Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ: СЕРТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ДАННЫХ'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ: СЕРТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ / ПОДРОБНАЯ ЗАПИСЬ ОВЫЗОВЕ / CERTIFICATION / BILLING / DETAILED CALL RECORDS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гойхман В.Ю., Коваленко Е.А., Шолохова Е.А.

В рамках статьи рассматривается развитие процедуры подтверждения соответствия средств связи с 2005 г. На примере автоматизированных систем расчётов демонстрируются принципы применения законодательных норм. Проводится анализ информации, поступающей в АСР, очерчиваются пути развития биллинговых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BILLING SYSTEMS: CERTIFICATION AND DATA ANALYSIS

The paper investigates the development of communication equipment conformity assessment procedures since 2005. Legislation application principles are shown through the example of billing systems. Input billing data are analyzed, and billing system evolution trends are discussed.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ: СЕРТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ДАННЫХ»

УДК 621.395.36:654.091

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ РАСЧЁТОВ: СЕРТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ

ДАННЫХ

В. Ю. Гойхман Е. А. Коваленко 2, Е. А. Шолохова 1

1 Сургутский государственный университет, vg@sotsbi.ru, scholohova03@mail.ru 2ООО «НТЦ СОТСБИ», kovalenko@sotsbi.ru

В рамках статьи рассматривается развитие процедуры подтверждения соответствия средств связи с 2005 г. На примере автоматизированных систем расчётов демонстрируются принципы применения законодательных норм. Проводится анализ информации, поступающей в АСР, очерчиваются пути развития биллинговых систем.

Ключевые слова: сертификация, автоматизированные системы расчётов, подробная запись о

вызове.

BILLING SYSTEMS: CERTIFICATION AND DATA ANALYSIS

V. Yu. Goikhman 1, E. А. Kovalenko 2, E. А. Sholohova 1

1 Surgut State University, vg@sotsbi.ru, scholohova03@mail.ru 2OOO «NTCSOTSBI», kovalenko@sotsbi.ru

The paper investigates the development of communication equipment conformity assessment procedures since 2005. Legislation application principles are shown through the example of billing systems. Input billing data are analyzed, and billing system evolution trends are discussed.

Keywords: certification, billing, detailed call records.

Введение

Более 10 лет назад, 13 апреля 2005 г., Правительство Российской Федерации утвердило «Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи» [1]. Новая система внесла ряд изменений в процедуру сертификации. Во-первых, упрощение процедуры подтверждения для терминального оборудования и ряда других категорий. Для данных видов оборудования достаточно зарегистрировать декларацию. Во-вторых, функции выдачи сертификатов перешли к независимым органам по сертификации. Данные изменения обеспечивают взаимодействие и контроль процедур между Заявителем, ИЦ/ИЛ (испытательным центром/испытательной лабораторией), органами по сертификации и Федеральным агентством связи.

При анализе работы органов по сертификации в качестве инструментария используется база данных сертификатов и деклараций СОТСБИ [1]. Приведенные здесь и далее диаграммы получены на основе информации из БД СОТСБИ. Результаты выборки приведены на рис. 1 в виде диаграммы распределения выданных сертификатов соответствия пятью существующими на сегодняшний день органами по сертификации.

В-третьих, создание нормативных правовых актов (НПА), пришедших на смену общим техническим требованиям (ОТТ) и частным техническим требованиям (ЧТТ). НПА издаются в форме Правил применения средств связи, в которых установлена форма подтверждения соответствия оборудования связи и конкретные требования к его параметрам и характеристикам.

Следует отметить, что сертификатов соответствия выдаётся в разы меньше, чем деклараций, что связано, в основном, с невозможностью декларировать оборудование на модельный ряд. Диаграмма, представленная на рис. 2, показывает данную зависимость.

Первые НПА были приняты в 2005 г., тогда же выпущены 3 первых документа, а уже в следующем году их количество значительно увеличилось. Далее наблюдается уменьшение количества выпущенных нормативных правовых актов. Это связано с тем, что чем больше НПА появлялось, тем больше они покрывали необходимое для подтверждения соответствия оборудование. Таким образом, теперь нормативные правовые акты выпускаются только при появлении нового оборудования либо

ЗАО "Инфо ЦЭС" ЗАО "Эртел" 6%

Рис. 1. Процент сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации

■ Сертификаты Декларации

Рис. 2. Отношение выданных сертификатов и деклараций

при необходимости внесения изменений в существующие НПА (например, при изменении определенных характеристик оборудования), что объясняет всплески и спады количества утверждённых НПА в последующие годы. Существующие положения подтверждаются данными, представленными на рис. 3.

Автоматизированные системы расчётов

Автоматизированные системы расчётов (АСР), или биллинговые системы, являются основными элементами информационной инфраструктуры любого оператора связи и играют ключевую роль в обеспечении бизнес-процессов, связанных с оказанием услуг связи, проведением расчётов с абонентами и взаимодействующими операторами связи [3]. От надежности, качества функционирования и гибкости настроек АСР напрямую зависит прибыль оператора связи и его конкурентоспособность. Без соответствующих функциональных возможностей АСР оператор связи не сможет своевременно выводить на рынок новые продукты и услуги. АСР подлежат обязательной сертификации, а на проведение работ отводится, как правило, максимальный срок - 6 месяцев, учитывая сложность данного вида оборудования.

Анализ АСР, в контексте подтверждения соответствия, целесообразно начинать с даты утверждения НПА на АСР - 2 июля 2007 г. [4]. Значительных с законодательной точки зрения изменений с этого момента не происходило, а общий вид и информация в сертификатах соответствия практически не претерпела изменений.

С момента принятия НПА на биллинговые системы было сертифицировано более 330 АСР, уже несколько лет подряд количество сертифицируемых АСР не уменьшается, что говорит о потребности рынка в данном оборудовании. На рис. 4 приведена диаграмма распределения по годам выданных сертификатов на АСР.

Правила применения АСР содержат пять приложений, соответствующих пяти областям приме-

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Распределение НПА по годам выпуска

нения и устанавливающих требования к функциям и техническим параметрам АСР, предназначенным для применения в области:

1) автоматизации расчётов с абонентами;

2) автоматизации расчётов за услуги связи, оказываемые по картам оплаты услуг связи;

3) использования на пунктах коллективного пользования (пунктах коллективного доступа, переговорных пунктах);

4) информационной поддержки проведения взаиморасчётов между операторами связи;

5) предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

В сертификате соответствия может указываться соблюдение условий как одного из приведённых приложений, так и нескольких [2]. На рис. 5 показано соотношение использования этих приложений при прохождении процедуры подтверждения соответствия.

Из диаграммы видно, что наиболее популярной является область применения, отвечающая за автоматизацию расчётов с абонентами. Напротив, с каждым годом сокращается использование АСР на пунктах коллективного доступа. Около 60 % сертифицированных АСР имеют одну или две области применения.

Еще одним важным пунктом, который нашел свое отражение в сертификате, является поддержка биллинговой системой определенного набора услуг. Таких услуг может быть заявлено несколько, что обеспечивает определенную гибкость системе. Анализ сертификатов соответствия показал, что наиболее часто, в биллинговых системах поддерживаются услуги, направленные на автоматизацию расчётов за услуги фиксированной телефонной связи, услуги связи по передаче данных, телематические услуги связи, услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи для целей кабельного вещания.

Кроме области применения и услуг, поддерживаемых АСР, в сертификате соответствия, как правило, указывается числовое значение одного или нескольких параметров производительности системы: предельная номерная ёмкость сети связи, предельное количество абонентов, предельный объём исходной информации об оказанных услугах связи, предельный объём трафика, предельное количество точек доступа на пункте коллективного пользования (пункте коллективного доступа, переговорном пункте), предельное количество пользователей услугами связи, заказывающих и (или) потребляющих одновременно в режиме реального времени услуги связи. Наибольший интерес для покупателя, как правило, вызывает значение предельного количества абонентов. Так, для наглядности, на рис. 6 представлены результаты выборки по данному критерию.

Рис. 4. Распределение выданных сертификатов АСР по годам

Рис. 5. Распределение по областям применения АСР

Как видно из диаграммы, большей популярностью пользуются системы, ориентированные на операторов связи, обслуживающих до 500 тысяч абонентов или же от 1 до 10 миллионов абонентов.

В соответствии с действующими правилами сертификат соответствия на АСР включает приложение, в котором отражены характеристики аппаратного обеспечения, системного и прикладного программного обеспечения. С точки зрения параметров серверов и автоматизированных рабочих мест год от года наблюдается стабильное улучшение заявленных характеристик. А если подробнее рассматривать системы управления базами данных (СУБД), входящие в состав системного программного обеспечения, то можно заметить, что наибольшей популярностью у разработчиков пользуется СУБД Oracle, применяемая более чем в 60 % АСР, а также MS SQL Server, MySQL и PostgreSQL.

Анализ CDR

В целях проведения разностороннего анализа данных АСР следует обратиться к данным, кото-

более 10 млн 13%

Рис. 6. Распределение по предельному количеству абонентов

рые поступают в биллинговую систему, а именно CDR (Call Detail Report - подробная запись о вызове). CDR относительно предоставленных услуг сети связи формируются коммутационным оборудованием, обслуживающим данное соединение. Эти записи содержат все необходимые параметры, позволяющие однозначно идентифицировать абонента: тип услуги, время и продолжительность услуги, номера абонентов, принимающих участие в соединении, и др. Зафиксированная в учётных записях информация необходима и достаточна для проведения тарификации предоставленной абоненту услуги.

CDR, создаваемая коммутационным оборудованием, представляет собой структурированную бинарную последовательность, в формате, установленном изготовителем коммутационного оборудования.

Преобразование записей в формат, приемлемый для их обработки АСР, производится специальным устройством - Mediation Device (MD). MD преобразует формат учётной записи в заданный формат и, при необходимости, рассчитывает значения полей «выходной» записи, исходя из содержания полей «входной». Порядок чередования полей в учётной записи на выходе MD жестко фиксирован, поскольку АСР интерпретирует атрибуты учётных записей, исходя из их порядкового номера.

На рис. 7 приведен пример одного из полей CDR, которое содержит идентификационные данные владельца записи.

№ поля Байтовая позиция Длин а На 7 6 5 звание поля 4 | 3 | 2 | 1 | 0 Битовая позиция 7 6 5 4 3 2 1 0

5 8 9 10 11 12 13 М-6 ДЛИНА LAC ДЛИНА ИДЕНТИФИКАТОРА ЗАПИСИ ВЛАДЕЛЬЦА 3 9

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЗАПИСИ ВЛАДЕЛЬЦА КОД МЕСТНОЙ ЗОНЫ (LAC)+ АБОНЕНТСКИЙ НОМЕР (DN) 7 9 2 4 6 8 1 3 5

Рис. 7. Идентификация владельца записи

С помощью CDR можно анализировать различные параметры работы не только биллинговой системы, но и информацию по оператору, предоставляющему телекоммуникационные услуги [6]. На примере выборки CDR одного из операторов связи можно привести анализ количества успешно завершённых вызовов по дням недели, результат которого приведён на рис. 8. Согласно приведённым данным, абоненты наиболее разговорчивы по пятницам, и хотя разброс данных не очень велик, подобную тенденцию несложно объяснить.

Рис. 8. Количество вызовов по дням недели

Далее можно проанализировать распределение вызовов по часам (рис. 9).

Рис. 9. Количество вызовов по часам

Распределение вызовов в вечернее время достаточно равномерное, за исключением выраженного пика в предобеденное время. Общая картина в целом достаточно ожидаема и подтверждает предыдущие выводы.

На рис. 10 приведена диаграмма распределения длительности вызова в зависимости от возраста абонента.

Диаграмма составлена таким образом, что чем больше поле, тем более длительные вызовы

а! ■44 95 35' ц « та

39 й Ш я

за 18 21 22 82

59 Щ №

Ш № V 20 за

щ ■ 4» Ж

ее 33 31 ВЕ: 15

11 н Ш

55

<0 30 (И

п 69 . ж Я

Й || я 40 42 - зз

Рис. 10. Длительность вызова по возрасту абонента

были произведены абонентом. Возрастная категория указывается в середине каждого поля и соответствует количеству лет, которое исполнилось респонденту. Таким образом, в правой нижней части рисунка приведена информация по возрасту абонентов, совершающих самые короткие вызовы. Аналогично, двигаясь от правого нижнего угла - в левый верхний, увеличивается и продолжительность разговоров. Согласно приведённым данным, самые длительные вызовы совершают абоненты в возрасте 24, 61, 59, 39 и 65 лет, а самые короткие - 56, 42, 10, 26 и 32 года. При рассмотрении корреляции по возрасту абонентов можно заметить достаточно ровную тенденцию, изменяющуюся в соответствии с родом деятельности и возрастом абонента.

В целом автоматизированные системы расчётов представляют собой сложную систему, требующую проведения тщательных проверок на соответствие установленным характеристикам. Также в рамках сертификационных испытаний АСР проводится анализ эксплуатационной документации (например, руководства администратора и оператора, включающие в себя полное описание работы и возможностей системы, составленные на русском языке) и контрольного примера (совокупность данных, инструкций, а также необходимые дополнительные аппаратно-программные средства, обеспечивающие возможность проверки правильности выполнения АСР расчётов и заданных функций), предоставляемых Заказчиком.

Дальнейшее развитие

Рассматривать будущее АСР, в рамках данной статьи, можно через призму подтверждения соответствия, или же рассмотреть эволюционное движение биллинговых систем как самостоятельного оборудования. Последние годы показали ясную тенденцию к организации централизованного биллин-га в рамках одного оператора. Такое положение дел, с одной стороны, требует большей надёжности, точности и производительности от АСР, но, с другой - уменьшает эксплуатационные затраты на поддержку системы.

Кроме того, зачастую небольшие операторы предпочитают брать в аренду услуги, предоставляемые биллингом. Таким образом, крупный владелец АСР имеет возможность предоставлять в аренду часть ёмкости, создавая при этом «биллинг в биллинге» - независимую БД и прочие необходимые условия для своего арендатора, получая прибыль за неиспользуемые ресурсы. Соответственно, арендаторы лишены необходимости постоянной финансовой и технической поддержки АСР - здесь уместно провести параллель с арендой каналов связи.

С учётом перечисленного, можно предположить, что уже в обозримом будущем на всю страну останется десяток (или несколько десятков) биллинговых систем, но они будут настолько мощными, что смогут обеспечить все необходимые расчёты за любые услуги связи.

Другим путём развития событий можно считать усложнение АСР, которые могут частично или полностью вобрать в себя функции OSS/BSS систем. Такая возможность необязательно идёт вразрез с предыдущей гипотезой, но предлагает вариацию возможностей конвергенции OSS/BSS.

В конечном итоге весь массив автоматической оплаты, будь то использование счёта мобильного телефона, кредитных карточек или иных видов платежей можно свести к использованию единого счёта. Так, например, уже сейчас появляются возможности оплаты посредством мобильного телефона, покупок в интернете, коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте и парковки автомобилей, а в некоторых странах уже вовсю развивается оплата покупок в магазинах. И, конечно, сюда же следует включить оплату с одного счёта - нескольких мобильных устройств: модемы для доступа в интернет, услуги для мобильных телефонов, планшетных компьютеров и другой индивидуальной техники. Подобная функция делает чрезвычайно удобным оплату с единого счёта всех собственных устройств, а также, например, возможность аналогичной оплаты счёта ребенка, чтобы избежать необходимости постоянно контролировать баланс на многих устройствах, оплачивая всё разом.

Использование технологии Big Data для анализа информации, хранящейся в биллинге, уже сейчас помогает операторам создавать оптимальные тарифные планы за предоставляемые услуги. Подобный инструментарий может использоваться и в рамках маркетинговых программ, для привлечения абонентов, а также для их удержания, посредством определения, например, оптимального набора бонусов, направленного на конечного абонента. Развитие и повсеместное внедрение подобных технологий в будущем способно значительно увеличить прибыль оператора.

В поддержке на уровне законодательства нуждается и опция «Личный кабинет», предоставляемая большим количеством операторов (у различных операторов название данной функции может быть другим). Несмотря на хорошую реализацию, не хватает норм, в соответствии с которыми можно было бы тестировать эту опцию. Такое явное послабление приводит к тому, что некоторые операторы, которые решили запустить подобный проект, не выделяют для него достаточных ресурсов, что приводит к сбоям, жалобам абонентов, а иногда и ошибочным данным, предоставляемым в АСР.

Заключение

Приведенный анализ показал насколько сложна и многогранна телекоммуникационная система современности, как много данных обрабатываются в каждый момент времени и какие интересные выводы можно из этих данных сделать. Возможности сетевых элементов, в частности биллинговых систем, в будущем будут только расти, необходимо сделать всё возможное, чтобы подобное развитие привносило в жизнь пользователей как можно больше пользы, позволяя осуществлять не только бесперебойную работу, но и предвосхищать возможные запросы. Также одновременно с этим необходимо не менее быстро осуществлять регулярную актуализацию нормативно-правовой базы, чтобы обеспечить целостность, устойчивость функционирования и безопасность единой сети электросвязи Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. База данных сертификатов и деклараций СОТСБИ. URL : http://sotsbi.ru (дата обращения: 12.12.15).

2. Гойхман В. Ю., Коваленко Е. А. Анализ нормативно-правовых документов отраслевой системы сертификации. Связь в контексте охвата и категоризации сетевых элементов // Информационные технологии в мире коммуникаций. 2013. № 4. С. 15-25.

3. Голомшток Л. В., Запасская Е. С. Верификация и сертификация автоматизированных систем расчётов // Вестник связи. 2008. № 2. С. 1-8.

4. Об утверждении правил применения автоматизированных систем расчётов : Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 2 июля 2007 г. № 73.

5. Об утверждении правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи : постанов. Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. № 214.

6. Системы принятия решений АСУ-АНАЛИТИКА. URL : http://asu-analitika.ru (дата обращения: 12.12.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.