Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ «ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ» ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т.С. ЭЛИОТА'

КОНЦЕПЦИЯ «ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ» ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т.С. ЭЛИОТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ автора / имперсональная теория / литературная традиция / модернистская эстетика / литературная критика / image of author / impersonal theory / literary tradition / modernist aesthetics / literary criticism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садовщикова У.И., Морозова Т.В.

Статья посвящена проблеме образа автора в имперсональной теории Т.С. Элиота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF "IMPERSONAL" POETRY IN T.S. ELIOT'S LITERARY-CRITICAL THEORY

The article is devoted to the problem of the author's image in T.S. Eliot's impersonal theory.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ «ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ» ПОЭЗИИ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т.С. ЭЛИОТА»

УДК 821.521 Садовщикова У.И., Морозова Т.В.

Садовщикова У.И.

студентка 4 курса Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Россия)

Морозова Т.В.

к.фил.н., доцент кафедры русской филологии и русского языка как иностранного

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь, Россия)

КОНЦЕПЦИЯ «ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ» ПОЭЗИИ

В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т.С. ЭЛИОТА

Аннотация: статья посвящена проблеме образа автора в имперсональной теории Т.С. Элиота.

Ключевые слова: образ автора, имперсональная теория, литературная традиция, модернистская эстетика, литературная критика.

Проблема образа автора является одной из ключевых в современном литературоведении. Интерес к личности автора и его роли в тексте сочетается с текстоцентризмом, нивелирующим понятие автора. Это приводит к разнообразию научных подходов и актуализирует проблему авторского образа. Изучение образа автора имеет долгую историю: от работ античных мыслителей до современных концепций. Несмотря на множество работ, категория образа автора остается малоизученной.

Актуальность темы связана с интересом к фигуре автора в литературной критике XX века, в частности, к взглядам ведущих представителей английского литературоведения (Г. Рида, Т.С. Элиота, А. Ричардса). Новая критика

обновила литературоведческие стратегии, сформировав доминирующее направление в англоязычном литературоведении.

Значение Т.С. Элиота в истории литературы XX века сложно переоценить. Поэт, критик, драматург, культуролог, он оказал огромное влияние на англо-американскую и мировую культуру. Т.С. Элиот был удостоен Нобелевской премии "за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии" [2, с.107]. Творчество и литературно-критические труды Элиота исследовались многими учеными в России и за рубежом. Он вошел в историю как реформатор англоязычной поэзии и литературной критики, создатель новых поэтических форм, адекватных мировосприятию "городского человека" XX века. В критических работах Элиот разработал ряд ключевых концепций: теорию литературной традиции, идею "имперсональной" поэзии, концепцию "объективного коррелята". Эти идеи отражали его взгляды на роль автора в художественном произведении. Элиотовская концепция традиции основывалась на понимании существования "одновременной упорядоченности" великих литературных текстов во "времени-вечности" [1]. Одним из ключевых элементов литературно-критической концепции Т.С. Элиота является его представление об "имперсональной" или "безличной" ("impersonal") поэзии. Элиот полагал, что настоящий поэт должен отрешиться от своей личности, подавить эмоциональность и субъективность, чтобы создать объективное, универсальное художественное произведение. По мнению Элиота, "поэзия - это не выражение личности, а бегство от личности" [1, с.54]. Он считал, что истинный поэт должен преодолеть свою индивидуальность, отказаться от непосредственного выражения личных чувств и переживаний. Только в этом случае поэту удастся создать объективное, "универсальное" художественное произведение, адекватно отражающее общечеловеческий опыт. Элиот выдвинул концепцию "объективного коррелята" ("objective correlative"), согласно которой подлинное эмоциональное содержание художественного текста должно быть воплощено в точной совокупности предметов, ситуаций, событий и действий. Таким образом, поэт прибегает к "объективации"

переживаний, избегая прямого психологического самовыражения. Имперсональная теория Элиота отражала его стремление к созданию "безличного" искусства, очищенного от субъективности автора. Эта концепция оказала значительное влияние на развитие модернистской эстетики и литературной критики XX века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Элиот Т.С. Назначение поэзии // Избранное: Стихотворения и поэмы. М.: Радуга, 1987. С. 48-64;

2. Красавченко Т.Н. Т.С. Элиот // История литературы США. Литература между двух войн. М.: Наследие, 1992. С. 106-140

Sadovshchikova U.I., Morozova T. V.

Sadovshchikova U.I.

Sevastopol State University (Sevastopol, Russia)

Morozova T.V.

Sevastopol State University (Sevastopol, Russia)

CONCEPT OF "IMPERSONAL" POETRY IN T.S. ELIOT'S LITERARY-CRITICAL THEORY

Abstract: the article is devoted to the problem of the author's image in T.S. Eliot's impersonal theory.

Keywords: image of author, impersonal theory, literary tradition, modernist aesthetics, literary criticism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.