Научная статья на тему 'Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат»'

Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1733
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ОБРАЗ АВТОРА / ФАКТОР АДРЕСАТА / ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MEDIATEXT / IMAGE OF THE AUTHOR / FACTOR OF THE ADDRESSEE / LINGUISTIC AND STYLISTIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Наталья Васильевна, Медведева Евгения Алексеевна

Статья посвящена описанию лингвостилистических параметров текстов сетевых СМИ в аспекте обусловленности экстралингвистическими факторами «автор» и «адресат». Представлен анализ типов авторского присутствия в медиатексте в соотнесении с жанром, целеустановкой и общей стратегий текстообразования; показана значимость категории адресата как ведущего текстообразующего фактора медиакоммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the description of linguistic and stylistic parameters of network mass media texts in the aspect of conditionality by extralinguistic factors "author" and "addressee". It is presented the analysis of types of the author's presence at the mediatext in correlation with a genre, objective and general strategy of a text-forming; it is shown the importance of category of the addressee as leading text-forming factor of media communication.

Текст научной работы на тему «Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32 (286). Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 107-111.

Н. В. Соловьева, Е. А. Медведева

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ В АСПЕКТЕ СТИЛЕОБРАЗУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ «АВТОР»

И «АДРЕСАТ»

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 11-34-00332а2 «Толерантность в речевой коммуникации»)

Статья посвящена описанию лингвостилистических параметров текстов сетевых СМИ в аспекте обусловленности экстралингвистическими факторами «автор» и «адресат». Представлен анализ типов авторского присутствия в медиатексте в соотнесении с жанром, целеустановкой и общей стратегий текстообразования; показана значимость категории адресата как ведущего текстообразующего фактора медиакоммуникации.

Ключевые слова: медиатекст, образ автора, фактор адресата, лингвостилистический анализ.

Необходимость лингвистического осмысления активных процессов, которые протекают в медиадискурсе и в русском языке в целом, нерешенность вопроса о стилевой принадлежности и жанровой дифференциации современных текстов массовой информации; необходимость уточнения и даже пересмотра многих положений теории текста в связи с тем, что медиатекст не соответствует традиционному представлению о тексте как целостном, завершенном речевом произведении, обладающем признаками линейности и связности, послужили стимулом к разработке комплексного подхода к лингвостилистическому исследованию медиатекстов, связанного с обусловленностью последнего тремя базовыми факторами - каналом коммуникации, ролью автора и ориентацией на адресата. Примененный к анализу материалов ведущих русскоязычных интернет-газет («Газетами», «Дни.ру», «Полит.ру», «Страна.ру», «Утро^и», «Лента.ги»), этот подход оказался продуктивным в плане выявления стилистической и дискурсивной специфики текстов сетевых СМИ. В настоящей статье в качестве ведущих текстообразующих факторов медиакоммуникации, обусловливающих стилистико-языковую и жанровую специфику медиатекстов, рассматриваются категории «автор» и «адресат».

В современной лингвистике термин «медиатекст» определяется как «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций»1. Это комплексный продукт журналистики, PR и рекламы, обладающий совокупностью устойчивых

характеристик, связанных с функциональной определенностью современных средств массовой информации. С учетом семантики этого понятия ответ на вопрос о функционально-стилистической принадлежности медиатекстов очевиден. Это тексты публицистического стиля речи, однако в последнее время «существование единого публицистического стиля вызывает все большие сомнения»2. Публицистический стиль «не только не обладает в настоящее время жесткими внутристилевыми нормами, но и теряет те общие признаки, которые 15-20 лет назад были обязательными для любого медиа-текста»2 - наличие общественно-политической лексики, логичность, эмоциональность, отвлеченные слова с общественно-политическим значением и др. Закономерен вопрос о том, сохраняется ли в настоящее время публицистический стиль как единое целое и как своеобразие главных субъектов медиакоммуникации (автора и адресата) отражается на стилевой и жанровой специфике современных медиатекстов.

По каналу распространения (типу носителя) различают печатные медиатексты, радио- и телевизионные медиатексты, а также тексты интернет-СМИ. Каждый из этих каналов обладает своим набором медийных признаков, оказывающих существенное влияние как на содержание медиатекста, так и на форму его воспроизведения.

Интернет-СМИ (сетевые СМИ) - профессиональное веб-издание, гипертекстовый интерактивный ресурс, являющийся частью глобального информационно-коммуникативного пространства, с размещаемыми на нем журналистскими материалами, как правило, но-

востного характера3. Подчеркнем, что сетевые СМИ обладают всей совокупностью классических признаков, необходимых для отнесения их к разряду средств массовой информации, а также вариациями этих признаков. К сущностным особенностям интернет-СМИ относят гипертекстуальность, интерактивность и мульти-медийность4.

Адресатом СМИ является массовая аудитория, вступающая в ретиальное, опосредованное, социально ориентированное общение и соответственно обретающая такие категориальные признаки, как ретиальная, анонимная, рассредоточенная (во времени, а в бумажных СМИ еще и в пространстве), неопределенная, разнородная, объединенная «только элементарным знанием языка», неспособная в силу специфики массовой коммуникации критически оценить текст5

Следует различать реального автора и реального адресата - соответственно создателя и получателя медиатекста - и тот образ автора / адресата, который формируется языковыми средствами в самом тексте. Отметим, что реальный создатель медиатекстов - коллективный субъект, но при этом проявление авторского начала - образа автора - в тексте выступает существенной стилеобразующей категорией.

Т. В. Шмелева предлагает три параметра стилистической характеристики авторского начала: 1) выявленность автора (от «теневого присутствия» автора в абсолютно объективированной информации до «откровенного Я» с повествованием об обстоятельствах добывания информации и ее осмыслении); 2) степень сложности (тексты с одним авторским голосом и полифоничные тексты); 3) удельный вес средств репрезентации авторского «я» (под этим параметром имеется в виду относительное текстовое пространство, отведенное под авторское начало6.

Анализ материала в аспекте предложенных Т. В. Шмелевой параметров показал, что минимально авторское начало представлено в коротких информационных жанрах - заметках и новостных сообщениях. Отсутствие проявлений автора - авторской оценки, сведений о добывании информации, определенно-личных местоимений - придает тексту строгость и официальность. Единственная функция такого рода текстов - информирование. Здесь выяв-ленность автора тяготеет к категории, названной Т. В. Шмелевой «теневым присутствием»: мы лишь домысливаем, что за информацией

стоит собиравший и систематизировавший ее человек, за использованием цитаты скрывается интервьюирование. Удельный вес средств репрезентации авторского «я» тяготеет к нулю, в роли подлежащих выступают не субъекты, а неодушевленные объекты и абстрактные понятия: «Министерства и ведомства будут сообщать», «Минэкономразвития внесло», «Информация будет публиковаться». В данном случае минимальное авторское присутствие выступает одним из стилеобразующих параметров информационных жанров.

Противоположный полюс шкалы авторского присутствия в тексте, то есть максимальный удельный вес авторского начала мы обнаруживаем в аналитических жанрах - корреспонденции, комментарии, аналитической статье. Однако и в материалах аналитического характера можно наблюдать градуальность авторского присутствия. Форма откровенного авторского «Я» в материалах исследуемых газет встречается только в жанре корреспонденции. Подчеркнем, что в исследуемом материале это единственная жанровая форма, в которой нет границы между образом автора и автором-соз-дателем. Как было отмечено выше, создатель любого рода статей данных сайтов - коллективный субъект, в жанре же корреспонденции автор - определенное лицо, что подчеркивается использованием определенно-личного местоимения (в любом другом жанре используется форма множественного числа «мы» или замещение названия субъекта названием газеты: «Газета.Яи» обратилась; в интервью «Утро.Ям» узнали и пр.), он описывает обстоятельства добывания информации, эмоционально выражает отношение к повествуемому. Кстати, именно в этом жанре часто используется разговорная и просторечная лексика. Синтаксический строй корреспонденции - это преимущественно простые предложения.

Между обозначенными полюсами авторского присутствия в тексте - «теневого» информатора в новостных сводках и откровенного «Я» в жанре корреспонденции - располагается ряд информационных, аналитических и художественно-публицистических материалов с разным удельным весом средств авторской репрезентации, разной степени сложности и разных реализуемых ролей.

Т. В. Шмелева предлагает список ролей, в которых выступает автор: пропагандист (агитатор), полемист, репортер, летописец, художник, аналитик, исследователь, иронист, инфор-

матор, интервьюер, аналитик, выразитель мне-ния6. Анализ материала показал, что в каждом медиатексте в той или иной мере реализуется роль автора-информатора. В заметках и коротких информационных материалах автор выступает в роли скромного информатора, давая объективную информацию без выражения какого-либо отношения к ней; в текстах с аналитическими элементами наблюдаем имплицитное присутствие автора (роль оценивающего информатора, при этом оценка выражается объективированно в формах типа «к сожалению», «удивительно»); в аналитических жанрах - информирование сочетается с открытым выражением мнения к сообщаемому.

В отношении остальных авторских ролей мы можем сказать о превалировании конкретной авторской роли в тексте, что придает материалу определенную жанровую характеристику, но говорить об использовании какой-то одной авторской роли представляется неправомерным. Наоборот, весьма типично явление, когда автор в рамках одного материала, например, статьи, совмещает несколько ролей. Сочетание ролей информатора, аналитика и художника -наиболее распространенная авторская тактика в рассмотренных нами текстах.

Подчеркнем, что выявленность автора и его роли формирует жанровое существо текста. Полифоничность становится существенной чертой современных медиатекстов: в них широко используются цитаты, вводные конструкции, указывающие на источник: «По словам...», «По мнению...», «Как считает...». При этом чем выше степень сложности авторского присутствия (чем больше голосов источников вплетены в повествовательную ткань), тем менее сложно собственно авторское начало, что иллюстрируют в первую очередь материалы информационного характера. При включении в них множества ссылок на источники, мнений экспертов и впечатлений очевидцев роль автора-создателя текста стирается, сводится к беспристрастной фиксации информации. Т. В. Шмелева называет эту ситуацию имитацией авторства.

Итак, параметр удельного веса средств репрезентации авторского «я» в тексте выступает доминирующим при определении жанровой принадлежности материала: минимальный удельный вес средств выражения авторского «я» соотносится с информационным характером текста, а его увеличение переводит текст в категорию аналитических или художественных жанров.

Подчеркнем, что современным медиатекстам свойственна тенденция к стиранию авторского начала. Форма личного местоимения единственного числа встречается только в жанре корреспонденции, в остальных жанрах автор избегает номинации собственного «Я», зачастую заменяя его названием газеты («Газета.Яи» вела онлайн-трансляцию матча «Спартак» - «Кубань) или безличной конструкцией (Стоит отметить, что, несмотря на критику, «Титаник 3D» все же собрал в Китае неплохую кассу).

Исследование текстов интернет-СМИ в аспекте категории автора будет неполным без обращения ко второй важнейшей категории медиакоммуникации - категории адресата. В настоящий момент ориентированность на адресата с его конкретными социальными характеристиками, иначе говоря, на целевую аудиторию, -один из важнейших признаков любого профессионального текста массовой коммуникации, в частности совокупного текста определенного средства массовой информации.

Анализ материала показывает, что современные медиатексты характеризуются актуализацией фактора «адресат». Ориентация автора на «своего» читателя делает этот фактор важнейшей текстообразующей категорией, определяющей выбор речевых средств и приемов.

По мнению Т. Л. Каминской, категория адресата выполняет в текстах массовой коммуникации несколько функций:

- функция интеграции читателей;

- функция манипуляции сознанием читателя;

- функция интерпретации реальных событий и фактов действительности в соответствии с картиной мира адресата1.

Оценивая в целом реализацию этих функций, отметим, что явное превалирование какой-то одной из них в исследуемых медиатекстах встречается редко, чаще всего мы можем говорить об их взаимодействии.

Рассмотрим проявление образа адресата на материале фрагментов статьи газеты «Утро. Ru» «Мы незаметно переместились в мир иной».

Большую часть интервью я беру по скайпу. Это гораздо удобнее традиционной поездки к собеседнику через пробки, с записью на диктофон и ее расшифровкой, когда внезапно выясняется, что половину сказанного разобрать решительно невозможно. (...) А мобильный прекрасно служит для отпугивания комаров: есть такая программа, заставляющая смарт-

фон издавать ультразвук, отпугивающий кровососов.

Я давно уже забыла о необходимости ежемесячного стояния в очереди для оплаты коммунальных услуг: все платежи совершаю через Интернет. Там же делаю большую часть покупок: от билетов на самолет и бронирования гостиниц до туфель и подарков друзьям.

Половину нужных услуг и товаров я нахожу через социальные сети: то друзья порекомендуют, то рекламой воспользуюсь. Мир изменился, говорим мы. Это правда. Но мы так и не поняли, что живем в другом мире - и что жить в нем надо совершенно по-другому. (...)

Однако мы по-прежнему считаем друзьями тех, с кем не общались уже несколько лет - и не бережем отношения с «френдами», с которыми часами переписываемся ежедневно. (...)

Знакомая пиарщица жалуется: приходится писать пресс-релизы по ночам, а рабочий день уходит на бессмысленное офисное времяпровождение. Может, лучше было бы человеку работать дома? Однако съезжаться в офис заставляют и программистов, и журналистов, и бухгалтеров, и множество других людей, чья деятельность ничуть не пострадает от того, что будет протекать дома. (...) Представляете, сколько офисных зданий освободилось бы, сколько автомобильных пробок рассосалось, сколько денег компаний было бы сэкономлено? Но процесс не идет. (...)

При этом большинство из нас не хочет посмотреть правде в глаза и признать: все наши тайны давно известны. (...)

Акцентированием категории адресата автор открывает статью: уже в названии местоимение «мы» указывает на адресата, чей образ жизни тождествен авторскому, стирается грань между автором и адресатом, они помещаются в одну среду. Адресат здесь - среднестатистический современный человек, ориентация на которого выражена на всех уровнях языка. В первую очередь это отражается в лексике: автор вводит ряд слов и словосочетаний, фиксирующих внимание читателя на повседневных явлениях его жизни, вызывающих резонанс, и объектах, являющихся атрибутами современной жизни - по скайпу, поездки через пробки, мобильный, смартфон, стояния в очереди для оплаты коммунальных услуг, платежи через Интернет, социальные сети, «френды». Эти языковые элементы репрезентируют картину мира адресата, характеризуют его образ жизни. Стиль статьи тяготеет к устной живой речи:

частое использование глаголов придает динамику рассуждениям, построение конструкций создает ощущение обращенности в момент речи к реальной группе собеседников - многократное употребление местоимения «мы», отсылка к личному опыту с целью убедительной иллюстрации тезиса, сформулированного заголовком, риторические вопросы, начинающиеся со слов, поддерживающих диалог с читателем: Может, лучше было бы человеку работать дома?; Представляете, сколько офисных зданий освободилось бы, сколько автомобильных пробок рассосалось, сколько денег компаний было бы сэкономлено? Автор предстает в роли «человека из толпы», а благодаря вводу элементов, характеризующих эту самую толпу, рисуется определенный образ того, на кого направлено воздействие. Узнавая детали своей повседневности, адресат опознает обращенность автора к нему; использование приемов диалогичности усиливает контакт между адресатом и адресантом, усиливает фиксацию читательского внимания и авторское воздействие, что и является целью этого медиатекста. В рассмотренном тексте категория адресата выполняет преимущественно функцию интеграции читателей: средства создания образа адресата здесь использованы так, чтобы каждый контактирующий с текстом субъект адекватно воспринимал этот материал и опознавал его как «свой».

Необходимо отметить, что каждый медиатекст ориентируется на конкретную группу читателей, объединенных мировоззренческим, социальным, гендерным, возрастным и прочими факторами. Однако нам представляется целесообразным выделить некие общие типы адресата: 1) интеллектуальная элита, которой адресованы публикуемые рассматриваемыми газетами материалы научных конференций и интервью с учеными; 2) представитель современного общества, на которого ориентированы большинство информационных и аналитических статей, 3) простой человек, к которому обращены советы экспертов в рубрике писем читателей. Во всех трех случаях выбор стилистической нормы, выбор лексических и грамматических языковых единиц принципиально отличается.

Использование художественных средств также является немаловажным приемом воздействия на адресата. Тропы служат не только средством создания выразительности, но и средством репрезентации картины мира адре-

сата, средством оптимизации установления контакта между адресатом и адресантом.

Рассмотрим это на материале рубрики писем читателей и комментариев к ним экспертов:

- (читатель) Больше всего меня бесят люди, которые всегда и везде лезут без очереди (... ) Вот недавно сижу в очереди в налоговую, приехала в восемь утра и второй час дожидаюсь. И тут дама в мехах нагло идет, не останавливаясь, открывает дверь и заходит. У меня бы так никогда не получилось, наверняка бы не хватило самообладания. (...)

- (эксперт) (...) Она пуста без этих доз адреналина, конфликтов, пирровых побед. Если у нее и есть пьедестал, то мы ей только помогаем на него карабкаться, переживая по поводу ее поведения и поступков. (...)

Как видим, автор-журналист использует экспрессивную лексику, метафоризацию, однако картина, которую он рисует художественными образами, - это не реакция автора на описанную читателем ситуацию, а воссоздание восприятия читателя, попытка показать проникновение в его мироощущение (тактика сближения адресата и адресанта).

Резюмируя вышесказанное, заключим, что категория адресата в современных медиатекстах выступает в роли важнейшего стилеобразующего фактора, выражается на всех уровнях языка. Роль адресата в текстах массовой информации не менее важна, чем намерения адресанта. Именно давление адресата можно рассматривать как фактор стирания присутствия в тексте автора-создателя (но не образа автора!). Картина мира, рисуемая в конкретном медиатексте, зависит не от автора, а от предполагаемого читателя. Наиболее частотные приемы создания образа адресата, которые мы установили, - выражение в тексте авторской солидарности с точкой зрения адресата; ввод элементов, характеризующих картину мира адресата; повествование от «мы», выражающее причастность адресата к одной социальной группе с автором; имитация диалога - использование языковых элементов «Представьте.», «Давайте рассмотрим...»; использование риторических вопросов и вопросо-ответных форм.

В заключение хочется отметить перспективность предложенного подхода в плане возможности его применения к анализу других разновидностей текстов медиасферы с целью выявления стилистико-языковой и жанровой специфики последних. Целостное описание современного медиатекста, опосредованного электронным каналом передачи, будет способствовать решению чрезвычайно сложной задачи изучения функциональной динамики современного русского языка в связи с появлением и развитием интернет-коммуникации.

Примечания

1 Лисицкая, Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и ак-сеологии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2010. С. 3.

2 Скороходова, Е. Ю. Современное состояние функционально-стилистической системы русского литературного языка // Вопр. филологии. 2001. № 1 (25). С. 51.

3 См.: Калмыков, А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. С. 29.

4 См.: Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета : учеб. пособ. [Электронный ресурс] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М. : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 81 с. иКЬ: http://wwwjoum.msu.rmstudy/ handouts/texts/smi_intemet.pdf

5 См.: Волков, А. А. Риторический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации : учеб. пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. М. : Акад. проект : Альма Матер, 2008. С. 130.

6 См.: Шмелева, Т. В. Автор в медиатексте [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.novsu. m/npe/Шes/um/1588611/portrait/Data/avtor_v_ mediatekste.html

1 См.: Каминская, Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-праг-матическое исследование : дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2009. 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.