Научная статья на тему 'АВТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДО ХХI ВЕКА'

АВТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДО ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ автора / индивидуальность / художественный образ / литературная традиция / история литературы / image of author / personality of author / artistic image / literary tradition / history of literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Можарчук Т.А., Морозова Т.В.

Статья посвящена проблеме образа автора в литературоведении. Рассматривается эволюция представлений об авторе литературного произведения от античности до XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR OF LITERARY TEXT AS OBJECT OF LITERARY ANALYSIS UNTIL THE 21ST CENTURY

The article is devoted to the problem of the author's image in literary criticism. The evolution of ideas about the author of a literary work from antiquity to the XXI century is considered.

Текст научной работы на тему «АВТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДО ХХI ВЕКА»

УДК 821.521 Можарчук Т.А., Морозова Т.В.

Можарчук Т.А.

студентка 4 курса Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Россия)

Морозова Т.В.

к.фил.н., доцент кафедры русской филологии и русского языка как иностранного

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Россия)

АВТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДО ХХ1 ВЕКА

Аннотация: статья посвящена проблеме образа автора в литературоведении. Рассматривается эволюция представлений об авторе литературного произведения от античности до XXI века.

Ключевые слова: образ автора, индивидуальность, художественный образ, литературная традиция, история литературы.

Актуальность исследования фигуры автора в литературоведении определяется тем, что данная проблема сохраняет свою значимость на протяжении многих веков. Представления об «образе автора», «образе рассказчика» и «образе повествователя» сформировались в литературоведении только в XX веке, но вопрос об авторе литературного произведения обсуждался учеными начиная с античности. Как отмечает В.Е. Хализев, термин «автор» в литературоведении имеет несколько значений: 1) реальное лицо, создавшее произведение, 2) образ автора, изображенный в тексте, 3) присутствующий в произведении как целом художник-творец [5, с. 9].

На разных этапах культуры роль автора понималась по-разному. В фольклоре и ранней письменности, по словам Д.С. Лихачева, авторство было преимущественно коллективным, имена создателей выражали не авторство, а авторитет [2, с. 23-24]. В античной Греции, как отмечают исследователи, проявилось индивидуально-авторское начало. В Средневековье и эпоху классицизма, по мнению ученых, доминировала категория жанра, а образ автора зависел от нее. Лишь в Новое время, как подчеркивают специалисты, индивидуальное авторство возобладало над коллективностью и анонимностью. В XX веке в литературоведении особое внимание уделяется изучению образа автора в художественном произведении. Ряд исследователей, такие как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Б.О. Корман, В.Е. Хализев, рассматривают автора не только как реальное лицо, создавшее произведение, но и как образ, присутствующий в самом тексте [5, с. 9].

В XXI веке проблема образа автора в литературоведении по-прежнему сохраняет свою актуальность. Современные исследователи продолжают изучать различные аспекты данного феномена, разрабатывая новые методологические подходы. Одним из ключевых направлений является исследование взаимодействия реального автора и образа автора, присутствующего в художественном тексте, отмечает Н.Д. Тамарченко, как «"имплицитное" присутствие творческой личности в произведении, соотносимое с понятием "субъект речи"» [6, с. 23]. По наблюдениям Н.Т. Рымаря, в постмодернизме происходит «деструкция и деперсонализация авторского начала», что проявляется в технике письма "смерти автора" и "рождения читателя" [5, с. 67]. Исследователи Г. Рид, Т.С. Элиот, А. Ричардс анализируют различные стратегии авторского самоустранения и появление новых форм авторского присутствия в современном литературном тексте.

В XXI веке изучение образа автора остается одной из ключевых проблем литературоведения. Современные ученые продолжают разрабатывать новые концепции, выявляя тенденции трансформации авторской позиции в условиях меняющейся культурной парадигмы, проблема образа автора остается одной из

центральных в современном литературоведении, требуя дальнейшей разработки и осмысления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 240 с.;

2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.:Наука, 1979. 360 с.;

3. Рымарь Н.Т. Поэтика автора и поэтика героя в современной прозе. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1992. 232 с.;

4. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. М.: РГГУ, 2001. 336 с.;

5. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. 405 с

Mozharchuk T.A., Morozova T. V.

Mozharchuk T.A.

Sevastopol State University (Sevastopol, Russia)

Morozova T.V.

Sevastopol State University (Sevastopol, Russia)

AUTHOR OF LITERARY TEXT AS OBJECT OF LITERARY ANALYSIS UNTIL THE 21ST CENTURY

Abstract: the article is devoted to the problem of the author's image in literary criticism. The evolution of ideas about the author of a literary work from antiquity to the XXI century is considered.

Keywords: image of author, personality of author, artistic image, literary tradition, history of literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.