2. Цыкановский Е.Ю., Гагарин В.Г., Грановский А.В., Павлова М.О. Проблемы при проектировании и строительстве вентилируемых фасадов [Электронный ресурс]. URL: http : // makonstroy.ru/forum/?p=2088\
3. Паутова Т.А., Судникович В.Г. Влияние компоновки резервуарного парка предприятий нефтепродуктового транспорта на формирование сточных вод // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. № 3. С. 171-174.
4. Навесная фасадная система с воздушным зазором «ТимСпан» ТС-2004001 с облицовкой волокнисто-цементными плитами: альбом технических решений. Иркутск, 2008. 95 с.
5. Экспертное заключение по несущей способности навесной фасадной системы с воздушным зазором «ТимСпан» ТС-2004001 с облицовкой фиброцементными плитами (выпуск 3197). М.: ЦНИИПСК, 2010.
Информация об авторах
Тарасова Надежда Александровна, магистрант кафедры «Строительное производство», тел.: 89247100021; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Судникович Вера Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерные коммуникации и системы жизнеобеспечения» Института архитектуры и строительства, тел: (3952) 40-51-42, 89025610609; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Руппель Максим Викторович, директор ООО ПСК «ТимСпан», тел.: 89048905771; 660004, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 27, стр. 4, оф. 209.
Information about the authors
Tarasova N.A., candidate for a master's degree, Department of building industry; tel.: 89247100021; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Sudnikovich V.G., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Department engineering services and life-support systems, tel.: 89025610609, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Ruppel M.V., Director of LLC JCBS «TimSpan», tel.: 89048905771; 27 Avenue Imeni Gazety «Krasnoiarskii Rabochii», building 4, office 209, Krasnoiarsk, 660004.
УДК 658.6+711.4
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА ИРКУТСКА
Д.П. Холод, Н.Л. Корзун
Охарактеризованы и систематизированы автомобильные транспортные проблемы Иркутска, проведен анализ Концепции развития общественного транспорта в городе.
Ключевые слова: автомобильный транспорт; общественный транспорт; проблемы; решения.
AUTOMOBILE TRANSPORT PROBLEMS OF IRKUTSK
D.P. Kholod, N.L. Korzun
We characterized and systematized automobile transport problems of Irkutsk, analyzed the concepts of development of public transport in the city.
Key words: Automobile transport; public transport; problems; solutions.
Прогуливаясь по центру города Иркутска, можно увидеть, как по улице Фурье не официально останавливается общественный транспорт для высадки и посадки пассажиров, и в связи с этим скапливается большое количество легкового транспорта (рис. 1).
Рис. 1. Час пик на улице Фурье
В совокупности с плотным транспортным потоком с прилегающих улиц движение затрудненно и в час пик создают пробки и аварийные ситуации. Необходимость оптимизации маршрутной и транспортных сетей города Иркутска, является одной из главных проблем города, рис. 2, 3.
Рис. 2. Центр Иркутска. Затрудненное движение
Рис. 3. Улица Ленина. Автомобильная пробка во время часа пик
Цель работы - охарактеризовать и систематизировать автомобильные транспортные проблемы Иркутска по ретроспективным и современным источникам.
Транспортные проблемы в Иркутске и пути их решения
Из пяти видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного (водного), общественного (троллейбусного и трамвайного) и воздушного), актуальных в Иркутске, остановимся на проблемах автомобильного и общественного транспорта.
Через левый берег Ангары по Иркутску проходит 4-х полосная федеральная автодорога «Байкал» М-55, АН-6 Новосибирск - Чита, М-53 Москва - Владивосток. С правого берега уходят областные трассы Р-418, на поселок Усть-Ордынский, по Александровскому тракту - на Усть-Уду, по Байкальскому тракту - на Листвянку. К западу в направлении Шелехова, расположена объездная дорога «Байкал». До 2020 года планируется создание кольцевых автомобильных дорог внутри и за пределами Иркутска [1, 2].
По данным исследований на одну тысячу иркутян сейчас приходится более трехсот автомобилей. А это значит, что все горожане могли бы передвигаться по трое-четверо в одной машине. Такие расчеты привели в транспортной лаборатории Иркутского государственного технического университета [3, 7-12]. Эксперты указанной лаборатории предложили варианты решения транспортных проблем Иркутска, была разработана концепция (2006 г.) общественного транспорта в Иркутске, в которой в частности предлагалось:
- грамотная градостроительная политика, которая предполагала резервирование земель под инфраструктуру, сопутствующих траспортным проблемам;
- развитие общественного транспорта;
- строительство иркутской кольцевой дороги.
В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема агломерации Иркутска и пригорода. В Иркутский район быстро прибывает население, в основном из Иркутска. За последние пять лет за город переехали от 50 до 80 тыс. человек. Люди живут в районе, а работают в Иркутске, привозят детей в школы и детские сады, поэтому имеется постоянная дополнительная нагрузка на дороги и транспортные потоки.
Точных данных об объемах транспортных потоков и того, как они распределяются по городу никто не знает.
Кроме того, традиционно остается перегруженным центр Иркутска, через который идет большой поток транзитного движения. Там сосредоточены офисные и торговые комплексы, туда ежедневно едут жители других регионов. Так на территории Кировского района Иркутска, площадью 400 гектаров во второй половине дня одновременно может находиться более 7 тыс. транспортных средств.
Мосты Иркутска и плотина Иркутской ГЭС в часы пик забиты транспортом. Существует дисбаланс между количеством населения и местами его работы, учебы, отдыха. Так в левобережном районе уже проживает 65% горожан, чьи маятниковые миграции на другую сторону Ангары создают пробки. Необходимо уточнить (просчитать) объемы ежедневных маятниковых поездок. Необходимо продумать оптимальную маршрутную схему.
Еще одна проблема - не надлежащее качество автотранспорта. В некоторые микроавтобусы садится небезопасно - разорванные сиденья, запах бензина в салоне, водители в нетрезвом состоянии. Треть жалоб, поступающих в комитет ЖКХ администрации города, касаются плохой работы маршрутных такси по несоблюдению водителями маршруток правил дорожного движения, невнимательности к пассажирам и их безопасности. Может быть, это и есть главная причина опасности иркутского транспорта? (рис. 4).
Рис. 4. Иркутская маршрутка
Самая оживленная автобусная остановка в Иркутске - курорт «Ангара». Каждые 13 секунд здесь останавливается новая маршрутка, в ходе чего затрудняет движение легковых автомобилей (рис. 5).
Рис. 5. Автобусная остановка курорт «Ангара»
Транспортные переходы через Ангару проходят по плотине ГЭС и трем мостам: Глазковскому (рис. 6), Иннокентьевскому (рис. 7) и Академическому (рис. 8).
Глазковский мост был построен в 1931-1936 годах, он соединяет центральную часть города с предместьем Глазково.
Рис. 6. Старый ангарский мост (он же Глазковский)
Иннокентьевский (прежде - Новый и Жилкинский) мост в Иркутске соединяет центр города с его Ленинским округом и пос. Жилкино. Движение по мосту открыто 22 ноября 1978. Протяженность уникального мостового перехода - 1100 м, ширина - 28 м, допускающая шестиполосное движение. На обоих берегах сооружены удобные транспортные развязки. Долгое время был известен под названием «Новый мост». Имя «Иннокентьевский» получил 13 июля 2011 г. решением мэрии г. Иркутска, поскольку исторически производственный район Жилкино и часть Ново-Ленино назывались «Иннокентьев-ской слободой» [1, 4].
Рис. 7. Иннокентьевский (прежние названия - Новый, Жилкинский) мост
Строительство Академического моста этого моста завершилось в декабре 2009 года, тогда открылось движение из центра города в Академгородок. В 2010 году мост был открыт в сторону Академгородка. В 2011 году достроены развязки по ул. Седова до ул. Лебедева-Кумача.
Рис. 8. Академический мост
Железнодорожный мост проходит через р. Иркут. В Иркутске действует несколько подземных пешеходных переходов и два надземных.
В период с 2008 по 2012 гг. в городе зарегистрировано 208 тыс. автомобилей, из них на долю иномарок приходится 66% парка всех легковых автомобилей Иркутска [5, 6].
Общественный транспорт города представлен муниципальными предприятиями «Иркутскавтотранс» и трамвайно-троллейбусным «Иркутскгорэлектротранс», а также 235 частными перевозчиками. Парк муниципальных автобусов насчитывает 182 автобуса (101 автобус большой вместимости и 81 средней вместимости) [13].
В Иркутске, помимо автовокзала в центральной части города, имеется автостанция в удаленном микрорайоне Ново-Ленино.
В Иркутске действует 98 городских автобусных, одиннадцать троллейбусных и шесть трамвайных маршрутов. На автобусные маршруты выходит более 1400 частных автобусов и микроавтобусов, которые перевозят 49% от общего объема пассажиров, муниципальным транспортом пользуется 51% пассажиров [14].
Трамвай в Иркутске появился в 1947 году. Пять маршрутов общей длиной 66 км охватывают преимущественно правый берег Ангары, включая центр, соединяя его с левым берегом линией на вокзал и Студгородок. Тридцать семь трамваев на линиях ежедневно перевозят более 70 тыс. пассажиров [15].
Троллейбус в Иркутске появился в 1970 году. Сегодня десять маршрутов связывают удаленные районы, кроме Ленинского округа. Ежедневно на линию выходит 55 троллейбусов (рис. 9) [16].
Рис. 9. Иркутский троллейбус
Услуги обычного такси оказывает более 100 таксомоторных компаний [17].
Износ подвижного состава муниципального пассажирского транспорта в 2011 году составил: по троллейбусам - 12%, автобусам - 42%, трамваям - 86% [18].
Как видно, проблемы в сфере работы автомобильного транспорта в Иркутске требуют скорейшего вмешательства городских властей.
Решению данной проблемы, возможно, поможет Концепция развития общественного транспорта в Иркутске, разработанная в 2011 году комитетом по ЖКХ города, при участии Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург).
Основные мероприятия, предусмотренные Концепцией, предполагают замену большей части малогабаритных автобусов на автобусы средней и большой вместимости, введение конкурсного отбора перевозчиков, организацию единого диспетчерского пункта для предприятий-перевозчиков, установку модернизированных остановочных пунктов. Также принято решение, что переоборудование ул. Дзержинского и Софьи Перовской, основных транспортных артерий Иркутска, будет выполнено, как только будет перенесен самостихийный китайский рынок «Шанхай» (рис. 10).
Рис. 10. Китайский рынок «Шанхай» в центре Иркутска
Часть этих мероприятий должна будет осуществлена уже в текущем году. Однако сначала Концепция будет представлена на рассмотрение депутатами иркутской Городской думы.
Другие мероприятия, предусмотренные Концепцией, предполагают:
- Расширить улицы.
- Восстановить диспетчерские. В Иркутске уже началась работа по созданию центральной диспетчерской службы. Раньше в городе регулированием движения занимались 73 диспетчера. Возможно в скором времени в нашем городе появится единое расписание по Иркутску. Пока же среди владельцев маршрутных такси вместо расписания занимает устная договоренность об интервале движения. Схема простая: маршрутки приезжают с утра на конечную остановку, занимают очередь и отправляются в дорогу с интервалом 1,5-2 мин.
- Ввести в маршрутках льготы. В Иркутских маршрутках появятся таблички с надписью «Льготы действительны». Водители маршрутных такси обязаны будут бесплатно перевозить ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Планируется, что городской бюджет будет возмещать частникам некую среднюю сумму.
- Избавиться от старых маршруток. Частные перевозчики также считают, что это один из способов решить транспортную проблему в городе.
- Сделать парковку как в Страсбурге. Идеальная парковка налажена в Страсбурге (и наш город должен стремиться к такому варианту): в центре города машины не паркуются, водители оставляют транспорт на больших стоянках, которые оборудованы вокруг исторического центра города. Есть у нас проект, по которому охраняемые стоянки большой площади будут находиться вокруг центра города, и парковаться на главных улицах будет нельзя вовсе.
- Размер маршрутки имеет значение. Один из вариантов разгрузки дорог в Иркутске - переход с маленьких маршруток на большие. Частные перевозчики должны сами решить, какие автобусы они будут выпускать на свой маршрут - большие или маленькие. В Иркутске есть приверженцы и тех, и других автобусов. Большой автобус более надежен и комфортабелен (рис. 11).
Рис. 11. Новые автобусы на маршрутах Иркутска
В разные времена в Иркутске задумывались самые невероятные планы организации дорожного движения. Например, поменять направление движения на улицах Карла Либк-нехта и Карла Маркса в обратном (противоположном существующему) направлении.
Создавать какие-либо ограничения на использование личных автомобилей в Минтрансе России и Правительстве Иркутской области не планируют, сейчас нужно не заставлять людей пересаживаться на автобусы, а сделать так, чтобы им было удобнее передвигаться на них по городу.
В частности, нужно обустраивать для этого перехватывающие парковки, считает профессор кафедры транспортного планирования и организации дорожного движения университета Баухаузгорода Веймара Ульрих Браннольте. Он отмечает, что проблему пробок немецкие города из-за высокого уровня автомобилизации решают уже много лет: «... представьте себе, у нас так много транспортных средств, что мы могли бы усадить практически всех немцев на передние сиденья машин, поскольку на 1000 человек у нас приходится 500 автомобилей. В числе действенных мер по борьбе с заторами организован объезд городских участков по автобанам. Кроме того, немцам стараются предложить разные средства передвижения, например трамваи и «маятниковые» поезда.» [18].
Пробки в Иркутске закончатся тогда, когда автомобиль перестанет быть единственным способом добраться до нужного места.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иркутск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907.
Т. 82.
2. Иркутск-2020: дороги и транспорт [Электронный ресурс]. URL: // baikvesti.ru
3. Транспротное планирование. TL-Транспортная лаборатория ИрГТУ [Электронный ресурс]. URL: http://transport.istu.edu/
4. Иркутским мостам дали новые официальные имена [Электронный ресурс]. URL:gazetairkutsk.ru
5. Каждый второй иркутянин ездит на собственной машине [Электронный ресурс]. URL: irk.kp.ru (дата обращения: 20.02.2012).
6. Самые автомобилизированные города России [Электронный ресурс]. URL: rating.rbc.ru
7. Агасьянц А.А. Основные предпосылки повышения эффективности улично-дорожнойсети // Совершенствование транспортных систем городов. Тезисы сообщений Всесоюзного научно-технического семинара. Суздаль. 9-11 ноября 1989. М.: ЦНИИП градостроительства. 1989. С. 20-23.
8. Горбанев Р.В., Ваксман С.А., Глухарева Т.А. Проблемы загрузки сети магистральных улиц и дорог больших городов автомобильным транспортом. Проблемы больших городов // ГОСИНИТИ. 1979. № 21. 27 с.
9. Гришкявючене Д.Р. Критерий полосности и уровня организации движения при оценке пропускной способности улично-дорожных сетей городов: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. М., 1980. 22 с.
10. Зубков Г.Н. Применение моделей и методов структурного анализа систем в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1984. 152 с.
11. Капитанов В.Т., Хилажев Е.Б. Управление транспортными потоками в городах. М.: Транспорт, 1985. 94 с.
12. Крейстмейн М.Г. Исследование систем магистральных улиц центров крупных городов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1980. С. 17.
13. Обзор социально-экономического положения г. Иркутска за 2010 год. 2011.
35 с.
14. Система городского транспорта нуждается в модернизации [Электронный ресурс]. URL: // gazeta.irkutsk.ru (дата обращения: 03.02.2012).
15. Как сделать иркутские трамваи самым удобным видом транспорта? [Электронный ресурс]. URL: irkutsk.ru
16. С 2011 г. иркутские троллейбусы будут ходить по новым маршрутам [Электронный ресурс]. URL: gazetairkutsk.ru.
17. Таксисты Иркутска провели акцию протеста против новых правил перевозки пассажиров: отчет мэра города Иркутска «о деятельности органов местного самоуправления города Иркутска в 2010 г.». Администрация г. Иркутска, 2011. 61 с.
18. Материалы совещания по проблемам развития транспорта региона и вопрос включения предприятий Иркутской области в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» 28.09.2012.
Информация об авторах
Холод Дарья Павловна, студентка, тел.: 89144001654, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Корзун Никита Леонидович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149100532, e-mail:
[email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Kholod D.P., undergraduate, tel.: 89144001654, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
Korzun N.L., Candidate of medical science, associate professor, department of engineering services and life-support systems, tel.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.