Научная статья на тему 'АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полозова Анна Владимировна

В статье рассматривается роль принципа автономии в государственной политике Российской Федерации в области образования, возможность его реализации образовательными организациями системы МВД России, влияние принципа автономии на конституционное право на образование граждан. Особое внимание уделяется принципу автономии при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полозова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTONOMY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article examines the role of the principle of autonomy in the state policy of the Russian Federation in the field of education, the possibility of its implementation by educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the influence of the principle of autonomy on the constitutional right to education of citizens. Particular attention is paid to the principle of autonomy in the implementation of programs using distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Автономия образовательных организаций системы МВД России при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий

АННА ВЛАДИМИРОВНА ПОЛОЗОВА,

заместитель начальника отдела контроля учебного процесса управления учебно-методической работы Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Autonomy of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Implementation of Educational Programs Using Distance Learning Technologies

ANNA VLADIMIROVNA POLOZOVA,

Deputy Head of the Educational Process Control Department of the Department of Educational and Methodical Work Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

УДК 378.14

Аннотация. В статье рассматривается роль принципа автономии в государственной политике Российской Федерации в области образования, возможность его реализации образовательными организациями системы МВД России, влияние принципа автономии на конституционное право на образование граждан. Особое внимание уделяется принципу автономии при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова и словосочетания: государственная политика в области образования; автономия образовательных организаций; конституционное право на образование; дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article examines the role of the principle of autonomy in the state policy of the Russian Federation in the field of education, the possibility of its implementation by educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the influence of the principle of autonomy on the constitutional right to education of citizens. Particular attention is paid to the principle of autonomy in the implementation of programs using distance learning technologies.

Keywords and phrases: state policy in the field of education; autonomy of educational organizations; constitutional right to education; distance learning technologies.

Одним из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области управления системой образования согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании»), наряду с законностью, демократизмом, информационной открытостью системы образования

и учетом общественного мнения, является автономия образовательной организации. Это выражается в самостоятельном осуществлении ими деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

Следует полагать, что принцип автономии входит в число тех правовых принципов, на которых основываются правоотношения между

государственными органами и образовательными организациями, что в целом служит основой государственной политики в области образования.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об образовании» автономия образовательных организаций рассматривается наряду с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся, информационной открытостью и публичной отчетностью. В этой связи принцип автономии не может быть применен, если его реализация послужит основанием как к нарушению конституционного права на образование граждан, в частности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, так и ухудшению их положения и положения сотрудников (работников) образовательной организации.

Принцип автономии образовательных организаций, в том числе для образовательных организаций системы МВД России, законодательно не конкретизирован. При этом основополагающий для деятельности образовательных организаций принцип нашел отражение в ч. 2 ст. 28 ФЗ «Об образовании» и заключается в праве определения содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Образовательные организации системы МВД России обладают правом на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам со дня получения лицензии при условии прохождения в установленном порядке государственной аккредитации. При соблюдении законодательно обусловленного права на осуществление образовательной деятельности каждая образовательная организация системы МВД России вправе самостоятельно осуществлять не только образовательную, но и научную, административную и финансово-экономическую деятельности.

Автономия предусматривает минимальное вмешательство в деятельность образовательных организаций государственных органов и подразумевает самостоятельность, однако реализация принципов государственной политики в области образования для образовательных организаций системы МВД России практически сведена к минимуму, поскольку в отдельных вопросах отсутствует как таковая автономия при их решении.

Наряду с иными образовательными организациями самостоятельность образовательных организаций системы МВД России, то есть их автономия, выражается, например, в выборе образовательных программ, разработке учебно-

методической документации, к которой относятся учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, курсов (модулей) и других составляющих компонентов, в том числе оценочных и методических материалов, распорядка дня, определение форм и методов проведения промежуточной (итоговой) аттестации и разработка системы оценивания качества обучения.

В условиях риска заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19) и в целях недопущения ее распространения среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации образовательные организации получили право автономии в вопросах реализации отдельных программ профессиональной (первоначальной) подготовки, повышения квалификации и переподготовки с полным или частичным применением системы дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ), корректировки сроков обучения, синхронизации и рассредоточения потоков обучающихся и др.

На сегодняшний день для образовательных организаций системы МВД России актуальной является реализация образовательных программ с применением системы дистанционных образовательных технологий. Зачастую такой инструмент, как ДОТ, применяется в реализации дополнительных профессиональных программ. Однако с учетом сложившейся за последние годы санитарно-эпидемиологической обстановки в стране образовательные организации системы МВД России вынуждены были применять не только инструменты ДОТ в реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, но и осуществлять полный переход на обучение в СДОТ.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация создала некоторые рамки в реализации программ с применением ДОТ. Перед образовательными организациями МВД России стояла задача обеспечить все условия для обучения, не допустив нарушения академических прав курсантов, слушателей, адъюнктов (в том числе иностранных). Все же применение ДОТ и их элементов, в том числе при условии удаленного доступа, позволило успешно организовать образовательный процесс на всех его уровнях, несмотря на сложившуюся сложную и напряженную обстановку.

С учетом специфики службы для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе относящихся к научным и педагогическим работникам образовательных организаций системы МВД России, применение в реализации образовательных программ такого инструмента как ДОТ повлекло не толь-

ко ряд положительных моментов, но и создало определенные неудобства.

Принцип автономии коснулся не только осуществления образовательной деятельности и образовательного процесса в реализации программ обучения с применением ДОТ, но и напрямую повлиял на особенности приема на обучение в организации, находящиеся в ведении МВД России. Данный период послужил подспорьем к переходу на прием кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России с применением системы ДОТ. По сложившейся практике и при поддержке ДГСК МВД России образовательные организации, находящиеся в ведении МВД России, не только принимают электронные учебные дела кандидатов на обучение, как правило в заочной форме, но и проводят вступительные испытания с применением ДОТ или их элементов.

Образовательные организации МВД России при реализации образовательных программ прежде всего обязаны соблюдать интересы МВД России по подготовке высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. Таким образом, при решении вопроса о реализации той или иной образовательной программы, а также выборе методов и форм обучения принцип автономии не может быть применен в полной мере.

Реализация образовательных программ, в частности перевод на ДОТ программ высшего образования, обуславливает необходимость пересмотра планирования сроков, формата, объема реализуемых учебных дисциплин, методов и форм преподавания. При этом образовательные организации МВД России с учетом анализа имеющихся ресурсов и возможностей, постановки целей и определения задач вынуждены вырабатывать или совершенствовать отдельные механизмы, в частности эти механизмы касаются государственной итоговой (итоговой) аттестации обучающихся.

Наряду с гражданскими вузами образовательный процесс в образовательных организациях МВД России, несмотря на плановый характер, может корректироваться в условиях необходимости выполнения государственно важных задач. В большей степени это относится к дополнительным профессиональным программ (программам повышения квалификации), реализация которых осуществляется в относительно минимальные сроки с целью повышения уровня имеющихся знаний, умений, навыков.

На сегодняшний день правовая регламентация деятельности образовательных организаций достаточно обширная, а существующие законы, нормативные правовые акты требуют

переработки с учетом изменяющихся потребностей общества и государства. В частности, для образовательных организаций МВД России существуют трудности в урегулировании отдельных вопросов образовательной деятельности, что осложняет работу. Зачастую законодательно определено для образовательных организаций самостоятельно принимать решения, и нормативно (детально) не регулируются возможности применения ДОТ при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости и посещаемости, проведения государственной итоговой (итоговой) аттестации. Не обусловлены границы в применении ДОТ и их элементов, отсутствует общая, законодательно одобренная модель реализации образовательных программ с применением ДОТ, и в этой связи образовательные организации принимают локальные нормативные акты, методические и справочные материалы.

ФЗ «Об образовании» наделил образовательные организации правом применять как электронное обучение, так и ДОТ, но в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом на уровне Правительства Российской Федерации специфика подготовки кадров для органов внутренних дел не всегда учитывается. Например, для вузов МВД России отдельная сложность при применении ДОТ вызвана требованиями к соблюдению сохранности персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, и имеющиеся модели реализации образовательных программ с применением ДОТ не коррелируют со спецификой МВД России. В этой связи методы, применяемые гражданскими вузами, не могут быть в полной мере применены для обучающихся в вузах МВД России.

Существующие ограничения понятны, обоснованы, при реализации отдельных программ обучения автономия отсутствует, и образовательная организация не вправе переходить на реализацию программы в ДОТ, а может лишь применять ее элементы.

Таким образом, у образовательной организации имеются не все возможности реализовать «доступное» в вопросах информационной открытости образование для сотрудников органов внутренних дел, даже при условии реализации образовательной программы в ДОТ. В этой связи у образовательных организаций МВД России остаются отдельные сложности при соблюдении академических прав обучающихся.

Характерной особенностью вузов МВД России является их география. Зачастую место дислокации образовательной организации, реализующей образовательные программы, по ко-

торым планируется обучение, например действующего сотрудника органов внутренних дел, территориально отдалена от места прохождения службы. Не всегда образовательная организация может себе позволить применить принцип автономии в вопросе применения ДОТ, поскольку обязана реализовывать образовательную программу в очной форме.

Так, Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации обусловлен срок и формы обучения, например, касаемо форм профессионального обучения регламентированы должностные категории, для которых обучение реализуется лишь в очной или заочной форме. Так, прохождение профессионального обучения для граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного выполнения ими служебных обязанностей (за исключением выполнения служебных обязанностей по должности курсанта) осуществляется по программам профессиональной подготовки «Полицейский». Даная программа реализуется в очной форме, так как целями обучения является приобретение основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Например, в Академии управления МВД России отдельные дополнительные профессиональные программы реализуются с применением ДОТ. В 2020 г. обучение прошли 869 слушателей, в 2021 г. — 950.

Кроме того, с применением ДОТ проходили обучение и иностранные специалисты стран СНГ: в 2021 г. — 41 обучающийся (в 2020 г. — 11), в том числе в 2021 г. из Республики Беларусь — 12 (в 2020 г. — 0), Республи-

ки Армения — 2 (в 2020 г. — 0), Республики Абхазия — 8 (в 2020 г. — 2), Республики Казахстан — 7 (в 2020 г. — 6), Республики Молдова — 4 (в 2020 г. — 0), Республики Узбекистан — 3 (в 2020 г. — 1), Кыргызской Республики — 4 (в 2020 г. — 0), Республики Южная Осетия — 1 (в 2020 г. - 2).

В динамике прослеживается увеличение количества обучающихся, что позволяет сделать вывод о востребованности и актуальности применения ДОТ.

Несмотря на то, что автономия предусматривает минимальное вмешательство в деятельность образовательных организаций и подразумевает самостоятельность, в том числе образовательных организаций системы МВД России, не всегда имеется возможность применения принципа автономии в решении отдельных вопросов реализации образовательных программ.

Обновление принятых в образовательных организациях МВД России форм и методов реализации образовательного процесса может послужить основанием к расширению самостоятельности, то есть автономии.

Не стоит забывать, что полной независимости от действующей политики в области образования у вуза не может быть, поскольку ФЗ «Об образовании» урегулирована ответственность образовательной организации за принятые решения, и, кроме того, каждая образовательная организация обязана проходить процедуру лицензирования, а также соблюдать и выполнять аккредитационные показатели.

Принцип автономии предусматривает функционирование в рамках действующего ФЗ «Об образовании», нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования и, безусловно, устава образовательной организации.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч.1). Ст. 7598

2. Распоряжения МВД России от 30 июля 2020 г. № 1/8280 «Об особенностях приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, находящиеся в ведении МВД России, и осуществления образовательной деятельности в 2020 году», от 1 октября 2020 г. № 1/11025 «Об особенностях обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся

в ведении МВД России в октябре — декабре 2020 года», от 29 декабря 2020 г. № 1/15070 «Об особенностях организации подготовки кадров в органах внутренних дел в 2021 году», от 27 декабря 2021 г. № 1/14921 «Об особенностях организации подготовки кадров в органах внутренних дел в 2022 году».

3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.