Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / MOTORIZATION / УРОВЕНЬ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ / LEVEL OF MOTORIZATION / ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / CAR / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРК / CAR PARK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамлеев Г.И.

В исследовательской работе рассматривается процесс автомобилизации городского пространства. В работе была изучена история развития автомобилизации в мире, в которой говорится о 3 этапах развития автомобилизации XX веке. За относительно небольшой по историческим меркам срок процесс автомобилизации привел к коренным изменениям представлений о транспортной проблеме в целом. Также в работе присутствуют данные об уровне автомобилизации в мире, в России и в городе Тюмень с 2011 по 2015 гг. По этим данным можно сказать, что уровень автомобилизации в мире растет, у многих появляется возможность и потребность в автомобиле. Вследствие этого растет уровень качества жизни в странах и городах. Сложившаяся тенденция автомобилизации в период ее интенсивного развития в мире обусловила появление ряда крупных технических, экономических, социальных, правоохранительных и экологических проблем, с которыми приходится сталкиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTORIZATION OF THE URBAN SPACE

The research discusses the motorization of urban space. In this paper we studied 3 stages of the motorization development in global scale in the 20th century. For relatively small, in historical dimension, term motorization changed the notion of the transportation problem. Also we presented and analysed the level of motorization in the world, in Russia and in the city of Tyumen from 2011 to 2015. Using this information we can say the level of motorization in the world grows, more and more persons get an opportunity and demand for cars. As a consequence, the level of quality of life in countries and cities increases. The prevailing trend of motorization in its intensive development in the world has led to bigger a number of major technical, economic, social, law enforcement and environmental problems encountered.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 656.1

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Г.И. Мамлеев®

Тюменский Государственный Университет, г. Тюмень, ул. Осипенко, 2 (ул. Червишевский тракт, 13), e-mail: Inzem@utmn.ru

Научный руководитель, доцент, Выходцев Александр Михайлович

В исследовательской работе рассматривается процесс автомобилизации городского пространства. В работе была изучена история развития автомобилизации в мире, в которой говорится о 3 этапах развития автомобилизации XX веке. За относительно небольшой по историческим меркам срок процесс автомобилизации привел к коренным изменениям представлений о транспортной проблеме в целом. Также в работе присутствуют данные об уровне автомобилизации в мире, в России и в городе Тюмень с 2011 по 2015 гг. По этим данным можно сказать, что уровень автомобилизации в мире растет, у многих появляется возможность и потребность в автомобиле. Вследствие этого растет уровень качества жизни в странах и городах. Сложившаяся тенденция автомобилизации в период ее интенсивного развития в мире обусловила появление ряда крупных технических, экономических, социальных, правоохранительных и экологических проблем, с которыми приходится сталкиваться.

Ключевые термины: автомобилизация, уровень автомобилизации, легковой автомобиль, автомобильный парк.

Автомобилизация и развитие дорожной инфраструктуры на протяжении всего ХХ века выступали критерием модернизации и экономического прогресса. Автомобиль стал непременным атрибутом образа жизни для многих людей. В то же время за благо автомобилизации обществу приходится платить очень высокую цену в виде всевозможных последствий дорожно-транспортных происшествий. [3]

Автомобилизация и ее последствия - это лишь небольшой фрагмент глобального общественного модернизационного процесса, который в XVIII веке начался в Европе, позже переместился в Северную Америку, а к середине ХХ века охватил весь развивающийся мир. [3] В XIX веке в Европе и Северной Америке в результате индустриализации происходили сложные изменения в социальной сфере, которые выражались в трансформации производства и потребления, изменялся городской и сельский уклад жизни, большие успехи были достигнуты в области медицины и санитарии, улучшалось качество питания, повышался уровень мобильности населения. Все эти причины привели к образованию разрыва между странами в уровне смертности. [3] В ХХ веке процесс

® Мамлеев Г.И., 2016

автомобилизации затронул весь мир, с 1910 по 2010 год мировой автопарк вырос с 1 млн. до 1 млрд. единиц. В развитых странах количество автомобилей за вторую половину ХХ века выросло в разы. С 1965 по 2010 год в европейских странах автопарк увеличился, в среднем в 2 раза, в Японии и Израиле количество автомобилей выросло в 8 раз, в России - в 10 раз [3].

В ХХ веке можно выделить три волны мировой автомобилизации:

1. 1910-1950 автомобилизация Северной Америки (США, Канада) и Австралии;

2. 1950-1975 автомобилизация Европы;

3. 1960 и по сей день автомобилизация остального мира. [3]

В 1920-е годы ХХ века в крупных городах США автомобиль начинает приносить неприятности. В это время жертвами ДТП все чаще становятся пешеходы, которыми в большинстве случаев оказываются дети. [3]

В Европе массовая автомобилизация началась в 1950-х годах. До 1950-х годов в Германии производство «народного автомобиля» и строительство автомобильных дорог во многом определялось военными целями. В Великобритании и Франции личный автомобиль к 1938 году уже не был атрибутом более привилегированного класса людей. [3]

В последние два-три десятилетия начали говорить еще о таких последствиях автомобилизации, как загрязнение окружающей среды, качество жизни в городских и сельских местностях, истощение природных ресурсов и социальная справедливость. Но подобная постановка проблемы озвучивается только развитыми странами с высоким уровнем автомобилизации. [3]

Согласно данным ООН на январь 2011 года, страной с самым высоким уровнем автомобилизации являются США, где на 1000 населения приходится 765 автомобилей. На втором месте после США - Люксембург с 686 машинами на 1000 человек. Малайзия на третьем месте с уровнем автомобилизации в 641 автомобиль.[4]

На начало 2015 г. в России на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля, по данным «Автостат». Эта цифра на 10 машин больше чем в 2014 г. (274 автомобилей на 1000 жителей). В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше — 300 машин на 1000 граждан, что объясняется большей обеспеченностью граждан, проживающих в двух столицах городах. Также высокие показатели обеспеченности автомобилями фиксируются в Приморском (около 600

автомобилей на 1000 жителей) и Камчатском краях, а также в Калининградской области. По мнению экспертов, этот факт связан с «транзитным» значением этих регионов, когда машины могут продолжать числиться там, а эксплуатироваться на других территориях. [1]

Для анализа уровня автомобилизации в Тюмени, был составлен график.

Изменение уровня автомобилизации в городе Тюмень с 2011-2015 гг

Уровень

400 543

200 276,5 301,8 0 295 376

2011 2012 2013 2014 2015 Год

Рис.1 Изменение уровня автомобилизации в городе Тюмень с 2011-2015 гг.

Этот график показывает, как за 4-5 лет изменился уровень автомобилизации в городе Тюмень. Это обусловлено тем, что территория с каждым годом увеличивается, следовательно, увеличивается дальность тех или иных объектов от центра и количество поездок на 1 жителя и людям необходимо ездить в своих целях на личном транспорте. А также, увеличение этого показателя способствует развитию перегрузки улиц города и ухудшению окружающей среды.

Библиографический список

1. В 2015 году на тысячу россиян приходится 284 автомобиля //http://www.zr.ru/ (19.04.2016)

2. Самый молодой вид смертности// https://www.hse.ru/ (03.03.2016)

3. Уже не роскошь эксперты оценили уровень автомобилизации в России//http://vz.ru/economy/2012/1/11/552671.html (19.04.2016)

MOTORIZATION OF THE URBAN SPACE G.I. Mamleyev Tyumen State University, Tyumen, str. Osipenko, 2 (str. Chervishevsky tract, 13), Inzem@utmn.ru

The research discusses the motorization of urban space. In this paper we studied 3 stages of the motorization development in global scale in the 20th century. For relatively small, in historical dimension, term motorization changed the notion of the transportation problem. Also we presented and analysed the level of motorization in the world, in Russia and in the city of Tyumen from 2011 to 2015. Using this information we can say the level of motorization in the world grows, more and more persons get an opportunity and demand for cars. As a consequence, the level of quality of life in countries and cities increases. The prevailing trend of motorization in its intensive development in the world has led to bigger a number of major technical, economic, social, law enforcement and environmental problems encountered.

Key terms: motorization, the level of motorization, car, car Park

УДК 502.211+631.4

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОЧВ СЕЛИТЕБНЫХ

И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН Г. ПЕРМИ МЕТОДОМ ФИТОТЕСТИРОВАНИЯ

Н.В. Митракова, Ю.В. Беломорская, Е.В. Агафонова® Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева 15, e-mail:mitrakovanatalya@mail.ru

Научный руководитель: О.З. Еремченко, профессор, д.б.н.

Исследования поверхностных слоев урбостратоземов, квазиземов и литостратов функциональных зон г. Перми показали относительно удовлетворительное экологическое состояние. Как показало тестирование кресс-салатом, почвенный покров в целом удовлетворяет требованиям культурных травяных растений. Неблагополучное состояние отмечено в относительно старом районе города, где третья часть изученных почв не обеспечивала в полной мере выполнение экологической функции по созданию условий обитания растений.

Ключевые слова: городские почвы, экологическое состояние, фитотестирование, тест-контроль.

Последствия современного антропогенеза проявляются на всех уровнях организации живых систем. В урбоэкосистемах техногенному воздействию подвержены растительный и животный мир, почва, воздушная и водная среды. Почвы городов выполняют важнейшие биогеоценологические функции по поддержанию оптимальных свойств среды. Способность почвы противостоять негативным последствиям и в полной мере выполнять свои экологические функции

® Митракова Н.В., Беломорская Ю.В., Агафонова Е.В., 2016

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.