Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ И ЗАЩИТНОМУ ВОЖДЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОДРОМА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ И ЗАЩИТНОМУ ВОЖДЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОДРОМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / ЗАЩИТНОЕ ВОЖДЕНИЕ / ИНСТРУКТОР / ОБУЧАЕМЫЙ / МИНИМАЛЬНЫЙ РИСК / CAR / SAFE DRIVING / PROTECTIVE DRIVING / INSTRUCTOR / TRAINEE / MINIMAL RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов В.Н.

Безопасное вождение включает в себя большое количество действий, мыслей, знаний и умений человека, управляющего автомобилем. На современном этапе развития автомобильной техники требуется несколько иные действия и навыки от водителя транспортного средства, чем это было 10 и ранее лет назад. В предложениях по обучению водительскому мастерству встречаются термины безопасного вождения, контраварийного вождения, экстремального вождения и прочее. Однако эти понятия кардинально отличаются друг от друга, хотя и конечная цель этих курсов по обучению одинакова - получение определенных навыков управления автомобилем. Привычные приемы управления необходимо пересматривать и обучать специальным навыкам и водителей новичков и профессионалов с большим стажем. Как водители спортсмены постоянно тренируются, так и всем участникам дорожного движения необходимо обновлять свои знания приемам управления современным автомобилем. Набор этих навыков в каждом случае индивидуален. Под понятием «безопасное вождение» необходимо определить минимальный риск при поездках на автомобиле на всех стадиях поездки, начиная от запуска двигателя, и заканчивая остановкой на парковке. «Безопасное вождение» аналогично по набору навыков, знаний и умений «защитному вождению».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING IN SAFE AND PROTECTIVE DRIVING USING A SPECIALIZED CIRCUIT

Safe driving involves involves a large number of actions actions, thoughts, knowledge and skills of the person driving the car. At the present stage of development of automotive technology, slightly different actions and skills are required from the driver of the vehicle than it was 10 and earlier years ago. The terms safe driving, counter-accident driving, extreme driving, and so on can be found in offers for driver training. However, these concepts are radically different from each other, although the ultimate goal of these training courses is the same - getting certain driving skills. Familiar driving techniques should be reviewed and special skills should be taught to both novice and experienced drivers. As drivers athletes constantly train, and all road users need to update their knowledge of the techniques of driving a modern car. The set of these skills is different in each case. Under the concept of "safe driving", it is necessary to define the minimum risk when driving a car at all stages of the trip, from starting the engine to stopping in the Parking lot. "Safe driving "is similar in terms of the set of skills, knowledge and skills of"protective driving".

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ И ЗАЩИТНОМУ ВОЖДЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОДРОМА»

Особенности обучения безопасному и защитному вождению с использованием специализированного автодрома

Горелов Владимир Николаевич,

к.т.н., доцент кафедры «Механика» Самарского государственного технического университета, gorelow67@mail.ru

Безопасное вождение включает в себя большое количество действий, мыслей, знаний и умений человека, управляющего автомобилем. На современном этапе развития автомобильной техники требуется несколько иные действия и навыки от водителя транспортного средства, чем это было 10 и ранее лет назад. В предложениях по обучению водительскому мастерству встречаются термины безопасного вождения, контраварийного вождения, экстремального вождения и прочее. Однако эти понятия кардинально отличаются друг от друга, хотя и конечная цель этих курсов по обучению одинакова - получение определенных навыков управления автомобилем. Привычные приемы управления необходимо пересматривать и обучать специальным навыкам и водителей новичков и профессионалов с большим стажем. Как водители спортсмены постоянно тренируются, так и всем участникам дорожного движения необходимо обновлять свои знания приемам управления современным автомобилем. Набор этих навыков в каждом случае индивидуален. Под понятием «безопасное вождение» необходимо определить минимальный риск при поездках на автомобиле на всех стадиях поездки, начиная от запуска двигателя, и заканчивая остановкой на парковке. «Безопасное вождение» аналогично по набору навыков, знаний и умений «защитному вождению».

Ключевые слова: автомобиль, безопасное вождение, защитное вождение, инструктор, обучаемый, минимальный риск.

о см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Большинство участников дорожного движения, водители своеобразно понимают термин «безопасное вождение». Если водитель доехал до требуемого пункта назначения и не попал в аварию или не нарушил правила дорожного движения, то считается, что он управляет автомобилем безопасно. Но безопасное вождение включает в себя гораздо больше действий, мыслей, знаний и умений человека, управляющего автомобилем. На современном этапе развития автомобильной техники требуется несколько иные действия и навыки от водителя транспортного средства, чем это было 10 и ранее лет назад. В предложениях по обучению водительскому мастерству встречаются термины безопасного вождения, контраварийного вождения, экстремального вождения и прочее. Однако эти понятия кардинально отличаются друг от друга, хотя и конечная цель этих курсов по обучению одинакова - получение определенных навыков управления автомобилем. Привычные приемы управления необходимо пересматривать и обучать специальным навыкам и водителей новичков и профессионалов с большим стажем. Как водители спортсмены постоянно тренируются, так и всем участникам дорожного движения необходимо обновлять свои знания приемам управления современным автомобилем. Набор этих навыков в каждом случае индивидуален. Под понятием «безопасное вождение» необходимо определить минимальный риск при поездках на автомобиле на всех стадиях поездки, начиная от запуска двигателя, и заканчивая остановкой на парковке. «Безопасное вождение» аналогично по набору навыков, знаний и умений «защитному вождению».

Если использовать количественный подход при оценке навыков по безопасному вождению, то можно опираться на шкалу риска, когда за 1 принимается ситуация со скользящим неуправляемым автомобилем за секунду до неизбежного столкновения с препятствием. За нулевое значение риска принимается ситуация, когда автомобиль стоит на парковке с выключенным двигателем.

Законодательно в России закреплено, что автомобиль является источником повышенной опасности (Статья 1079 Гражданского кодекса РФ). Поэтому при дорожно-транспортном происшествии водители прямо или косвенно виновны. Ну а степень виновности уже определяет или дорожная инспекция, или суд. Моральная сторона вопроса также важна, особенно если причинен вред здоровью человека.

Таким образом, основными задачами водителя является постоянное совершенствование своих навыков, изменение стиля вождения при изменении погодных условий и времен года, повышенное внимание и сосредоточенность за рулем, и проведение технического обслуживания транспортного средства в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. Это приведет к минимальному значению риска возникновения опасной для жизни ситуации за рулем. Это и есть концепция без-

опасного управления автомобилем «Защитное вождение» или Defensive Driving, которая активно внедряется в Европейском сообществе, Великобритании и по всему миру Королевским обществом Предотвращения Несчастных случаев RoSPA.

Сферой деятельности RoSPA является предоставление услуг по консультированию и обучению безопасному вождению и подготовке консультантов по охране труда и здоровья. Аккредитация в системе RoSPA поможет работодателям и компаниям находить квалифицированных тренеров и консультантов по безопасному и защитному вождению для обучения своих сотрудников.

Главный офис RoSPA расположен в Бирмингеме, а региональные отделения в Эдинбурге, Кардиффе и Белфасте. Организация насчитывает приблизительно 120 сотрудников. Общество покровительствует Ее Величество Королева Великобритании. Президентом RoSPA с 2008 года является лорд Джордан Боернвилл.

Признаки безопасного вождения автомобиля можно сформулировать в следующем виде:

1. Безопасное вождение означает не просто отсутствие ДТП, а минимально возможную вероятность наступления ДТП, минимальный риск.

2. Риск за рулём не может быть нулевым, он есть всегда, а значит, абсолютно безопасное вождение невозможно.

3. Самый опасный фактор при вождении автомобиля это кинетическая энергия, которая зависит от массы и скорости. Чем быстрее и тяжелее - тем опаснее.

4. Не представляет опасности для автомобиля пешеход. Опасен лишь автомобиль для всех остальных участников движения.

5. Самым верный и эффективный способом поведения за рулем является постоянный анализ и выполнение своих действий с целью свести абсолютно все риски к минимальному значению.

Совокупность этих принципов управления принято называть безопасным или защитным вождением (defensive driving).

Программы обучения водителей составляются таким образом, чтобы в них присутствовали как теоретические, так и практические занятия. Но не всегда на первом этапе обучения хватает времени и опыта инструктора обучить навыкам минимизации риска при управлении автомобилем - защитному вождению. В нашей стране практически отсутствуют специализированные автодромы, где можно получить такие навыки. Например в одном из регионов для отработки навыков контраварийного вождения используется взлетно - посадочная полоса запасного аэродрома. В Москве и Сакт-Пе-тербуге условия и специальные автодромы для этого есть. Такие площадки должны быть и во всех крупных городах нашей страны.

Широко применяется методика обучения защитному вождению под эгидой RoSPA в Нидерландах г. Лелистад и Австрии г. Вена. Занятия проводят аккредитованные в системе RoSPA инструкторы на специализированном автодроме. Теоретический и практический этап адаптирован под первичные знания и умения обучаемых. Количество обучаемых не превышает 4 человека за один курс. Соответственно формируются две команды по два человека на двух автомобилях. На теоретическом этапе рассматриваются темы:

1. Кинематические и динамические возможности современных автомобилей на различных типах дорожного покрытия.

2. Распределение сил трения в пятне контакта покрышки с дорогой «Круг Камма».

3. Прогнозирование и оценка риска при наиболее часто встречающихся ситуациях на дороге.

4. Минимум технических знаний об устройстве автомобиля и применяемых электронных систем, контролирующих безопасность и устойчивость автомобиля.

5. Минимум знаний о человеке, его психоэмоционального состояния, и физического здоровья.

На теоретических занятиях подробно рассматриваются темы:

Правильная посадка водителя. При этом рассматривается положение рук на рулевом колесе. Проводится показ возможных методов руления и анализ достоинств и недостатков приводимых методов (тяни - толкай, быстрый перебор рук). Подвергается критическому разбору положение водителя за рулем, при котором снижается утомляемость и значительно повышается концентрация внимания водителя во время управления автомобилем. Для этого руки должны свободно в слегка согнутом состоянии лежать на рулевом колесе. У некоторых моделей на руле изготовлены специальные выступы. Спина должна быть максимально прижата к спинке сиденья. Ноги должны оставаться слегка согнутыми при полном нажатии на педали. Необходимо тщательно подходить к вопросу регулировки и настройки боковых зеркал и зеркала заднего вида. Положение водителя в кресле и соответствующая настройка зеркал позволяет максимально уменьшить слепые зоны. Теоретические знания были закреплены на автодроме во время практических занятий.

После окончания теоретического этапа проводится краткий опрос слушателей с целью выявления остаточных знаний теории безопасного вождения «safe driving».

Практические занятия проводятся на специализированном автодроме. Для тренировок применяются современные автомобили, оснащенные системами безопасности ABS и ESP.

Для этого применялись автомобили, арендованные для обучения Фольксваген Т-Рок. Первоначально инструктор выполняет практические упражнения правильно на своем автомобиле. Затем выполняет практическое упражнение с характерными ошибками и проводит их подробный разбор. Когда в автомобиль садится первая команда из двух обучаемых, инструктор находится вне автомобиля на месте, дающем максимальный контроль за обучаемым. Всю ответственность за свои действия несет водитель, управляющий своим застрахованным автомобилем.

Практическое занятие 1. Регулировка положения кресла, руля и зеркал, ремня безопасности. Рассматриваются особенности зимней и летней регулировки ремня безопасности.

Практическое занятие 2. Руление при движении вперед с объездом конусов, поставленных по одной прямой. Конуса располагаются на расстоянии 6 м друг от друга. Возможно увеличение или уменьшение этого расстояния. Это зависит от размеров автомобиля и навыков обучаемого. Особое внимание обращается на правильное применение метода руления.

Практическое занятие 3. Упражнение аналогичное второму, но езда задним ходом. Отрабатывается управ-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

ление автомобилем по левому и правому зеркалу заднего вида. Контролируется время прохождения упражнения и точность траектории автомобиля.

Практическое занятие 4. Торможение на прямом участке трассы «Экстренное торможение» Поверхность покрытия трассы сухая. Скорость при начале экстренного торможения меняется от 40 до 80 км/ч, прибавляя 10 км/ч. Измеряется тормозной путь при различных скоростях и данные соотносятся со скоростью начала торможения.

Практическое занятие 5. Экстренное торможение с одновременным объездом препятствия. Скорость начала экстренного торможения меняется аналогично как при выполнении упражнения 4. Вырабатывается навык использования автомобильных электронных систем ABS и ESP.

Практическое занятие 6. Экстренная остановка на мокром асфальтовом покрытии когда включается последовательно струя воды из сопел, расположенных перпендикулярно направлению движения автомобиля. Формируется навык экстренного торможения с одновременным объездом движущегося препятствия (пешеход, велосипедист или животное, перебегающее дорогу). Приобретается очень важный навык руления при экстренном торможении.

Практическое занятие 7. Торможение на мокром асфальтовом покрытии с остановкой возле отметки с различной скоростью начала торможения. Вырабатывается навык определения расстояния до полной остановки при различных скоростях.

Практическое занятие 8. Езда по круговой траектории на смачиваемой водой специальной поверхности с применением и без систем ABS и ESP. Определяется условие возникновения заноса и сноса.

Практическое занятие 9. Спуск с горки с применением в конце спуска экстренного торможения и въездом в поворот. Скорости начала торможения от 30 до 50 км/ч.

Практическое занятие 10. Боковой сдвиг задней оси автомобиля. Контролируется траектория заноса автомобиля при аварии и боковом ударе.

Скорость движения 30 км/ч, и при наезде на специальную платформу происходит сдвиг задних колес автомобиля вправо или влево. При этом контролируется положение автомобиля с помощью поворота руля в сторону заноса. Если автомобиль раскручивается, то применяется экстренное торможение.

По окончании теоретического и практического этапа проводится экзамен. Принимает экзамен аттестованный специалист, который не имел отношение к процессу обучения. Обучаемые, успешно прошедшие испытания получают международные сертификаты по безопасному и защитному вождению RоSpA.

Литература

1. Горелов В.Н. Методика обучения безопасному и защитному вождению на специализированном автодроме. Современные автомобильные материалы и тех-

нологии (САМИТ-2019). Сборник статей 11 международной научно-технической конференции. Юго-западный гос. Университет. Курск с.49...53.

2. Ваганов, В. И., А.А. Пинт. Езжу без аварий. - М.: Патриот, 2015. - 192 с.

3. А.Д. Прозоров Практические советы автомобилисту, - М.: АСТ, Сова, 2017. - 255 с.

4. Автомобиль. Описательный курс. - М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной и судостроительной литературы, 2017. -576 с.

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709

Features of training in safe and protective driving using a

specialized circuit Gorelov V.N.

Samara State Technical University

Safe driving involves involves a large number of actions actions, thoughts, knowledge and skills of the person driving the car. At the present stage of development of automotive technology, slightly different actions and skills are required from the driver of the vehicle than it was 10 and earlier years ago. The terms safe driving, counter-accident driving, extreme driving, and so on can be found in offers for driver training. However, these concepts are radically different from each other, although the ultimate goal of these training courses is the same - getting certain driving skills. Familiar driving techniques should be reviewed and special skills should be taught to both novice and experienced drivers. As drivers athletes constantly train, and all road users need to update their knowledge of the techniques of driving a modern car. The set of these skills is different in each case. Under the concept of "safe driving", it is necessary to define the minimum risk when driving a car at all stages of the trip, from starting the engine to stopping in the Parking lot. "Safe driving "is similar in terms of the set of skills, knowledge and skills of'protective driving". Keywords: car, safe driving, protective driving, instructor, trainee,

minimal risk. References

1. Gorelov V. N. Methods of teaching safe and protective driving on

a specialized circuit. Modern automotive materials and technologies (SAMIT-2019). Collection of articles of the 11th international scientific and technical conference. The Southwestern state. University. Kursk p. 49 ... 53.

2. Vaganov, V. I., A. A. Pint. I drive without accidents. - Moscow:

Patriot, 2015. - 192 p.

3. A.D. Prozorov Practical tips for motorists, - M.: AST, Sova, 2017.

- 255 p.

4. Car. Descriptive course. - M.: State scientific and technical publishing house of engineering and shipbuilding literature, 2017. - 576 p.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 N 1090 (ed. from 26.03.2020) "on the Rules of the road "(together with the"Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety").

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.