных учебных действий, критического и креативного

мышления школьников. Современные дети и подростки, как правило, ведут свои страницы в социальных сетях и пробуют создавать видеоконтент. Вопросы авторских прав и монетизации результатов интеллектуальной деятельности вызывают поэтому у них живой активный интерес.

Для восполнения этого дефицита ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» реализует сетевой проект «Авторские права и интеллектуальная собственность в образовательной практике школ России», содействующий формированию новых педагогических и управленческих компетенций в сфере авторских прав, интеллектуальной собственности и нематериальных активов, распространению инновационных практик управления интеллектуальной собственностью в образовательных организациях, определению оптимальных путей развития систем управления интеллектуальной собственностью в образовательных организациях — участниках реализации проекта. Проект предусматривает проведение информационно-консультационной онлайн-конференции и онлайн-консультаций по вопросам охраны авторских прав на методические разработки педагогов, управления имущественными правами организации на результаты интеллектуальной деятельности работников, совершенствования механизмов подтверждения инновационного потенциала организации и трансфера новаторских педагогических технологий.

Заключение

Интеллектуальная собственность является ядром современной экосистемы инноваций, построение которой — необходимое условие достижения национальных целей и стратегических задач развития системы образования России. Для роста качества и доступности образовательного контента, для контроля за его правомерным использованием целесообразно учесть зарубежный опыт создания информационно-аналитических систем регистрации, учета и распространения инновационных образовательных технологий, методических материалов, педагогических практик, мультимедийных средств обучения — объектов авторских прав. Такая система может включать инструмент централизованного регулирования с правообладателями вопросов использования объектов авторского права (иллюстративного материала, аудио- и видеофайлов) в образовательных некоммерческих целях, позволит снизить финансовые и трудовые затраты педагогов, минимизирует риски нарушения

авторских прав, обеспечит информационную, просветительскую и организационно-правовую поддержку развития цифровой школы.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «<Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2019 год «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)»

Литература

1. Асфандиаров Б. М. Результаты творческой деятельности в образовательном процессе и их правовая охрана по законодательству РФ // Научные исследования в образовании. 2013. № 2. C. 4-9.

2. Афанасьева Е. Г., Долгих М. Г. Современное лицо плагиата // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. Ежегодник. Вып. 1 / отв. ред. Е. Г. Афанасьева. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 83-91.

3. Ахмедов Г. А., Войниканис Е. А., Глазунова К. Д. и др. Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита. М., 2017. 213 с. // РВК [Электронный ресурс]. URL: https://www. rvc.ru/upload/iblock/85d/Trends_in_Intellectual_Property.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

4. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-е изд., доп. М.: Просвещение, 2018. 350 с.

5. Болдырев С. И. Авторские права в современном информационно-телекоммуникационном пространстве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Курск, 2017. 24 с.

6. Войниканис Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2014. 820 с.

7. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 г. // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 20.09.2019).

8. Горбунова М. А. Из опыта внеклассной работы. Школьный киноклуб // История. РФ [Электронный ресурс] URL: https://histrf.ru/uchitelyam/metodicheskie-materiali/b/iz-opyta-vnieklassnoi-raboty-shkol-nyi-kinoklub (дата обращения: 20.10.2019).

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Норматика, 2016, 576 с.

10. Ивлиев Г. П. Развитие сферы интеллектуальной собственности в свете «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г.» // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 3. С. 5-16.

11. Новоселов С. А. Дефицит культуры интеллектуальной собственности как фактор системного кризиса педагогической науки и образования в России // Научные исследования в образовании. 2013. № 2. C. 29-40.

12. Тагунова И. А., Долгая О. И., Сухин И. Г. и др. Мировые тенденции общего образования: сб. аналит. мат-лов о системе образования в России и за рубежом. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019.

13. Условия просмотра платного контента на сервисе КиноПоиск // Яндекс. Правовые документы [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/legal/kinopoisk_vod/28112018 (дата обращения: 20.10.2019).

14. Цифровая революция в образовании: доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование. Генеральная Ассамблея ООН. Совет по правам человека. 32 сессия. 6 апре-

ля 2016 г. // ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru/praktika/pravo-na-obrazovanie/detail.php? ELEMENT_ID=5891 (дата обращения: 20.09.2019).

CURRENT COPYRIGHT ISSUES FOR THE DIGITAL SCHOOL

The article is devoted to questions on copyright in the digital educational space. The authors

of the article, based on civil law, determine the regulatory boundaries for the free use of works of

science, literature and art in the process of implementation of educational programmes, as well

as in the process of creating copyright electronic resources for education sphere.

Keywords: copyright, digital school, digital resource

References

• Afanaseva E. G., DolgihM. G. Sovremennoe lico plagiata // Pravo budushchego: intellektual'naya sob-stvennost', innovacii, Internet. Ezhegodnik. Vyp. 1 / otv. red. E. G. Afanas'eva. M.: INION RAN, 2018. S. 83-91. [In Rus].

• Ahmedov G. A., Vojnikanis E. A., Glazunova K. D. i dr. Osnovnye tendencii razvitiya prava intellektual'noj sobstvennosti v sovremennom mire, v tom chisle novye ob"ekty intellektual'nyh prav i global'naya zashchita. M., 2017. 213 s. // RVK [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rvc.ru/upload/ iblock/85d/Trends_in_Intellectual_Property.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2019). [In Rus].

• Asfandiarov B. M. Rezul'taty tvorcheskoj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe i ih pravovaya ohrana po zakonodatel'stvu RF // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013. № 2. S. 4-9. [In Rus].

• Bogolyubov L. N., Aver'yanov Yu. I., Belyavskij A. V. i dr. Obshchestvoznanie. 10 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij: bazovyj uroven' / pod red. L. N. Bogolyubova. 5-e izd., dop. M.: Prosveshchenie, 2018. 350 s. [In Rus].

• Boldyrev S. I. Avtorskie prava v sovremennom informacionno-telekommunikacionnom prostranstve

Rossijskoj Federacii: avtoref. dis____kand. yur. nauk: 12.00.03 — grazhdanskoe pravo; predprinimatel'skoe

pravo; semejnoe pravo; mezhdunarodnoe chastnoe pravo. Kursk, 2017. 24 s. [In Rus].

• Cifrovaya revolyuciya v obrazovanii: doklad Special'nogo dokladchika po voprosu o prave na ob-razovanie. General'naya Assambleya OON. Sovet po pravam cheloveka. 32 sessiya. 6 aprelya 2016 g. // FGBNU «Federal'nyj centr obrazovatel'nogo zakonodatel'stva» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.lexed.ru/praktika/pravo-na-obrazovanie/detail.php? ELEMENT_ID=5891 (data obrashcheniya: 20.09.2019). [In Rus].

• Gorbunova M. A. Iz opyta vneklassnoj raboty. Shkol'nyj kinoklub // Istoriya.RF [Elektronnyj resurs] URL: https://histrf.ru/uchitelyam/metodicheskie-materiali/b/iz-opyta-vnieklassnoi-raboty-shkol-nyi-kinoklub (data obrashcheniya: 20.10.2019). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ivliev G. P. Razvitie sfery intellektual'noj sobstvennosti v svete «Osnovnyh napravlenij deyatel'nosti Pravitel'stva RF do 2024 g.» // Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost'. 2019. № 3. S. 5-16. [In Rus].

• Novoselov S. A. Deficit kul'tury intellektual'noj sobstvennosti kak faktor sistemnogo krizisa peda-gogicheskoj nauki i obrazovaniya v Rossii // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013. № 2. C. 29-40. [In Rus].

• Tagunova I. A., Dolgaya O. I., Suhin I. G. i dr. Mirovye tendencii obshchego obrazovaniya: sb. analit. mat-lov o sisteme obrazovaniya v Rossii i za rubezhom. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. [In Rus].

• Usloviya prosmotra platnogo kontenta na servise KinoPoisk // Yandeks. Pravovye dokumenty [Elektronnyj resurs]. URL: https://yandex.ru/legal/kinopoisk_vod/28112018 (data obrashcheniya: 20.10.2019). [In Rus].

• Vojnikanis E. A. Pravo intellektual'noj sobstvennosti v cifrovuyu epohu. Paradigma balansa i gibkosti. M.: Yurisprudenciya, 2014. 820 s. [In Rus].

• Vystuplenie Prezidenta Rossij skoj Federacii V. V. Putina na zasedanii Gosudarstvennogo soveta po vopro-sam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii 23 dekabrya 2015 g. // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (data obrashcheniya: 20.09.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.