Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).
Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 100-102.
С. С. Распопова
АВТОР МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ТЕКСТА
Статья выявляет новые стороны характера и деятельности автора журналистского текста (медиатекста) в условиях активной трансформации современного мультимедиапространства.
Ключевые слова: медиа, массовые коммуникации, медиатекст, автор, образное мышление, визуализация, персонализация коммуникации.
Мультимедийный текст - это особый тип текста, который сохраняет типологические черты, характерные для традиционного журналистского текста: дает надежное знание об изменениях действительности. Однако по своему происхождению он является производным аудиовизуальных искусств и новейших информационных технологий, поэтому у него свой набор выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что в медиатексте тема раскрывается с помощью различных медийных платформ - вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм.
Кроме того, передача факта в интернет-версиях не ограничивается последовательной подачей новости, а затем аналитикой. Интернет дает возможность освещать событие оперативно и параллельно: новостная заметка, фотоматериал, видеоблок или инфографика, ссылки на аналитические материалы. Причем в интернет-материалах, в отличие от традиционных СМИ, упор делается не только на содержании текста, шрифте, стилистических особенностях, но и на мультимедийных формах - фотогалереях, видеороликах, фоторепортажах и ссылках, сопровождающих текст.
Все это позволяет говорить о медиатексте как объемном многоуровневом явлении, особенности которого определяются его производством и каналом распространения. Медиатекст вызывает сегодня многочисленные научные дискуссии, несмотря на то, что «медиа» как способ коммуникации достаточно давно присутствуют в массовом сознании (к «медиа» относятся книги, кино, музыка и т. д.). Дискуссионность медиатекста вызвана его многоуровневостью.
С одной стороны, медиатекст рассматривают как устойчивую систему параметров с точки зрения особенностей производства, канала распространения и лингвоформативных признаков, с другой стороны, исследуют
как продукт коммуникационной культуры, который является единицей коммуникации. Но и в первом, и во втором случае медиатекст характеризуется особым типом автора.
Традиционно медиатекст рассматривался как сообщение, сегодня он направлен прежде всего на общение с аудиторией, на установление определенных связей с ней, в основе которых лежит индивидуальноэмоциональное взаимодействие. О роли адресата в позиции автора речи говорил еще М. М. Бахтин: «Высказывание строится для другого. Мысль становится действительной мыслью в процессе сообщения другому, сознание становится практическим сознанием для другого. Обмениваемые мысли неотрывны друг от друга, взаимно отражают друг друга»[2. С. 279]. Бахтин и его последователи рассматривали диалогичность как основное свойство любого текста, так как текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, сделанные другими авторами, у которых свое мировоззрение, свой образ мира.
В этом смысле любой текст существует в контексте разных пластов культуры, являясь мостиком между автором и адресатом, как справедливо отмечал В. С. Библер, «произведение живет контекстами». Но сегодня расстояние между ними заметно сократилось. Так, например, газета «Комсомольская правда» подготавливает интервью с помощью своей электронной версии. На сайте газеты существует рубрика «Пресс-центр КП». К онлайн-конференции читатели готовятся заранее, высылают вопросы. Под анонсом конференции размещено функциональное окно «Задать вопрос».
Например, в пресс-конференциях «Комсомольской правды» принимали участие президент Российской правозащитной Ассоциации «Отцы и дети» Георгий Тюрин, политолог Наталья Нарочницкая, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профес-
сор Леонид Рошаль, солисты группы «Корни» Павел Артемьев и Алексей Кабанов и другие. Пресс-конференции в «Комсомольской правде» проходят с участием российских и зарубежных СМИ. Итоги таких конференций подробно освещаются не только в «Комсомолке», но и в центральных печатных и электронных СМИ, в крупнейших международных информационных агентствах, зарубежной прессе, на телевидении. Полная версия конференций размещается на сайте в рубрике «Пресс-центр». В «Коммерсанте» существует отдельный раздел «Интервью» - «ОпНпе-интервью», в котором заранее размещается краткая биография гостя, читателям предлагается в письменном виде на странице сайта задать вопросы. Редакция информирует читателей о завершении приема вопросов и ориентировочном сроке публикации ответов. Например, участниками интернет-интервью были Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода: «Об экономической ситуации, о прошлых и нынешних временах и не только», Михаил Барщевский, адвокат, полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях: «О смертной казни».
Взаимодействие «автор-аудитория» сегодня это уже не столько коммуникация, сколько индивидуально-эмоциональная общность, некое непринужденное речевое общение, которое в первую очередь характеризует самого автора. Автор в тексте, как правило, может находиться в одной из двух ипостасях: как человек социальный и как человек частный. Автор современного медиатекста в большинстве случаев выступает как частное лицо.
По мнению Г. Я. Солганика, автор медиатекста характеризуется особым типом речевого поведения: открытая речь, многообразие проявления авторского я, рассчитанного на массовую аудиторию [4]. Сегодняшний автор стремится быть ближе к аудитории, понятнее ей. Это проявляется в выражении автором своей личной позиции по отношению к событию, причем без какого-нибудь его общественного означивания. Одно из характерных проявлений автора как частного лица заключается в особенностях его речи: письменной разговорной, обладающей характеристикой устной речи. Надо сказать, что эта речь сложилась в Интернете, там, где она в основном обслуживает сервисы, блоги, форумы, чаты и т. д. Несмотря на то, что авторами таких сетевых текстов являются непрофессионалы, их речь оказывает большое влияние на речь профессиональных авторов.
Есть еще одна интересная сторона во взаимоотношении автора и аудитории. В процессе наложения, или конвергенции, адресант часто нарушает идентичность своей языковой личности в пользу языковой личности адресата. Таких случаев сегодня предостаточно в СМИ. Так, например, один из подзаголовков статьи «Саратов должен быть разрушен» («Русский репортер») был дан с использованием сниженной лексики («Порвать жопу»), который, судя по всему, был навеян адресанту стилистикой адресата. В репортаже речевую тональность аудитория задала автору в самом начале их общения: «....Возвращаясь уже в гости в родной город Засратов, вы так же как и все жители бросите бумажку в...».
Следующей особенностью речевого поведения автора является личностно-ориентированное общение, которое проявляется в устранении границ между журналистами и читателями, в налаживании между ними межличностных связей, в выстраивании доверительного общения. Так, на сайте «Новых Известий» раздел «Экономика» начинается с обращения к читателю, в котором подчеркивается индивидуальная направленность текста, это стремление редакции найти контакт с аудиторией, используя разговорную лексику:
«Новости экономики сегодня важнее любых других новостей - на дворе кризис. Но какие бы новости сегодня ни приходили, едва ли не все население страны знает, говорят далеко не всю правду, дела, наверняка, хуже, чем о них рассказывают».
«Взятки берут уже в служебных кабинетах, - говорит Войтович. - Сидят, делят кучки, жадный блеск в глазах. Недавно один такой эпизод был зафиксирован на скрытую камеру. Неужели не срабатывает чувство самосохранения».
Сегодня мы уже можем говорить о том, что наметилась тенденция к персонализации коммуникации, к укреплению позиции автора текстов, выросла заинтересованность в диалоге участников коммуникации. Такое взаимодействие автора текста с адресатом стало возможно во многом благодаря интерактивности. Сначала в новых СМИ, а затем и в традиционных средствах массовой информации адресат и адресант сообщения вступают в субъектносубъектные отношения между собой, становясь реальными участниками общественного диалога и демонстрируя перманентное движение к правде.
Так, например, газета «Ведомости», прежде чем дать материал в печать, помещает его на сайте газеты, для того чтобы вызвать реакцию аудитории (комментарии, опросы, форумы и т. д.), по которым в дальнейшем происходит корректировка текста для бумажной версии газеты. Авторы «Русского репортера» ведут постоянный диалог с аудиторией как в ходе подготовки материала, так и после его опубликования. Так, например, Дмитрий Соколов Митрич на сайте журнала в преддверии выхода материала «Саратов должен быть разрушен» разместил следующую информацию: «Рекомендую читать в бумаге, очень интересная верстка». Затем, после выхода публикации, журналист вступил с читателями в неформальный разговор, который и сделал возможным коллективное обсуждение публикации.
в а г С а п а [) а 1
2010-05-27 06:41 ат ЦГС (ссылка)
Круто, только длинновато. Саратову и его эмигрантам сочувствую
й ж т I ? г I с 1г
2010-05-27 06:44 ат иТС (ссылка)
Да, я долго мучился с объемом, но слишком уж тема разноплановая. Что-нибудь одно выкинешь - и что-нибудь нарушается: либо логика, либо баланс, либо настроение
Спустя неделю по моим следам в большой деградирующий город едет фотограф. Вернувшись, он останавливает меня в коридоре редакции и говорит: «И чего ты так запал на этот Саратов? Город как город. Я недавно был в Самаре, там все то же самое».
Установка на разговорность, которая зачастую выражается в неофициальности, непринужденности, а порой и в бытовом характере общения, позволяет максимально диалогизиро-вать авторское слово. Большинство современных медиатекстов как по форме создания, так и по форме воспроизведения являются «мультимодальными», в тексте помимо лингвистического компонента начинает играть заметную роль визуальное сопровождение - фото, видео, которые сегодня присутствуют в любом тексте, во многом влияя на автора. Визуализация реальности становится основой любого отображения действительности.
В этом вопросе проще и естественнее ведут себя телевизионные журналисты, которые работают с картинкой. Сложнее приходится газетчикам, но и они, особенно журналисты, работающие в журналах, создают визуальный ряд.
Поэтому все чаще в журналистских текстах в последнее время появляются фотографии или словесные картинки, которыми журналисты оперируют в процессе решения задач. В условиях медиареальности слова уже не являются основным содержанием, они выступают средствами выражения преобразованных образов, поэтому метафора активно используется сегодня журналистами как средство визуализации текста и как средство выражения отношения к определенному событию или явлению.
Образ, используемый в медиатексте, дает знание не об отдельных изолированных сторонах действительности, а позволяет представить целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Картинка на уровне мысли в печатных СМИ - это способ визуализации. Часто с картинкой сегодня работают журналисты «РР». Приведем пример из репортажа А. Молодых «Бомбисты подросли» (о взрыве в минском метро).
В следующий день в стране объявляется субботник. Те, кто бывал в Белоруссии, наверняка, нервно вздрогнут. Дело в том, что это патологически чистая страна: ландшафт блестит, как голова президента. А то, что не блестит, аккуратно зачесано набок. Здесь подсознательно ищешь корзинку с больничными бахилами, кажется, что грязь ликвидируется как класс - и на тротуарах, и в обществе. Но оказывается, просто замели под скамейку.
В современном медиатексте важен не образ автора как такового, а сам автор как личность - его взгляды, устремления, его личная общественная позиция, в известной мере его личностные качества, которые автор может проявить только в диалоге с аудиторией. Именно эта новая ипостась автора во многом и создает тип текста, сложный продукт / средство коммуникации, в котором совмещаются сознание говорящего (адресанта) и слушающего (адресата).
Список литературы
1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
2. Бахтин, М. М. Проблема текста // Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. М., 1997.
3. Померанц, Г. С. Диалог // Культурология. ХХ век : энциклопедия. М., 1998.
4. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3.