Научная статья на тему 'Автор мультимедийного текста'

Автор мультимедийного текста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1057
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИАТЕКСТ / АВТОР / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ / MEDIA / MASS COMMUNICATIONS / MEDIATEXT / AUTHOR / CREATIVE THINKING / VISUALIZATION / PERSONALIZATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

Статья выявляет новые стороны характера и деятельности автора журналистского текста (медиатекста) в условиях активной трансформации современного мультимедиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author

The article reveals newaspects ofthe character and the author ofthe journalistic texts (media texts) in the active transformation of modern multimedia space.

Текст научной работы на тему «Автор мультимедийного текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 100-102.

С. С. Распопова

АВТОР МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ТЕКСТА

Статья выявляет новые стороны характера и деятельности автора журналистского текста (медиатекста) в условиях активной трансформации современного мультимедиапространства.

Ключевые слова: медиа, массовые коммуникации, медиатекст, автор, образное мышление, визуализация, персонализация коммуникации.

Мультимедийный текст - это особый тип текста, который сохраняет типологические черты, характерные для традиционного журналистского текста: дает надежное знание об изменениях действительности. Однако по своему происхождению он является производным аудиовизуальных искусств и новейших информационных технологий, поэтому у него свой набор выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что в медиатексте тема раскрывается с помощью различных медийных платформ - вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм.

Кроме того, передача факта в интернет-версиях не ограничивается последовательной подачей новости, а затем аналитикой. Интернет дает возможность освещать событие оперативно и параллельно: новостная заметка, фотоматериал, видеоблок или инфографика, ссылки на аналитические материалы. Причем в интернет-материалах, в отличие от традиционных СМИ, упор делается не только на содержании текста, шрифте, стилистических особенностях, но и на мультимедийных формах - фотогалереях, видеороликах, фоторепортажах и ссылках, сопровождающих текст.

Все это позволяет говорить о медиатексте как объемном многоуровневом явлении, особенности которого определяются его производством и каналом распространения. Медиатекст вызывает сегодня многочисленные научные дискуссии, несмотря на то, что «медиа» как способ коммуникации достаточно давно присутствуют в массовом сознании (к «медиа» относятся книги, кино, музыка и т. д.). Дискуссионность медиатекста вызвана его многоуровневостью.

С одной стороны, медиатекст рассматривают как устойчивую систему параметров с точки зрения особенностей производства, канала распространения и лингвоформативных признаков, с другой стороны, исследуют

как продукт коммуникационной культуры, который является единицей коммуникации. Но и в первом, и во втором случае медиатекст характеризуется особым типом автора.

Традиционно медиатекст рассматривался как сообщение, сегодня он направлен прежде всего на общение с аудиторией, на установление определенных связей с ней, в основе которых лежит индивидуальноэмоциональное взаимодействие. О роли адресата в позиции автора речи говорил еще М. М. Бахтин: «Высказывание строится для другого. Мысль становится действительной мыслью в процессе сообщения другому, сознание становится практическим сознанием для другого. Обмениваемые мысли неотрывны друг от друга, взаимно отражают друг друга»[2. С. 279]. Бахтин и его последователи рассматривали диалогичность как основное свойство любого текста, так как текст опирается на предшествующие и последующие ему тексты, сделанные другими авторами, у которых свое мировоззрение, свой образ мира.

В этом смысле любой текст существует в контексте разных пластов культуры, являясь мостиком между автором и адресатом, как справедливо отмечал В. С. Библер, «произведение живет контекстами». Но сегодня расстояние между ними заметно сократилось. Так, например, газета «Комсомольская правда» подготавливает интервью с помощью своей электронной версии. На сайте газеты существует рубрика «Пресс-центр КП». К онлайн-конференции читатели готовятся заранее, высылают вопросы. Под анонсом конференции размещено функциональное окно «Задать вопрос».

Например, в пресс-конференциях «Комсомольской правды» принимали участие президент Российской правозащитной Ассоциации «Отцы и дети» Георгий Тюрин, политолог Наталья Нарочницкая, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профес-

сор Леонид Рошаль, солисты группы «Корни» Павел Артемьев и Алексей Кабанов и другие. Пресс-конференции в «Комсомольской правде» проходят с участием российских и зарубежных СМИ. Итоги таких конференций подробно освещаются не только в «Комсомолке», но и в центральных печатных и электронных СМИ, в крупнейших международных информационных агентствах, зарубежной прессе, на телевидении. Полная версия конференций размещается на сайте в рубрике «Пресс-центр». В «Коммерсанте» существует отдельный раздел «Интервью» - «ОпНпе-интервью», в котором заранее размещается краткая биография гостя, читателям предлагается в письменном виде на странице сайта задать вопросы. Редакция информирует читателей о завершении приема вопросов и ориентировочном сроке публикации ответов. Например, участниками интернет-интервью были Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода: «Об экономической ситуации, о прошлых и нынешних временах и не только», Михаил Барщевский, адвокат, полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях: «О смертной казни».

Взаимодействие «автор-аудитория» сегодня это уже не столько коммуникация, сколько индивидуально-эмоциональная общность, некое непринужденное речевое общение, которое в первую очередь характеризует самого автора. Автор в тексте, как правило, может находиться в одной из двух ипостасях: как человек социальный и как человек частный. Автор современного медиатекста в большинстве случаев выступает как частное лицо.

По мнению Г. Я. Солганика, автор медиатекста характеризуется особым типом речевого поведения: открытая речь, многообразие проявления авторского я, рассчитанного на массовую аудиторию [4]. Сегодняшний автор стремится быть ближе к аудитории, понятнее ей. Это проявляется в выражении автором своей личной позиции по отношению к событию, причем без какого-нибудь его общественного означивания. Одно из характерных проявлений автора как частного лица заключается в особенностях его речи: письменной разговорной, обладающей характеристикой устной речи. Надо сказать, что эта речь сложилась в Интернете, там, где она в основном обслуживает сервисы, блоги, форумы, чаты и т. д. Несмотря на то, что авторами таких сетевых текстов являются непрофессионалы, их речь оказывает большое влияние на речь профессиональных авторов.

Есть еще одна интересная сторона во взаимоотношении автора и аудитории. В процессе наложения, или конвергенции, адресант часто нарушает идентичность своей языковой личности в пользу языковой личности адресата. Таких случаев сегодня предостаточно в СМИ. Так, например, один из подзаголовков статьи «Саратов должен быть разрушен» («Русский репортер») был дан с использованием сниженной лексики («Порвать жопу»), который, судя по всему, был навеян адресанту стилистикой адресата. В репортаже речевую тональность аудитория задала автору в самом начале их общения: «....Возвращаясь уже в гости в родной город Засратов, вы так же как и все жители бросите бумажку в...».

Следующей особенностью речевого поведения автора является личностно-ориентированное общение, которое проявляется в устранении границ между журналистами и читателями, в налаживании между ними межличностных связей, в выстраивании доверительного общения. Так, на сайте «Новых Известий» раздел «Экономика» начинается с обращения к читателю, в котором подчеркивается индивидуальная направленность текста, это стремление редакции найти контакт с аудиторией, используя разговорную лексику:

«Новости экономики сегодня важнее любых других новостей - на дворе кризис. Но какие бы новости сегодня ни приходили, едва ли не все население страны знает, говорят далеко не всю правду, дела, наверняка, хуже, чем о них рассказывают».

«Взятки берут уже в служебных кабинетах, - говорит Войтович. - Сидят, делят кучки, жадный блеск в глазах. Недавно один такой эпизод был зафиксирован на скрытую камеру. Неужели не срабатывает чувство самосохранения».

Сегодня мы уже можем говорить о том, что наметилась тенденция к персонализации коммуникации, к укреплению позиции автора текстов, выросла заинтересованность в диалоге участников коммуникации. Такое взаимодействие автора текста с адресатом стало возможно во многом благодаря интерактивности. Сначала в новых СМИ, а затем и в традиционных средствах массовой информации адресат и адресант сообщения вступают в субъектносубъектные отношения между собой, становясь реальными участниками общественного диалога и демонстрируя перманентное движение к правде.

Так, например, газета «Ведомости», прежде чем дать материал в печать, помещает его на сайте газеты, для того чтобы вызвать реакцию аудитории (комментарии, опросы, форумы и т. д.), по которым в дальнейшем происходит корректировка текста для бумажной версии газеты. Авторы «Русского репортера» ведут постоянный диалог с аудиторией как в ходе подготовки материала, так и после его опубликования. Так, например, Дмитрий Соколов Митрич на сайте журнала в преддверии выхода материала «Саратов должен быть разрушен» разместил следующую информацию: «Рекомендую читать в бумаге, очень интересная верстка». Затем, после выхода публикации, журналист вступил с читателями в неформальный разговор, который и сделал возможным коллективное обсуждение публикации.

в а г С а п а [) а 1

2010-05-27 06:41 ат ЦГС (ссылка)

Круто, только длинновато. Саратову и его эмигрантам сочувствую

й ж т I ? г I с 1г

2010-05-27 06:44 ат иТС (ссылка)

Да, я долго мучился с объемом, но слишком уж тема разноплановая. Что-нибудь одно выкинешь - и что-нибудь нарушается: либо логика, либо баланс, либо настроение

Спустя неделю по моим следам в большой деградирующий город едет фотограф. Вернувшись, он останавливает меня в коридоре редакции и говорит: «И чего ты так запал на этот Саратов? Город как город. Я недавно был в Самаре, там все то же самое».

Установка на разговорность, которая зачастую выражается в неофициальности, непринужденности, а порой и в бытовом характере общения, позволяет максимально диалогизиро-вать авторское слово. Большинство современных медиатекстов как по форме создания, так и по форме воспроизведения являются «мультимодальными», в тексте помимо лингвистического компонента начинает играть заметную роль визуальное сопровождение - фото, видео, которые сегодня присутствуют в любом тексте, во многом влияя на автора. Визуализация реальности становится основой любого отображения действительности.

В этом вопросе проще и естественнее ведут себя телевизионные журналисты, которые работают с картинкой. Сложнее приходится газетчикам, но и они, особенно журналисты, работающие в журналах, создают визуальный ряд.

Поэтому все чаще в журналистских текстах в последнее время появляются фотографии или словесные картинки, которыми журналисты оперируют в процессе решения задач. В условиях медиареальности слова уже не являются основным содержанием, они выступают средствами выражения преобразованных образов, поэтому метафора активно используется сегодня журналистами как средство визуализации текста и как средство выражения отношения к определенному событию или явлению.

Образ, используемый в медиатексте, дает знание не об отдельных изолированных сторонах действительности, а позволяет представить целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Картинка на уровне мысли в печатных СМИ - это способ визуализации. Часто с картинкой сегодня работают журналисты «РР». Приведем пример из репортажа А. Молодых «Бомбисты подросли» (о взрыве в минском метро).

В следующий день в стране объявляется субботник. Те, кто бывал в Белоруссии, наверняка, нервно вздрогнут. Дело в том, что это патологически чистая страна: ландшафт блестит, как голова президента. А то, что не блестит, аккуратно зачесано набок. Здесь подсознательно ищешь корзинку с больничными бахилами, кажется, что грязь ликвидируется как класс - и на тротуарах, и в обществе. Но оказывается, просто замели под скамейку.

В современном медиатексте важен не образ автора как такового, а сам автор как личность - его взгляды, устремления, его личная общественная позиция, в известной мере его личностные качества, которые автор может проявить только в диалоге с аудиторией. Именно эта новая ипостась автора во многом и создает тип текста, сложный продукт / средство коммуникации, в котором совмещаются сознание говорящего (адресанта) и слушающего (адресата).

Список литературы

1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

2. Бахтин, М. М. Проблема текста // Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. М., 1997.

3. Померанц, Г. С. Диалог // Культурология. ХХ век : энциклопедия. М., 1998.

4. Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.