Научная статья на тему 'Архитектура биллинговой системы для мобильной связи'

Архитектура биллинговой системы для мобильной связи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
426
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛЛИНГ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дядюнов Михаил Дмитриевич

В статье рассмотрена архитектура биллинговой системы и ее важные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура биллинговой системы для мобильной связи»

АРХИТЕКТУРА БИЛЛИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ Дядюнов М.Д.

Дядюнов Михаил Дмитриевич - студент,

кафедра информационных систем и телекоммуникаций, факультет информатики и систем управления,

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрена архитектура биллинговой системы и ее важные аспекты. Ключевые слова: биллинг, сотовая связь, архитектура.

Биллинговые системы часто рассматриваются как дебиторская задолженность, так как биллинговая система помогает в получении денежных поступлений от клиентов. Биллинговые системы также являются частью счетов, подлежащих оплате за межоператорские расчеты, поскольку клиенты часто пользуются услугами других компаний, такими как беспроводной роуминг, междугородная связь и завершение вызова через другие сети.

Вот небольшой список с частью наиболее важных функций:

• Оценка и выставление счетов: это включает оценку использования продуктов или услуг и составление ежемесячных счетов;

• Обработка платежей: это включает в себя проводку платежей клиента на счет клиента;

• Расчеты между операторами: это предполагает распределение доходов между операторами, которые предоставляют услуги клиентам друг друга;

• Предоплата и постоплата: включает поддержку клиентов с предоплатой и постоплатой.

На рисунке 1 изображена архитектура биллинговой системы. Здесь есть две реализации [2, с. 13-27]:

• CRM Управление взаимоотношениями с клиентами / OMOF Управление заказами и система выполнения заказов

связывается с биллинговой системой, а биллинговая система связывается с системой инициализации для предоставления услуг и системы инвентаризации сети, а также для назначения телефонных номеров или IP-адресов и т.д.;

•Вторая реализация может заключаться в том, что сама система CRM / OMOF связывается с системой обеспечения для предоставления услуг и системы инвентаризации сети, а также для назначения телефонных номеров или IP-адресов и т.д.

Рис. 1. Архитектура биллинговой системы

Система обеспечения:

Эта система принимает команды либо от биллинговой системы, либо от системы CRM / OMOF для активации, деактивации и приостановки услуг. Обе архитектуры действительны и зависят от того, как архитектор проектирует всю установку.

После принятия команд инициализации эта система связывается с базовой сетевой системой, чтобы активировать, деактивировать или приостановить услуги. После успешной инициализации эта система отправляет ответ обратно либо в биллинговую систему, либо в систему CRM в зависимости от того, кто отправил ей последнюю команду.

Система инвентаризации сети:

Эта система поддерживает все сетевые идентификаторы, такие как номера телефонов, MSISDN, IP-адреса, адреса электронной почты и т. Д., И технически она называется Network Inventory System.

В зависимости от архитектуры системы, CRM / OMOF или биллинговая система связываются с NIS для получения необходимого идентификатора сети и присваивают его клиенту во время создания заказа.

Эта система отвечает за поддержание жизненного цикла сетевых идентификаторов, который начинается с доступных, а затем проходит через различные этапы, такие как активация, приостановка, завершение, карантин и снова доступность.

Сетевые коммутаторы:

Как правило, биллинговая система не взаимодействует с сетевыми коммутаторами. Сетевые коммутаторы отвечают за предоставление всех услуг конечным клиентам в зависимости от того, какие услуги были предоставлены для клиента. Эти системы отвечают за управление вызовами, загрузкой данных, передачей SMS и другое. И за создание записей сведений о вызовах.

Система посредничества:

Система посредничества собирает CDR из разных сетевых элементов в разных форматах. Различные сетевые элементы генерируют CDR в формате ASN.1, а некоторые сетевые элементы имеют свой собственный собственный формат CDR.

Посредническая система обрабатывает все CDR и преобразует их в формат, совместимый с последующей системой, которая обычно является биллинговой системой. Система посредничества применяет различные правила к CDR для их обработки; например, система-посредник отмечает

международные вызовы на основе набранного номера B-Number, точно так же, как система-посредник маркирует внутрисетевые вызовы на основе ANumber и B-Number.

Может потребоваться отфильтровать все вызовы, которые имеют длительность вызова менее 5 секунд, лучшее место для фильтрации вызовов такого типа будет на уровне системы посредничества. Таким же образом, если в CDR требуется какая-то дополнительная информация, которая имеет решающее значение для выставления счетов, то система посредничества поможет в предоставлении такой информации на основе некоторых других атрибутов, доступных в CDR.

Как только собранные CDR обработаны, система-посредник передает все CDR в биллинговую систему с использованием FTP, поскольку обычно системы медиации и биллинга работают на разных компьютерах.

Система хранилищ данных:

Это нисходящая система для биллинговой системы, которая обычно хранит тонны исторических данных, относящихся к клиентам. Система биллинга сбрасывает различную информацию о клиентах в систему DWH. Эта информация включает в себя использование услуг, счета-фактуры, платежи, скидки и корректировки и другое.

Вся эта информация используется для создания различных типов управленческих отчетов, а также для бизнес-аналитики и прогнозов.

Система DWH всегда предназначена для работы с большими и большими данными, и если есть необходимость в каком-либо небольшом отчете, то всегда стоит генерировать его непосредственно из биллинговой системы, а не использовать DWH для небольшой задачи.

Планирование ресурсов предприятия ERP:

Система ERP для планирования общеорганизационных ресурсов предоставляет модули для управления финансами, персоналом и управлением цепями поставок и т.д. Интерфейс биллинговой системы с этой системой используется для

разноски всех финансовых операций, таких как счета, платежи, корректировки.

Платежный шлюз:

Таким образом, это не обязательно полная система, но это может быть своего рода специальный компонент, который находится между биллинговой системой и различными каналами оплаты, такими как банки, шлюз кредитных карт, магазины и розничные продавцы и т.д.

Все каналы оплаты используют платежный шлюз для отправки платежей в биллинговую систему для расчета счетов клиентов.

Обычно Платежный шлюз предоставляет своего рода API (Application Programming Interface) внешнему миру для публикации платежей в биллинговую систему. API может использоваться любым внешним ресурсом для размещения платежа.

Типичный процесс выставления счетов [1, c. 100-134]:

Принимая во внимание вышеприведенную архитектуру системы: После того, как вызов сделан или вы можете сказать, что конечный клиент сгенерировал использование, система-посредник собирает данные об использовании от сетевого коммутатора и создает CDR записи сведений о вызове. Этот CDR должен содержать номер участника A и номер участника B, дату и время начала и окончания.

Затем CDR сохраняется до тех пор, пока его нельзя будет оценить. Чтобы оценить вызов, CDR проверяется, чтобы определить, является ли вызов, например, номером 800, местным вызовом, который покрывается тарифным планом локальной сети, международным вызовом или платным вызовом. Такая информация, как время звонка было размещено и код города или коды страны используются для расчета тарифа за звонок. После оценки каждого звонка эта информация сохраняется до тех пор, пока счет не будет запущен, обычно один раз в месяц.

Когда счет выставляется, к счету могут быть применены другие неиспользованные платежи, такие как скидки или ежемесячные платежи, или иногда называемые счетом.

Это может быть скидка на время рейтинга или скидка на время выставления счета, различные платежи, сделанные клиентами, различные корректировки, и вся эта информация вносит свой вклад в формирование окончательного счета.

Затем эта информация преобразуется в формат, который может быть напечатан в читаемой форме. Наконец, конверт напечатан, заполнен вложениями и отправлен по почте конечному покупателю.

Список литературы

1. Thiebaud Maud, Хантер Джейн. Telecommunications Billing Systems McGraw-Hill Professional, 04.10.2002. 352 c.

2. Mr. Lawrence Harte, Mr. Avi Ofrane. Introduction to Telecom Billing, Usage Events, Call Detail Records, and Billing Cycles, 01.01.2004. 44 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.