Научная статья на тему 'Автономия личности и социальные практики адаптации'

Автономия личности и социальные практики адаптации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
806
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АВТОНОМИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ АДАПТАЦИИ / БИОЭТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / PERSON / AUTONOMY / SOCIAL PRACTICES OF ADAPTATION / BIOETHICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майкова Элеонора Юрьевна

Исследование посвящено интерпретации автономии как личностного феномена в философском и междисциплинарном дискурсах. В статье раскрываются прикладные коннотации понятия автономии в биоэтической практике, в процессах приятия решений в условиях риска и неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to the autonomy's interpretation as personal phenomenon in philosophical and interdisciplinary discourses. The article discloses applied connotations of the concept of autonomy in bioethical practice, in decision making in the conditions of risk and uncertainty.

Текст научной работы на тему «Автономия личности и социальные практики адаптации»

Элеонора МАЙКОВА

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ АДАПТАЦИИ

Исследование посвящено интерпретации автономии как личностного феномена в философском и междисциплинарном дискурсах. В статье раскрываются прикладные коннотации понятия автономии в биоэтической практике, в процессах приятия решений в условиях риска и неопределенности.

The research is devoted to the autonomy’s interpretation as a personal phenomenon in philosophical and interdisciplinary discourses. The article discloses applied connotations of the concept of autonomy in bioethical practice and in decision-making in conditions of risk and uncertainty.

Ключевые слова:

личность, автономия, социальные практики адаптации, биоэтическая ситуация; person, autonomy, social practices of adaptation, bioethical situation.

МАИКОВА

Элеонора

Юрьевна —

к.и.н., доцент;

заведующий

кафедрой социологии

и социальных

технологий

Тверского

государственного

технического

университета

maikova@tstu.tver.ru

Идеология неолиберализма, взывающая к «предельным степеням» свободы, независимости, автономности человека, к его адаптационной гибкости, изменяет ментальность современного человека. Провоцируя личность к бесконечному выбору, она в конечном итоге порождает проблему принудительного выбора. Все это ведет к тому, что человек становится уязвимым, несвободным, сужаются границы его автономии. Трансформация границ личностного выбора, наблюдаемая в новейших социальных практиках адаптации, также проблематизирует феномен личностной автономии. Осмысление конвергентной связи степени автономности личности и ее адаптивности требует расшифровки возможностей «личностной автономии» в новой биоэтической ситуации, требующей принятия решений в условиях риска и неопределенности1.

Возрождение интереса к феномену личностной автономии в философском и междисциплинарном дискурсах коренится как в широких объяснительных возможностях понятий «личность» и «автономия», так и в том новом содержании, которым они наполняются в постнеклассических практиках адаптации. Попытки редуцировать понятие «личность» к другим понятиям оказались непродуктивными. Как известно, первой и главной характеристикой личностного начала называют независимость, автономию, свободу от принуждения и давления2. Согласно практической философии И. Канта, личность есть «свобода и независимость от механизма всей природы»3, а автономия — это способность воли самостоятельно устанавливать закон своего действия. И. Кант расширил понятие «автономии» до рационального и душевно-психического смысла, отнес его к пространству личности, к сфере личностных качеств. Такое расширенное толкование И. Кантом автономии стимулировало мыслителей к различению у человека законосообразных детерминаций: биологической, социальной и психической (самодетерминации).

По мнению И. Канта, автономный субъект — это тот, кто решительно и мужественно пользуется собственным рассудком, совер-

1 Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — М. : Эксмо, 2010, с. 62.

2 Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии / сост. П.С. Гуревич; под общ. ред. Ю.Н. Попова. — М. : Прогресс, 1988, с. 57.

3 Кант И. Критика практического разума // Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. — М. : Московский философский фонд, 1997, т. 3, с. 510.

шая тот или иной поступок. Автономия — свойство индивидуального субъекта, стер -жень человеческой свободы и морали. По Канту, уважение автономии проистекает из признания того, что каждый человек есть безусловная ценность и, следовательно, он в состоянии сам определить собственную судьбу. Каждая личность — самоцель, и она не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, даже если это задачи всеобщего блага. Свобода предполагает самоопреде -ление, а уважение к свободе означает, что в вопросах, касающихся его жизни, субъ ект имеет право принимать собственные решения, минимизировать потребности и ограничить контакты с внешним миром в пользу внутреннего. Автономия как акт человеческой свободы обозначает предел личностной ответственности.

Идея личностной автономии супер-вентна идее человека как целостности, как позитивной идентичности. Целостность — это связанность и полнота жизни, это весь опыт человека (духовный, ментальный, социальный, личностный, психический, телесный, психофизиологический и т.д.), участвующий в порождении личностного начала. Под целостностью понимается сфера самоопределения личности, кото рая непосредственно связана со свобо дой субъекта. Согласно И. Канту, человек сохраняет свою уникальность благодаря цельности сознания. Последнее обеспечи вает человеку ясное и адекватное представ -ление о его внутреннем личностном ядре, т.е. идентичности. Зрелое, ответствен -ное, аутентичное сознание конституирует феномен социальности. Способность человека к свободе, к самоопределению, личностной автономии, самоуважению, достоинству позволяет ему устоять в соб ственном личностном статусе, обеспечить личностную идентичность и целостность. Позитивная идентичность, согласно Д.А. Леонтьеву, различается как индика -тор ценностно смысловой регуляции и самодетерминации личности.

Как личностный ресурс, автономия

— это рефлексия собственной ситуации выбора, обозначение границ Я, осознание реалий возможного и наличного бытия, способность трансформировать существу ющие правила и основополагающие прин -ципы, ценности и смыслы. Как механизм саморегуляции, автономия согласует свою

интенциональность с опытом Другого, с требованиями среды.

В психологическом дискурсе сегодня распознается личностная автономия как механизм самодетерминации и саморегу ляции. Этот механизм реализуется в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стрем -ления, так и внешние условия жизни человека. В теории Э. Деси и Р. Райена самодетерминация рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения независимо от внешнего окружения и внутриличност ных процессов. Быть автономным — озна -чает быть субъектом, самоинициируемым и саморегулируемым. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я1. В современном понима -нии саморегуляция как психологический механизм реализации активности субъ екта предполагает активное преобразова ние мира в соответствии с потребностями субъекта.

Ориентиры индивидуального и соци -ального поведения задаются социаль-ными практиками адаптации. В широком смысле адаптация — это совокупность приспособительных реакций, которым свойственно: иметь целесообразный, целеустремленный характер; согласовы -вать цели и результаты, структуру, функции и условия среды; повышать защитные качества акторов; придавать динамич ность и мобильность; блокировать стрес -соры и негативные влияния; иницииро вать адекватность действия; оптимизиро вать принятие решений в требуемом темпе при высокой степени ответственности; способствовать достижению высших сте пеней саморегулирования.

Под социальными практиками адапта -ции мы понимаем заданную постнекласси -ческим дискурсом интерпретацию поня тия «практика». Она базируется на методо -логии, предложенной В.С. Степиным при анализе классических, неклассических и постнеклассических форм научной раци -ональности. Особенность постнеклас-сических практик — сопряжение, синер -гийность человека и среды, человека и ситуации. В.В. Кизима, анализируя пост -

1 Deci E.L., Ryan R.M. The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the SelfDetermination of Behavior // Psychological Inquiry, 2000, vol. 11, p. 227-268.

неклассические практики, указывает, что «это саморазвертывающиеся целостные многопричинные (и междисциплинарные) комплексы взаимодействующих людей и сред, в ходе саморазвития которых меня ются и люди, и среды, и их отношения, что и создает возможность огромного раз нообразия данных практик, их циклов и вариантов их существования, и обостряет проблему управления ими. В постнеклас -сических практиках нет безответных дей ствий, поскольку каждая часть влияет на себя через целое, и в этой относительно сти субъект объектных функций состоит рефлексивность целого и сохранение его постнеклассической идентичности»1.

Представления об автономии личности в теоретической проекции и в социаль -ной практике не совпадают. В практиках адаптации наблюдается несогласован -ность и противоречивость представле ний об автономии личности. А.В. Петров справедливо полагает, что «в современ ном демократическом обществе призна ется право индивида на автономию, более того, соблюдаются определенные правила поведения, соответствующие уважению принципа автономии. Однако эти пред ставления, строго говоря, не имеют право вой основы в связи с тем, что в законода тельстве фигурирует термин «свобода», а не «автономия»2.

В онтологической проекции социаль ные практики предполагают автономию как способность к самоуправлению. Автономия как способность к самоуправ лению зависит от умения делать рацио нальный выбор3. Эта способность пони -мается как наличное (действительное) состояние самоуправления. В аксиологи ческом измерении автономия самоценна. Автономия как идеальная особенность состоит из определенного сочетания достоинств. По мнению А.В. Петрова, «ценность автономии как способности и состояния часто объяснялась ссылкой на внутренние ценности. Это показывает, как тесно автономия связана с другими понятиями, такими как честь, достоин

1 Кизима В.В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии, 2010, № 3, с. 55.

2 Петров А.В. Автономия личности как право на принятие решений // Вестник ВГУ, сер. Философия, 2009, № 1, с. 178.

3 Feinberg J. Harm to Self. The Moral Limits to the

Clinical Law. - N.Y : Oxford University Press, 1986, p. 110.

ство, гордость... Ценности, которые мы ассоциируем с автономией как со спо -собностью и состоянием, тесно связаны с нашим идеальным представлением о том, что значит быть личностью, и нашими взглядами на смысл жизни. Автономия

— это уникальное качество человека; одна из способностей, которая отличает человека»4.

Яркой иллюстрацией трансформации границ автономии личности являются так называемые биоэтические практики адаптации, интерпретируемые как пост неклассический тип практик, как прак тики принятия решений в условиях риска и неопределенности.

В биоэтической практике принцип уважения автономии человека означает право каждой личности на самоопреде ление и действие без внешнего контроля, препятствующего реализации разумного выбора. Но вместе с таким нравственным правом субъект не может не нести лич -ную моральную ответственность за само стоятельное решение фундаментальных проблем относительно локуса и вопро -сов своей жизни. Взаимное уважение коррелирует с соблюдением свободы для себя и другого. Свобода — это внутреннее самополагание и осмысление, что дает право определяться и реализовываться в условиях отсутствия внешнего целепола гания. В биоэтической практике, напри мер, уважение автономии пациента пред полагает, что делаемый им выбор, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие врачеб ные действия. В медицинской практике принцип автономии лежит в основе права пациента на самоопределение. Но про блема принятия решений как личностно обоснованного выбора остается множе ственной онтологией, неопределенной по субъективным и объективным основа ниям реалией.

Можно быть уверенным, что в ближай -шее время интерес к проблеме принятия решений на личностном уровне, в соци альных практиках адаптации в условиях риска и неопределенности будет возрас тать в связи с увеличением множества переменных, которые идентифицируются и распознаются лицом принятия реше ний.

4 Петров А.В. Указ. соч., с. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.