Антропология науки
Научная статья/ Article
УДК 57.024
https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-3-69
Автомобильный синдром Андрей Николаевич Тимофеев
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия
www72@bk.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы психологической зависимости человека от потребности в периодическом управлении автотранспортным средством. Возникает автомобильный синдром, согласно которому человек испытывает постоянное или периодическое желание в управлении автомобилем, удовлетворяя свой «эмоциональный голод». Периодическая езда за рулем транспорта создает определенный эмоциональный фон, в организме происходит усиленное выделение биологически активных веществ, например гормона адреналина, человек испытывает удовольствие от управления автомобилем. Но когда такое состояние у человека долгое время отсутствует, возникает навязчивая потребность компенсировать эту пустоту за рулем транспорта. Цель исследования - выявление психологической зависимости, возникающей у людей разных возрастных категорий, занятых в различных сферах деятельности, при частом управлении автомобилем. В г. Воронеж был проводен опрос 222 автолюбителей, стаж вождения которых не менее 5 лет. Среди респондентов выделены четыре возрастные категории и пять социальных групп зависимости от сферы профессиональной деятельности опрашиваемых. По авторской методике выявляли присутствие автомобильного синдрома в различных группах людей и степень его проявления.
Ключевые слова: психологическая зависимость, влияние окружающих факторов на человека, управление автомобилем, антропогенный фактор
Для цитирования: Тимофеев А. Н. Автомобильный синдром // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология, геология, химия, экология. 2023. № 3 (27). С. 69-74. https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-3-69
Car syndrome Andrey N. Timofeev
Voronezh State Pedagogical University;
Russia, Voronezh, 394043, Lenina str., 86; www72@bk.ru
Abstract. The issues of psychological dependence of a person on the need for periodic driving of a motor vehicle are considered. There is an automobile syndrome, according to which a person experiences a constant or periodic desire to drive a car, satisfying his "emotional hunger". Periodic driving of transport creates a certain emotional background, in the body there is an increased release of biologically active substances, for example, the hormone adrenaline, a person experiences the pleasure of driving. But when a person has no such state for a long time, there is an obsessive need to compensate for this emptiness while driving. The purpose of the study was to identify the psychological dependence that occurs in people of different age categories, employed in various fields of activity, with frequent driving. In the city of Voronezh, a social survey was conducted of222 motorists, whose driving experience was at least 5 years. Among the respondents, four age categories and five social groups were identified in connection with the scope of their professional activities. According to the author's method, the presence of car syndrome in various groups of people and the degree of its manifestation were revealed.
Keywords: psychological dependence, the influence of environmental factors on a person, driving a car, an anthropogenic factor
For citation: Timofeev A. N. Car syndrome. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya 2. Biologiya, geologiya, himiya, ekologiya = Syktyvkar University Bulletin. Series 2. Biology, geology, chemistry, ecology. 2023. 3(27): 69-74 (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-6229-2023-3-69
Введение. Развитие научно-технического прогресса цивилизации сопровождается, кроме всего прочего, проявлением негативных факторов, следствием которых являются обратимые или необратимые процессы, связанные с изменением психического состояния организма человека. При продолжительном и постоянном использовании какого-либо объекта человеком у последнего может возникнуть устойчивая потребность в такого рода использовании, даже при отсутствии реальной необходимости этого [1, 2]. Например, известна компьютерная зависимость человека, которая вырабатывается часто в подростковом возрасте при бесконтрольном частом использовании компьютера [3]. При отсутствии необходимости в совершении работ с использованием компьютера психологически зависимый от него человек всё равно включит его для бесцельного просмотра различных файлов, сайтов и т. д. [4, 5]. Также некоторые люди включают телевизор, не собираясь смотреть какую-либо трансляцию. Работающий телевизор создает определенный психологический фон, к которому человек быстро привыкает и становится от него зависимым [6, 7].
Целью исследования явилось выявление психологической зависимости определенной категории людей от потребности в периодическом управлении автомобилем.
Материал и методика. Выяснение присутствия у человека автомобильного синдрома и степени его проявления осуществлялось с помощью составленной анкеты, включающей семь вопросов. Для каждого из ответов имеется авторская специализированная 5-балльная шкала, по которой баллы от +1 до +5 в порядке возрастания (+1 - показатель слабо выражен, +5 - сильно выражен) - ответ «Да»; баллы от -1 до -5 в порядке возрастания (-1 - показатель слабо выражен, -5 - сильно выражен) - ответ «Нет». При обработке собранного материала необходимо суммировать все баллы в соответствии с ответами «Да» и вычитать из них все баллы в соответствии с ответами «Нет». Если полученные значения со знаком «+», то показатель проявляется, со знаком «-» - показатель отсутствует. Числовое значение показателя определяет степень его проявления: в целом в нашем опроснике +1110 -максимальная степень проявления показателя, -1110 - максимальная степень непроявления показателя. 0 - граница перехода проявления и непроявления показателя. Респондентов делили на группы в соответствии с возрастом и профессией. В зависимости от количества опрошенных для каждой категории граждан имелись свои максимальные и минимальные значения проявления и непроявления показателей (см. таблицу).
Результаты и обсуждение. С развитием автомобильного транспорта и его доступностью для потребителя у большинства граждан появилась возможность иметь личное авто. При частом его использовании также возникает зависимость у человека, имеющая одинаковые с указанными выше примерами психофизиологические механизмы формирования [8, 9]. У человека возникает потребность ехать за рулем автомобиля, и не важно куда, конкретные цели он не ставит. Главное - получить те эмоции, адреналин, которые возникают обычно при управлении автомобилем [10, 11]. Поэтому если в связи с особенностями образа жизни и жизнедеятельности человек ежедневно связан с вождением автомобиля, то шофер, приобретя описываемую зависимость, удовлетворяет потребность в ней, но если автомобиль используется не периодически, то возникающая потребность в вождении автотранспорта будет требовать своей реализации и тогда человек станет использовать машину не по прямому назначению, а для восполнения своей эмоциональной зависимости.
Для выяснения социального состава людей с синдромом автомобильной зависимости в 2022 г. проводили анкетирование в г. Воронеже. В опросе участвовали 222 человека (из них 111 мужчин), являющихся автолюбителями не менее 5 лет и управляющими автомобилем постоянно. Среди респондентов выделены четыре возрастные категории и пять социальных групп по их профессиональной деятельности (см. таблицу). Всем участникам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Ощущаете ли вы прилив положительных эмоций, позитивное настроение, улучшение самочувствия после вождения автомобиля?
2. В течение недели возникает ли у вас желание управлять автомобилем без конкретной цели?
Таблица
Результаты опроса
Группы участников опроса Абсолютное (чел.) и относительное (%) число опрошенных в группе Максимальное отклонение Номер вопроса Сумма баллов
1 2 3 4 5 6 7
чел. | % балл балл | % балл | % балл | % балл | % балл | % балл | % балл | %
Группы по половой принадлежности
Мужчины 111 50 ±555 +333 60 +204 37 +228 41 +320 58 +220 40 + 177 32 +89 1 6 1571
Женщины 111 50 ±555 +229 41 +48 9 +104 19 +99 18 +109 20 + 101 18 +78 1 4 768
Группы по возрасту
24-35 лет 62 28 ±310 +290 94 + 201 65 +205 66 +299 96 +229 74 +233 75 +11 4 1468
36-46 лет 67 30 ±335 +281 84 + 106 32 +181 54 +115 34 +162 48 +149 44 +4 1 998
47-57 лет 52 23 ±260 +7 3 + 2 1 +18 7 +33 13 +28 11 +100 38 -18 7 -188
Более 57 лет 41 19 ±205 -33 16 -14 7 -18 7 -12 6 -27 13 -14 7 -22 1 1 -140
Группы по сфере деятельности
Работники:
1) интеллектуального труда 59 27 ±295 +112 38 + 100 34 +158 54 +201 68 +191 65 +118 40 +12 4 892
2) физического труда 57 26 ±285 +99 35 +54 19 +49 17 +29 10 +40 14 +58 20 +2 1 331
3) сферы управления 31 14 ±155 +2 1 -48 31 -51 33 -34 22 -9 6 -2 1 -19 1 2 -161
4) сферы услуг 64 29 ±320 +148 46 +78 24 +176 55 +155 48 +109 34 +221 69 -1 1 886
Неработающие 11 4 ±55 +40 73 -18 32 -14 25 -12 22 -20 36 -22 40 -39 7 1 -85
3. Когда вы устали на работе, садитесь ли вы за руль автомобиля, чтобы покататься и снять усталость?
4. Можете ли вы, если возникает потребность бесцельно покататься на автомобиле, заменить это желание чем-то другим?
5. Чувствуете ли вы дискомфорт, если долгое время не управляли автомобилем?
6. Происходит ли улучшение состояния, если вы после этого садитесь за руль?
7. Считаете ли вы себя психологически зависимой от автомобиля?
Полученные в результате опроса данные заносили в таблицу.
Согласно анализу полученных данных, почти все участники опроса ощущают прилив сил и улучшение настроения после езды за рулем автомобиля. Исключение составляет возрастная категория людей старше 57 лет (-33 балла). Невысокое значение этого показателя у людей в возрасте 47-57 лет (+7 баллов). У автолюбителей в возрасте 24-35 лет - максимальные показатели (+290 баллов).
При ответе на 2-й вопрос баллы распределились следующим образом: для мужчин и женщин - 204 (37 %) и 48 (9 %) соответственно. У молодых людей в возрасте 24-35 лет желание управлять автомобилем без особой конкретной цели возникает чаще, чем в группах других возрастных категорий, а у лиц старше 57 лет наблюдаются отрицательные значения этого показатели. Что касается сфер деятельности, показатели по этому вопросу со знаком минус отмечены у неработающих (-18 баллов; 32 %) и людей, занятых в сфере управления (-48; 31 %). Высшая положительная величина этого показателя (100 баллов (34 %)) наблюдается у интеллигенции.
В ответах на 3-й вопрос высокие баллы показали относительно молодые (+205; 66 %) и средневозрастные участники опроса (+181; 54 %). Минусовые показатели у лиц старшего возраста. Отрицательные баллы набрали неработающие люди и лица из сферы управления. Высокие положительные баллы - у представителей интеллигенции и сферы услуг.
При ответе на 4-й вопрос максимальные положительные баллы опять-таки были у лиц первых двух возрастных групп, отрицательные значения показателей проявились у опрашиваемых людей старше 57 лет. По сферам деятельности вперед вышли интеллигенция и представители сферы услуг, отрицательные значения - у неработающих и управленцев.
При долгом отсутствии использования автомобиля (5-й вопрос) дискомфорт чувствуют участники всех возрастных групп, кроме людей старше 57 лет, у которых этот показатель имеет отрицательное значение (-27; 13 %). Высокие положительные величины показателя выявлены у молодых и средневозрастных участников опроса. Интеллигенция и работники сферы услуг также набрали высокие положительные баллы.
Отвечая на 6-й вопрос, улучшение общего состояния после поездки за рулем автомобиля участники трех возрастных групп (24-57 лет) отмечают высокими баллами. На людей возрастом старше 57 лет поездка не оказывает особого влияния. Наивысший положительный балл по этому показателю (+221; 69 %) ставят представители сферы услуг, несколько меньшее значение поездке придает интеллигенция (+118; 40 %), невысокие величины этого показателя зарегистрированы у людей, связанных с физическим трудом (+58; 20 %).
Заключительный 7-й вопрос о самооценке относительно автомобильной зависимости выявил у всех опрашиваемых низкие, близкие к нулю, значения показателей. Это свидетельствует о слабой уверенности исследуемых в наличии или отсутствии автомобильной зависимости. Участники первых двух возрастных групп показали низкие положительные значения (+11; 4 % и +4; 1 % соответственно). Две последующие возрастные группы предоставили отрицательные баллы (-18; 7 % и -22; 11 % соответственно). В сферах деятельности лишь две социальные категории граждан выдали положительные, но низкие значения этого показателя: интеллигенция - +12 (4 %), работники физического труда - +2 (1 %). Остальные участники опроса выдали отрицательные баллы: неработающие - 39 (71 %), управленцы - 19 (12 %), работники сферы услуг - 1 (1 %). Низкие значения этого показателя говорят о слабой степени осознания опрашиваемыми наличия у себя возможной автомобильной зависимости.
Заключение. Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что если использование каких-либо объектов вызывает ответные психофизиологические процессы в организме человека и их выработка происходит периодически, то в случае положительного эмоционального фона у человека со временем сформируется потребность в такого рода эмоциях,
определяемых конкретными внешними факторами. В конечном счете формируется зависимость, переходящая в синдром. Таким образом, одним из новых синдромов, характерных для нашего времени, можно считать автомобильный.
Список источников
1. Егенисова А. К., Слах А. Н. Профилактика психологической зависимости от социальных сетей // Colloquium-journal. 2021. № 26-1 (113). С. 17-20.
2. Тимофеев А. Н. Компьютеромания школьников как угроза национальной безопасности // Воспитание школьников. 2022. № 5. С. 36-44.
3. Кочетков Н. В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 148-163.
4. Махрина Е. А., Коваль Д. В. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 336-344. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.29
5. Мудрак С. А. Механизмы формирования психологической зависимости и специфика оказания психологической помощи // Научное мнение. 2021. № 1-2. С. 39-44.
6. Николаева Э. Ф., Румянцева С. С. Интернет-зависимость подростков как информационно-психологическая угроза // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 82-84.
7. Никулина Д. С., Костюк Н. А. Социально-психологические характеристики людей с разным уровнем склонности к зависимости от ролевых онлайн-игр // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 19-1. С. 109-114.
8. Бебинов С. Е., Сальников В. А. Предрасположенность курсанток автошкол, различающихся свойствами личности к управлению автомобилем // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 9. С. 301-310.
9. Никонова О. А. Реформирование системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилем // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 1 (32). С. 72-74.
10. Логачев К. К. К вопросу о запрете управления автомобилем или иным транспортным средством // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-1. С. 68-69.
11. Холин А. А., Холина Е. И. Кинетозы, или синдромы укачивания: лечение и профилактика // Медицинский совет. 2011. № 11-12. С. 45-50.
References
1. Egenisova A. K., Slah A. N. Prevention of psychological dependence on social networks. Colloquium-journal. 2021. No 26-1 (113). Pp. 17-20. (In Russ.).
2. Timofeev A. N. Computer addiction of schoolchildren as a threat to national security. Vospitanie shkol'nikov = Education of schoolchildren. 2022. No 5. Pp. 36-44. (In Russ.).
3. Kochetkov N. V. Socio-psychological aspects of addiction to online games and methods of its diagnostics. Social'naya psihologiya i obshchestvo = Social psychology and society. 2016. T. 7. No 3. Pp. 148-163. (In Russ.).
4. Mahrina E. A., Koval' D. V. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости. CITISE. 2022. No 2 (32). Pp. 336-344. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.29 (In Russ.).
5. Mudrak S. A. Mechanisms of the formation of psychological dependence, and the specifics of the provision of psychological assistance. Nauchnoe mnenie = Scientific opinion. 2021. No 1-2. Pp. 39-44. (In Russ.).
6. Nikolaeva E. F., Rumyanceva S. S. Internet Addiction of Adolescents as an Information and Psychological Threat. Balkanskoe nauchnoe obozrenie = Balkan Scientific Review. 2019. T. 3. No 1 (3). Pp. 82-84. (In Russ.).
7. Nikulina D. S., Kostyuk N. A. Socio-psychological characteristics of people with different levels of propensity to depend on online role-playing games. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy praktich-eskogo primeneniya = Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application. 2011. No 19-1. Pp. 109-114. (In Russ.).
8. Bebinov S. E., Sal'nikov V. A. The predisposition of cadets of driving schools, differing in personality traits to driving a car. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2011. No 9. Pp. 301310. (In Russ.).
9. Nikonova O. A. Reforming the system of training and admission of drivers to drive a car. Transport Rossijskoj Federacii = Transport of the Russian Federation. 2011. No 1 (32). Pp. 72-74. (In Russ.).
10. Logachev K. K. To the question of the prohibition of driving a car or other vehicle. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami = Actual problems of combating crimes and other offenses. 2019. No 19-1. Pp. 68-69. (In Russ.).
11. Holin A. A., Holina E. I. Kinetoses, or motion sickness syndromes: treatment and prevention. Medicinskijsovet = Medical Council. 2011. No 11-12. Pp. 45-50. (In Russ.).
Информация об авторе/Information about the author
Тимофеев Андрей Николаевич
кандидат биологических наук, заведующий кафедрой экологического образования
Естественно-географический факультет Воронежского государственного педагогического университета. 394043, Россия, Воронеж, ул. Ленина, 86
Andrey N. Timofeev
Candidate of Sciences (Biology), Head of the Department of Environmental Education
Faculty of Natural Geography of the Voronezh State Pedagogical University. 394043, Russia, Voronezh, str. Lenina, 86
Статья поступила в редакцию / The article was submitted Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing Принята к публикации / Accepted for publication
25.06.2023 09.07.2023 19.07.2023