Научная статья на тему 'Автоматизированный контроль учебной деятельности студентов в структуре педагогического управления'

Автоматизированный контроль учебной деятельности студентов в структуре педагогического управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова О. В.

В статье рассматривается роль автоматизированного контроля в структуре педагогического управления, а также результаты внедрения комплексной компьютерной программы в учебную деятельность студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный контроль учебной деятельности студентов в структуре педагогического управления»

УДК 378

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

О.В. Зубкова

В статье рассматривается роль автоматизированного контроля в структуре педагогического управления, а также результаты внедрения комплексной компьютерной программы в учебную деятельность студентов вуза.

Ключевые слова: автоматизированный контроль, педагогическое управление, комплексная программа учебной деятельности.

Согласно современным воззрениям, учебно-воспитательный процесс является сложной динамической управляемой системой [1]. В учебно-воспитательном процессе управляющей системой является педагог, объектом управления - обучающиеся и их учебная деятельность [2]. Педагогическая деятельность представляет собой управление процессом индивидуального развития, т. е. становлением культуры личности, мышления и деятельности специалиста [3].

Педагогическое управление включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, каждый из которых неразрывно связан с информационными процессами - сбором, передачей, хранением или обработкой информации. В связи с этим целесообразно дать четкое определение понятию «информационное обеспечение педагогической деятельности». Под ним следует понимать процесс получения информации, направленный на решение педагогических задач и реализацию целесмысловой программы педагогической деятельности. Информационное обеспечение педагогического процесса включает в себя два основных компонента: получение объективной информации об обучающихся и их деятельности, а также формирование методического обеспечения преподаваемой учебной дисциплины [4].

Методы получения информации, необходимой для дуального педагогического управления, реализуемые на ЭВМ в виде компьютерных программ, применение которых позволит оптимизировать процесс контроля учебно-познавательной деятельности студентов (данные программы для ЭВМ будем считать автоматизированными средствами педагогического контроля). Разработка и внедрение автоматизированных средств педагогического контроля адекватно современным тенденциям развития образования, (прежде всего - информатизации образования).

Развитие компьютерных и некомпьютерных технологий становится важным фактором повышения эффективности педагогического труда, освобождения преподавателя от объемных рутинных операций.

Технология взаимодействия автоматизированных информационных систем и человека представляет собой разрешение проблемы совмещения возможностей человека и ЭВМ при решении задач педагогического контроля и управления. Именно научно обоснованные технологии взаимодействия двух информационных систем - человека и ЭВМ - позволят оптимизировать педагогическую деятельность, максимально использовать имеющиеся ресурсы, резервы и возможности как человека, так и технических средств для научно-исследовательской и практической деятельности [5].

Информатизация деятельности педагога - необходимое условие для информационного обеспечения педагогического управления: без методов и средств контроля невозможно получение информации об учебной деятельности студентов. Для автоматизации контроля учебной деятельности студентов нами разработана комплексная компьютерная программа универсального назначения, автоматизирующая процесс получения информации, необходимой для педагогического управления [6].

Комплексная компьютерная программа включает в свою структуру следующие программные модули: картотека, приказы и распоряжения, экзаменационные ведомости, учебная нагрузка, платежи, электронная библиотека, контроль (см. рис. 1.).

Рис. 1. Структура комплексной компьютерной программы

Модуль «Картотека» предназначен для ведения персонифицированного учета студентов и позволяет:

• вести личные дела студентов и отражать в них необходимую информацию;

• формировать и печатать необходимые документы (справки, отчеты, списки и т. п);

• отражать различную информацию, относящуюся к лицам, внесенным в картотеку.

Модуль «Приказы и распоряжения» позволяет вести журнал документов оснований по

всем категориям лиц, внесенных в базу данных с автоматическим внесением их в личное дело. Кроме того, в данном разделе представлена вся необходимая для организации образовательного процесса информация (ГОСы ВПО, планы и графики учебного процесса, программы учебных дисциплин и т.п.).

Модуль «Экзаменационные ведомости» позволяет:

• вести учет экзаменационных и зачетных оценок по дисциплинам.

Модуль «Учебная нагрузка» предназначен для:

• отражения учебной нагрузки и ее распределения по преподавателям. В данном разделе также приводятся графики консультаций каждого преподавателя, что позволяет студентам выстраивать собственную образовательную траекторию, планировать дополнительные занятия в случае необходимости.

Модуль «Платежи» позволяет:

• вести учет прихода и расхода денежных средств за обучение;

• планировать платежи с учетом их назначения;

• подготовить данные для финансового мониторинга поставщикам образовательных услуг.

Модуль "Электронная библиотека" - упорядоченная коллекция электронных документов,

снабженных средствами навигации и поиска, который обеспечивает:

• работу с необходимыми для самообучения версиями электронных учебников, справочных и учебных пособий, конспектов лекций, практических заданий для самостоятельной работы, тестов.

• позволяет мгновенно осуществлять поиск как по названиям и авторам учебных пособий и электронных учебников, так и по всему корпусу текстов.

Модуль «Контроль» позволяет:

• контролировать успеваемость студентов;

• создавать рейтинговые ведомости.

На основания вышеизложенного нами было сделано предположение, что наиболее перспективным направлением совершенствования информационных процессов в системе педагогического управления является выявление оптимальных способов человеко-машинного взаимодействия. Для его проверки был проведен констатирующий эксперимент на финансово-экономическом факультете Брянского государственного университета в ходе преподавания учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике».

Эксперимент проводился со студентами заочной формы обучения. В начале семестра проводились лекционные аудиторные занятия (их объем редко превышает 10-12 часов). Студенту выдавали контрольную работу, состоявшую из 10 задач. В течение семестра один раз в две недели проводилась консультация студентов. В конце семестра защищались контрольные работы (необходимое условий допуска к защите - выполнение всех 10 заданий работы). Экзамен проходил следующим образом: студент отвечает на дна теоретических вопроса билета и решает две задачи. Критерии оценки результатов такие же, как для студентов очной формы обучения. Зачет проходил в форме тестирования: студенту предлагается 20 задач, за верное решение каждой присуждается 1 балл (зачет считается сданным, если набрано 11 баллов и выше). Для углубленной подготовки к экзамену или зачету целесообразно вооружить студента разработанной нами компьютерной программной. Педагогический смысл использования данного программного средства - самостоятельная подготовка к итоговому испытанию по «Информационным технологиям в экономике».

Эксперимент производился со студентами, сдававшими экзамен по «Информационным технологиям в экономике» в конце семестра. Одна группа студентов была контрольной группой, другая — экспериментальной. В начале семестра на одной из лекций была проведена самостоятельная работа, выявившая начальный уровень подготовленности по «Информационным технологиям в экономике» (всего можно было набрать до 10 баллов). Работа с контрольной группой осуществлялась по традиционной методике, с экспериментальной - с использованием предложенного нами комплекса компьютерных программ. В результате экспериментальная группа сдала экзамен лучше, чем контрольная.

В ходе педагогических экспериментов установлено, что эффективность дидактических процессов обучающихся экспериментальных групп обусловлена прогрессивностью методов организации учебного процесса и измерения показателей учебной деятельности студентов, но и технологической эффективностью внедряемой программы.

Разработанная комплексная программа адекватна современным педагогическим и информационным технологиям. С нашей точки зрения, интеграция информационных и педагогических технологий создает благоприятные предпосылки для разработки принципиально новых методов и средств контроля учебной деятельности студентов.

In article the role of the automated control in structure of pedagogical management, and also results of introduction

of the complex computer program in educational activity of students of high school is considered.

The key words: the automated control, pedagogical management, complex program of educational activity.

Список литературы

1. Анисимое П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов; A.E. Сосонко. Казань: ИСГТО, 2007.

2. Григоръянц И. А. Актуальные проблемы, совершенствования-качества высшего профессионального педагогического образования - специалистов по физической Культуре и спорту И.А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. № 1-2, 2007. С.53-59;

3. Аверин M.A. Информационные технологии при многоуровневой подготовке специалистов / И.А. Аверин В.А. Мещеряков, P.M. Печерская//Педагогическая информатика. № 2, 2006. С. 19-26.

4. Левина ММ. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. Пособие ддя студ. Высш. Учеб. заведений/ М.М. Левина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 272 с.

5. Богомаз И.В Научно-методический комплекс профессиональной подготовки студентов с использованием компьютерных технологий и модульно-рейтинговой системы / И.В. Богомаз //Педагогическая информатика. № 3, 2005 С.44-49.

6. Малиночка Э.Г. Автоматизированная- обратная связь как средство совершенствования процесса обучения/Под ред. А-.А. Кирсанова: Саратов,2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.