УДК 656.13.072
Е. М. ТАРУКИН
РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова: большегрузный автомобиль, грузоподъемность, дизельный двигатель, машиностроительный завод, производственные мощности.
Аннотация. На сегодняшний день немаловажную роль во многих сферах экономической деятельности играет транспорт. Прежде всего, от него зависит то, насколько быстро, а главное, надежно груз будет доставлен из одного места в другое. Естественно, в современном мире существует огромный перечень различных грузов и товаров, которые требуют транспортировки, и поэтому есть такой же большой выбор транспортных средств для выполнения перевозок.
ОАО «КАМАЗ» - крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих, расположенный в Набережных Челнах (Татарстан, Россия). Входит в число 10 ведущих мировых компаний по производству тяжёлых грузовиков, занимает 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей.
За 2007 год КАМАЗ выпустил 52 650 грузовиков, 63 200 двигателей и силовых агрегатов. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты, было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.
В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ -13 444 единицы. Указом Президента РФ генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.
В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ (КАИ) - совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических
© Тарукин Е. М., 2013
кадров для КАМАЗа.
Группа компаний «КАМАЗ» - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей.
ЗИЛ (Завод имени Лихачёва)
Завод успел собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых 432 ед. в 1917 г., 779 ед. - в 1918 г. и 106 - в 1919 г.
В 1919-1923 гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик «Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед. Этот грузовик даже хотели запускать в производство, но предпочтение все же было отдано более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская документация [1, с. 34].
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6-7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ). В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996 г.), после 2000 г. возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться. В 2010 году произведено 4,54 тыс. автомобилей. С 1924 по 2010 завод произвёл 7 млн 867 тыс. 850 грузовых автомобилей, 39 тыс. 533 автобуса и 12 тыс. 145 легковых автомобилей. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.
За 2008 г. АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 4 539 грузовых автомобилей (-51,3 % к 2007 году) и 9 автобусов (-65,4 %). В 2008 году выручка компании составила 3,611 млрд руб. (73,2 % к 2007 году).
УАЗ (ОАО «Ульяновский автомобильный завод», аббревиатуры УАЗ, UAZ)
Предприятие в Ульяновске основано в июле 1941 г., входит в состав автомобильного холдинга Sollers (ОАО «Соллерс», бывшее ОАО «Северсталь-авто»). Является российским производителем полноприводных автомобилей: внедорожников, лёгких грузовиков и микроавтобусов [2, с. 67].
Модельный ряд «УАЗа» постоянно растет. С декабря 2003 года на смену старому УАЗ-3151 пришёл новый внедорожник УАЗ Хантер. В августе 2005 года на смену УАЗ-3162 начат выпуск УАЗ Патриот. С августа 200S года начат выпуск УАЗ Пикап.
УралАЗ (Уральский автомобильный завод)
Одно из крупнейших российских предприятий по выпуску грузовых автомобилей. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Автомобильный завод «Урал». Расположен в Миассе (Челябинская область). Завод выпускает бортовые грузовики (в том числе для целей Вооружённых сил РФ): УРАЛ-43206 (с модификациями), УРАЛ-532301, Урал-632302, вахтовые автобусы, седельные тягачи и т. п.
«УралАЗ» является (совместно с ОАО «Газпром» и итальянской машиностроительной компанией Ivece SPA, Милан) соучредителем совместного предприятия «IVECO-УралАЗ», выпускающего самосвалы, седельные тягачи, лесовозы, сортиментовозы и шасси по лицензии Ivece. Производственная мощность завода - до 3000 автомобилей в год.
В 200S г. подготовлено производство дорожных самосвалов Урал-63685 и Урал-6563 с увеличенными объёмами кузова. В 2005 г. завод выпустил 767S грузовиков - на 5 % больше, чем в 2004 г., из общего объема продаж 17 % автомобилей были поставлены на экспорт. В 2006 г. было выпущено 10 753 автомобиля, доля экспортных поставок составила порядка 10 %. В 200S г. производство грузовиков выросло до 15751 шт.
Выручка предприятия за 2009 г. составила 1S,59 млрд руб. (за 2007 год - 17,61 млрд руб.), чистый убыток - 4,3 млрд руб. (в 2007 году - чистая прибыль 3,774 млрд руб.).
ОАО ГАЗ (Горьковский автомобильный завод)
За 70 лет своей истории «ГАЗ» стал центром отечественного машиностроения. Коллективом предприятия освоено более 100 различных моделей и модификаций автомобильной техники, изготовлено свыше 16 миллионов легковых и грузовых автомобилей. Все автомобильные заводы страны (ВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ЗАЗ, ПАЗ и другие) создавались и оснащались при непосредственном участии специалистов «ГАЗа».
Горьковский автомобильный остается традиционным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии, а также полуторок и легковых
автомобилей среднего класса «Волга», модификации которых разрабатывались для эксплуатации в сложнейших климатических и дорожных условиях. Удельный вес ОАО «ГАЗ» в производстве автомобилей в России составляет: легковые - 7,6 %, грузовые - 57 %, автобусы -46,4 %. С января 2003 г. начался выпуск модернизированных легких грузовиков «ГАЗель» и «Соболь». Ведется работа по созданию совместного предприятия с фирмой «1УБСО» по производству легких коммерческих автомобилей типа «ГАЗель» и «Соболь», грузовиков средней грузоподъемности и дизельных двигателей к ним, а также совместное производство с фирмой «2Б» по производству коробок передач для легковых и грузовых автомобилей.
Группа «СОК»
Сейчас группа «СОК» - одна из крупнейших частных компаний России, которая объединяет несколько десятков промышленных предприятий, занятых в различных отраслях отечественной экономики. Главное направление деятельности - производство автокомпонентов и автомобилей (второе место по выпуску автомобилей в России). Контролирует автозаводы «ИжАвто» (в 2005 выпустил 52 800 автомобилей) и «РосЛада» (22 100 автомобилей). В группу также входят «Автосвет», ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, «ВазИн-терСервис» (с 2003 года), «Кинельагропласт» и др.
Яровит (производство Ленинградского металлического завода)
Компания ЯРОВИТ Моторс - производитель грузовых автомобилей УАЯОУ1Т. Грузовые автомобили УАЯОУ1Т - это тяжелые многоосные грузовики повышенной проходимости и нагрузочной способности. Модельный ряд УДЕОУТГ построен на базовых шасси с колесными формулами 10х8, 10х6, 10х4, 8х8, 8х6, 8х4, 6х6. На базе шасси строятся различные по назначению автомобили: седельный тягач, большегрузный самосвал, бетоносмеситель (миксер), лесовоз, сор-тиментовоз и т. д.
По грузоподъемности товарная ниша грузовых автомобилей УАЯОУТГ занимает промежуточное положение между грузовыми автомобилями, традиционно используемыми на дорогах общего пользования, и карьерными самосвалами.
Грузовые автомобили УАЯОУГГ предназначены для эксплуатации в сложных дорожных и климатических условиях.
БАЗ/БЗКТ (Брянский завод колесных тягачей)
В настоящее время ОАО «БЗКТ» является одним из производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России. На базе шасси БАЗ Кунгурским машиностроительным заводом смонтированы установки для ремонта и бурения нефтяных скважин А60/80, АРБ-100, МБУ-125, Санкт-Петербургским машиностроительным заводом - установки УПА-60/80. На шасси БАЗ выпускаются тру-боплетевозы, автоцистерны, топливозаправщики, цементировочные агрегаты.
Совместные производства грузового транспорта
ООО «Ивеко-Уралаз» (совместно с Iveco)
Переименовано в ООО «Ивеко-АМТ». В соответствии с решением Общего собрания участников от 07.04.09 ООО «Ивеко-Уралаз» переименовано в ООО «ИВЕКО-АМТ» («IVECO-AMT», Ltd). Новое название зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и вступило в действие 16.04.09.
Совместное российско-итальянское предприятие ООО «ИВЕ-КО-АМТ» с 1994 года производит большегрузные автомобили по лицензии концерна «Iveco», адаптированные к российским условиям эксплуатации («северное исполнение» до -55 °С). Сегодня их производственные возможности позволяют поставлять в срок от 2-х недель автомобили «IVECO-AMT» - аналоги «IVECO TRAKKER», являющиеся современными наследниками легендарных грузовиков «IVECO MAGIRUS», в любом количестве и различной комплектации. Автомобили «IVECO-AMT» изготавливаются из деталей, централизованно поставляемых компанией «Iveco» из Турина (Италия), произведённых на заводах в Германии, Испании и Франции.
Производственная программа включает автомобили с колёсными формулами 6х6 (односкатной или двускатной ошиновки), 6х4, а также 4х2,4х4,8х6 и 10х6 (с подкаткой осью); имеющие колёсные базы от 2800 до 6000 мм, грузоподъёмностью от 11 до 37 тонн, оснащённые дизельным двигателем «CURSOR-13» (EURO-3) мощностью 380 л.с. или 420 л.с., в том числе с кабинами со спальным местом или сдвоенными для экипажа до 8 мест.
МАЗ-МАН (совместно с MAN AG)
Совместное белорусско-германское предприятие, закрытое акционерное общество «МАЗ-МАН» - производитель современных большегрузных автомобилей европейского класса для региональных и
международных перевозок, строительной и специальной техники, фронтальных погрузчиков ВМЕ. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3000 автомобилей в год.
Автомобили «МАЗ-МАН» представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь. Она соответствует всем действующим и перспективным требованиям европейских правил и Директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам Euro 3, регулирующим уровень выхлопа и шумности. Техника ориентирована на заказчиков, предъявляемых повышенные требования к надёжности и качеству. В 2008 году СП ЗАО «МАЗ-МАН» стало официальным дилером концерна MAN Nutzfahrzeuge AG в Республике Беларусь. В этом же году, поставив более 400 единиц автомобилей MAN, стали абсолютными лидерами продаж среди дилеров грузовой техники.
«Фузо Камаз Тракс Рус» (FUSO KAMAZ Trucks Rus)
СП «Фузо Камаз Тракс Рус» создается для импорта, производства и сбыта грузовых автомобилей Fuso в России.
Сбыт грузовых автомобилей Mercedes-Benz осуществляется через «Мерседес-Бенц Тракс Восток» с 1 января 2010 г. Партнеры участвуют в каждом совместном предприятии на паритетной основе.
ОАО «КАМАЗ» заключили соглашения о создании двух совместных предприятий. Основой послужило стратегическое партнерство между «Даймлер АГ», ОАО «КАМАЗ», государственной корпорацией «Ростехнологии» и инвестиционным банком «Тройка Диалог», начало которому было положено в декабре 2008 года. В связи с этим концерн «Даймлер АГ» стал владельцем 10% акций ОАО «КАМАЗ».
«Даймлер АГ» рассматривает создание обоих предприятий как стратегический шаг к дальнейшему последовательному развитию программы «Global Excellence». Целью инициативы роста и завоевания рынков в рамках объявленной в 2005 году программы «Global Excellence» является освоение новых рынков с высоким потенциалом развития и, тем самым, укрепление глобального присутствия «Даймлер АГ».
«Даймлер АГ» и ОАО «КАМАЗ» владеют по 50% акций совместного предприятия «Фузо Камаз Тракс Рус», штаб-квартира совместного предприятия будет расположена в Казани. Оба партнера вложили в предприятие по 4,1 миллиона евро. Генеральный директор «Фузо Камаз Тракс Рус», а также руководители отделов сбыта и маркетинга будут назначены из числа руководящих сотрудников ОАО «КАМАЗ». Пост финансового директора закреплен за представителем
Fuso, равно как и должность руководителя производством.
Совместное предприятие начало свою деятельность по импорту машинокомплектов из Японии, производству и сбыту легкого грузового автомобиля Fuso Canter с согласия антимонопольного комитета в первом квартале 2010 года. Локализация частей и компонентов при сборке грузовых автомобилей в России непрерывно увеличиваться.
Автомобиль Fuso Canter собирается в Набережных Челнах, на заводе ОАО «КАМАЗ», в то время как центральный офис продаж расположился в Казани. Сейчас на территории России работают около 11000 подержанных грузовиков Fuso, марка Fuso хорошо известна российским потребителям грузовых автомобилей.
«Мерседес-Бенц Тракс Восток» («Mercedes-Benz Trucks Vostok»). Второе совместное предприятие имеет не меньшее значение для завоевания российского рынка, динамика которого оценивается весьма высоко в связи с намечающимся подъемом экономики.
«Даймлер АГ» и ОАО «КАМАЗ» принадлежат по 50 % акций «Мерседес-Бенц Тракс Восток», оба производителя вложили в совместное производство по 5,9 миллионов евро. Борис Биллих, до этого отвечавший за сбыт грузовых автомобилей Mercedes-Benz в России, станет генеральным директором нового предприятия. Производство тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor сначала осуществляется методом крупноузловой сборки в Набережных Челнах на производственных мощностях ОАО «КАМАЗ».
ЛИТЕРАТУРА
1. «Экономика автомобильного транспорта» под редакцией д-ра экон. наук Г.А. Кононовой: Москва, издательство «Академия». 2006. 528 с.
2. Туревский И. С. «Экономика отрасли. Автомобильный транспорт»: изд-во «Форум». 2007. 288 с.
RUSSIAN TRUCK MANUFACTURERS
Keywords: heavy trucks, diesel engine, engineering plant, capacity, production capacity.
Annotation. Transport plays an important role in many areas of economic activity. First of all, it depends on how quickly and, most importantly, for the goods will be delivered reliably from one place to another. Of course in today’s world there is a huge list of cargo and goods that require transportation, and therefore there is a large selection of vehicles to carry traffic.
ТАРУКИН ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ - преподаватель кафедры технического сервиса, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино,
(evgenij2202 @yandex.ru).
TARUKIN EUGENIY MIKHAYLOVICH. - tutor of the chair of technical service, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Istitute, Russia, Knvaginino, ([email protected]).____________