Научная статья на тему 'Автомобилестроение в Казахстане и перспективы его развития'

Автомобилестроение в Казахстане и перспективы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / MOTOR INDUSTRY / ENTERPRISE / MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Килибаева А. М., Нурмагамбетов А. М., Кабикенов С. Ж.

Статья посвящена теме автомобильного транспорта. В статье рассматривается описание сборочных предприятии в Казахстане и характеристика текущего автомобилестроение в Казахстане. А также проведен анализ самых продаваемых отечественных автомобилей и перспективы развития автомобиля в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобилестроение в Казахстане и перспективы его развития»

1 2 3 ©

Килибаева А.М. , Нурмагамбетов А.М. , Кабикенов С.Ж.

1Магистрант; 2студент; 3кандидат технических наук, доцент, Карагандинский государственный технический университет

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Статья посвящена теме автомобильного транспорта. В статье рассматривается описание сборочных предприятии в Казахстане и характеристика текущего автомобилестроение в Казахстане. А также проведен анализ самых продаваемых отечественных автомобилей и перспективы развития автомобиля в ближайшие годы.

Ключевые слова: автомобилестроение, предприятие, автомобильный транспорт. Keywords: motor industry, enterprise, motor transport.

На территории Казахстана находится два сборочных предприятия, на мощностях которых собираются легковые автомобили: АО "Азия авто" (Усть-Каменогорск) и АО "АгромашХолдинг" (Костанай) [1].

9 ноября 2000 года — Принято Постановление Правительства Республики Казахстан № 1684 «О создании автосборочного производства в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области» [2].

АО " Азия авто" основано в 2002 году, является крупнейшим производителем легковых автомобилей в Казахстане, в том числе марки Skoda (Fabia, Octavia, Rapid, Superb, Yeti), Chevrolet (Aveo, Captiva, Cruze, Orlando), Lada 4x4, KIA (Ceed, Sorento, Mohave, Cerato, Sportage, Soul, Cadenza, Optima, Picanto, Quoris) [1].

АО «АЗИЯ АВТО» образовано в декабре 2002 года.

На первом этапе развития проекта (2000—2002) в предприятие было вложено порядка 15 млн долларов США [2].

С 2003 года начался выпуск автомобилей ВАЗ 21213 «Нива» [2].

25 августа 2004 года с конвейера первого в республике автосборочного завода «АЗИЯ АВТО» сошёл пятитысячный автомобиль «Нива» [2].

В сентябре 2005 года завод начал выпуск автомобилей «Шкода Октавия», старт этому проекту дал лично Президент страны Нурсултан Назарбаев, нажав на кнопку запуска конвейера [2].

На 2006 год заводом выпущено свыше 10 тысяч автомобилей. Из них свыше 1300 автомобилей «Шкода Октавия» и 120 автомашин «Шкода Суперб» [2].

06.09.2006 — собран 10 000-й автомобиль, с начала производства [2].

23.11.2006 — первый выпуск облигаций в пределах первой облигационной программы на общую сумму 1 млрд тенге [2].

15.06.2007 — Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии запуска конвейера сборки автомобилей Chevrolet на заводе «АЗИЯ АВТО» [2].

11.01.2010 - АО «Азия Авто» допустило дефолт по своим облигациям на KASE [2].

02.11.2011 — АО «АЗИЯ АВТО» запускает в производство две новые модели, Chevrolet Captiva и хетчбэк Chevrolet Cruze. Всего со стапелей и конвейера сходит 18 моделей четырех брендов Skoda (Fabia, Octavia, Superb, Yeti), Chevrolet (Aveo, Captiva, Cruze, Cruze HB, Lacetti), Lada 4x4,KIA (Sorento, Mohave, Cerato, Sportage, Soul, Cadenza, Optima) [2].

28.09.2014 — собран 100 000-й автомобиль [2].

© Килибаева А.М., Нурмагамбетов А.М., Кабикенов С.Ж., 2016 г.

АО "АЗИЯ АВТО" является действующим производителем легковых автомобилей в Казахстане. Среди партнеров завода ведущие мировые концерны: "Volkswagen Group", "General Motors", "Renault-Nissan-АвтоВАЗ" и "KIA Motors" [3].

АО "АгромашХолдинг" основано в 2003 году, является производителем сельхозтехники (комбайны, сеялки и прочее). Производит автомобили SsangYong (Kyron, Rexton, New Actyon, Chairman, ActyonSports), ZAZ (Chance седан, хэтчбэк, фургон), IVECO PowerDaily (шасси, цельнометаллический фургон, микроавтобус), Peugeot (301, 308, 508, 3008, Partner) [1].

Акционерное общество «АгромашХолдинг» является единственным в Казахстане промышленным предприятием, производящим автомобили марки SsangYong, Peugeot и сельскохозяйственную технику, в том числе зерноуборочные комбайны марки "ES SIL КЗС-760", "ESSIL КЗС-740" и кормоуборочный комбайн КСК-600, а также дополнительную продукцию в широком ассортименте. Производственные мощности АО «АгромашХолдинг» являются территорией свободного склада, поэтому автомобили и сельхозтехника, производимые на данной территории, подтверждены сертификатами происхождения CT-KZ и освобождены от уплаты НДС. Завод занимает 44,2 га в промышленной зоне г. Костанай. Компания обладает самой разветвленной сетью сбыта с сервисными филиалами и дилерскими центрами на территории Республики Казахстан, основным видом деятельности которых является продажа техники, комплектующих и запасных частей к ней, а также оказание сервисного и гарантийного обслуживания на высоком профессиональном уровне. Общество также располагает высокоэффективными современными производственными мощностями и развитой логистической инфраструктурой [4].

Сегодня на мощностях костанайской производственной площадки выпускается пять моделей Peugeot: Peugeot 301, 2008, 3008, 508 и Peugeot Partner. Peugeot 301 стал бестселлером марки и в сентябре 2015 года вошел в тройку самых продаваемых автомобилей казахстанского производства. В свою очередь модель Peugeot Partner была признана казахстанцами «автомобилем года» в номинации «Мини-фургон» [4].

Стоит отметить, что запущенное в Казахстане в 2013 году производство Peugeot дало возможность заводам AllurGroup внедрить новые технологии, наработать материально-техническую базу, повысить профессиональную подготовку специалистов заводов. Как результат - у казахстанцев уже более двух лет есть возможность приобретать автомобили Peugeot казахстанского производства у официальных дилеров марки в Казахстане [4].

В 2010 году, на предприятии наладили сборку автомобилей SsangYong мощностью до 7 500 автомобилей в год [4].

В 2013 году был запущен проект по сборке автомобилей марки Peugeot. С момента старта производства было собрано более 2000 штук автомобилей французской марки. Всего с конвейера костанайского завода в 2013 году сошло более 7 030 единиц автомобилей [4].

В 2013 году площадке «СарыаркаАвтоПром» была запущена первая в Казахстане линия мелкоузлового (CKD) производства, на которой сегодня выпускают SsangYong Nomad и Toyota Fortuner. На сегодня метод CKD - это наиболее высокотехнологичное производство автомобилей в Казахстане. Впервые на автосборочном предприятии осуществляется производство из отдельных деталей и подузлов, а также выполняются технологические операции, в частности сварка и окраска кузовов, внутренняя отделка салонов [4].

В 2014 объем производства составил 8,5 тыс. автомобилей [4].

В 2014 году на заводе приступили к производству автомобилей Geely, Hyundai, Toyota Fortuner [4].

Падение производства легковых автомобилей в Усть-Каменогорске на -7,1% было компенсировано существенным ростом на мощностях в г. Костанай на 29,2%. В частности линейка продукций на производственных площадях легковых автомобилей расширилась новыми брэндами, как Toyota, Geely и легковыми моделями Hyundai. Так, в 2014 году в Казахстане было произведено 750 ед. внедорожников Toyota Furtuner, 733 ед. Geely и 3424 легковых моделей Hyundai [5].

В 2016 году костанайские производственные площадки приступят к полноценному производству Peugeot 301 модели. В рамках официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во Францию Холдинг «Байтерек» подписал рамочное соглашение о сотрудничестве с ТОО «СарыаркаАвтоПром», входящим в состав AllurGroup и PSA Peugeot Citroën о развитии автомобильной промышленности и возможности поддержки при продвижении и реализации автомобильной продукции. Соглашением предусматривается, что Холдинг рассмотрит возможность финансирования производства автомобилей PSA Peugeot Citroën в режиме полного цикла в Казахстане на мощностях компании «СарыаркаАвтоПром»

[4].

По итогам 11 месяцев 2015 года официальными дилерами было реализовано 16045 ед. автомобилей казахстанского производства, что на 45,7% ниже прошлогоднего результата (против 29551 ед. продаж в АППГ) [5].

По итогам ноября данная цифра составила - 1098 ед. продаж. Это в два раза меньше итогов ноября 2014 года (против 2370 ед.) [5].

С января по ноябрь 2015 года было реализовано 8572 ед. легковых автомобилей, 6416 ед. внедорожников, 530 ед. легких коммерческих автомобилей, 336 ед. коммерческой техники и 96 ед. автобусов казахстанского производства. Прирост продаж в годовом сравнении только у автобусов, продажи которых увеличились на 46 ед. в текущем году (против 50 ед. в АППГ). Драйвером роста были автобусы Hyundai County. Учитывая, что ряд казахстанских автомобилей, в частности продажи автомобилей Hyundai Elantra, Tucson, I30 и Toyota Fortuner стартовали к концу 2014 г., прирост продаж в годовом сравнении демонстрирует лишь внедорожник SsangYong Nomad [5].

Автомобилей же казахстанского производства было реализовано на сумму 354,7 млн. USD. Это на 49,5% меньше результатов продаж аналогичного периода прошлого года (против 702,5 млн. USD) [5].

Наибольшая доля рынка новых автомобилей по итогам 2014 г. (27,66%) все так же принадлежит автомобильной марке LADA с общим количеством продаж 45234 ед. Однако присутствие бренда LADA снизилась на 7,03% по сравнению с 2013 г. Второе место занимает бренд KIA с продажами в 17709 ед. Третью строчку лидерства прочно закрепил за собой брэнд Hyundai с объемом продаж в 14104 ед [5].

Так по итогам 2014 г. объем реализованных автомобилей на официальном рынке РК в натуральном выражении составил 163561 ед., годом ранее продажи составили 165730 ед., спад в количественном выражении на 1,31% [5].

По нашим среднесрочным прогнозам, в последующие годы ниспадающий тренд будет доминировать, и вероятный объем официальных продаж за 2015 год будет на уровне 110 000 ед. новых автомобилей. В прогнозе мы учли такие риски как волатильность курса рубля и полная самостоятельность официального рынка в условиях интеграции [5].

Литература

1. Официальный сайт новостей Казахстана: актуальные новости на сайте tengrinews.kz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/proizvodstvo-legkovyih-avto-kazahstane-2014-godu-247985/ .

2. Википедия свободная энциклопедия: сайт электронного путеводителя [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Азия_Авто.

3. Официальный сайт Казахстанского автосборочного завода «Азия авто» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://aziaavto.kz/ru/o-kompanii

4. Официальный сайт АО «Агромаш Холдинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.amh.kz.

5. Официальный сайт Ассосации Казахстанского автобизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akab.kz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.