Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1565
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЕ / СТРИМИНГ / СТРИМ / "АНОНИМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ" / TWITCH / YOUTUBE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мирошник Максим Андреевич

В статье представлена комплексная попытка рассмотреть стриминговые форматы распространения информация в сети Интернет, указываются их особенности, основные характеристики и предпосылки появления авторского контента как части индивидуального интернет-вещания. Такие форматы получили широкое распространение на специализированных социальных платформах и имеют собственные механизмы финансового самообеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ»

УДК 070 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10421

М.А. Мирошник

Тамбовский государственныйуниверситет имени Г. Р. Державина, Тамбов ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ

В статье представлена комплексная попытка рассмотреть стриминговые форматы распространения информация в сети Интернет, указываются их особенности, основные характеристики и предпосылки появления авторского контента как части индивидуального интернет-вещания. Такие форматы получили широкое распространение на специализированных социальных платформах и имеют собственные механизмы финансового самообеспечения.

Ключевые слова: интернет-сообщества, интернет-вещание, стриминг, стрим, «анонимная коммуникация», Twitch, YouTube.

Интенсивное развитие цифровых технологий позволило оптимизировать процесс доставки информации к адресату за счет увеличения скорости передачи данных и, что не менее важно, их предварительную сортировку, реализованную, в том числе, с помощью подписок, рекомендаций, рубрикаторов и других инструментов на популярных видеохостингах. Сообщества и конкретные люди сами стали источником информации в результате снижения порога входа на рынок информационных услуг. Такое положение дел повлекло за собой изменения в сложившейся классической модели средств массовой информации. После эпохи кабельного и спутникового телевидения, которая позволяла телеканалам доставлять тематический контент до аудитории, Интернет сделал следующий шаг в направлении конечного потребителя информации: от узконаправленного (тематического) к точечному (индивидуальному) вещанию [9].

В 2011 году крупнейшие производители потребительской бытовой техники, компании Samsung, LG и Sony, объявили о продаже первых телевизоров, которые имели техническую возможность подключения к Интернету, и в данный момент можно утверждать, что в домах большинства людей уже установлены подобные модели, имеющие доступ к сети через прямое подключение или посредством беспроводного сигнала Wi-Fi [4. С. 21]. Таким образом, индивидуальное вещание получило дополнительную площадку для распространения и привлечения новой аудитории. Телевизионные каналы все больше конкурируют с каналами популярных видеохостингов, таких как YouTube, его российский аналог Rutube и стриминговый (от англ. streaming - потоковый, синоним определения прямой трансляции в сети Интернет) сервис Twitch.

Целью данного исследования является изучение предпосылок распространения и актуального состояния интернет-вещания в современном информационном пространстве. Для решения данной задачи были проанализированы актуальные структурные и функциональные особенности современных интернет-форматов, в том числе рассмотрена система финансового поощрения на площадках для их распространения.

В. И. Сапунов выделяет следующие виды интернет-вещания [11. С. 159]:

- вещание традиционных СМИ;

- вещание специализированных онлайн-СМИ;

- стриминговое вещание в сети Интернет специализированных служб медиакомпаний;

- трансляции, выполненные с помощью цифровых телевизионных услуг;

- индивидуальный стриминг;

- пиратские плееры и сервисы для захвата видеопотока.

Каждый из представленных видов обладает характерными чертами, однако наибольший интерес для нас представляет индивидуальный стриминг, а следовательно, и сообщество создателей и распространителей данного контента. Оно существуют автономно от коммерческих телекомпаний и корпораций, а значит и более независимо в финансовом аспекте. Кроме того, индивидуальный стриминг предполагает, что любой человек, любое сообщество могут стать самостоятельными медиа, а значит источником информации и контента, критической информации, ретранслятором материалов традиционных СМИ или других пользователей. Каждый элемент в такой коммуникативной схеме легко меняет роль от создателя информационного продукта до его потребителя.

Сегодня, в эпоху сети Интернет, позиция читателя (потребителя информации) стала совершенно иной. М. А. Голикова утверждает: «Сегодня он (читатель) может активно вносить изменения в содержание авторского текста, в последовательность чтения фрагментов, в сюжет и логику повествования» [3. С. 9]. Ранее потребитель информации лишь воспринимал готовый информационный продукт, не задумываясь о том, как и кем он создан. В эпоху, когда создание информационного продукта доступно большему числу людей, классические журналистские формы постепенно теряют часть аудитории, которая обращается к индивидуальному творчеству, к мнению конкретного человека или группы лиц. Согласно данным исследовательской компании Mediascope, российские федеральные телеканалы испытывают колоссальные проблемы, связанные с оттоком молодой аудитории. Например, за последние пять лет, начиная с 2014 года, «НТВ» потерял 43 % молодой аудитории, «Первый» -38%,а «Россия 1»-29% [7].

Такие изменения в интересах молодежи обусловлены возрастающей доступностью сети Интернет и увеличением его роли в современном информационном пространстве. Интернет, как неразрывно связанная с развитием компьютерных технологий часть информационного сообщества, обладает высокой степенью воздействия на субъект. Социальные сети, видеохостинги, приложения и компьютерные игры изолируют реципиента от внешнего мира, создавая в его сознании собственную квазиреальность. Таким образом, возникают новые формы «анонимной коммуникации» материалов, без указания авторства. «Анонимность авторов становится одним из важнейших критериев, так как, во-первых, гарантирует, что коммуникация проходит не в групповом формате, и, во-вторых, дает пользователю возможность высказываться откровенно, не опасаясь социальных санкций» [1] - отмечает Иван Асланов. Особенностью такой коммуникативной формы является изоляция субъекта от привычного социума, что приобретает большую важность, учитывая доступность средств коммуникации. К таким средствам массовой коммуникации, безусловно, можно отнести и компьютерные игры [8. С. 57], чья роль в повседневной жизни детей и подростков неуклонно возрастает. С компьютерными играми связано абсолютное большинство в доле материалов популярных стриминговых платформ, таких как Twitch [2. С. 161].

Другим значимым фактором влияния на увеличение доли индивидуального интернет-вещания стало появление так называемой системы «лайков» (знак «нравится») и «дизлайков» (знак «не нравится»). Помимо выражения «лайка» как показателя социального одобрения [10. С. 148], количественное выражение данных показателей является ключевым в продвижении любого материала (видеоблога, канала на «YouTube», информационного аккаунта в социальной сети, стрима и т. д.) в сети Интернет. Подобную функцию выполняют и другие количественные показатели продукта, такие как количество комментариев, отзывов, репостов, подписчиков, зрителей (если речь идет о прямом эфире). Каждый из названных показателей имеет непосредственное влияние на популярность пользовательского продукта, что в конечном счете делает возможным получить коммерческую выгоду от своего продукта за счет размещения рекламных видеороликов, скрытой рекламы и системы добровольных пожертвований. Однако и сам автор получает непосредственную оценку своего творчества, даже несмотря на возможное техническое искажение с помощью программных и иных средств изменения рейтинговых показателей. Некоторые пользователи связывают появление новых авторских материалов с набором определенного количества «лайков» как своеобразной награды пользователям за обеспечение необходимых показателей.

Помимо расширения инструментария потребителя информации с целью влиять на итоговый продукт, стоит отметить, что и сам автор становится обладателем данных, на основании которых можно оценить уровень интереса к собственному творчеству. На видеохостинге «YouTube» это проявляется в возможности отслеживать количество лайков (положительных отзывов) и дизлайков (отрицательных отзывов), а также благодаря возможности отслеживать комментарии и их общее число (вовлеченность аудитории) [5.С. 42].

К сложившейся системе оценок добавляется еще один фактор успешности стримера - общее количество добровольных денежных пожертвований автору от пользователей - донат. Термин образован от английского «donate», что означает «дарить», «жертвовать».

Слово «донат» вошло в обиход пользователей сети Интернет благодаря компьютерным играм. Изначально «донатом» называли особый вид компьютерного игрового взаимодействия игрока и создателя игр, при котором игрок покупает игровые принадлежности за реальные деньги [12].

Современная трактовка предусматривает также добровольные финансовые пожертвования автору стрима. И если раньше целью «доната» было улучшение процесса игры и расширение функционала игрока, то добровольные пожертвования автору не несут за собой иной цели, кроме компенсации автору стрима. Иногда «донат» проходит на условиях обмена доступных услуг: игра в одной игровой группе с «донатером», использование во время стрима музыкального сопровождения, выбранного автором «доната», а также другие игровые возможности, которые указаны во время трансляции канала либо в его описании. Данные дополнительные услуги позволяют расширить возможности для получения денежных средств, что, в конечном счете, также является своеобразной оценкой качества и своевременности тематики канала и одновременно возможностью монетизации контента.

Не стоит забывать и об альтернативном использовании потокового вещания - захвата видеосигнала (как правило, нелегального) с целью его ретрансляции и получения прибыли за рекламу, а также активное использование системы добровольных пожертвований ретранслятору потока. В нашей стране одной из популярнейших программ для просмотра потокового видео является SopCast [13. С. 8], который существует в России с 2008 года. В Соединенных Штатах Америки и Европе нелегальные стриминговые сервисы также получили широкое распространение. По данным исследования SMG Insight [14], в Англии 54 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет смотрят спортивные трансляции нелегально. При этом доля аудитории старше 35 лет в подобных сервисах составляет всего 4 %, что позволяет говорить не только об обратной стороне развития интернет-вещания, но и возросшей потребности во всевозможных источниках информации, как легальных, так и нелегальных, именно у молодой аудитории, которая и является самой активной в современном информационном пространстве.

Именно эту возросшую потребность в информации, в том числе альтернативной, не всегда могут удовлетворить классические СМИ, такие как печатные издания, радио и телевидение. Все большее количество пользователей предпочитает телевизионным программам каналы видеохостингов YouTube, Rutube или Twitch. Данные площадки формируют собственные законы и принципы распространения информационных продуктов, отличные от привычных. При этом основной аудиторией интернет-вещания становится самая активная, в плане потребления информации, социальная группа - молодежь, которая активно отходит от просмотра телевидения и полностью отказывается от телевизионного просмотра, все чаще ограничиваясь компьютером, оборудованным выходом в Интернет. Интернет-вещание подчиняется собственным законам оценки качества контента (система лайков и дизлайков), а также активно развивается механизм финансового поощрения авторов зрителями своего канала, т. е. «донаты». Исходя из этого, стоит признать важность новых форматов распространения информации, а также более детально изучить их технические особенности и роль в современном информационном пространстве.

Результатом дальнейшего изучения современных форматов интернет-вещания и особенностей их функционирования может стать создание теоретической и методологической базы для обучения соответствующих специалистов в данной области: видеоблогеров, аудиоблогеров (подкастеров) [6. С. 286], стримеров и т. д. Подобная актуализация позволит создать практические материалы и пособия, что, в свою очередь, позволит значительно улучшить качество данной формы распространения информации в сети Интернет, а также создаст возможности для подготовки соответствующих специалистов в данной области.

Список литературы

1. Асланов И. А. Тексты анонимной коммуникации как отражение массового сознания пользователей интернет-ресурса (на материалах сайта kopipasta.ru) //Медиаскоп. 2018. Вып. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2487 (датаобращения: 10.10.2019).

2. Болычева М. Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды II Коммуникология. М., 2018. Т. 6. № 4. С. 159-169.

3. Голикова М. А. Трансформация роли читателя в эпоху гипертекста II Текст. Книга. Книгоиздание. Томск, 2016. № 2 (11). С. 5-11.

4. КолосоваА.А.НовыеСМИкаксимволтрансформациимедиаландшафтаинформационного общества II Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 4 (58) в 3-х ч. Ч.1.С. 20-23.

5. Круглов А. С. Особенности адресата как элемента коммуникативного взаимодействия в социальных медиа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология. Калининград, 2016.№З.С. 39-44.

6. Лазицкая Е. Д., Колмакова О. А. Методика работы с подкастами при организации внеаудиторной деятельности студентов // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск, 2013. № 9 (80). С. 285-289.

7. Медиаскоп: российские тв-каналы за 5 лет потеряли 11% молодой аудитории // Телеспутник. 2019 URL: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/mediascope-rossiyskie-tv-kanaly-za-5-let-poteryali-ll-molodoy-auditorii/ (дата обращения: 20.10.2019).

8. Новиков К. Ю. СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией II Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. М., 2009. № 2. С. 56-60.

9. Родислав. 10 новых парадигм медиакоммуникации в эпоху цифровых технологий. 2017. URL: https://medium.com/lifehacker-ru/the-10-new-paradigms-of-communication-in-the-digital-age-rus-13476afd7cb7 (датаобращения: 20.09.2019).

10. Самосват О. И. «Лайк» в социальных сетях как показатель социального одобрения в подростковой среде II Казанский педагогический журнал. Казань, 2015. № 6-1 (ИЗ). С. 148-151.

11. Сапунов В. И. 3 Интернет-телевидение: технологическая основа, показатели развития и политическая экономия II Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж, 2018. № 4. С.159-162.

12. Слободчиков И. М., Гольденберг Е. А. Психология «Доната»: контур проблемного исследования II Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». М., 2015. № 2 (145). С. 79-86.

13. Cisco Visual Networking Index: Forecast and Methodology. 2012-2017. Cisco Public. 2013. Pp. 1-16.

14. Paul Maclnnes. More than half of young people watch illegal streams of live sports, study finds II The Guardian. 25.04.2017. URL: https://www.theguardian.com/sport/2017/apr/25/illegal-streams-live-sports-sports-industry-group (accessed: 20.10.2019).

INTERNET-BROADCAST FORMAT FEATURES

MiroshnikM. A., Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov,

[email protected]

This article presents a comprehensive analysis of streaming services in the Internet. Thefocus is on the prerequisites for changing the type of broadcast: from thematic to individual, 'which is represented by the author's stream. Author's content, based on a system of rewards and criticism, is becoming one of the main sources of information, what isfacilitated by the development of information technology area. Besides, in the current system, the author himself receives a wide range of tools for assessing his own creativity based on statistical indicators, which has a beneficial effect on the quality of thefinalproduct. Specialized platforms that are morefamiliar to young audiences such as Twitch and YouTube, thanks to close integration with social services, contribute to the promotion and dissemination of authorial content. In addition, in the current system, the author himself receives a wide range of tools for assessing his own creativity based on statistical indicators, which has a beneficial effect on the product 'sfinal quality. Specialized platforms that are more suitable to young audiences such as Twitch and YouTube, thanks to close integration with social services, contribute to the promotion and dissemination of author's content. Such changes in young people minds are due to the increasing capabilities of the Internet, as well as the need to use new forms of «anonymous communication». Its feature is the isolation of the subject from the usual forms of communication with society. Twitch and YouTube, which are represented as social services, have strengthened the concept of «donat», which has become an analogue of royalties and presentedfor authors aiming to profit from an information product, new requirementsfor «packaging» and delivery ofmaterial.

Keywords: internet-communities, webcasting, streaming, stream, «anonymous communication», Twitch, YouTube.

References

1. Aslanov, I. A. (2018). Teksty anonimnoj kommunikacii kak otrazhenie massovogo soznaniya pofzovatelej internet-resursa (na materialah sajta kopipasta.ru) [Texts of anonymous communication as a reflection of the mass consciousness of user of the Internet resource (on the materials of the copyipast. ru)]. Mediascope [Mediascope], available at: http://www.mediascope.ru/2487 (accessed: 10.10.2019).

2. Bolycheva, M. D. (2018). Strimingovoe veshhanie kak fenomen sovremennoj mediasredy [Streaming broadcasting as a phenomenon of the modern media environment]. Kommunikologiya [Communicology], Moskva, 4,pp. 159-169.

3. Golikova, M. A. (2016). Transformaciya roli chitatelya v epokhu giperteksta [Transformation of the role of the reader in the era of hypertext]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie [Text. Book. Publishing], Tomsk, 2(11), pp. 5-11.

4. Kolosova,A. A. (2016).Novye SMI kak simvol transformacii medialandshaftainformacionnogo obshhestva [New media as a symbol of the transformation of the media landscape of the information society]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Issues of theory and practice], Tambov, 4 (58), pp. 20-23.

5. Kruglov, A. S. (2016). Osobennosti adresata kak elementa kommunikativnogo vzaimodejstviya v socialnykh media [Features of the addressee as an element of communicative interaction in social media]. Vestnik Baltijskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: filologiya, pedagogika, psikhologiya [Vestnik Immanuel Kant Baltic Federal University], Kaliningrad, 3, pp. 39-44.

6. Laziczkaya, E. D. & Kolmakova, O. A. (2013). Metodika raboty s podkastami pri organizacii vneauditornoj deyatelnosti studentov [Methods of working with podcasts in the organization of extracurricular activities of students]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Vestnik oflrkutsk state technical university], Irkutsk, 9 (80), pp. 285-289.

7. Mediascope: rossijskie tv-kanaly za 5 let poteryali 11% molodoj auditoria [The Mediascope: Russian TV channels in 5 years lost 11% of a young audience]. Telesputnik [Tele satellite], available at: https://telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/mediascope-rossiyskie-tv-kanaly-za-5-let-poteryali-ll-molodoy-auditorii/ (accessed: 20.10.2019).

8. Novikov, K. Yu. (2009). SMI i vozrastny'e osobennosti ix vospriyatiya doshkofnoj auditoriej [Media and age characteristics of their perception by a preschool audience]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika [Bulletin of Peoples' friendship university of Russia. Series: Studies literature. Journalism], Moskva, 2, pp.56-60.

9. Rodislav (2017). 10 novykh paradigm mediakommunikatsiy v epokhu tsifrovykh tekhnologiy [The 10 new paradigms of communication in the digital age]. Medium [Medium], available at: https://medium.com/lifehacker-ru/the-10-new-paradigms-of-communication-in-the-digital-age-rus-13476afd7cb7 (accessed: 20.09.2019).

10. Samosvat, O. I. (2015). «Lajk» v socialnykh setyax kak pokazatel socialnogo odobreniya v podrostkovoj srede [«Like» in social networks as an indicator of social approval in ateenage environment], Kazanskijpedagogicheskijzhurnal [Kazan pedagogicaljournal], Kazan, 6-1 (113), pp. 148-151.

11. Sapunov, V. I. (2015). Internet-televidenie: texnologicheskaya osnova, pokazateli razvitiya i politicheskaya ekonomiya [Internet television: technological basis, development indicators and political economy], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Proceedings of Voronezh state university. Series: Philology. Journalism], Voronezh, 4, pp.159-162.

12. Slobodchikov, I. M., Goldenberg, E. A. (2015). Psikhologiya «Donata»: kontur problemnogo issledovaniya [The Psychology of Donata: The Contour of Problem Research], Vestnik RGGU: Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie» [RGGU bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education], Moskva, 2 (145), pp. 79-86.

13. (2013). Cisco Visual Networking Index: Forecast and Methodology. 2012-2017. Cisco Public. Pp. 1-16.

14. Maclnnes, Paul (2017). More than half of young people watch illegal streams of live sports, study finds. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/sport/2017/apr/25/illegal-streams-live-sports-sports-industry-group (20.10.2019).

Мирошник Максим Андреевич - старший преподаватель Тамбовского государственного университета имени Г. Р Державина. mmajourn@gmail .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.