Научная статья на тему 'Автоматизированный публичный тест Тьюринга'

Автоматизированный публичный тест Тьюринга Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
467
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баталов А. С., Долгова Т. Г.

Автоматизированный публичный тест Тьюринга (Captcha) компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. В наше время большинство сайтов используют капчу при регистрации пользователей или для скачивания файлов, следовательно люди каждодневно сталкиваются с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный публичный тест Тьюринга»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

УДК 004.9

Ю. Д. Баимова Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В XXI ВЕКЕ

Сейчас буквально на наших глазах создается «нервная система» нового «существа» под названием Человечество. Это и совершенно новый уровень общения между отдельными личностями через Сеть, и интеграция компьютерных технологий с телевидением и традиционными средствами коммуникации, и новые возможности концентрации и распределения информации через CALL-центры, и новые горизонты электронной коммерции с технологией «самообслуживания» (self-service), и новая технология взаимодействия между предприятиями (Supply Chain, CRM, Virtual Enterprise), и новый уровень электронной поддержки «жизненного цикла» (Life Cycle) продукции.

Новые технологии возродили интерес к увеличению мощности компьютеров и к уходу от технологии клиент/сервер.

На межкорпоративном уровне сегодня все более настоятельно требуется унификация стандартов ин-формционных технологий (ИТ). Наиболее близко к новому уровню широкого использования в Сети подошел стандарт XML, принятая в начале 1998 года Консорциумом WWW (W3C) первая версия спецификаций которого к концу 1999 года обросла более чем 20 дополнительными предложениями, рекомендациями и спецификациями, расширяющими ядро. Например: Extensible Style Language (XSL) - номенклатура XML для спецификации семантики форматирования и презентации документов и язык XSLT (T -трансформация), который служит для трансформации одних типов документов XML в другие [2].

Уже сейчас XML начинает использоваться для замены устаревшей технологии EDI (Electronic Data Interchange), что позволяет включать в сферу e-commerce множество средних и мелких предприятий, для которых технология EDI была недоступна из-за своей громоздкости и дороговизны. Все более активно XML начинает использоваться и в ERP приложениях. Например, в Oracle Applications

Release 11i предполагается использовать основанные на XML средства интеграции как внутри Oracle Applications, так и с ERP системами других поставщиков [1].

Существующая технология Internet гораздо лучше справляется с социокультурной стороной: Web-серфинг, электронная почта, телеконференции, ICQ и т. д. явно вызывают положительные эмоции сопричастности к общемировому сообществу и культуре.

Требуется гораздо большая структурированность и стандартизация для поддержки фундамента общих справочных данных, поддержки новой технологии научных коммуникаций через «интеллектуальные порталы», поддержки общих баз данных для инженеров и конструкторов, поддержки «извлечения», накопления и использования знаний экспертов, поддержки общих стандартных описаний бизнес-объектов и бизнес-процессов и т. п. [2].

Библиографические ссылки

1. URL : www.oracle.com.oramag.

2. URL :www.osp.ru/cw/cio.

© Баимова Ю. Д., Долгова Т. Г., 2010

УДК 159.98

А. С. Баталов Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ ТЕСТ ТЬЮРИНГА

Автоматизированный публичный тест Тьюринга (Сар^На) - компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. В наше время большинство сайтов используют капчу при регистрации пользователей или для скачивания файлов, следовательно люди каждодневно сталкиваются с ней.

Основная идея теста: предложить пользователю такую задачу, которую может решить человек, но которую несоизмеримо сложно предоставить для решения компьютеру. В основном это задачи на распознавание символов.

Сар1сИа чаще всего используется при необходимости предотвратить использование интернет-сервисов ботами, в частности, для предотвращения автоматических отправок сообщений, регистрации, скачивания файлов, массовых рассылок и т. п. [1].

Секция ««Информационно-экономические системы»

Капча реализуется несколькими способами. В наиболее распространённом варианте Сар1сИа от пользователя требуется ввести символы, как правило, изображённые на предлагаемом ему рисунке в искажённом виде, иногда с добавлением шума или полупрозрачности.

Реже применяются так называемые «аудиокап-чи», предлагающие посетителю сайта прослушать некую фразу и затем ввести ее [2].

Могут также применяться другие плохо алго-ритмизуемые задачи, например: узнать, что находится на картинке, отметить все картинки с кошками или ответить на вопрос, связанный со знаниями или менталитетом людей [1].

Встречаются Сар1сИа, где предлагается ввести ответ на простое арифметическое действие. Однако в математических примерах как способе защиты от ботов смысла нет никакого, наличествует даже ухудшение защищенности.

Довольно распространенными считаются Сар1сИа, направленные на распознавание предметов. Здесь пользователя просят узнать изображенные на картинке предметы (людей, животных) [4].

Конечно, капча имеет некоторые уязвимости защиты. При недостаточной квалификации веб-программиста бот сможет пройти Сар1сИа, даже не распознавая изображенные символы. Для защиты Сар1сИа можно добавлять шум, значительно искажающий рисунок символов, но тут есть опасность перестараться и получить изображение, не поддающееся распознаванию и человеком [3].

Одной из самых безопасных, на мой взгляд, является двухслойная Сар1сИа. В основе идеи лежит

отображение защитного кода (чисел или символов) двумя (или более) картинками. После чего, пользователю предлагают ввести в поле цифры, которые написаны, например, только красным шрифтом.

Самой же безопасной будет, пожалуй, 3D-Captcha. Такую капчу боту будет крайне тяжело взломать. Так как основные проблемы распознавания символов капчи - это определение местоположения и границ каждого символа и собственно, распознание самого символа.

Нельзя не упомянуть и об известном многим проекте reCaptcha, сконструированный сотрудниками американского университета Карнеги-Меллона Луисом фон Аном и Беном Маурером. Механизм не только отсеивает ботов, но и помогает оцифровывать отсканированные книги [2].

Система reCaptcha широко используется такими сервисами как Facebook, TicketMaster, Twitter, Bash.org.ru и StumbleUpon, что позволяет использовать полученные результаты для распознания различной литературы, предназначенной для оцифровки. Эффективность подобного метода достаточно высока, поскольку системе предоставляется множество распознанных вариантов [5].

Библиографические ссылки

1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/CAPTCHA.

2. URL: http://www.computerra.ru/reviews/386398/.

3. URL: http://www.captcha.ru/articles/visual/

4. URL: http://www.captcha.ru/articles/alternatives/

5. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ReCAPTCHA.

© Баталов А. С., Долгова Т. Г., 2010

УДК 004.713.7

П. О. Бобылёва Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНТЕРНЕТА

Рассматриваются способы интеграции ЭИС и интернета на примере двух программ, описываются преимущества и цели интеграции.

За последние десять лет отечественные информационные системы прошли сложный путь развития от простейших учетных бухгалтерских программ до комплексных систем для автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. На смену одиночным компьютерам пришли локальные вычислительные сети, позволившие объединить все информационные ресурсы предприятия в единой базе данных. Дальнейшее развитие средств коммуникации открывает сегодня новые возможности: интернет позволяет интегрировать бизнес-процессы различных субъектов рынка, обеспечивая ведение бизнеса в едином информационном пространстве.

Нынешний этап развития информационных технологий в России характеризуется тем, что с одной

стороны на рынке представлен целый ряд корпоративных информационных систем, позволяющих автоматизировать учетные и управленческие функции в масштабах предприятия, с другой стороны - многочисленные решения для ведения электронной коммерции, такие как Интернет-магазины, предлагающие простейшие бизнес-функции в обрамлении привлекательного Web-дизайна. Однако как западные, так и отечественные аналитики сходятся в том, что наибольшего эффекта в Интернете смогут добиться именно крупные компании и корпорации, осознав преимущества Всемирной паутины, как новой среды для ведения бизнеса.

В настоящий момент существует две информационные системы, объединяющие учетные и управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.