УДК 711:625.712
ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫЗОВ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
© Е.С. Преловская1, А.Г. Левашев2, Е.В. Пуляевская3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена концепция развития транспортно-коммуникационных пространств на территории Глазковского предместья г. Иркутска, основанная на принципах городской мобильности населения и стратегии «комфортной среды». Проведены оценка эффективности существующей транспортной сети и ее тестирование на примере преобразовании магистралей в торгово-пешеходные зоны, улицы совместного использования и городские бульвары с целью повышения уровня обслуживания всех пользователей уличного пространства. Ил. 6. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: градостроительство; транспортное моделирование; уровень транспортного обслуживания; коммуникационные пространства.
URBAN STREETS: SOCIAL CHALLENGES AND PROSPECTS E.S. Prelovskaya, A.G. Levashev, Е-V. Pulyaevskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the development concept of transport and communication spaces of the Glazkovsky region in Irkutsk, based on the principles of urban population mobility and "livable street" strategy. The efficiency of the existing transport network has been evaluated and tested on the example of city main transformation into trade-pedestrian areas, shared spaces and city boulevards in order to improve the level of service for all users of street space. 6 figures. 5 sources.
Key words: town-planning; transportation modeling; level of transport service; communication spaces.
Сложившаяся в последние годы транспортная ситуация в г. Иркутске обусловлена устойчивой тенденцией опережающего роста уровня автомобилизации над ростом уровня развития транспортной инфраструктуры города, что является причиной ряда негативных социальных последствий. Наибольшей градостроительной проблемой территории Глазковского предместья является загруженность магистральной улично-дорожной сети транзитными потоками, следующими из Свердловского округа в Ленинский и Октябрьский округа и центр города. Вследствие этого привокзальная площадь является каналом транзитного движения на Глазковский мост и неудобна для пересадок на городской общественный транспорт (рис.1). Один из наиболее актуальных градостроительных конфликтов представлен находящим ся рядом с вокзалом Николо-Иннокентьевским Храмом, который отделен от общественных пространств жилой застройкой низкого качества, что свидетельствует о его дезинтеграции в привокзальною площадь железнодорожного вокзала. Генпланами Иркутска предусматривалось формирование городского кольца в виде скоростной дороги протяженностью 22-23 км. В северной части Свердловского округа скоростная дорога обходит предместье Глазково, что позволяет вывести из него значительную часть транзитных потоков.
В настоящее время 50% рассматриваемой территории занято малоэтажной частной застройкой, что неэффективно с позиции использования территорий, обладающих хорошей транспортной доступностью. В связи с этим предлагается провести реконструкцию этих территорий с переходом на застройку средней этажности до 5-7-ми этажей с показателями плотности населения 200-250 чел./га. Строительство жилой застройки с большей плотностью представляется нецелесообразным в связи с ростом уровня автомобилизации населения и невозможностью обеспечения жилой застройки высокой плотности местами парки-рования.
В результате проведенного анализа исследуемой территории можно сделать следующие выводы:
• Жители рассматриваемого района вынуждены пользоваться объектами сервиса, расположенными на территории другого района. Это приводит к увеличению транспортных нагрузок на УДС города и свидетельствует о низком качестве транспортного обслуживания населения.
• Необходимо совершенствование коммуникационных пространств для пешеходов - реконструкция улиц с целью обеспечения комфортных условий их движения.
1Преловская Евгения Сергеевна, магистрант, тел.: 89500527474, e-mail: jessprelove@gmail.com Prelovskaya Evgeniya, Master's degree student, tel.: 89500527474, e-mail: jessprelove@gmail.com
2Левашев Алексей Георгиевич, магистрант, тел.: 89149178753, e-mail: alexey.levashev@tl-istu.com Levashev Aleksei, Master's degree student, tel.: 89149178753, e-mail: alexey.levashev@tl-istu.com
3Пуляевская Евгения Владимировна, доцент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: 89500527474, e-mail: jessprelove@gmail.com
Pulyaevskaya Evgeniya, Associate Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: 89500527474, e-mail: jessprelove@gmail.com
Рис. 1. Распределение транспортных потоков (существующая ситуация), авт./ч
Рис. 2. Концепция развития транспортно-коммуникационных пространств северно-западной
части Свердловского округа
• Предместье Глазково по условиям транспортной доступности является одной из лучших территорий для жилищного строительства.
На основе анализа существующей ситуации предложена концепция развития транспортно-коммуникационных пространств в зоне железнодорожного вокзала и прилегающей территории. Согласно разработанной концепции (рис. 2), в границах рассматриваемой территории достраивается новое здание железнодорожного вокзала, которое позволит создать на его базе интермодальный пересадочный узел, включая речной транспорт. Железнодорожный вокзал становится тупиковым для поездов дальнего следования. Существующая железнодорожная инфраструктура на берегу реки Ангары меняется на линию скоростного трамвая, на высвобождаемой территории берега Ангары создается общественное пространство, включая зону рекреации и городского променада, что позволяет преобразовать прибрежную территорию в привлекательное коммуникационное пространство города.
В новом здании вместо существующего здания почты создается междугородний автобусный вокзал и общественно-торговый центр. Необходимость создания автобусного вокзала в комплексе с существующим железнодорожным вокзалом продиктована тем, что необходимо сократить затраты времени на пересадки с железнодорожного транспорта на региональные междугородние автобусные маршруты.
Предлагается создать на территории бывшего Свердловского рынка торгово-общественный центр с подземным паркингом. Емкость создаваемого паркинга - 150 парковочных мест, это компенсирует ликвидацию парковочных мест на площади, прилегающей к вокзалу в настоящий момент. Данная территория является наиболее благоприятной с позиции транспорт-
ного обслуживания торгового центра (доступность с линий общественного транспорта, возможность формирования паркинга для индивидуальных автомобилей посетителей торгового центра).
В зоне привокзальной площади предлагается создать торгово-общественный центр, обслуживающий пользователей интермодального узла, состоящего из железнодорожного, автобусного и речного вокзалов. В составе нового общественно-торгового центра предусматривается формирование торгово-пешеходной улицы от ул. Профсоюзной к привокзальной площади и остановкам общественного транспорта. При этом улучшается доступность общественного транспорта через привокзальную площадь и ул. Челнокова. Согласно предложенной концепции привокзальная улица Челнокова, по своим функциям являющаяся на данный момент магистралью городского значения, преобразуется в улицу совместного использования пешеходами и общественным транспортом, поперечный профиль которой представлен на рис. 3.
На территории, заключенной между улицами Профсоюзная и Челнокова, предлагается расположить современный жилой квартал переменной этажности от 4 до 6 этажей с подземным паркингом и соответствующим благоустройством. Дома жилого квартала образуют гармоничное и безопасное пространство - закрытый внутренний дворик.
Справа от жилого квартала расположен больничный комплекс и здание современного искусства и творчества, под куполом которого расположен планетарий, а со смотровой площадки здания, выходящей на торгово-пешеходную улицу, открывается прекрасная панорама города. Прилегающая к торгово-пешеходной улице территория отдана под парковую зону и озеленение общего пользования, насыщена культовыми объектами архитектуры и искусства.
Рис. 3. Магистральные улицы городского значения (3х3,5) - а; бульвар городского значения (ул. Челнокова 4х2, включая трамвай) - б и магистральная улица районного значения - в
С целью совершенствования коммуникационных пространств предложена реконструкция улиц, обеспечивающая комфортные условия движения для пешеходов. На всей сети улиц предусматривается расширение пешеходных тротуаров, комплексное озеленение, в т.ч. в жилых кварталах (рис. 4).
Создание обхода Глазковского предместья (новый
мост через Иркут и участок городской скоростной кольцевой дороги) позволяет значительно сократить интенсивность движения на ул. Маяковского. В связи с этим появляется возможность реконструкции улицы и превращения ее в городской бульвар с обустройством нескольких пешеходных переходов в парк им. Парижской Коммуны (рис. 5).
Рис. 4. Местные улицы в жилой застройке: а - план улицы; б - поперечный профиль участка с размещением уличных парковок; в - поперечный профиль с обустройством пешеходных переходов
Рис. 5. Бульвары городского значения: а - ул. Терешковой 2х3,5 + трамвай; б - ул. Маяковского 3х3,5
Рис. 6. Изменение транспортной нагрузки, авт./ч (разница между существующим состоянием и состоянием с учетом участка скоростной кольцевой дороги и запрета движения ИТ по ул. Челнокова)
Реализация предложенной концепции и создание обхода Глазковского предместья, в частности строительство нового моста через р. Иркут и участка городской скоростной кольцевой дороги, позволит:
1) снизить интенсивность движения на улицах Маяковского, Боткина, 2-я Железнодорожная, Гоголя (рис. 6);
2) перенести сквозное движение автомобильного транспорта с улиц Челнокова и Профсоюзная и привокзальной площади на улицу Гоголя;
3) организовать на привокзальной площади движение только общественного транспорта, такси и пешеходов;
4) превратить улицу Челнокова в бульвар с дви-
жением только общественного транспорта, такси и пешеходов;
5) организовать на привокзальной площади гармоничное коммуникационное пространство, интегрированное в городскую среду;
6) повысить мобильность населения, создать комфортные улицы для всех пользователей уличного пространства;
7) увеличить финансовые поступления для частного бизнеса и городской администрации посредством строительства общественно-торгового центра, создания торгово-пешеходной улицы и внедрения реформы паркирования.
Статья поступила 30.09.2014 г.
Библиографический список
1. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. Новосибирск: Наука, 2004. 267 с.
2. Левашев А.Г. К вопросу об исследовании характеристик паркирования в районе крупных центров обслуживания // Вестник ИрГТУ. 2011. № 3(50). С. 55-59.
3. Яковлев А.С. Колористика улиц Иркутска // Проект Бай-
кал. Иркутск: Изд-во «А-Фонд», 2009. С. 155-157.
4. Шаров М.И. Методика оценки транспортного спроса для проектов организации дорожного движения // Вестник ИрГТУ. 2007. № 4(32). С. 151-154.
5. СП 42.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 -89: офиц. текст. М.: Студия Компос, 2011. 40 с.