АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Данцев С.А., соискатель кафедры административного права
Ростовский юридический институт МВД России
Аннотация: Статья посвящена историческим аспектам развития в России автомобилестроения. Изучены исторические тенденции, обусловившие потребность в нормативной регламентации правил дорожного движения.
Ключевые слова: автомобиль, история, изобретения, прогресс, право
Стремление к отказу от использования домашних животных как единственного вида тяги на сухопутном транспорте и перенесение источника двигательной силы на самую повозку проявились еще в конце средних веков. Опыты по созданию само-движущейся повозки (предка нынешнего автомобиля) производились на протяжении всего мануфактурного периода. За исключением отдельных попыток использовать для таких повозок (и саней) силу ветра для этого периода характерно создание повозок, приводимых в движение мускульной силой сидящих в них людей1.
Весьма интересные изобретения такого рода были сделаны в России. Первой попыткой создания самодвижущейся машины было изобретение в 1751—1752 гг. крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым, который построил «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек2. В 1784—1791 гг. над вариантами 3-х и 4-х колёсной «самокатки» работал знаменитый русский изобретатель И.П. Кулибин. Далеко опередив иностранных инженеров, Кулибин предложил ряд важных механизмов, которые в своём дальнейшем развитии нашли применение и в современном автомобиле. Так, в его коляске имелась своеобразная коробка передач. Переставляя рычаги, можно было менять скорость коляски, не ускоряя движения педалей («туфель»)3.
Появление паровой машины побудило изобретателей к использованию её для механической повозки. Уже во второй половине 18 века паровой двигатель пытались поставить на колёса. Французский военный инженер Кюньо построил в 1769— 1770 гг. трех колёсную паровую повозку для артиллерийских орудий. Двух цилиндровый пароатмосферный двигатель, применённый Кюньо, конструктивно напоминал построенную за несколько лет
1 Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова. Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 240.
2 Сборник старинных бумаг, хранимых в музее П.И. Щукина, ч. 6, М., 1900, С. 365-372 - «Копия с дела о самобеглой коляске 1751-1753 гг.».
3 Архив истории науки и техники, вып. 7, Л., 1935, С. 379-395.
до этого на Алтае паровую машину русского изобретателя И. И. Ползунова.
С 80-х годов 18 века в Англии помощник изобретателя Уатта У. Мердок, а позднее Р. Тревитик стали экспериментировать над повозками, снабжёнными паровыми машинами давлением в 3—3,5 атмосфер. В 1802 г. Тревитик построил большую паровую повозку (её можно уже назвать автомоби-лем4). Однако в то время применение паровых повозок казалось английским дельцам недостаточно выгодным, и они не поддержали изобретателя. На протяжении первой трети 19 века в Англии был произведён ряд опытов с паровыми каретами и омнибусами. Нередко стремление заменить лошадей в повозках приводило изобретателей к совершенно нелепым конструкциям. Например, Д. Гордон в 1824 г. спроектировал фантастический паровой автомобиль с железными «ногами», которые должны были отталкивать повозку от дороги. Конструкторы, подобные Гордону, игнорировали уже известный тогда факт, что сцепление ведущих колёс автомобиля с поверхностью дороги достаточно для создания тягового усилия5.
Железнодорожные компании сразу начали решительную борьбу против паровых автомобилей, в которых они увидели опасных конкурентов, и добились издания законов, направленных против езды на паровых автомобилях со скоростью выше 6 км/час.
В России с её просторами создание «сухопутного парохода» или «паровоза для обыкновенных дорог» (как тогда называли паровые автомобили) было особенно важным. Петербургский мастер К. Ян-кевич разработал в 1830 г. проект введения в России скоростных «быстрокатов» оригинального устройства. Янкевич впервые в мире предложил снабдить паровые автомобили трубчатым котлом, имевшим более 100 железных дымогарных тру-бок6. В середине 30-х гг. изобретатель и предприниматель В.П. Гурьев выдвинул оригинальный и смелый проект создания обширной сети деревянных (торцовых) шоссе с установлением по ним регулярных рейсов паровых автомобилей — тягачей с прицепными экипажами летом и с санями зимой. По размаху и технической обоснованности проект Гурьева далеко опередил всё, что было предложено зарубежными сторонниками паровых автомоби-
4 Автомобиль (от греч. эуЬб — сам и лат. тоЬШБ— подвижный) — самодвижущаяся повозка, приводимая в движение установленным на ней двигателем и предназначенная для перевозки людей, грузов и специального оборудования по безрельсовым дорогам. См.: Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова. Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 240.
5 Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова. Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 240-241.
6 Центральный государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, везде ниже — ЦГИАЛ, фонд 206, опись 1, 1830—32, дело 824, листы 1 —4.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’ 2009
лей7. В октябре 1836 г. артиллерии поручик Н.Д.. Лундыгаев представил проект об учреждении акционерного общества для перевозки грузов посредством паровых автомобилей в первую очередь между Волгой и Доном «и вообще по всей Рос-сии»8. В те же годы подавались многочисленные заявки о введении рейсов паровых карет по петер-бурго-московскому шоссе. Купцы Яковлев и Стоке хотели наладить рейсы паровых повозок по шоссе для перевозки пассажиров и грузов9.
Подобно Гурьеву, многие авторы проектов понимали, что развитие нового вида транспорта невозможно без постройки усовершенствованных дорог. Так, в своём проекте отставной штабс-рот-мистр Д. Писарев в 1835 г. предлагал проложить шоссе Мо-сква—Воронеж и Москва—Курск и установить по ним движение паровых и конных дилижансов10. В 1838 г. инженер И. Доманиевский просил о выдаче ему привилегии на повсеместное введение паровых автомобилей для использования зимой по льду рек11.
В царской России большое распространение в различных канцеляриях имела формула «по новизне и неизвестности», на основании которой многие новые и важные начинания для спокойствия клались «под сукно». Паровые автомобили целиком попадали под действие этой формулы. Особенно реакционную позицию в отношении к новым видам транспортной техники занимали руководящие чиновники путейского ведомства, преимущественно из числа иностранцев: герцог Вюртембергский, Карл Толь, М. Дестрем и др. Они препятствовали реализации ценных изобретений, предлагавшихся в то время рядом русских новаторов в технике. Однако независимо от этого паровые автомобили не могли сыграть в России того времени значительной роли вследствие плохого состояния дорог. Страна в первую очередь нуждалась в широкой железнодорожной сети. На Западе паровые автомобили получили в последние десятилетия 19 века некоторое распространение, преимущественно во Франции (Болле, Серполле и др.), где в 70-х годах Болле на своих паровых автомобилях ввёл ряд таких деталей, как дифференциал и др12.
Производились также опыты с электрическими автомобилями, двигатели которых питались от аккумуляторов. Однако систематическое развитие автомобилей началось лишь на базе применения
7 Гурьев В.П., Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России, СПБ, 1837. Документы о проекте Гурьева име-
ются также в ЦГИАЛ, ф. 1.263, оп. 45, 1835, д. 984, л. 628.
8 ЦГИАЛ, ф. 1.285, оп. 2, 1836-37, д. 234.
9 ЦГИАЛ, ф. 1.287, оп. 5, 1839, д. 73.
10 Центральный государственный военно-исторический архив в Москве, фонд ВИА, 1835, д. 46773.
11 ЦГИАЛ, ф. 560, оп. 5, 1838, д. 56, дд. 2—3.
12 Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова.
Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 241.
компактного быстроходного двигателя внутреннего сгорания. Над применением бензиновых и керосиновых двигателей для автомобилей работал ряд изобретателей в различных странах. В России в середине 80-х годов известный конструктор дирижабля О.С. Костович построил лёгкий бензиновый транспортный двигатель. В эти же годы (1885— 1886 гг.) Даймлер (Германия) установил бензиновый двигатель на мотоцикле, а его соотечественник Бенц — на трехколёсной повозке. С этой поры начинается изготовление автомобиля того типа, который развился в современный автомобиль. Важную роль сыграла замена прежних железных шин автомобиля резиновыми, сначала сплошными, а затем (с 1890 г.) пневматическими13.
Значительное развитие производство автомобилей получило вначале во Франции, где с 1895 г. устраивались автомобильные гонки, в которых принимали участие как паровые и электрические автомобили, так и машины с двигателями внутреннего сгорания. На первом состязании в 1895 г. средняя скорость не превосходила 24 км/час. Через 7 лет, на гонках Париж — Вена, средняя скорость уже увеличилась почти в три раза и достигла 69 км/час14.
С конца 19 века автомобили начали производить в США, которые вышли в дальнейшем на первое место по объёму автомобильного производства15.
С первых десятилетий 20 века автотранспорт становится всё более серьёзным соперником железнодорожного (а отчасти и водного) транспорта. В городах он быстро начал вытеснять гужевой транспорт. Автомобильное хозяйство дифференцировалось: легковой автомобильный парк отделился от грузового; наряду с легковыми машинами разных типов и моделей получили распространение автобусы; появились грузовые автомобили и автомобили специального назначения. На автотранспорте получили применение двигатели внутреннего сгорания, работающие на тяжёлом топливе.
Русские изобретатели внесли в конструкцию автомобиля большой вклад. Однако Россия, не была способна создать автомобильную промышленность. Иностранные монополии, оказывавшие большое влияние на правительство и на русские фирмы, стремились всеми силами помешать налаживанию в России собственного автомобильного производства, чтобы не лишиться русского рынка так, например, были сорваны попытки предпринимателя И.П. Пузырёва (в Петербурге) наладить в начале 20 века производство автомобилей на его опытном заводе. С 1908 г. автомобили начали производить на Русско-Балтийском заводе в Риге, од-
13 Там же.
14 Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова. Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 241.
15 Там же. С. 241.
нако до 1916 г. там успели выпустить лишь 450
машин16.
В 1933 г. было уже выпущено около пятидесяти тысяч автомобилей, в 1940 г. выпущено 145,4 тысяч автомобилей, в 1979 г. выпущено 2173000 единиц автомобилей17.
В Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации. За этот период парк автомототранспортных средств (АМТС) увеличился более, на 9 %. В настоящее время на 1000 россиян приходится 350 ед. всех видов автотранспорта. В 2008 году в России было зарегистрировано 3 миллиона новых автомобилей, в настоящее время в России более 39 миллионов транспортных средств. Произошел резкий скачок автотранспорта на дорогах страны. Количество регистраций значительно увеличилось и достигло своего пика. Очевидно, что ни законодательство, ни нормативные документы «не успевают» за потоком людей, которые желают приобрести автомобиль. По прогнозу Федерального дорожного агентства в 2015 численность транспортных средств России составит 48, 4 миллиона единиц.
Таким образом, явно прослеживается тенденция к увеличению парка автотранспортных средств. Следовательно, можно сделать вывод о том, что развитие автомобилестроения обусловило потребность в нормативной регламентации правил дорожного движения.
Список литературы:
Архив истории науки и техники, вып. 7, Л., 1935, С. 379-395. Большая Советская Энциклопедия /Под ред. С.И. Вавилова. Т. 1. - М.: БСЭ, 1949. С. 240.
Гурьев В.П., Учреждение торцовых дорог и сухопутных пароходов в России, СПБ, 1837. Документы о проекте Гурьева имеются также в ЦГИАЛ, ф. 1.263, оп. 45, 1835, д. 984, л. 628.
Сборник старинных бумаг, хранимых в музее П.И. Щукина, ч. 6, М., 1900, С. 365-372 - «Копия с дела о самобеглой коляске 1751-1753 гг.».
Советский энциклопедический словарь. Издание второе - М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 16.
Центральный государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, фонд 1.285, опись 2, 1836-37, дело 234. Центральный государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, фонд 1.287, опись 5, 1839, дело 73.
Центральный государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, фонд 560, опись 5, 1838, д. 56, дела 2—3. Центральный государственный военно-исторический архив в Москве, фонд ВиА, 1835, дело 46773.
Центральный государственный исторический архив в Санкт-Петербурге , фонд 206, опись 1, 1830—32, дело 824, листы 1-4.
Рецензия
Представленная на рецензирование работа выполнена на актуальную тему.
Современные экономические условия развития России обусловили изменение благосостояния население
16 Там же. С. 241.
17 Советский энциклопедический словарь. Издание второе -М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 16.
и как следствие -увеличение парка транспортных средств. За последние годы количество автомототранс-портных средств (АМТС) увеличилось более , чем на 9 %. В настоящее время на 1000 россиян приходится 350 ед. всех видов автотранспорта. В 2008 году в России было зарегистрировано 3 миллиона новых автомобилей, в настоящее время в России более 39 миллионов транспортных средств. Произошел резкий скачок автотранспорта на дорогах страны. Количество регистраций значительно увеличилось и достигло своего пика. Очевидно, что ни законодательство, ни нормативные документы «не успевают» за потоком людей, которые желают приобрести автомобиль. По прогнозу Федерального дорожного агентства в 2015 численность транспортных средств России составит 48, 4 миллиона единиц.
Данные обстоятельства подчеркивают актуальность изучение исторических тенденций автомобилизации России и как следствие развитие законодательства в сфере регистрации транспортных средств. Кроме того, поэтапное изучение исторических аспектов автомобилизации России позволило автору выявить некоторые особенности административной ответственности в области дорожного движения.
Принимая во внимание изложенное, считаем проведенные автором исследования имеющими научную и практическую ценность, а работу - заслуживающей опубликования.
Доктор юридических наук, профессор кафедры административного права РЮИ МВД России Позднышов А.Н.