Учитель знает, что терпение, спокойствие, уверенность в себе являются важными условиями эффективности педагогических воздействий. Упражняясь в преднамеренной терпеливости, неторопливости учитель может выработать более умеренный темп действий, большую сдержанность в ситуациях, которые раньше выводили его из равновесия. В процессе своей профессиональной деятельности, самообразования каждый учитель находит и применяет свои способы саморегуляции, которыми он может влиять на свое эмоциональное самочувствие, осуществлять контроль и регулировать внешние проявления психики.
Выводы. Таким образом, комплекс различных способов, приемов здорового образа жизни, оздоровления, закаливания, режима труда и отдыха, правильного дыхания - все это поможет учителю совершенствовать свое профессиональное мастерство и укрепить свое физическое и психическое здоровье. Умение регулировать своё психическое состояние - важная задача в сохранении здоровья и повышении продуктивности деятельности педагога.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства и эмоциональную зрелость педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения и воспитания.
Литература:
1. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.
4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
5. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ре. Г.С. Никифорова. - СПБ.: Питер, 2006, - 607 с.
6. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. - Спб.: Изд-во «Лань», 2003. - 67 с.
7. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ. - 77 с.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
9. Яковлев В.Н. Машков В.В. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шелехов Игорь Львович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный педагогический университет» (г. Томск);
доктор технических наук, профессор Берестнева Ольга Григорьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (г. Томск);
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Андреевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА, ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ
Аннотация. В статье подчеркивается важность изучения материнства как специфического социально-психологического явления. Аргументируется необходимость раскрытия закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины. Дано авторское определение термина «психологический механизм». Детализировано описан психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности. Охарактеризована вариативность личностных поведенческих реакций. Отражены основные действующие факторы, детерминирующие материнско-детские взаимоотношения. Графически представлены протекающие процессы, приведена их поэтапная характеристика с дифференциацией нормы и патологии.
Ключевые слова: методология науки, психология, система, механизм, личность, семья, материнство, мать, ребенок, девиации, внутриличностный конфликт.
Annоtation. The article emphasizes the importance of studying motherhood as a specific socio-psychological phenomenon. The necessity of disclosing patterns of formation and development of violations of behavior of a woman is argued. The author's definition of the term «psychological mechanism» is given. The psychological mechanism for the formation of violations of the mother-child relationship, deviant motherhood, and voluntary childlessness has been described in detail. Characterized by the variability of personal behavioral reactions. The main factors that determine the mother-child relationships are reflected. Flowing processes are graphically represented, their phased characterization with differentiation of the norm and pathology is given.
Keywords: methodology of science, psychology, system, mechanism, personality, family, motherhood, mother, child, deviations, intrapersonal conflict.
Введение. В Российской Федерации с конца ХХ века продолжает увеличиваться количество бездетных гражданских браков и неполных семей. Отмечается тенденция к росту девиантных форм материнского поведения. Изучение материнства как специфического социально-психологического явления предполагает раскрытие закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины.
В современной науке не принято единого подхода к определению сущности психологического механизма. С точки зрения философии и методологии науки, он определяется как «субъективное описание» объективно существующих процессов, регулирующих взаимодействие личности с окружающей средой. При этом такой способ объяснения предполагает не просто констатацию изучаемых явлений, а раскрывает их содержательные и функциональные характеристики.
Изложение основного материала статьи. По нашему мнению, под термином «психологический механизм» понимается детализированная характеристика работы и трансформации психологической системы, обеспечивающей выполнение регулятивных функций.
Анализ материалов литературных источников и данных эмпирических исследований позволил раскрыть психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности и обозначить основные действующие факторы, протекающие процессы, вариативность личностных поведенческих реакций (норма, патология).
В приведенном психологическом механизме формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности выделяются 6 этапов. Рассмотрим их.
Этап 1. Результатами протекающих процессов являются формирование личности и внутренней картины материнства. Нормативным типом реакции выступает психологическая готовность женщины к выполнению материнской функции. Вторым типом реакции является развитие патологического состояния - грубого нарушения психологической готовности, делающее невозможными позитивные материнско-детские отношения.
Этап 2. Нормативное протекание психических процессов обеспечивает оптимальное функционирование сформировавшейся системы «мать - ребенок». Женщина полноценно исполняет материнскую функцию, её социально-психологический и соматический статус рассматривается как эталон.
Этап 3. Возникновение и развитие у женщины внутриличностного конфликта является состоянием, осложняющим взаимоотношения в системе «мать - ребенок». Реализация материнских функций соответствует крайней границе нормы.
В случае конструктивного разрешения или дезактуализации внутреннего конфликта возможно развитие реакции второго типа - нормализация внутрииндивидного уровня материнства с последующим возвратом к показателям медико-биологической и медико-психологической норм.
Этап 4. Воздействие эндо- и экзогенных стрессирующих факторов запускает патологический механизм дальнейшего развития состояний, обусловленных внутриличностным конфликтом. Особое значение имеет локализация наименьшего сопротивления психики и/или организма, определяющая вариативность психосоматических реакций.
Специфической реакцией на протекающие процессы является формирование установок добровольной бездетности. Вместе с тем, отказ от рождения детей не разрешает имеющихся экзистенциальных вопросов и является фактором конвертации имеющихся внутриличностных конфликтов в другую плоскость.
Этап 5. Дальнейшее развитие патологических процессов, обусловленных ВЛК, вызывает формирование клинически очерченных состояний (нарушений поведения, аддиктивных состояний, неврозов и неврозоподобных расстройств, психосоматических заболеваний).
Патологическими реакциями умеренно выраженного характера являются нарушения материнско-детских взаимоотношений, представленные прото- и антисоциальными формами.
Этап 6. На данном этапе отмечаются клинически очерченные отклонения в соматическом и психологическом/психическом здоровье женщины, развитие поведенческих расстройств, в том числе -девиантного материнства [1-15].
Следует отметить, что в описанном психологическом механизме формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности наглядно отражена регулирующая роль структуры личности [16-18]. Протекающие психические процессы отражают последовательность взаимосвязанных этапов: формирование и развитие личности ^ состояния личности ^ нарушения личности ^ нарушения поведения.
Отраженный в психологическом механизме функциональный (обратимый) характер личностных и поведенческих реакций, указывает на наличие принципиальной возможности психологической коррекции нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности [21- 25].
Выводы. Факторы, формирующие нарушения материнско-детских взаимоотношений (в том числе девиантного материнства), различны по своей природе и условно делятся на биологические (акцентуации характера и темперамента), психологические и социальные (личностные черты девиантных матерей; психологические состояния и личностные проблемы матерей, решаемые за счёт ребёнка; преемственность семейного сценария жизни).
Факторы, обусловливающие нарушения материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства могут находится в сознании или быть вытеснены в бессознательное, что в полной мере соответствует классической теории З. Фрейда [3, 4, 19, 20].
Для девиантных матерей характерны следующие личностные характеристики: акцентуации темперамента и характера; психический инфантилизм; эгоцентризм, эгоизм; тревожность; высокая агрессивность и враждебность; внутриличностный конфликт; амбивалентное отношение к эталону женщины, беременности, ребёнку; искаженное восприятие своего ребёнка, его неприятие/отвержение.
Материнство сопровождается внутриличностными конфликтами, вызванными конкуренцией равнозначных ценностей, противоречиями между идеальным и реальным ребёнком, столкновениями романтизированных представлений о материнстве и сложностями реализации социально-ролевой материнской функции, несогласованностью между предписаниями различных социальных ролей женщины.
Девиантная мать, рассматривая рождение ребёнка как средство для решения личностных проблем, повышает самооценку за счёт ребёнка; самореализуется посредством успехов ребёнка; формирует у ребёнка сценарий жизни, соответствующий системе ценностей матери; рассматривает ребёнка как ресурс, обеспечивающий экономическое благополучие и уход в старости; посредством ребёнка дезактуализирует и/или разрешает экзистенциальные проблемы; использует ребёнка как инструмент психологических манипуляций брачным партнёром (партнёром для долговременных отношений).
Девиантные формы материнского поведения могут иметь различную степень выраженности: от нарушения материнско-детского взаимодействия, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его психическом развитии, до отказа матери от воспитания ребёнка или скрытого инфантицида.
В период достижения женщиной репродуктивного возраста возможно выявление нарушений формирования материнской функции и своевременное проведение психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию материнского поведения.
Литература:
1. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр / Пер. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. - Киев: Сфера, 2005. - 306 с. - ISBN 966-8782-08-9.
2. Adler A. Über den nervösen Charakter. - Wiesbaden, 1912.
3. Freud S. Das Ich und das Es. - Leipzig : Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1923. (Erstdruck).
4. Freud S. Das Interesse an der Psychoanalyse (1913) // Freud S. Darstellungen der Psychoanalyse. - Verlag: Frankfurt am Main, Hamburg: Fischer Bücherei, 1978.
5. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1960. - 427 с.
6. Свядощ А. М. Неврозы. Руководство для врачей. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 1997. - 448 с. - ISBN 5-88782-156-6.
7. Наумов А. В. Психологические проблемы беременности и перинатального периода // Журнал прикладной психологии. - 2000. - № 6. - С. 17-19.
8. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - Москва: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. - 448 с. - ISBN 5-04-004707-Х.
9. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Учеб. для студентов мед. вузов.
- Москва: Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - Т. 1. - 416 с.
10. Tomori M. Childen's Mental Health Risks in a Changing Europe // Mental Health Reforms. - 2000. - № 1.
- P. 5-7.
11. Шелехов И. Л., Гадельшина Т. Г. Аддиктивные состояния: Учеб.-метод. комплекс. - 2-е изд., испр. и доп. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. - 332 с. - ISBN 978-5-89428-585-6.
12. Фрейд З. Я и Оно. - Москва: ЭКСМО, 2014. - 864 с. (Золотая библиотека мудрости.) - ISBN 978-5699-68147-1.
13. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества: Труды Института психологии РАН [цифровая книга] / Под ред. А. Н. Журавлева, М. И. Воловиковой, Т. В. Галкиной. - Москва, 2014. - ISBN (On-line) 978-5-9270-0294-8.
14. Александер Ф. Г. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер. с англ.: А. Боковикова, В. Старовойтова. - Москва: Канон+РООИ «Реабилитация» 2016. - 352 с. - ISBN 978-588373-019-0.
15. Kling J., Holmqvist-Gattario K., Frisén A. Swedish women's perceptions of and conformity to feminine norms // Scandinavian Journal of Psychology. - 2017. - Vol. 58. - Iss. 3.- P. 238-248.
16. Шелехов И. Л. Системный подход к определению нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства / И. Л. Шелехов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). -2018. - Вып. 3 (21). - С. 206-216.
17. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Структура личности в контексте системных исследований = STRUCTURE OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF SYSTEM RESEARCHES / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16-20 апреля 2018 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. - С. 42-58.
18. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Системные личностно-ориентированные исследования девиантного поведения = SYSTEM INDIVIDUAL ORIENTED STUDIES OF DEVIANT CONDUCT / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16-20 апреля 2018 г.): В 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 3: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. - С. 97-107.
19. Freud S. Gesammelte Werke. Bd. XI. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916). - Frankfurt am Main: Fischer, 1998. - 508 S. - ISBN 978-3-10-022712-6.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - Белгород: Книжный клуб семейного досуга, 2012. - 480 с. - ISBN 978-9910-1840-1.
21. Шелехов И. Л. Психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов V Международной научной конференции (17-21 декабря 2018 г.). - Томск: Изд-во ТПУ, 2018. - Ч. 1. - С. 152-157.
22. Шелехов И. Л. Системный подход к определению нормы и отклонений в психологических исследованиях материнства / И. Л. Шелехов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). -2018. - Вып. 3 (21). - С. 206-216. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-206-216.
23. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты: монография / И. Л. Шелехов, О. Г. Берестнева. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. - 366 с. - ISBN 978-5-4387-0190-3.
24. Шелехов И. Л., Уразаев А. М. Психологическая коррекция девиантных форм материнского поведения. - Томск: Издательство томского государственного педагогического университета, 2009. - 128 с. -ISBN 978-5-89428-299-2.
25. Шелехов, И. Л. Гребенникова Е. В., Иваничко П. В., Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.-метод. комплекс / И. Л. Шелехов, Е. В. Гребенникова, П. В. Иваничко; ФГБОУ ВПО «ТГПУ». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. - 264 с. - ISBN 978-5-89428-729-4.