успешностью профессионального становления, осознают данные возможности, могут более адекватно выстраивать свои жизненные цели, моделировать планы и программы для их достижения. Студентов с низкой успешностью профессионального становления характеризует внутренняя конфликтность, закрытость себя для окружающих, слабое и неадекватное осознание своих психических возможностей. Недостаточное знание своих психических возможностей, низкий уровень самооценки по разным параметрам ведут к неуспеху в их образовательной деятельности, к нарушению концепции «Я» - будущий профессионал. Следовательно, решение поставленной цели в развитии представлений студентов о самореализации в процессе профессионального становления становится возможным при использовании предложенной концепции психологического сопровождения.
Литература:
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
3. Кошелева А.О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования // Режим доступа: http:// www.education.rekom.ru/ 2_2006 / 26.html.
4. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош.б-ка / Сост. В.П. Вдовиченко. М., 2004.
5. Хребина С.В. Особенности реализации организационно-психологического воздействия в образовательной среде // Психология обучения. 2017. № 1.
6. Хребина С.В. Психологические феномены управленческого взаимодействия в организационном пространстве образовательной системы // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 10.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шагивалеева Гузалия Расиховна
«Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» ( г. Елабуга)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эмоциональной культуры как основы психологической безопасности образовательной среды. Рассматривается взаимосвязь психологической безопасности личности с эмоциональной культурой педагога. Эмоциональная культура выступает как основа внутренних условий психологической безопасности образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательная среда, образование, психологическая безопасность, психологическое здоровье, психологическая безопасность в образовательной среде, психическое здоровье, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание, эмпатия, эмоциональная культура.
An^tatton. The article considers the issues of the emotional culture as the basis for internal conditions of psychological safety of educational environment. The interrelation of psychological safety of the person and emotional culture of the teacher is considered. Emotional culture acts as the basis of internal conditions of psychological safety in the educational environment.
Keywords: educational environment, education, psychological safety, psychological health, psychological safety in the educational environment, mental health, stress resistance, emotional burnout, empathy, emotional culture.
Введение. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий для учёбы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды [7, с. 4].
Формулировка цели статьи. Исследование эмоциональной культуры педагога как основы внутренних условий психологической безопасности образовательного пространства.
Изложение основного материала статьи. Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Таким образом, образовательная среда является фундаментом любого общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
Что является существенным признаком хорошей (для личностного развития) среды? По мнению Баевой И.А. таким признаком может выступать психологическая безопасность образовательной среды [1, с. 48].
Понятие «безопасность» - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство [1, с. 50].
Под эмоциональной культурой понимается способность осознания субъектом собственных и чужих эмоций, преодоление деструктивных внутрипсихических защитных механизмов и на этой основе возможность эмоциональной саморегуляции в деятельности и общении.
Саморегуляцию можно трактовать, как педагогическое поведение, соответствующее профессиональным требованиям; педагогическую активность, направленную на удовлетворение интересов и потребностей детей. Учителю в профессиональной деятельности приходится разрешать возникающие ситуации обучающего и воспитательного характера, поэтому для учителя большое значение имеет формирование способности творчески применять личностные качества в разрешении конкретных воспитательных ситуаций, совершенствовать моральные нормы в соответствии с изменяющимися условиями жизни и возрастающими требованиями общества к нравственному облику и поведению учителя.
Отсутствие эмоциональной культуры создаёт угрозу психологической безопасности других субъектов образовательного процесса. Эмоциональная культура является одним из важнейших внутрипсихических условий психологической безопасности субъектов образовательного процесса. Эмоциональная культура выступает как основа внутренних условий психологической безопасности образовательного пространства. К внешним условиям психологической безопасности субъектов образования можно отнести организационные меры, которые способствуют формированию эмоциональной культуры.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога. В эмоциональной культуре должны присутствовать также педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния. Положительное, комфортное общение учителя с детьми возможно при грамотном умении выражать свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. В результате положительного, доброжелательного, чуткого и заботливого отношения педагога к ребенку, облегчается профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний в процессе обучения и воспитания.
Учитель своими условиями жизни поставлен в положение образца. С ним школьники сопоставляют результаты и особенности своей деятельности, а также поведение других людей. Учитель в глазах детей и в самом деле должен быть образцовым. Выступая в роли эталона и норм человеческих отношений, учитель должен обладать способностью нравственно-волевой саморегуляции поведения, во взаимоотношениях с учащимися учитывать особенности саморегуляции каждого из них, так как эти особенности лежат в основе духовной жизни школьников и определяют эффективность педагогических воздействий. Одна из основных проблем, которую фиксируют на сегодняшний день родители, - это снижение эмпатии в целом. Высокий уровень эмпатии, эмоциональной гибкости являются основными показателями эмоциональной культуры педагога. В современных условиях в соответствии с ФГОС от учителя требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их индивидуальных и возрастных особенностях.
Педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, сохранять самообладание и оставаться для детей примером в личностном плане независимо от воздействующих на него негативных факторов. Сдерживание эмоций не успокаивает, а повышает эмоциональную напряженность и негативно сказывается на здоровье. В профессиональной деятельности известен термин «эмоциональное выгорание».
Наличие эмоциональной напряженности ярко проявляется как у молодых учителей, так и у учителей со стажем. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются вегетативными реакциями: учащенным сердцебиением, напряжением отдельных частей тела (тонус мышц лица, тремором рук), повышением или понижением давления, заметными изменениями в личности. Иногда, человек потеряв самообладание, проявляет следы агрессии. Это считается профессионально непригодным качеством.
Используя методы психологической саморегуляции учитель может повлиять и на свое эмоциональное самочувствие. К методам можно отнести, гимнастику, самомассаж, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арттерапия, цветотерапия.
В острой стрессовой, конфликтной ситуации человек всегда ощущает нехватку физической активности. Даже после обычного трудового дня очень полезно прогуляться в течение 40 минут. Это снимет чувство усталости, и даже чувство голода, наполнит тело кислородом, переключится внимание на окружающую обстановку. Физические упражнения (игры с детьми, плавание в бассейне, игра в волейбол, футбол) предупреждают возможные срывы, психические травмы и укрепляют здоровье.
Эмоциональное возбуждение сказывается на познавательных, эмоциональных, волевых процессах. Повышенная возбудимость порождает ненужную суетливость, подвижность. При любом нежелательном внешнем воздействии такие люди ощущают беспокойство, дискомфорт. Эмоциональное самовозбуждение плохо влияет на самочувствие и здоровье человека. Даже откладывая сегодняшние дела, человек заставляет себя напрягаться или спешить. Это значит, что возникают условия для нарушения психической деятельности и нормального самочувствия. В таких случаях помогут приемы самоконтроля и саморегуляции.
В основу психической культуры человека специалисты ставят аутогенную тренировку. Главная ее задача - помочь человеку овладеть своими эмоциями. Аутогенная тренировка помогает человеку справиться с всевозможными страхами, плохими привычками, навязчивыми состояниями, плохим сном, болями различного характера.
Аутогенную тренировку применял в 30-е годы австрийский психиатр Иоганн Генрих Шульц, который обнаружил, что глубокое мышечное расслабление (релаксация) влечёт за собой устранение эмоциональной напряжённости, улучшение функционального состоянии ЦНС и работы внутренних органов [6]. А именно, используя словесные формулы, направленные на возникновение ощущений тепла и тяжести, можно сознательно добиться снижения мышечного тонуса и затем, на этом фоне, путём самовнушения, направленно воздействовать на различные функции организма. Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц, управление ритмикой дыхания. Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком - либо предмете, объекте, событии, факте. Перед тем как перейти к выполнению аутотренинга, необходимо освоить подготовительные упражнения для выработки навыков концентрации внимания, визуализации и регуляции мышечного тонуса. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе.
Важным резервом учителя в деле стабилизации эмоционального состояния является также совершенствование дыхания. Это важно и для учителя, у которого дыхание должно быть более совершенным. Важное значение играет роль дыхания в развитии утомляемости. Неритмичное, поверхностное дыхание - причина ряда недугов учителя, падения эмоционального тонуса. Нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, и обратное - регулирование дыхания оказывает воздействие на состояние человека. Научившись влиять на свое дыхание, учитель также приобретает хороший способ саморегуляции.
Дыхательные упражнения очень эффективны, если ими овладеть в совершенстве, чтобы выполнять почти так же естественно, как и обычные дыхательные движения, если уметь ими пользоваться во время и после стрессовых состояниях.
Учитель знает, что терпение, спокойствие, уверенность в себе являются важными условиями эффективности педагогических воздействий. Упражняясь в преднамеренной терпеливости, неторопливости учитель может выработать более умеренный темп действий, большую сдержанность в ситуациях, которые раньше выводили его из равновесия. В процессе своей профессиональной деятельности, самообразования каждый учитель находит и применяет свои способы саморегуляции, которыми он может влиять на свое эмоциональное самочувствие, осуществлять контроль и регулировать внешние проявления психики.
Выводы. Таким образом, комплекс различных способов, приемов здорового образа жизни, оздоровления, закаливания, режима труда и отдыха, правильного дыхания - все это поможет учителю совершенствовать свое профессиональное мастерство и укрепить свое физическое и психическое здоровье. Умение регулировать своё психическое состояние - важная задача в сохранении здоровья и повышении продуктивности деятельности педагога.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства и эмоциональную зрелость педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения и воспитания.
Литература:
1. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.
4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
5. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ре. Г.С. Никифорова. - СПБ.: Питер, 2006, - 607 с.
6. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. - Спб.: Изд-во «Лань», 2003. - 67 с.
7. Тимерьянова Л.Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учебно-методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ. - 77 с.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
9. Яковлев В.Н. Машков В.В. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шелехов Игорь Львович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный педагогический университет» (г. Томск);
доктор технических наук, профессор Берестнева Ольга Григорьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (г. Томск);
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Андреевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА, ДОБРОВОЛЬНОЙ БЕЗДЕТНОСТИ
Аннотация. В статье подчеркивается важность изучения материнства как специфического социально-психологического явления. Аргументируется необходимость раскрытия закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины. Дано авторское определение термина «психологический механизм». Детализировано описан психологический механизм формирования нарушений материнско-детских взаимоотношений, девиантного материнства, добровольной бездетности. Охарактеризована вариативность личностных поведенческих реакций. Отражены основные действующие факторы, детерминирующие материнско-детские взаимоотношения. Графически представлены протекающие процессы, приведена их поэтапная характеристика с дифференциацией нормы и патологии.
Ключевые слова: методология науки, психология, система, механизм, личность, семья, материнство, мать, ребенок, девиации, внутриличностный конфликт.
Annоtation. The article emphasizes the importance of studying motherhood as a specific socio-psychological phenomenon. The necessity of disclosing patterns of formation and development of violations of behavior of a woman is argued. The author's definition of the term «psychological mechanism» is given. The psychological mechanism for the formation of violations of the mother-child relationship, deviant motherhood, and voluntary childlessness has been described in detail. Characterized by the variability of personal behavioral reactions. The main factors that determine the mother-child relationships are reflected. Flowing processes are graphically represented, their phased characterization with differentiation of the norm and pathology is given.
Keywords: methodology of science, psychology, system, mechanism, personality, family, motherhood, mother, child, deviations, intrapersonal conflict.
Введение. В Российской Федерации с конца ХХ века продолжает увеличиваться количество бездетных гражданских браков и неполных семей. Отмечается тенденция к росту девиантных форм материнского поведения. Изучение материнства как специфического социально-психологического явления предполагает раскрытие закономерностей формирования и развития нарушений поведения женщины.
В современной науке не принято единого подхода к определению сущности психологического механизма. С точки зрения философии и методологии науки, он определяется как «субъективное описание» объективно существующих процессов, регулирующих взаимодействие личности с окружающей средой. При этом такой способ объяснения предполагает не просто констатацию изучаемых явлений, а раскрывает их содержательные и функциональные характеристики.