Научная статья на тему 'АВТОР «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ НЕДЕЛИ» КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ БОЛЬШАКОВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТОРА В КОНТЕКСТЕ ГАЗЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

АВТОР «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ НЕДЕЛИ» КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ БОЛЬШАКОВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТОРА В КОНТЕКСТЕ ГАЗЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА / ГАЗЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТАТУС / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТОР / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлов Илья Владимирович

Ннотация. Исследованы основные тенденции уральской газетной литературы конца XIX века. На примере творчества К. Большакова, печатавшегося в первой неофициальной газете Урала «Екатеринбургской неделе», в рамках историко-литературного анализа рассмотрены попытки начинающего непрофессионального стихотворца встроиться в литературную иерархию общенациональной литературной традиции, найти литературных «учителей» и «покровителей». В то же время контекст уральского культурного гнезда, газетная форма бытования литературных произведений оказывала своё влияние на творчество К. Большакова. Сопоставление публикаций в газете и архивных данных (черновики, стихотворения, не предназначавшиеся для публикации) позволяет говорить о том, что контекст газетной литературы, воля редакции оказывали непосредственное влияние на литераторов этого времени. Проанализирован в том числе и социальный состав литераторов газеты «Екатеринбургская неделя», газета объединила непрофессиональных авторов, стремившихся при разработке общезначимых социальных тем к соединению с общенациональной традицией. Провинциальная газетная литература стремилась к изображению экзотических сюжетов, подхватывала литературные новшества, приходящие из столиц. На этом фоне творчество К. Большакова производило впечатление достаточно традиционного, однако выбор в качестве «литературного учителя» С. Надсона для ученика Д. Мамина-Сибиряка был довольно неожиданным. Социальные зарисовки, описания профессионального быта, философические размышления предназначались автором для печати в том числе и в газете. Стихотворения «на случай», шутливые стихотворения остались в черновиках, хотя газетная периодика позволяла публиковать и такие тексты, что свидетельствовало о сознательном отборе автором текстов для публикаций. К. Большаков становится - наряду с Сивковым, Холодковским, И. Поповым, Галиным, Ив. Белоусовым, Миляевым - одним из авторов «Екатеринбургской недели», обратившейся в конце 1880-1890-х гг. к философским размышлениям «ночной поэзии», тем не менее продолжающим традиции гражданственной поэзии Н. Некрасова (что в том числе заметно и в выборе стихотворных размеров). За пределы газетной литературы ему выйти не удалось, и тем лучше в его произведениях прослеживаются общие тенденции газетной литературы того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONSTANTIN APOLLONOVICH BOLSHAKOV, AUTHOR OF “YEKATERINBURG WEEK”: FEATURES OF CREATIVE MANNER OF A NON-PROFESSIONAL WRITER IN THE CONTEXT OF NEWSPAPER LITERATURE

We investigate the main trends in Ural newspaper literature of the late 19th century. On the example of K. Bolshakov’s work, published in the first unofficial Ural’s newspaper “Yekaterinburg week”, within the framework of the historical and literary analysis, the attempts of a novice non-professional poet to integrate into the literary hierarchy of the national literary tradition, find literary “teachers” and “patrons” are considered. At the same time, the context of the Ural cultural nest, newspaper form of the existence of literary works exerted its influence on K. Bolshakov’s work. Comparison of publications in the newspaper and archival data (drafts, poems that were not intended for publication) allows us to say that the context of newspaper literature, the will of the editorial board had a direct impact on the writers of that time. We analyze, among other things, social composition of writers of the newspaper “Yekaterinburg week”, newspaper has united non-professional authors who, while developing generally significant social topics, sought to combine with the national tradition. Provincial newspaper literature sought to depict exotic plots, picked up literary innovations coming from the capitals. Against this background, K. Bolshakov’s work gave the impression of being quite traditional, but the choice of S. Nadson as a “literary teacher” for D. Mamin-Sibiryak’s student was quite unexpected. Social sketches, descriptions of professional life, philosophical reflections were intended by the author for publication, including in the newspaper. Poems “in case”, humorous poems remained in the drafts, although newspaper periodicals allowed publishing such texts, which testified to the deliberate selection of texts for publication by the author. K. Bolshakov became - along with Sivkov, Kholodkovsky, I. Popov, Galin, I. Belousov, Milyaev - one of the authors of the “Yekaterinburg week”, which addressed in the late 1880s - 1890s to the philosophical reflections of “night poetry”, nevertheless continuing the traditions of the civic poetry of N. Nekrasov (which is also noticeable in the choice of poetic meter). He did not manage to go beyond the limits of newspaper literature, and so much the better in his works the general tendencies of newspaper literature of that time can be traced.

Текст научной работы на тему «АВТОР «ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ НЕДЕЛИ» КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ БОЛЬШАКОВ: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТОРА В КОНТЕКСТЕ ГАЗЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Неофилология Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 821.161.1

DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-28-645-652

Автор «Екатеринбургской недели» Константин Аполлонович Большаков: особенности творческой манеры непрофессионального литератора в контексте газетной литературы

Илья Владимирович КОЗЛОВ1'2

'ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» 620002, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 2Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук 620108, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16 Н i.v.kozlov@urfu.ru

Аннотация. Исследованы основные тенденции уральской газетной литературы конца XIX века. На примере творчества К. Большакова, печатавшегося в первой неофициальной газете Урала «Екатеринбургской неделе», в рамках историко-литературного анализа рассмотрены попытки начинающего непрофессионального стихотворца встроиться в литературную иерархию общенациональной литературной традиции, найти литературных «учителей» и «покровителей». В то же время контекст уральского культурного гнезда, газетная форма бытования литературных произведений оказывала своё влияние на творчество К. Большакова. Сопоставление публикаций в газете и архивных данных (черновики, стихотворения, не предназначавшиеся для публикации) позволяет говорить о том, что контекст газетной литературы, воля редакции оказывали непосредственное влияние на литераторов этого времени. Проанализирован в том числе и социальный состав литераторов газеты «Екатеринбургская неделя», газета объединила непрофессиональных авторов, стремившихся при разработке общезначимых социальных тем к соединению с общенациональной традицией. Провинциальная газетная литература стремилась к изображению экзотических сюжетов, подхватывала литературные новшества, приходящие из столиц. На этом фоне творчество К. Большакова производило впечатление достаточно традиционного, однако выбор в качестве «литературного учителя» С. Надсона для ученика Д. Мамина-Сибиряка был довольно неожиданным. Социальные зарисовки, описания профессионального быта, философические размышления предназначались автором для печати в том числе и в газете. Стихотворения «на случай», шутливые стихотворения остались в черновиках, хотя газетная периодика позволяла публиковать и такие тексты, что свидетельствовало о сознательном отборе автором текстов для публикаций. К. Большаков становится - наряду с Сивковым, Холодковским, И. Поповым, Галиным, Ив. Белоусовым, Миляевым - одним из авторов «Екатеринбургской недели», обратившейся в конце 1880-1890-х гг. к философским размышлениям «ночной поэзии», тем не менее продолжающим традиции гражданственной поэзии Н. Некрасова (что в том числе заметно и в выборе стихотворных размеров). За пределы газетной литературы ему выйти не удалось, и тем лучше в его произведениях прослеживаются общие тенденции газетной литературы того времени.

Ключевые слова: русская поэзия XIX века, газетная литература, литературный статус, непрофессиональный литератор, гражданская поэзия

©Козлов И.В.,2021

ISSN2587-6953. Neophilology, 2021, vol. 7, no. 28, pp. 645-652.

Для цитирования: Козлов II.В. Автор «Екатеринбургской недели» Константин Аполлоно-вич Большаков: особенности творческой манеры непрофессионального литератора в контексте газетной литературы // Неофилология. 2021. Т. 7, № 28. С. 645-652. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-645-652 П

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-28-645-652

Konstantin Apollonovich Bolshakov, author of "Yekaterinburg week": features of creative manner of a non-professional writer in the context of newspaper literature

Ilya V. KOZLOV12

'Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 19 Mira St., 620002 Yekaterinburg, Russian Federation 2The institute of history and archaeology, Ural branch of Russian Scientific Academy 16 S. Kovalevskoy St., 620108 Yekaterinburg, Russian Federation H i.v.kozlov(S!urfu.ru

Abstract. We investigate the main trends in Ural newspaper literature of the late 19th century. On the example of K. Bolshakov's work, published in the first unofficial Ural's newspaper "Yekaterinburg week", within the framework of the historical and literary analysis, the attempts of a novice non-professional poet to integrate into the literary hierarchy of the national literary tradition find literary "teachers" and "patrons" are considered. At the same time, the context of the Ural cultural nest, newspaper form of the existence of literary works exerted its influence on K. Bolshakov's work. Comparison of publications in the newspaper and archival data (drafts, poems that were not intended for publication) allows us to say that the context of newspaper literature, the will of the editorial board had a direct impact on the writers of that time. We analyze, among other tilings, social composition of writers of the newspaper "Yekaterinburg week", newspaper lias united non-professional authors who, while developing generally significant social topics, sought to combine with the national tradition. Provincial newspaper literature sought to depict exotic plots, picked up literary innovations coming from the capitals. Against this background, K. Bolshakov's work gave the impression of being quite traditional, but the choice of S. Nadson as a "literary teacher" for D. Mamin-Sibiryak's student was quite unexpected. Social sketches, descriptions of professional life, philosophical reflections were intended by the author for publication including in the newspaper. Poems "in case", humorous poems remained in the drafts, although newspaper periodicals allowed publishing such texts, which testified to the deliberate selection of texts for publication by the author. K. Bolshakov became - along with Sivkov, Kholodkovsky, I. Popov, Galin I. Belousov, Milyaev - one of the authors of the "Yekaterinburg week", which addressed in the late 1880s - 1890s to the philosophical reflections of "night poetry", nevertheless continuing the traditions of the civic poetry of N. Nekrasov (which is also noticeable in the choice of poetic meter). He did not manage to go beyond the limits of newspaper literature, and so much the better in his works the general tendencies of newspaper literature of that time can be traced. Keywords: Russian poetry of the 19th century, newspaper literature, literary status, non-professional writer, civic poetry

For citation: Kozlov I.V. Avtor «Ekaterinburgskoy nedeli» Konstantin Apollonovich Bol'shakov: osobennosti tvorcheskoy manery neprofessional'nogo literatora v kontekste gazetnoy literatury [Konstantin Apollonovich Bolshakov, author of "Yekaterinburg week": features of creative man-

ner of a non-professional writer in the context of newspaper literature]. Neofilologiya - Neophilol-ogy, 2021, vol. 7, no. 27, pp. 645-652. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-645-652 (In Russian, Abstr. in Engl.) Q

° ' n-'l !\ r l-V.

[Hn^HI

Tliis article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

В последние годы были предприняты усилия по изучению уральской литературы рубежа XIX-XX веков. В сборниках статей «Дергачёвские чтения» и «Литература Урала: история и современность» описаны литературные отделы основных уральских газет и журналов, введён в научный оборот большой массив материалов. В том числе была исследована и екатеринбургская периодика, в частности газеты «Екатеринбургская неделя», «Рудокоп»1. Тем не менее, в обзорных статьях сложно сосредоточиться на биографии и творчестве отдельных представителей уральской печати. Но на примере одного автора можно при этом проследить основные тенденции, действовавшие в региональной литературе второй половины XIX века: основные темы, за разработку которых брались литераторы, варианты их представления читателю, самоопределение писательской позиции в иерархии общенациональной литературы.

В 1887 г. в разных номерах газеты «Екатеринбургская неделя» (первой екатеринбургской газеты, издававшейся с 1879 по 1896 г.) появилось три стихотворения К. Большакова.

Редакции «Екатеринбургской недели» удалось собрать довольно пёструю в социальном отношении группу постоянных авторов. Здесь печатались священники (например, Л. Катанский, печатавшийся под псевдонимом Л. Безродный в 1883 и 1887 гг.). Коллежский секретарь Иван Яковлевич Ко-роваев, служивший одним из помощников правителя канцелярии пермского губернатора и опубликовавший несколько стихотворений в 1883 г.2, Михаил Павлович Холод ков-ский, автор стихотворений «Тайна» [1] и «Волостной сход пред набором до 1864 г.» [2], имел чин надворного советника и служил

1 См.: Литературный процесс в региональной периодической печати 1830-1930-х гг.: от «Заволжского муравья» к «Уральскому рабочему». Екатеринбург, 2016.^424 с.

2 Адрес-календарь Пермской губернии на 1886 г. Пермь, 1885. С. 255._

лесничим 1-го разряда Верхотурского лесничества3. Павел Михайлович Сивков, оставивший воспоминания о «Екатеринбургской неделе» и её редакторе П.Н. Галине, автор стихотворного послания «В. А. К.» (см.: [3]), начинал с небольших корреспонденций и рассказов из Кунгура, а затем, закончив Техническое училище и переехав в Екатеринбург, стал заведующим конторой и типографией в редакции «Екатеринбургской недели», опубликовал несколько прозаических произведений в разных периодических изданиях Урала и России (см.: [4-7]).

Возможно, автором стихотворений «Родимый север», «Призыв» [8; 9], подписанных «Ив. Белоусов», был Иван Матвеевич Белоусов, «сельский обыватель», бухгалтер Пермской городской управы4. А автором стихотворений «Осень» [10], «На волю!» [11], «Элегия» («Как я хранил вас, юные мечты...») [12], «Забытый сад» [13] был Василий Герасимович Миляев, титулярный советник, делопроизводитель из Управления Пермского уездного воинского начальника5.

Фёдор Фёдорович Филимонов, частный поверенный из Ирбита, стал одним из самых известных на Урале сатирических поэтов, начав печататься именно в «Екатеринбургской неделе». Алексей Гаврилович Туркин, в то время «работавший по заводским конторам» - все они, активно публиковавшие свои произведения в разных периодических дореволюционных изданиях, - стали известными на страницах именно «Екатеринбургской недели».

«Екатеринбургская неделя» была первой неофициальной газетой Екатеринбурга. Её создатели и первые редакторы полагали, что у провинциальной газеты должны быть особые задачи. «Провинция же стоит лицом к лицу с обыденной трудовой жизнью и яснее

3 Там же. С. 255, 275.

4 Адрес-календарь. Памятная книжка Пермской губернии на 1896 г. Пермь, 1896. С. 28.

5 Там же. С. 36.

видит те грубые ошибки, которые натворили господа писатели-теоретики. Вот почему весьма важно, чтобы провинциальная пресса заняла место повиднее того, какое она занимала до сих пор» [14], - писал редактор газеты Павел Капитонович Штейнфельд. Сходную задачу выполняли и художественные произведения, появлявшиеся на страницах газеты. Часто они были посвящены описанию событий, действительно имевших место (с необходимой попыткой обобщения ситуации; так в указанном выше стихотворении Холодковского «Волостной сход пред набором до 1864 г.»), иногда за художественным вымыслом проглядывала непосредственная реальность (так, в поэме [15]).

Тем не менее провинциальная газетная литература стремилась к изображению экзотических сюжетов (чтобы продемонстрировать, что и она - «не хуже столичных образцов»), подхватывала литературные новшества, приходящие из столиц.

К. Большаков в своих стихотворениях, опубликованных в «Екатеринбургской неделе», воспользовался основными темами, активно разрабатывавшимися в то время в печати. Он подхватывает мотивы гражданской поэзии: внимание к униженным и оскорблённым, желание помочь обездоленным, хотя бы привлекая внимание к ним печатным словом, приверженность не только к «искусству ради искусства», но искусство для людей, в помощь им.

При этом он не избегал философских тем. Одно из стихотворений посвящено власти судьбы, «классифицирующей» людей, причём принцип этого разделения таинствен, неподвластен воле человека и поэтому трагичен:

Ласки её нежны, Ей горька утрата: Одному даст звёзды, А другим заплату.

Под другой заплатой Честно сердце бьётся И ума палата -Да не так живётся. Люди, не ищите Счастья, воли светлой: Нет их, и не ждите В доле беспросветной.

Вылейтеся, слёзы Жгучие, людские, Замолчите, грёзы, Думы дорогие... [16].

Рядом с этим философским произведением - «зарисовка» из профессионального быта бурлаков. Тема, казалось бы, известная в литературе второй половины XIX века, -бурлак часто становился символом нелёгкой жизни человека в этом мире (например, судьбы Пилы и Сысойки, описанные в романе «Подлиповцы» другого уральца -Ф.М. Решетникова). Но эту тему Большаков развивает в своеобразном стихотворении «Песня бурлака», своим стихотворным размером как будто передающим размеренную, монотонную поступь героя:

Солнышко знойное, В полдень спокойное, Смотрит с высокого Неба далёкого. Дождиком вымочит, Солнышком высушит, Ветром обдует -Всё на ходу!

Дело привычное, Лямка отличная, Только впрягись в неё -Сонный пойдёшь! Скверно, коль тонкое Место неловкое: Больно уж грузнет В берег нога....

Встать бы маленько, Грудь порасправить, Да уж темненько -Скоро ночлег: На ночь прикроет нас Ночка холодная, На ночь накормит нас Доля голодная.... Песня тоскливая, Лямка тяжёлая, Поступь унылая, Грудь изнурённая... [17].

А в стихотворении с вызывающим названием «Из современных идиллий» изображены люди, но - с точки зрения самоубийцы, лежащего на тротуаре. На него никто не обращает внимания, все спешат по своим делам:

Лежал на плитах ты холодных безмолвный; А город шумел многолюдной толпой:

Неслись экипажи по улице модной, Извощик трусил на клячонке худой; Какой-то чиновник, с порт-фейлем

под мышкой. На должность спеша, мимоходом взглянул. Рабочий прошёл, зазевался мальчишка. Но скоро очнулся... и мимо шмыгнул.

Спокойно лежал ты... Не с злобным

проклятьем

Застыли черты на открытом лице: Дышали они всепрощением братьям В своём роковом безысходном конце...

И лишь позже мёртвого обступают люди и, отвечая на взгляд его «открытого лица», начинают жалеть его, запоздало кидая мёртвому деньги.

Уж мёртвого люд обступил любопытный: Толкались... - пьянчужка и нищий с сумой. Да прежний мальчишка. С нахальством

нескрытым. Протискалась чуйка с потёртой спиной -Всё серенький люд, обездоленный, сирый, Люд улиц, притонов и тьмы кабаков. Всё детки голодные родины милой Потомки бессменных её батраков... Вот звякнул пятак о плиту тротуара. За ним и двугривенный чей-то упал, И нищий последний свой грош из кармана. Крестясь и вздыхая, тихонько достал... Достал и положил на землю... «Убился, Знать, стало невмочь и глядеть-то на свет»... «Уж, верно, невмочь, коль на это решился»... Послышался чей-то, со вздохом, ответ... [18].

Рис. 1. На оборотной стороне фотографии надпись:

«Слева направо: 1. Член Екатеринбургского суда по Шадринскому уезду Станислав Викентьевич Резлер. 2. Владелец сапожной мастерской, поставлявшей товар Шадринским обувным магазинам, Михаил Артемьевич Калинин. Был в 1910 г. учителем начальной школы в Ишимском уезде, а при советской власти служил в Шадринской конторе связи. 3. Шадринский нотариус Константин Аполлонович Большаков, поэт. Они дружили, и вместе ездили на охоту». [ГАСО. Ф. 2266. On. 1. Д. 3357. Л. 210]

Fig. 1. The inscription on the back of the photo:

"From left to right: 1. Stanislav Vikentievich Rezler, member of the Yekaterinburg court in Shadrinsky County. 2. Mikhail Artemyevich Kalinin owner of a cobblers shop that supplied goods to the Shadrinsk shoe stores. In 1910, he was an elementary school teacher in the Isliim County, and under Soviet rule he served in the Shadrinsk communications office. 3. Shadrinsky notary Konstantin Apollonovich Bolshakov, poet. They were friends and went hunting together". [SASR, fund 2266, list 1, file 3357, p. 210]

Автором этих стихотворений был нотариус из Шадринска Константин Аполлоно-вич Большаков. В архиве В.П. Бирюкова, хранящемся в ГАСО, есть информация о нём и фотографическое изображение (рис. 1). Константин Аполлонович Большаков родился в 1858 или 1859 г. Умер в Шадринске около 1910 г. По-видимому, учился в екатеринбургской мужской гимназии, потом - в Казанском университете с братом Мамина-Сибиряка - Владимиром Наркисовичем Маминым. Он не был лишён «литературной родословной»: в юности он был домашним учеником Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге. В архиве сохранилось несколько деловых бумаг, писанных его рукой.

В архиве сохранилась фотография, в надписи к которой неизвестной рукой Большаков был представлен именно в качестве «шадринского нотариуса, поэта». По-видимому, этот статус был «присвоен» ему современниками уже в конце XIX века. Сохранились и черновики с неизвестными стихотворениями Большакова. По сравнению с газетными публикациями в них поэт обнаруживает себя очень разным, постоянно ищущим себя стихотворцем. Ему принадлежат и шутливые стихотворения на случай, и стихотворные послания поэтическому «собрату»:

Ода!

Подражание Державину («Бог») Он!

О! Ты, который всех таскает Туда, отколь возврата нет. Отколь лишь утром выпускает С помятой рожею во свет

К тебе взываю я с мольбою: «Оставь меня и не тащи». А ты октавою густою Мне отвечаешь: не пищи!!! [19]

Такая «профессиональная зарисовка» из быта юристов и приставов той поры неожиданно дополняет авторский образ К. Большакова, не чуждавшегося таких шутливых стихотворных строк, и всерьёз разрабатывавшего тему обращения с женщинами:

Тот сердце женщин знает плохо, -Тот вовсе их не мог понять, -

Кто лишь мольбой и силой вздоха -Старался страсть в них пробуждать.

Умей сдержать порывы ласки, Хотя б она в крови кипит. Будь дерзок с нею, лжив и [нрзб.] Под внешним льдом наружной маски Умей в ней чувства раздразнить, Тогда она начнёт любить [20].

Однако преобладающим настроением стихотворений Большакова всё-таки было философское. Элегические размышления о смысле жизни, человеке, задаче его часто появляются в стихотворных строках:

Пойми себя - всесильно то познанье; Оно перед тобой рассеет ночи тьму, Даст жизни цель и честное желанье Вступить с собой в тяжёлую борьбу. Но не страшись её, отдайся ей с любовью, Она тебя возвысит, оживит. И в кровь застывшую вольётся новой кровью И от безумных слов невольно отрезвит [21].

И в конечном итоге, сам Большаков обращается в стихотворном послании к тому поэту, на которого ориентируется в своей поэтической деятельности:

Я пожал твою честную руку, поэт, Брат-страдалец за брата родного В чутких песнях твоих всё искал я ответ, Помощь братскую, ласку родного [22].

Для многих С. Надсон в 1880-1890-е гг. был образцом поэтического существования в мире. Ему адресовано множество стихотворных посланий. Среди них - творчество уральского почитателя его таланта, а в какой-то степени и подражателя - нотариуса из Шадринска Константина Аполлоновича Большакова.

Таким образом, в творчестве непрофессионального литератора отразились основные характерные черты газетной литературы Урала конца XIX - начала XX века. Большаков не был литератором, он исполнял должность нотариуса, но тем не менее находил возможность создавать стихотворные произведения и публиковать их в первой неофициальной газете Урала. Выше было показано, что социальный состав авторов «Екатеринбургской недели» был довольно пёстрым, в него попадали чиновники, священники, ино-

гда крестьяне. Поэтому отголоски непосредственной профессиональной деятельности можно найти в стихотворениях этих авторов и, в частности, Большакова. Кроме того, сотрудничество Шадрине кого нотариуса в газете подтверждало ещё одну важную тенденцию: стремление редакции максимально расширить географию своих стихотворных

корреспонденций, «Екатеринбургская неделя» претендовала на статус общеуральской газеты. В то же время прямое обращение к Надсону (впрочем, так и не опубликованное) обозначало устремление Большакова соотнести свою творческую практику с теми поэтическими образцами, которые были уже признаны в общенациональной литературе.

Список литературы

1. Холодковский М. Тайна // Екатеринбургская неделя. 1881. № 17. С. 284.

2. Холодковский М. Волостной сход пред набором до 1864 г. // Екатеринбургская неделя. 1881. № 32. С. 437.

3. Сивков П.М. В. А. К. // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 404.

4. Сивков П. Лёлькина ёлка (Рождественский рассказ) // Уральская жизнь. 1906. № 279 (25 дек.). С. 3.

5. Сивков П. Дома // Уральская жизнь. 1913. № 133 (16 июня). С. 2; № 139 (23 июня). С. 2.

6. Сивков П. Из прошлого уральской печати. Памяти П.Н. Галина // Уральский край. 1911. № 212 (30 сент.). С. 2.

7. Сивков П. Газетное дело на Урале тридцать лет назад (вместо автобиографии) // Пермский краеведческий сборник. Вып. IV. Пермь, 1928. С. 218-235.

8. Белоусов И. Родимый север // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 308.

9. Белоусов И. Призыв // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 340.

10. Миляев В. Осень // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 307.

11. Миляев В. На волю! // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 332.

12. Миляев В. Элегия («Как я хранил вас, юные мечты...») // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1892. С. 346.

13. Миляев В. Забытый сад // Литературный отдел «Екатеринбургской недели». Екатеринбург, 1893. С. 178.

14. Штейнфелъд П.К. <От редактора> // Екатеринбургская неделя. 1883. № 22. С. 358.

15. Л. Д-тъ. Виновата ли она//Екатеринбургская неделя. 1879. № 11. С. 130-131.

16. Большаков К. Песня неволи // Екатеринбургская неделя. 1887. № 7. С. 147.

17. Большаков К. Песнь бурлака // Екатеринбургская неделя. 1887. № 14. С. 296.

18. Большаков К. Из современных идиллий // Екатеринбургская неделя. 1887. № 50. С. 1188.

19. Большаков К. Ода//ГАСО. Ф. 2266. On. 1. Д. 3357. Л. 223.

20. Большаков К. «Тот сердце женщин знает плохо...»//ГАСО. Ф. 2266. On. 1. Д. 3357. Л. 228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Большаков К. Пойми себя // ГАСО. Ф. 2266. On. 1. Д. 3357. Л. 235.

22. Большаков К. С.Я. Надсону // ГАСО. Ф. 2266. On. 1. Д. 3357. Л. 251.

References

1. Kholodkovskiy М. Tayna [Secret]. Ekaterinburgskaya nedelya [Yekaterinburg Week], 1881, no. 17, p. 284. (In Russian).

2. Kholodkovskiy M. Volostnoy skhod pred naborom do 1864 g. [Volost gathering before recruitment until 1864]. Ekaterinburgskaya nedelya [Yekaterinburg Week], 1881, no. 32, p. 437. (InRussian).

3. Sivkov P.M. V. А. К. [V. А. К]. Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskoy nedeli» [Literary Department of "Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 404. (InRussian).

4. Sivkov P. Lel'kina elka (Rozhdestvenskiy rasskaz) [Pavel. Lelkin's Christmas tree (Christmas story)]. Ural'skaya zhizn' [Ural Life], 1906, no. 279 (25 Dec.), p. 3. (InRussian).

5. Sivkov P. Doma [At home]. Ural'skaya zhizn' [Ural Life], 1913, no. 133 (16 June), p. 2; no. 139 (23 June), p. 2. (In Russian).

6. Sivkov P. Iz proshlogo ural'skoy pechati. Pamyati P.N. Galina [From the past of the Ural press. In memory of P.N. Galina], Ural'skiy kray [Ural Region], 1911, no. 212 (30 Sep.), p. 2. (In Russian).

7. Sivkov P. Gazetnoye delo na Urale tridtsat' let nazad (vmesto avtobiografii) [Newspaper business in the Urals thirty years ago (instead of an autobiography)]. Permskiv kravevedcheskiv sbornik. Vvp. IV [Perm Local Lore Collection. Issue 4]. Perm, 1928, pp. 218-235. (InRussian).

8. Belousov I. Rodimyy sever [Dear North], Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of "Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 308. (In Russian).

9. Belousov I. Prizyv [Appeal]. Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of'Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 340. (In Russian).

10. 10. Milyayev V. Osen' [autumn], Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of 'Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 307. (InRussian).

11. Milyayev V. Na volyu! [On will]. Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of "Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 332. (InRussian).

12. Milyayev V. Elegiya («Kak ya khranil vas, yunyye mechty...») [Elegy ("How I kept you, young dreams ...")]. Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of "Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1892, p. 346. (In Russian).

13. Milyayev V. Zabytyy sad [Forgotten garden], Literaturnyy otdel «Ekaterinburgskov nedeli» [Literary Department of "Yekaterinburg Week"]. Yekaterinburg, 1893, p. 178. (In Russian).

14. Shteynfel'd P.K. <Ot redaktora> [<From the editor>], Ekaterinburgskava nedelva [Yekaterinburg Week], 1883, no. 22, p. 358. (In Russian).

15. L. D-t. Vinovata li ona [Is she to blame]. Ekaterinburgskava nedelva [Yekaterinburg Week], 1879, no. 11, pp. 130-131. (In Russian).

16. Bolshakov K. Pesnya nevoli [Bondage song], Ekaterinburgskava nedelva [Yekaterinburg Week], 1887, no. 7, p. 147. (In Russian).

17. Bolshakov K. Pesn' burlaka [Song of the barge haule]. Ekaterinburgskava nedelva [Yekaterinburg Week], 1887, no. 14, p. 296. (In Russian).

18. Bolshakov K. Iz sovremennykh idilliy [Of modern idylls]. Ekaterinburgskava nedelva [Yekaterinburg Week], 1887, no. 50, p. 1188.'(In Russian).

19. Bolshakov K. Oda [Ode], GASO [SASR], fund 2266, list 1, file 3357, p. 223. (InRussian).

20. Bolshakov K. «Tot serdtse zhenshchin znayet ploklio...» ["That one who heart of women knows badly..."]. GASO [SASR], fund 2266, list 1, file 3357,"p. 228. (In Russian).

21. Bolshakov K. Poymi sebya [Understand yourself]. GASO [SASR], fund 2266, list 1, file 3357, p. 235. (In Russian).

22. Bolshakov K. S.Y. Nadsonu [To Y. Nadson], GASO [SASR], fond 2266, list 1, file 3357, p. 251. (In Russian).

Информация об авторе

Козлов Илья Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, департамент «Филологический факультет», Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; научный сотрудник центра истории литературы, Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация, i.v.kozlov@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8712-4492 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, набор первичного материала, в том числе архивного, подбор первичного материала, написание и оформление статьи.

Статья поступила в редакцию 19.04.2021 Одобрена после рецензирования 04.05.2021 Принята к публикации 27.05.2021

Information about the author

Ilya V. Kozlov, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Russian and Foreign Literature Department, "Philological Faculty" Division, Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Research Scholar of Literary History Center, The institute of history and archaeology, Ural branch of Russian Scientific Academy, Yekaterinburg, Russian Federation, i.v.kozlov(S!urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8712-4492 Contribution: main study conception, literature analysis, source material acquisition, including archival material, source material selection, manuscript text drafting and design.

The article was submitted 19.04.2021 Approved after reviewing 04.05.2021 Accepted for publication 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.