Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В 2012 Г'

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В 2012 Г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А.

В статье рассматривается состояние автомобильной промышленности в России в 2012 году, в частности, динамика производства легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В 2012 Г»

что превышает в два раза аналогичный показатель в ЕС. Причина сложившейся ситуации - низкий уровень удельных трудовых издержек в Китае: в два раза ниже Японии, в три - США, почти в пять - ЕС.

Разнородность экономики ЕС оказала значительное влияние на уровень производительности труда, который составляет лишь 54 тыс. долл., что меньше на 37 тыс. долл. уровень в США и на 43 - в Японии. Все это, конечно же, ослабило конкурентные позиции ЕС, не смотря на уровень производительности в Германии - 70 тыс. долл.

Китай уделяет существенное внимание инвестициям в НИОКР, проектированию и маркетингу, что дает значительные конкурентные преимущества. Но необходимо отметить, что в настоящее время уровень производительности труда в Китае составляет лишь 50% от уровня ЕС. Однако ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000 - 2012 гг. составили более 10%, а в ЕС - 1,5%, США - 0,8%, а в Японии же наблюдалось падение.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли: с 3% в 2000 году до 13% в 2012 г. В свою очередь доля США в мировой торговле за аналогичный период снизилась на 8% с 25 до 17%, а Японии - на 5% с 21 до 16%. Только позиции ЕС остались достаточно прочными и составили 37% глобальной торговли продукцией машиностроения

Использованные источники:

1. European Industry in a Changing World. Commission of the European Communities (2009).

2. C. Wanner. Stille Riesen. Manufacturing Now. Stuttgart. 2010.

3. VR China. Maschinren und Anlagenbau. Germany Trade and Invest. Koeln 2010.

4. The 12th Five-Year Plan: China' Economic Transition, Economist Corporate Network. Shanghai. 2011.

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Россия, г. Москва АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ В 2012 Г.

Аннотация. В статье рассматривается состояние автомобильной промышленности в России в 2012 году, в частности, динамика производства легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов

Ключевые слова: автомобильная промышленность, производство автомобилей.

Автомобильная промышленность - лидер российского машиностроения, существенно влияющая на процессы экономического и социального развития России.

В настоящее время в автомобилестроении России сложилась четкая специализация предприятий по выпуску отдельных типов машин. Лишь некоторые заводы выпускают одновременно грузовые и легковые машины: ОАО «ЗИЛ» Москве и «Группа ГАЗ» Нижнем Новгороде.

Все остальные предприятия специализируются на выпуске отдельных видов и типов машин:

• грузовые машины среднего тоннажа в Центральном (Москва, Брянск), в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Уральском (Миасс) районах;

• грузовые машины небольшого тоннажа в Поволжском районе (Ульяновск);

• автобусы разной вместительности в Центральном (Ликино), в Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган) районах;

• легковые автомобили высшего класса выпускает Москва;

• легковые автомобили среднего класса - Волго-Вятский район (Нижний Новгород);

• малолитражные машины - Поволжский (Тольятти), Центральный (Москва), Уральский (Ижевск) районы;

• микролитражные автомобили - Юго-Западный (Луцк) район.

Российский автопром включает в себя также производство моторов,

электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд специализированных заводов:

• Ярославский завод - для грузовиков;

• Заволжский завод - для автозавода в Нижнем Новгороде;

• Омский, Тюменский, Уфимский заводы - для «Москвичей».

Большинство указанных предприятий разместилось вне центров

автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Например, Ярославский -Минскому, Кременчугскому и др., Омский, Тюменский и Уфимский -Московскому и Ижевскому автозаводам.

Для получения наиболее полной картины о состоянии российской автомобильной промышленности рассмотрим подробнее производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов в РФ за 2012 год.

По данным Росстата в 2012 году российские автозаводы выпустили 2 млн. легковых автомобилей, что на 13,3% превышает аналогичный показатель 2011 года. При этом только в декабре 2012 года с конвейеров сошло примерно 200 тыс. машин, что на 0,8% превышает показатель 2011 года.

Необходимо отметить, что существенная доля в указанном объеме, а именно более трети (719 тыс. ед.), принадлежит заводу «АвтоВАЗ». Причем новинкой стали автомобили иностранного бренда «Nissan Almera».

Производство на площадках иностранных концернов в 2012 году продолжает успешно развиваться:

• Peugeot запустил в Калуге производство полного цикла нового седана «408»;

• Mitsubishi там же начал сборку нового поколения «Outlander»;

• Skoda стала собирать на ГАЗе кроссовер «Yeti»;

• Ford поставил на конвейер компании Sollers в Елабуге модели «Kuga», «Explorer» и «Transit»;

• Renault увеличил объем производства на московском заводе «Автофрамос» — теперь там выпускают семь моделей марки;

• расширил ассортимент выпускаемых моделей калининградский завод «Автотор» — в производственную программу вошли новые «Kia ceeM», «Opel Zafira Tourer», «Chevrolet Malibu» и 5 моделей BMW;

• на черкесском заводе «Дервейс» началась сборка новых моделей

— кроссовера «Lifan X60» и «Geely Emgrand» в вариантах седан и хэтчбек;

• Mazda запустила производство кроссовера «CX-5» во Владивостоке.

Таким образом, можно заключить, что в 2012 г. зарубежные автопроизводители продолжали расширять модельный ряд российской сборки. При этом благодаря восстановлению спроса и запуску новых моделей российские заводы по производству иномарок увеличивали объемы выпуска, выходя на полную мощность (Hyundai, Toyota, «Автофрамос») и организовывая сборку на мощностях своих партнеров (Volkswagen-ГАЗ, Nissan-АВТОВАЗ).

Российское производство грузовиков в 2012 год практически не изменилось. Общий объем выпуска грузовых автомобилей, включая шасси и легкие грузовики, составил 210 тыс. ед., что лишь на 1,5 % выше аналогичного показателя за 2011 год. Причем выпуск отечественных моделей составил 174 тыс. ед., с сокращением на 4%, а грузовиков иностранных марок 31 тыс. ед., с ростом на 29%. Не смотря на это, существенная часть грузовых автомобилей, а именно 85%, была выпущена под российскими марками.

В настоящее время грузовые автомобили различной грузоподъемности и назначения выпускают более 12 заводов. При этом лидерами являются лишь три завода: ОАО «МАЗ» (13%), ОАО «КАМАЗ» (34%) и ОАО «АЗ «Урал» (5%).

Крупнейший производитель грузовых автомобилей в России - КАМАЗ

- в 2012 году выпустил 51 тыс. готовых автомобилей, шасси и сборочных комплектов, что на 6% больше 2011 года. Из которых 51% в объеме

производства заняли тяжелые и полноприводные автомобили, более 30% -модернизированные машины.

СП «Sollers-Isuzu» в 2012 году выпустил 1,6 тыс. шасси Isuzu серии N. Причем общий объем производства в Группе Sollers составил 38 тыс. грузовых автомобилей, что на 17% выше прошлогоднего показателя. Таким образом, группа Sollers стала третьим крупнейшим производителем грузовиков в России, заняв в структуре производства грузовиков долю в 18%.

«Автотор» начал в сентябре сборку коммерческих автомобилей Hyundai и по итогам года выпустил 380 грузовиков HD-78 грузоподъемностью до 3,5 тонны.

В 2012 г. существенно увеличился выпуск грузовых машин на площадках иностранных концернов:

• ЗАО «Вольво Восток» - на 24%;

• ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» - на 108%;

• ООО «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» - на 57%;

• ООО «Скания-Питер» - на 18%.

Необходимо отметить, что итоговые результаты российских автозаводов могли бы быть выше, если бы не ввоз фальсифицированной техники в Россию. Например, из Китая и Кореи в Россию только за первые полгода 2012 года было ввезено по заниженным таможенным пошлинам через Казахстан более 4 тыс. грузовиков. Таким образом, убытки для российских производителей грузовиков составили свыше 30 млн. руб.

Максимальный рост в 2012 года произошел в секторе выпуска автобусов. Общий объем выпуска автобусов составил 56 тыс. ед., что на 30% больше показателя 2011 года. При чем, объем выпуска российских моделей составил 46 тыс. ед. с ростом на 38%. Выпуск автобусов иностранных марок составил 10 тыс. ед. с ростом почти на 3%.

Таким образом, доля автобусов российских марок составляет 77 %, что на 3% больше чем в 2011 году.

Лидером по производству автобусов в России по итогам 2012 года является группа ГАЗ, которая выпустила более половины в общем объеме (51%). Автобусная техника производится на предприятиях, входящих в Дивизион «Автобусы» (ООО «ПАЗ», ООО «ЛиАЗ», ОАО «ГолАЗ», ООО «КАВЗ»), а также на автозаводах ГАЗ и «Урал».

Группа Sollers по итогам года заняла второе место по объему выпуска автобусов в России. Доля группы, которая выпускает автобусы марки УАЗ в Ульяновской области и марки Ford - в Республике Татарстан составила 23%, сократившись почти на 1%.

Существенные доли в структуре общего объема производства пассажирских машин занимают предприятия, выпускающие различные модификаций автобусов на базе иностранных коммерческих автомобилей, -СТ «Нижегородец» (12%) и ПКФ «Луидор» (6%).

Необходимо отметить, что активно развиваются совместные проекты российских и иностранных производителей, в том числе благодаря новым условиям промышленной сборки, принятым правительством России в 2011 г.

Использованные источники:

1. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics

2. Аналитическое агентство АВТОСТАТ // http : //www.autostat.ru/catalog cate gory/59/

3. АСМ-холдинг. Аналитика и консалтинг в автомобильном и сельскохозяйственном машинострении // http://www.asm-holding.ru/profile/edition/anobzor/podpiska/

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Россия, г. Москва

РОССИЯ И ЕС

Аннотация. В статье рассматриваются торгово-экономические отношения России и ЕС, анализируются последствия мирового экономического кризиса, рассматриваются перспективы взаимоотношений РФ и ЕС.

Ключевые слова: кризис, ЕС, внешняя торговля, Россия

Взаимоотношения России и ЕС постоянно развиваются. Пиком таких отношений можно назвать мировой кризис, обрушившийся на страны Евросоюза и Россию. В результате стала понятна их макроэкономическая и финансовая уязвимости и относительно низкая конкурентоспособность перед лицом новых агрессивных глобальных торгово-экономических игроков таких, как Китай. Явная угроза утраты лидирующей роли на мировой арене диктует необходимость более тесной интеграции российской и европейской экономик, выработки инструментов и механизмов эффективного взаимодействия с целью наиболее полного использования имеющихся хозяйственных, инвестиционных и научно-технических потенциалов. Необходимо отметить, что на практике сближение России и ЕС наталкивается на серьезные препятствия.

В настоящее время Европа переживает глубочайший кризис, который выразился в первую очередь в замедлении темпов роста экономики. По данным European Commission можно составить табл. 1.

Таблица 1.

_Динамика изменения объемов ВВП стран ЕС, %

Страна 20042008* 2009 2010 2011 2012 2013

Евросоюз 2,3 -4,3 2,1 1,5 -0,3 0,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.