Авторитет учителя в историко-педагогической ретроспективе
С. С. Чабанова (Московский гуманитарный университет,
Сыктывкарский государственный университет)*
В статье представлен анализ содержательных характеристик понятия «авторитет учителя» в различные исторические периоды, определены условия эффективности влияния учителя на учащихся.
Ключевые слова: авторитет учителя, признаки авторитета, уровни авторитета.
Исследование сущности авторитета учителя в историко-педагогической ретроспективе предполагает, с одной стороны, выявление основных тенденций истолкования категории «авторитет», а с другой — теоретико-мировоззренческую постановку проблемы, базирующуюся на современном состоянии науки и практики.
Проблема авторитета постоянно привлекала к себе внимание мыслителей и ученых на протяжении многих веков. Анализ основных подходов к определению понятия «авторитет» в истории философской и педагогической мысли (Пифагор, Платон, Аристотель, Цицерон, Ливий, Гораций и др.) показал, что изначально за словом «автори-
* Чабанова Светлана Сергеевна — старший преподаватель кафедры социальной работы Сыктывкарского государственного университета, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (8212) 31-19-16; +7 (499) 374-7459. Эл. адрес: [email protected]
тет» закреплялось значение власти, основанной на особом происхождении, недвижимой собственности, которая по традиции принадлежала главе семьи и составляла материальную основу социального образования общества, уважении к собственности. Авторитет выступал как источник всех других видов власти. В Средние века (конец У-ХУ в.) «авторитет» рассматривался в контексте проблемы взаимодействия веры и разума и основывался на знании истины, хранении векового опыта и заветов предков, источников Священного Писания, одухотворении Богом (А. Блаженный). Начиная с эпохи Возрождения и Реформации (Х1У-ХУ1 вв.) стали появляться позиции, согласно которым авторитет определялся знаниями, экспертизой или какими-то другими качествами, которыми обладал субъект, с точки зрения заслуг самой личности как носителя авторитета (Н. Макиавелли). В период Нового времени (ХУП-ХУШ вв.) начали появляться трактовки авторитета как власти, основанной на уважении, доверии, стремлении следовать примеру. Значимое место среди условий формирования авторитета стало отдаваться моральным, личностным и компетентностным характеристикам субъекта (Т. Гоббс, Г. Гегель, Я. А. Комен-ский и др.).
В России взгляды мыслителей на авторитет в контексте добровольного признания власти, уважения, доверия появляются и начинают преобладать с середины Х1Х в. (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Я. Корчак, В. П. Вахтеров, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен и др.). Влияние авторитета определялось не только властью, но и мудростью, знаниями или добродетелью, созидательной деятельностью. Человек, обладающий авторитетом, воспринимался как источник для подражания, образ, на который ссылались при принятии решений. Подтверждением этому является обращение к статьям в старых русских энциклопедических словарях. Так, например, в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знания» Ф. Толля авторитет опре-
деляется как «значение и основанное на значении или со значением соединенная власть; в узком значении — влияние, доставляемое обладанием власти или мудрости, знания, добродетели» (Настольный словарь..., 1863: 23). В другом справочном издании отмечается: «Авторитет — значение, придаваемое мнению какого-либо лица или словам какого-нибудь сочинения другими личностями» (Русский энциклопедический., 1873: 190).
Однако уже в конце 20-х годов ХХ в. под влиянием политических процессов, происходящих в Советском государстве, акценты в понимании авторитета значительно сместились в сторону функционально-ролевых концепций. Авторитет по сущностным характеристикам подменился понятием авторитарности.
Разноплановые исследования авторитета, в частности в сфере взаимоотношений педагога и учащихся, появились лишь во вторую половину ХХ в. (А. И. Соловьев, А. А. Степанов, Н. М. Кейзеров, П. П. Посохов,
Н. М. Гелашвили, Б. Ф. Поршнев, В. Е. Солдатов, А. В. Петровский, М. К. Тутушкина, Ю. П. Степкин, Н. А. Петров, Ф. Н. Гоно-болин, М. Ю. Кондратьев, Р. Х. Шакуров, И. П. Андриади, А. Р. Нигматуллина и др.). Были выделены функции, уровни авторитета, факторы его формирования, а также механизмы и критерии эффективности влияния авторитетных лиц на окружающих.
Структурно-частотный и сопоставительный анализ понятия «авторитет» позволил определить, что в современных концепциях авторитет рассматривается как в значении власти (что характерно для подходов в философии и социологии), так и в значении общепризнанного влияния или «веса» в силу определенных качеств, заслуг, знаний и (или) опыта, доверия со стороны тех, на кого это влияние направлено, которое проявляется в способности субъекта без принуждения направлять мысли, чувства и поступки других людей, в готовности последних признать за ним право на руководство и в желании следовать его указаниям и советам (в психологии и педагогике).
Привлекает внимание позиции авторов, опирающихся при анализе авторитета на принципы аксиологического подхода, поскольку применение методологии оценочного подхода к исследованию авторитета позволяет раскрыть объективные и субъективные предпосылки формирования авторитета, показать его структуру и функции, выявить механизмы влияния. Так, Ю. П. Степкин, анализируя авторитет в рамках этого подхода, отмечает, что авторитет личности является результатом отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально значимой деятельности. Он считает, что авторитет представляет собой особое свойство личности, приобретаемое ею в процессе деятельности и общения с другими людьми (Степкин, 1976: 6-7). Педагогические словари и энциклопедии определяют авторитет как признание учащимися значимости достоинств учителя, влияние учителя на учащегося, воспитательное и образовательное воздействие, основанное на умственном и нравственном превосходстве (Педагогическая энциклопедия, 1964: 35; Словарь-справочник., 2004: 8). Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров авторитет учителя трактуют как «особую профессиональную позицию, определяющую влияние на учащихся» (Коджаспирова, Коджаспи-ров, 2001: 5). Научный коллектив по руководством М. К. Тутушкиной уточняет данное определение, понимая под авторитетом «интегративную характеристику профессионального, педагогического и личностного положения учителя в коллективе, которая проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса» (Практическая психология, 1997: 6).
Одной из последних фундаментальных работ по проблеме авторитета учителя и его становления в конце XX в. является исследование И. П. Андриади, в котором авторитет рассматривается как комплексное качество
его субъекта (носителя авторитета), интегрируемое из большой совокупности свойств, получивших широкое признание (Андриади, 1997: 50). В концепции авторитета И. П. Анд-риади выделяется три основных уровня авторитета педагога: 1) позиционный, должностной авторитет, основанный на социальном статусе, должности педагога; 2) функциональный авторитет, определяемый профессионализмом учителя, возможностями решения дидактических и развивающих задач, 3) личностный авторитет, определяемый особенностями отношения личности к другим людям, ее нравственными качествами, дающий возможность решать задачи воспитания личности в плане формирования ее культуры, нравственности (там же: 91). Именно последняя форма авторитета подавляющим большинством исследователей признается высшим уровнем авторитета личности, на котором оказывается действенное влияние учителя на учащихся. На этом уровне учащиеся признают право учителя принимать значимые для них решения, что однако не означает снижения самостоятельности ребят, их ответственности.
Таким образом, проведенный анализ сущности и содержания понятия «авторитет» в историко-педагогической ретроспективе показал, что данный феномен вызывает среди мыслителей стойкий интерес на протяжении многих веков. Данное исследование позволило определить, что авторитет учителя представляет собой интегративную характеристику его личности, приобретаемую в процессе деятельности и общения с учащимися, которая основывается на обладании учителем рядом свойств и качеств, получивших широкое признание. К основным признакам авторитета учителя можно отнести следующие: ненасильственное влияние на убеждения и поведение учащихся, доверие учителю, субъективную значимость качеств и достоинств учителя для окружающих, уважение учителя, следование его примеру, определение слов и дел учителя как критерия правильности суждений и поступков, повышение эффективности решения про-
фессиональных задач, успешности учебно-воспитательного процесса. Кроме того, определено, что эффективность влияния учителя на учащихся находится в прямой зависимости от уровня сформированности авторитета: авторитета должности, функционального или личностного авторитета, который формируется лишь при условии гуманизации всех возможных отношений в современной школе, соответственно является результатом стратегии педагогической поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андриади, И. П. (1997) Авторитет учителя и процесс его становления : дис. ... д-ра пед. наук. М.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. (2001) Педагогический словарь. М. : Академия.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (1863) : в 3 т. / изд. и ред. Ф. Толля, при деят. сотр. В. Волленса. СПб. Т. 1.
Педагогическая энциклопедия (1964) / под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.
Практическая психология для преподавателей (1997) / под ред. М. К. Тутушкиной. М. : Филинъ.
Русский энциклопедический словарь, издаваемый И. Н. Березиным (1873) : в 16 т. СПб. Т. 1.
Словарь-справочник по педагогике (2004) / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.
Степкин, Ю. П. (1976) Исследование авторитета личности как социально-психологиче-
ского явления : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л.
TEACHER’S AUTHORITY IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HINDSIGHT S. S. Chabanova (Moscow University for the Humanities, Syktyvkar State University)
The article presents an analysis of substantial characteristics of the concept «teacher’s authority» in various historical periods. The author specifies the conditions for the efficiency of teacher’s influence on the pupils.
Keywords: teacher’s authority, authority’s features, authority’s levels.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Andriadi, I. P. (1997) Avtoritet uchitelia i pro-tsess ego stanovleniia : dis. ... d-ra ped. nauk. M.
Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Iu. (2001) Pedagogicheskii slovar’. M. : Akademiia.
Nastol’nyi slovar’ dlia spravok po vsem otrasliam znaniia (1863) : v 3 t. / izd. i red. F. Tollia, pri deiat. sotr. V. Vollensa. SPb. T. 1.
Pedagogicheskaia entsiklopediia (1964) / pod red. I. A. Kairova, F. N. Petrova. M.
Prakticheskaia psikhologiia dlia prepodva-telei (1997) / pod red. M. K. Tutushkinoi. M. : Filin».
Russkii entsiklopedicheskii slovar’, izdavaemyi
I. N. Berezinym (1873) : v 16 t. SPb. T. 1
Slovar’-spravochnik po pedagogike (2004) / avt.-sost. V. A. Mizherikov ; pod obshch. red. P. I. Pidkasistogo. M.
Stepkin, Iu. P. (1976) Issledovanie avtoriteta lichnosti kak sotsial’no-psikhologicheskogo iavleniia : avtoref. dis. ... kand. psikholog. nauk. L.