Научная статья на тему 'Авторская концепция психологического механизма формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности'

Авторская концепция психологического механизма формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ПСИХОЛОГИЯ / СИСТЕМА / МЕХАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО / МАТЬ / РЕБЕНОК / ДЕВИАЦИИ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / METHODOLOGY OF SCIENCE / PSYCHOLOGY / SYSTEM / MECHANISM / PERSONALITY / FAMILY / MOTHERHOOD / MOTHER / CHILD / DEVIATIONS / INTRAPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна, Петрова Людмила Андреевна

В статье подчеркивается важность изучения материнства как специфического социально-психологического явления. Аргументируется необходимость раскрытия закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины. Дано авторское определение термина «психологический механизм». Детализировано описан психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности. Охарактеризована вариативность личностных поведенческих реакций. Отражены основные действующие факторы, детерминирующие материнско-детские взаимоотношения. Графически представлены протекающие процессы, приведена их поэтапная характеристика с дифференциацией нормы и патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна, Петрова Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR'S CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF FORMATION OF VIOLATIONS OF MOTHER-CHILDREN'S RELATIONS, DEVIANT MATERNITY, VOLUNTARY INTEGRITY

The article emphasizes the importance of studying motherhood as a specific socio-psychological phenomenon. The necessity of disclosing patterns of formation and development of violations of behavior of a woman is argued. The author's definition of the term «psychological mechanism» is given. The psychological mechanism for the formation of violations of the mother-child relationship, deviant motherhood, and voluntary childlessness has been described in detail. Characterized by the variability of personal behavioral reactions. The main factors that determine the mother-child relationships are reflected. Flowing processes are graphically represented, their phased characterization with differentiation of the norm and pathology is given.

Текст научной работы на тему «Авторская концепция психологического механизма формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности»

Учитель знает, что терпение, спокойствие, уверенность в себе являются важными условиями эффективности педагогических воздействий. Упражняясь в преднамеренной терпеливости, неторопливости учитель может выработать более умеренный темп действий, большую сдержанность в ситуациях, которые раньше выводили его из равновесия. В процессе своей профессиональной деятельности, самообразования каждый учитель находит и применяет свои способы саморегуляции, которыми он может влиять на свое эмоциональное самочувствие, осуществлять контроль и регулировать внешние проявления психики.

Выводы. Таким образом, комплекс различных способов, приемов здорового образа жизни, оздоровления, закаливания, режима труда и отдыха, правильного дыхания - все это поможет учителю совершенствовать свое профессиональное мастерство и укрепить свое физическое и психическое здоровье. Умение регулировать своё психическое состояние - важная задача в сохранении здоровья и повышении продуктивности деятельности педагога.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства и эмоциональную зрелость педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения и воспитания.

Литература:

1. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.

4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

5. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ре. Г.С. Никифорова. - СПБ.: Питер, 2006, - 607 с.

6. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. - Спб.: Изд-во «Лань», 2003. - 67 с.

7. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ. - 77 с.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

9. Яковлев В.Н. Машков В.В. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шелехов Игорь Львович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Томский государственный педагогический университет» (г. Томск);

доктор технических наук, профессор Берестнева Ольга Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (г. Томск);

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Андреевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА, ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ

Аннотация. В статье подчеркивается важность изучения материнства как специфического социально-психологического явления. Аргументируется необходимость раскрытия закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины. Дано авторское определение термина «психологический механизм». Детализировано описан психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности. Охарактеризована вариативность личностных поведенческих реакций. Отражены основные действующие факторы, детерминирующие материнско-детские взаимоотношения. Графически представлены протекающие процессы, приведена их поэтапная характеристика с дифференциацией нормы и патологии.

Ключевые слова: методология науки, психология, система, механизм, личность, семья, материнство, мать, ребенок, девиации, внутриличностный конфликт.

Annоtation. The article emphasizes the importance of studying motherhood as a specific socio-psychological phenomenon. The necessity of disclosing patterns of formation and development of violations of behavior of a woman is argued. The author's definition of the term «psychological mechanism» is given. The psychological mechanism for the formation of violations of the mother-child relationship, deviant motherhood, and voluntary childlessness has been described in detail. Characterized by the variability of personal behavioral reactions. The main factors that determine the mother-child relationships are reflected. Flowing processes are graphically represented, their phased characterization with differentiation of the norm and pathology is given.

Keywords: methodology of science, psychology, system, mechanism, personality, family, motherhood, mother, child, deviations, intrapersonal conflict.

Введение. В Российской Федерации с конца ХХ века продолжает увеличиваться количество бездетных гражданских браков и неполных семей. Отмечается тенденция к росту девиантных форм материнского поведения. Изучение материнства как специфического социально-психологического явления предполагает раскрытие закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины.

В современной науке не принято единого подхода к определению сущности психологического механизма. С точки зрения философии и методологии науки, он определяется как «субъективное описание» объективно существующих процессов, регулирующих взаимодействие личности с окружающей средой. При этом такой способ объяснения предполагает не просто констатацию изучаемых явлений, а раскрывает их содержательные и функциональные характеристики.

Изложение основного материала статьи. По нашему мнению, под термином «психологический механизм» понимается детализированная характеристика работы и трансформации психологической системы, обеспечивающей выполнение регулятивных функций.

Анализ материалов литературных источников и данных эмпирических исследований позволил раскрыть психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности и обозначить основные действующие факторы, протекающие процессы, вариативность личностных поведенческих реакций (норма, патология).

В приведенном психологическом механизме формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности выделяются 6 этапов. Рассмотрим их.

Этап 1. Результатами протекающих процессов являются формирование личности и внутренней картины материнства. Нормативным типом реакции выступает психологическая готовность женщины к выполнению материнской функции. Вторым типом реакции является развитие патологического состояния - грубого нарушения психологической готовности, делающее невозможными позитивные материнско-детские отношения.

Этап 2. Нормативное протекание психических процессов обеспечивает оптимальное функционирование сформировавшейся системы «мать - ребенок». Женщина полноценно исполняет материнскую функцию, её социально-психологический и соматический статус рассматривается как эталон.

Этап 3. Возникновение и развитие у женщины внутриличностного конфликта является состоянием, осложняющим взаимоотношения в системе «мать - ребенок». Реализация материнских функций соответствует крайней границе нормы.

В случае конструктивного разрешения или дезактуализации внутреннего конфликта возможно развитие реакции второго типа - нормализация внутрииндивидного уровня материнства с последующим возвратом к показателям медико-биологической и медико-психологической норм.

Этап 4. Воздействие эндо- и экзогенных стрессирующих факторов запускает патологический механизм дальнейшего развития состояний, обусловленных внутриличностным конфликтом. Особое значение имеет локализация наименьшего сопротивления психики и/или организма, определяющая вариативность психосоматических реакций.

Специфической реакцией на протекающие процессы является формирование установок добровольной бездетности. Вместе с тем, отказ от рождения детей не разрешает имеющихся экзистенциальных вопросов и является фактором конвертации имеющихся внутриличностных конфликтов в другую плоскость.

Этап 5. Дальнейшее развитие патологических процессов, обусловленных ВЛК, вызывает формирование клинически очерченных состояний (нарушений поведения, аддиктивных состояний, неврозов и неврозоподобных расстройств, психосоматических заболеваний).

Патологическими реакциями умеренно выраженного характера являются нарушения материнско-детских взаимоотношений, представленные прото- и антисоциальными формами.

Этап 6. На данном этапе отмечаются клинически очерченные отклонения в соматическом и психологическом/психическом здоровье женщины, развитие поведенческих расстройств, в том числе -девиантного материнства [1-15].

Следует отметить, что в описанном психологическом механизме формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности наглядно отражена регулирующая роль структуры личности [16-18]. Протекающие психические процессы отражают последовательность взаимосвязанных этапов: формирование и развитие личности ^ состояния личности ^ нарушения личности ^ нарушения поведения.

Отраженный в психологическом механизме функциональный (обратимый) характер личностных и поведенческих реакций, указывает на наличие принципиальной возможности психологической коррекции нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности [21- 25].

Выводы. Факторы, формирующие нарушения материнско-детских взаимоотношений (в том числе девиантного материнства), различны по своей природе и условно делятся на биологические (акцентуации характера и темперамента), психологические и социальные (личностные черты девиантных матерей; психологические состояния и личностные проблемы матерей, решаемые за счёт ребёнка; преемственность семейного сценария жизни).

Факторы, обусловливающие нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства могут находится в сознании или быть вытеснены в бессознательное, что в полной мере соответствует классической теории З. Фрейда [3, 4, 19, 20].

Для девиантных матерей характерны следующие личностные характеристики: акцентуации темперамента и характера; психический инфантилизм; эгоцентризм, эгоизм; тревожность; высокая агрессивность и враждебность; внутриличностный конфликт; амбивалентное отношение к эталону женщины, беременности, ребёнку; искаженное восприятие своего ребёнка, его неприятие/отвержение.

Материнство сопровождается внутриличностными конфликтами, вызванными конкуренцией равнозначных ценностей, противоречиями между идеальным и реальным ребёнком, столкновениями романтизированных представлений о материнстве и сложностями реализации социально-ролевой материнской функции, несогласованностью между предписаниями различных социальных ролей женщины.

Девиантная мать, рассматривая рождение ребёнка как средство для решения личностных проблем, повышает самооценку за счёт ребёнка; самореализуется посредством успехов ребёнка; формирует у ребёнка сценарий жизни, соответствующий системе ценностей матери; рассматривает ребёнка как ресурс, обеспечивающий экономическое благополучие и уход в старости; посредством ребёнка дезактуализирует и/или разрешает экзистенциальные проблемы; использует ребёнка как инструмент психологических манипуляций брачным партнёром (партнёром для долговременных отношений).

Девиантные формы материнского поведения могут иметь различную степень выраженности: от нарушения материнско-детского взаимодействия, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его психическом развитии, до отказа матери от воспитания ребёнка или скрытого инфантицида.

В период достижения женщиной репродуктивного возраста возможно выявление нарушений формирования материнской функции и своевременное проведение психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию материнского поведения.

Литература:

1. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр / Пер. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. - Киев: Сфера, 2005. - 306 с. - ISBN 966-8782-08-9.

2. Adler A. Über den nervösen Charakter. - Wiesbaden, 1912.

3. Freud S. Das Ich und das Es. - Leipzig : Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1923. (Erstdruck).

4. Freud S. Das Interesse an der Psychoanalyse (1913) // Freud S. Darstellungen der Psychoanalyse. - Verlag: Frankfurt am Main, Hamburg: Fischer Bücherei, 1978.

5. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1960. - 427 с.

6. Свядощ А. М. Неврозы. Руководство для врачей. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 1997. - 448 с. - ISBN 5-88782-156-6.

7. Наумов А. В. Психологические проблемы беременности и перинатального периода // Журнал прикладной психологии. - 2000. - № 6. - С. 17-19.

8. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - Москва: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с. - ISBN 5-04-004707-Х.

9. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Учеб. для студентов мед. вузов.

- Москва: Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - Т. 1. - 416 с.

10. Tomori M. Childen's Mental Health Risks in a Changing Europe // Mental Health Reforms. - 2000. - № 1.

- P. 5-7.

11. Шелехов И. Л., Гадельшина Т. Г. Аддиктивные состояния: Учеб.-метод. комплекс. - 2-е изд., испр. и доп. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. - 332 с. - ISBN 978-5-89428-585-6.

12. Фрейд З. Я и Оно. - Москва: ЭКСМО, 2014. - 864 с. (Золотая библиотека мудрости.) - ISBN 978-5699-68147-1.

13. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества: Труды Института психологии РАН [цифровая книга] / Под ред. А. Н. Журавлева, М. И. Воловиковой, Т. В. Галкиной. - Москва, 2014. - ISBN (On-line) 978-5-9270-0294-8.

14. Александер Ф. Г. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ.: А. Боковикова, В. Старовойтова. - Москва: Канон+РООИ «Реабилитация» 2016. - 352 с. - ISBN 978-588373-019-0.

15. Kling J., Holmqvist-Gattario K., Frisén A. Swedish women's perceptions of and conformity to feminine norms // Scandinavian Journal of Psychology. - 2017. - Vol. 58. - Iss. 3.- P. 238-248.

16. Шелехов И. Л. Системный подход к определению нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства / И. Л. Шелехов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). -2018. - Вып. 3 (21). - С. 206-216.

17. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Структура личности в контексте системных исследований = STRUCTURE OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF SYSTEM RESEARCHES / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16-20 апреля 2018 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. - С. 42-58.

18. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Системные личностно-ориентированные исследования девиантного поведения = SYSTEM INDIVIDUAL ORIENTED STUDIES OF DEVIANT CONDUCT / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16-20 апреля 2018 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. - С. 97-107.

19. Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XI. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916). - Frankfurt am Main: Fischer, 1998. - 508 S. - ISBN 978-3-10-022712-6.

20. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - Белгород: Книжный клуб семейного досуга, 2012. - 480 с. - ISBN 978-9910-1840-1.

21. Шелехов И. Л. Психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов V Международной научной конференции (17-21 декабря 2018 г.). - Томск: Изд-во ТПУ, 2018. - Ч. 1. - С. 152-157.

22. Шелехов И. Л. Системный подход к определению нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства / И. Л. Шелехов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). -2018. - Вып. 3 (21). - С. 206-216. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216.

23. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты: монография / И. Л. Шелехов, О. Г. Берестнева. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. - 366 с. - ISBN 978-5-4387-0190-3.

24. Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения. - Томск: Издательство томского государственного педагогического университета, 2009. - 128 с. -ISBN 978-5-89428-299-2.

25. Шелехов, И. Л. Гребенникова Е. В., Иваничко П. В., Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.-метод. комплекс / И. Л. Шелехов, Е. В. Гребенникова, П. В. Иваничко; ФГБОУ ВПО «ТГПУ». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. - 264 с. - ISBN 978-5-89428-729-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.