Научная статья на тему 'Автоматизированное моделирование технологических процессов -современная концепция медицинского многопрофильного центра'

Автоматизированное моделирование технологических процессов -современная концепция медицинского многопрофильного центра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированное моделирование технологических процессов -современная концепция медицинского многопрофильного центра»

Карпов О.Э., Назаренко Г.И.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

Карпов О.Э.1, Назаренко Г.И.2 УДК 616-089:681.784.8

1 Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, Москва 2Институт современных информационных технологий в медицине, Москва

AUTOMATED MODELING OF TECHNOLOGICAL PROCESSES-MODERN CONCEPT OF MULTIDISCIPLINARY MEDICAL CENTER

Karpov O.Je., Nazarenko G.I.

В настоящее время нет в мире такого государства, в котором высококачественной безопасной медицинской помощью обеспечивались бы все граждане. Разрыв между тем, что медицина может сделать для вылечивания конкретных пациентов и тем медицинским обслуживанием, которое мы имеем, - огромная дистанция. Американские исследователи характеризуют этот разрыв как пропасть. Проблема качества медицинской помощи не является предметом данной работы, но в сущностном врачебном понимании качества, эта разница между тем, что мы могли (должны) были сделать для пациента и тем, что реально было сделано. В этом смысле проблемы, обсуждаемые в данном исследовании, в конечном счете, касаются качества, безопасности медицинской помощи, причем в контексте того, каковы пути уменьшения платы за это качество «за исключением тривиальных экономий и сокращений» и каковы наши возможности в пределах заданных нами его характеристик.

Образованию разрыва между тем, что мы можем и тем, что происходит в действительности способствовали ряд обстоятельств. Подчеркнем, что они характерны не только для российской медицины, а присущи всем странам на всех континентах. Ключевыми обстоятельствами являются следующие.

Стремительное постарение населения. В ближайшее время впервые в истории цивилизации тех, кто старше 50 лет, станет больше тех, кому меньше 50 лет.

Медицинские технологии в предшествующие 50 лет развивались такими высокими темпами, что это привело к небывалому усложнению клинических процессов и, как следствие, к увеличению медицинских ошибок до угрожающего уровня. Смертность от медицинских ошибок занимает 3 место после сосудистых событий и рака.

Ускоренное тиражирование технологий в стремлении оказать современную медицинскую помощь большему числу пациентов привело к тому, что расходы на содержание больниц растут непропорционально быстро количеству пролеченных больных, на этом фоне обще-

мировой дефицит врачебных кадров составляет 7,2 млн., а к 2035 году возрастет почти до 13 млн.

Как никогда прежде для того, чтобы хорошо лечить, нужно больше знать, больше и лучше управлять, больше контролировать и задействовать больше специалистов. Вместе с тем значения этого «больше знать» слишком велики, - объем медицинских знаний удваивается каждые 5 лет, к 2020 году объем полезных при повседневной деятельности для врача данных в 200 раз превысит способности мозга к переработке информации.

Налицо резкая диспропорция между количеством пациентов, которым необходима медицинская помощь, и силами и средствами медицинской отрасли. Причем, нет предпосылок для уменьшения этой диспропорции.

Борьба за качественную и безопасную медицинскую помощь в этих условиях принимает масштабный характер, арсенал инструментов неуклонно нарастает, это управление по сигмам, автоматизированные технологические карты и клинические руководства, системы глобальных триггеров и батареи индикаторов качества, мониторинг безопасности и многоцелевой клинический аудит, анализ деятельности по методу бенчмаркинга и контроллинг многофакторных индексов производительности, мониторинг целевых показателей деятельности и управление по результатам, системы усиления компетентности, системы управления процессами («рабочий процессор»), специализированные регистры по качеству и безопасности, системы управления рисками межлекарственных взаимодействий, автоматизированная раздача лекарств и многие другие. Эффективность этих инструментов доказана, но их совместное, а значит максимально эффективное использование, позволяющее без потери качества и безопасности снизить себестоимость лечения и увеличить пропускную способность лечебного учреждения практически невозможно.

Очевидно, что есть, по меньшей мере, один класс технологий, позволяющий эффективно осуществлять оркестровку всех перечисленных инструментов и тем самым продвинуться в преодолении разрыва, по мнению

Карпов О.Э., Назаренко Г.И. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

американских исследователей - пропасти, между тем, что мы можем и тем, что мы делаем, - это информационные технологии. Особого внимания, по нашему глубокому убеждению, заслуживает проблема автоматизированного проектирования медицинских процессов в медицинской организации.

В узком смысле медицинский технологический процесс - это система взаимосвязанных необходимых и достаточных научно-обоснованных лечебно-диагностических мероприятий, выполнение которых позволяет наиболее рациональным образом провести лечение и обеспечить достижение максимального соответствия реальных результатов лечения научно прогнозируемым при минимизации затрат.

В широком смысле все бизнес-процессы медицинской организации относятся к технологическим процессам медицинской организации. Медицинский технологический процесс является базовым, так как его содержание есть суть лечебно-диагностического процесса - системообразующего элемента любого лечебного учреждения.

Автоматизация проектирования медицинского технологического процесса многоаспектная задача, лежащая в контексте логики и сущности врачебного мышления. Мы схематично выделяем пять этапов автоматизированного проектирования применительно к обсуждаемой проблеме:

1) автоматизация извлечения знаний применительно к конкретному пациенту;

2) автоматизация принятия решения о выборе плана ведения пациента;

3) автоматизация контроля реализации плана ведения пациента;

4) автоматизация формирования специализированных регистров (безопасности, качества и др.);

5) автоматизация процесса аудита оценки результатов лечения - реализации медицинского технологического процесса.

Основные элементы процесса автоматизированного проектирования и их взаимосвязи представлены структурно-логической схемой (рис. 1).

Ядром системы является медицинский технологический процессор (рис. 2), который представляет собой совокупность компьютерных программ (сервисов) и технических средств (система радиочастотной идентификации всех участников процесса - пациентов, персонала и оборудования, комплексов теле- и видеонаблюдения), позволяющих на персональном компьютере или смартфоне всем участникам процесса видеть свои участки процесса и управлять ими. Основная задача процессора - повысить управляемость лечебно-диагностического процесса. Наш опыт и результаты работы зарубежных исследователей показывает, что такая форма процессного управления позволяет радикально (до 30%) снизить сроки ожидания госпитализации, на 12-15% уменьшить длительность пребывания на койке, уменьшить себестоимость лечения и увеличить пропускную способность стационара.

I

Автоматизация извлечения знаний применительно —к к конкретному пациенту

Мировая база знаний —

Навигаторы по медицинской литературе

Автоматизированные клинические 4

IV

V

Автоматизация процесса принятия решения о выборе —к плана ведении пациента

руководства

Выбор плана ведения пациента (экземпляра МТП)

Персонализация данных клинических руководств

Системы автоматизированных клинических руководств с блоком усиления компетенции (СППР)

Система интеллектуального контроля межлекарственных взаимодействий

Автоматизированные СОП - стандартные операционные процедуры

Автоматизированный контроль реализации плана ведения пациента

Автоматизированное создание медицинских технологических карт

Автоматизированное управление реализаций медицинского

технологического процесса +

Медицинский технологический процессор Л (аналог рабочего процессора применительно к медицинской

организации)

_+_

. Система управления ■у потоками работ (бизнес-процессами медицинской организации)

Автоматизированное Автоматизированный аудит -формирования —^ оценка результатов лечения

специализированных регистровпо качеству, безопасности и др.

(реализации медицинских технологических процессов)

Бенгмаркинг (внутренний и внешний)

*

Специализированные!

регистры

«Умная» аналитика

Источник информации для оптимизации планов ведения пациентов (экземпляров МТП)

Источник информации для оптимизации выбора плана ведения пациента (МТП)

ЭМК

электронная меницинская карта (источник данных о пациентах)

Рис. 1. Элементы процесса автоматизированного проектирования

Карпов О.Э., Назаренко Г.И.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

Текущий Видео- Теле- СРЧИ аудит мониторинг мониторинг

Регистры

Контроль МТП

МИС

Медицинские технологические "д^из отклонений от мтп

"X"

процессы (МТП)

Системы

поддержки к Текущая принятия г версия МТП решений

гшении

Новые i версии МТП *

О

Обновленная версия МТП

Библиотека элементов МТП

мтп

Клинические руководства, ' стандарты, нормативы

Автоматизированные клинические руководства

Автоматизированная система принятия клинического решения

Выбор плана ведения пациента

(варианта технологической карты)

Поступление автоматически сгенерированной технологаческой карты в блок системы поддержки принятия решения

Синтез модели оптимального плана на основе прецедентов

Оказание медицинской . помощи в соответствии с технологической картой

Поступление данных

►в регистр реализации технологических карт

Оценка результатов к лечения по каждой "7 из технологических карт

Рис. 2. Автоматизированный технологический процессор

В первую очередь это достигается за счет внедрения системы радиочастотной идентификации СРЧИ (RFID-Radio Frequency Identification), - одного из основных аппаратных элементов медицинского технологического процессора. В этой системе используются радиоволны для автоматического сбора и передачи информации, необходимой для идентификации и пространственной локации всех участников процесса и задействованного оборудования. Рынок таких систем составляет около 10 млрд $ и к 2024 г. по прогнозам достигнет более чем 30 млрд $.

Использование СРЧИ в медицине рассматривается как ключевой фактор повышения качества и безопасности медицинской помощи, улучшения управляемости лечебного учреждения. СРЧИ позволяет получить большие объемы информации, считывать информацию с большой скоростью, на расстоянии, без прямой видимости метки, позволяет считывать информацию с неограниченного числа меток (персональных бейджей врачей, медсестер и пациентов, со всего имеющегося оборудования). Система способствует повышению безопасности пациентов, например, при инфекционном контроле, путем отслеживания перемещения носителей инфекций; контроля использования лекарств и оборудования (проверка наличия всего необходимого оборудования перед процедурой, контроль жизненного цикла инструментов и лекарственных препаратов). Она позволяет в режиме реального времени контролировать занятость коек, персонала и оборудования. По данным американских коллег (M. Glabman 2009г.) только прямой эффект от экономии средств в 500-коечной больнице составляет не менее 1 млн $ в год.

Для управления медицинским технологическим процессом могут применяться технологические карты - пациент-ориентированные планы лечебно-диагностических мероприятий, которые должны быть выполнены

Выбор плана лечения с учетом результатов индивидуализированных —1 реализаций технологических карт

Рис. 3. Вариант цикла информационной логистики автоматизированного проектирования медицинского технологического процесса (в части синтеза технологических карт)

за один эпизод оказания медицинской помощи. Они служат средством анализа лечебного процесса, оценки результатов лечения и работы персонала, способствуют повышению качества медицинской помощи и снижению финансовых затрат, благодаря оптимизации рабочих процессов. Исполнение технологических карт регистрируется в контрольных точках, в которых чаще всего возникают системные (связанные с организацией процесса) отклонения и ошибки. Данные СРЧИ используются для контроля полноты и своевременности лечебно-диагностических мероприятий. Только за 6 месяцев внедрения нами в одном из лечебных учреждений оборот койки увеличился на 15%, число выполненных операций - на 17%, а доля пациентов, ожидающих госпитализацию в приемном отделении более 2 часов, уменьшилась на 32%. Важно, что работа СРЧИ в структуре медицинского технологического процесса осуществляется без участия персонала, что обеспечивает достоверность, надежность и оперативность используемой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной же задачей комплекса рассматриваемых систем является автоматизированное проектирование технологических карт с учетом данных анализа и моделирования реализованных и хранящихся в системе реализаций выполненных планов ведения пациентов.

Процедура реализации автоматизированного проектирования может быть наглядно продемонстрирована схемой на рис. 3.

Таким образом, в системе помимо представления рабочих процессов («Workflow aware») клинических руководств, с учетом понимания места принятия решения в общем процедурном и организационном контексте медицинской помощи, реализуется автоматизированное управление потоками работ на основе автоматизированного проектирования рабочих процессов. Сопоставляя

Карпов О.Э., Назаренко Г.И. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

изложенное с основными элементами клинической работы: принятие клинических решений, управление лечебно-диагностическим процессом, планирование и контроль оказания медицинской помощи становится очевидным, что речь идет об автоматизированной поддержке ключевых аспектов работы клиницистов. Новым, в данной работе, является то, что автоматизированные клинические руководства и системы поддержки принятия решений впервые на основе оригинальных математических моделей объединены в единый цикл автоматизированного проектирования с моделированием клинических процессов.

Важно понимать, что современное лечебное учреждение имеет распределенную структуру. Исторически диагностические и лечебные функции выполнялись профессионалами медиками на определенном рабочем месте. Между тем, клиническая практика неуклонно усложняется, сама медицинская помощь стала распределенной. Медицинские услуги пациенту оказываются во многих структурных подразделениях, обязанности по ведению пациентов соответственно оказываются распределенными между узкими специалистами, которые имеют ограниченные представления о других клинических дисциплинах. Давление на клиническую практику в этом направлении, очевидно, необратимо, поскольку его причиной являются растущие требования к медицинской помощи. Новые классы систем не только и, даже не столько объединяют формализованные процедуры поддержки принятия решений и управления медицинскими процессами, сколько нивелируют издержки, связанные с «бюрократизацией» лечебной работы, применением клинических руководств и протоколов лечения, нередко и, на наш взгляд, несправедливо осуждаемых, как один из факторов «дегуманизации» современной медицины.

Важнейшим элементом пятиэтапной автоматизации медицинских технологических процессов является трансляция информации (знаний) из мировой базы данных к субъектам клинической практики. Информационная инфраструктура является важнейшим компонентом развития учреждения, прогностическим компонентом медицины XXI века.

Корректная автоматизированная трансляция информации - обязательный инструмент трансформации медицинской помощи, речь идет о циклическом процессе: трансляции научной информации в медицинскую практику и данных клинической практики в медицинские научные исследования. Отсутствие такой взаимообогаща-ющей трансляции ведет к разрыву между знаниями и их практическому использованию «knowledge to action up», «Evidence- to Practice Gap». Часто обсуждается проблема ускорения внедрения результатов научных исследований в клиническую практику. Однако, фактически никто не обеспокоен тем, что накопленные практические знания не учитываются при формировании клинических руководств и не задействуются при принятии научно-обоснованных решений и формировании пациент-ориентированных

планов ведения пациентов. Частично мы уже затрагивали эту проблему при обсуждении работы медицинского технологического процессора, в части автоматизированного выбора оптимального варианта клинического пути по претендентам. Ключевым элементом создания знаний на основе систематических обзоров является согласованная, прозрачная, гибкая методология, надежные исследования, привлечение лучших экспертов к трансляции знаний в клинические руководства и открытое конструктивное обсуждение формируемых руководств наиболее авторитетными специалистами. Собственно же проблема трансляции результатов систематических обзоров не обсуждается, хотя уровень их достоверности удовлетворяет как практикующих врачей, так и ученых.

Одним из путей этой проблемы является автоматизация клинических руководств, что естественно подразумевает автоматизированную трансляцию знаний в автоматизированные системы поддержки принятия решений. Речь, по существу, идет об автоматизированном проектировании важнейшего элемента клинического процесса выбора плана ведения пациента из множества альтернатив, в контексте ориентации выбранного плана применительно к конкретному пациенту. В основе этих процедур является разработка специальных языков кодирования данных клинических руководств, их моделирования. Наиболее распространенными языками такого моделирования являются GEM (Guideline elements model), PRODIGY, DILEMMA, ASBU, EGLTF и PROforma. Сравнительная характеристика языков моделирования клинических руководств приведена в табл. 1.

В зависимости от клинических задач руководства систематизируются определенным образом. Так, например, моделирование руководящих действий отражает те части клинических руководств, которые содержат рекомендации по выполнению определенных действий (диагностические процедуры, лекарственные назначения, хирургические вмешательства). Во всех без исключения моделях клинических руководств системообразующим фактором является процедура, обеспечивающая поддержку выбора оптимального плана ведения пациента с учетом его индивидуальных особенностей. Всегда модели руководств включают элемент, обеспечивающий сопоставление данных со знаниями, полученными посредством моделирования, это механизм важнейший, так ка именно он «отвечает» за переключение с одного алгоритма на другой, оставляя систему «открытой» до выбора оптимального решения.

Обсуждаемый класс систем за счет автоматизированного применения клинических руководств способствует ускоренному распространению последних в повседневную клиническую практику, способствуя тем самым улучшению качества и безопасности медицинской помощи и, что очень важно, улучшает результаты лечения. Сгенерированные решения автоматически становятся известны всем участникам процесса, что положительно влияет на столь важное междисциплинарное взаимодей-

Карпов О.Э., Назаренко Г.И.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

Табл. 1. Сравнительная характеристика языков моделирования

GLIF EON Asbru PROforma Prodigy

Алгоритмы алгоритм и макросы алгоритмы, шаблоны, системы управления универсальные объект-ориентированные алгоритмы универсальные объект-ориентированные алгоритмы алгоритмы, шаблоны, системы управления

Цели/задачи текстовые строки формализованное представление формализованное представление формализованное представление текстовые строки

Моделирование руководящих действий да да + подбор лекарственной терапии да + оценка эффекта да + подбор лекарственной терапии Да + оценка эффекта

Поддержка принятия решений да да да да да

Ранжирование вариантов решений да да нет да да

Использование временных параметров нет да да нет нет

Зависимость от предпочтений пациента нет нет нет нет нет

ствие. Внедрение таких систем, согласно исследованию, проведенному в странах Евросоюза может предотвратить (с учетом нежелательных межлекарственных взаимодействий) более 100 000 неблагоприятных событий в стационарах в год, что позволяет сократить расходы примерно на 300 млн. евро и сэкономить 700 000 койко-дней.

Следующий систематизирующий компонент обсуждаемого процесса в рамках его структурно-логической схемы - это электронная медицинская карта (ЭМК). Проблема настолько важная, что, например, США в рамках государственного финансирования выделило для решения этой задачи 27 млрд $. В США согласно закону об «Информационных технологиях в здравоохранении для экономической и клинической эффективности» (HITECH 2009) врачи больницы должны демонстрировать эффективность ЭМК согласно строгим критериям, важнейшим из которых является наличие сопряженных с ЭМК систем поддержки принятия решений. Это подчеркивает новое, перспективное и важнейшее требование ЭМК, особенно в аспекте автоматизированного проектирования медицинских технологических процессов, а именно: карта должна стать единым и доступным источником информации для всех участников процесса, другими словами, служит основой для формирования единой цифровой, самообучающейся, интерактивной среды - «умной больницы».

Именно поэтому создание современной ЭМК отражает седьмой высший уровень развития информационных систем в медицинских учреждениях (рис. 4).

Эволюция ЭМК от сбора и обмена данными, затем как инструмента совершенствования клинических процессов и, наконец, как элемента, улучшающего клинические исходы, наглядная иллюстрация ее когнитивной конвергенции с автоматизацией проектирования и управления рабочими процессами в повседневной клинической практике. До получения финансирования на ЭМК в программе HITECH участники должны продемонстрировать 15 обязательных и 5 из 10 дополнительных

функциональных возможностей сертифицированных электронных карт здоровья. Основные критерии:

1. Использование системы электронных врачебных назначений для лекарственных препаратов;

2. Наличие проверки межлекарственных взаимодействий;

3. Ведение «проблемного листа» основных и сопутствующих диагнозов;

4. Создание и трансляция сертифицированных электронных рецептов;

5. Ведение активного листа лекарственной терапии;

6. Ведение листа лекарственной аллергии;

7. Регистрация демографических данных;

8. Отметка о курении;

9. Отчетность по клиническим показателям качества в центры Medicare;

10. Внедрение одной СППР;

11. Предоставление пациентам электронной копии;

12. Представление пациентам электронных копий рекомендаций при выписке из стационара;

13. Возможность электронного обмена клинической информацией с другими учреждениями;

14. Защита информации на карте с помощью сертифицированных средств.

Таким образом, ЭМК - неотъемлемый элемент системы автоматизированного проектирования медицинских технологических процессов, ответственный за интеграцию информационной логистики.

Вкратце мы рассмотрели основные этапы автоматизации процессного управления в медицинской организации, концепцию «медицинского технологичного процессора» и других систем, формирующих облик современной клиники.

Как уже подчеркивалось, постарение населения, возрастающая сложность медицинских технологий, проблемы качества и безопасности лечения, возрастающие расходы на здравоохранение способствуют стремительному продвижению в медицине поистине уже

Карпов О.Э., Назаренко Г.И. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ -СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЦЕНТРА

+ Интегрированная электронная медицинская карта, безбумажная_к

технология для всея служб, интеллектуальный анализ данных

+ Системы поддержки принятия решений и автоматической идентификации (СРНИ, бар-коды)

Ч

¥

Завтра

Интеграционная платформа

для комплекса информационных систем

Сегодня

+ Обмен цифровыми изображениями, безбумажная диагностическая служба 4

+ Электронные назначения для всех служб, электронные протоколы

+ Электронная история болезни, электронные врачебные назначения

2

+ Базы клинических данных с элементами контроля ввода

1

Изолированные информационные системы отдельных служб и подразделений

Рис. 4. Уровни развития информационных систем в медицинских учреждениях

вездесущих информационных технологий. Подавляющее большинство специалистов во всем мире полагают, что использование компьютерных и сопряженных с ними когнитивных технологий могут стать определяющим направлением, способным изменить облик медицинской помощи в лучшую сторону, поистине в революционном масштабе.

Продуктивная передовая концепция, приверженцев которой давно больше, чем сомневающихся в правильности этого подхода, является единственным действенным потенциалом для укоренения внедрения в повседневную практику концепции. 4 Р медицины (прогностическая, профилактическая, персонализированная, партисипа-торная). Высокотехнологическая медицина порождает большое количество неструктурированных данных высокой размерности. Извлекать информацию из этих данных, нужную у постели больного здесь и сейчас, крайне затруднительно. Специалисты справедливо полагают, что непременным условием для того, чтобы идти в ногу со временем в борьбе с большим количеством данных и увеличением запроса общества на высокотехнологическую медицинскую помощь аксиоматичным является концентрация усилий на разработке и внедрении умных (smart) подходов для оптимального взаимодействия с новыми реалиями, цифровыми экосистемами. Врачи уже не могут не направлять свои усилия на использование мобильных медицинских компьютерных ассистентов для управления процессами, принятия решений, моделирования и прогнозирования клинических процессов, управления и навигации в океане данных, следуя концепции «human-in-the-loop». Опыт сотен уже существующих «умных клиник» (smart hospital), только в США их 242, в Европе всего 3, а в России, к сожалению, ни одной,

убедительно показывает, что использование «умных технологий» позволяет в едином цифровом пространстве увязать и сделать прозрачным все процессы в лечебном учреждении и за счет этого коренным образом улучшить качество и безопасность лечения, уменьшить его стоимость, увеличить пропускную способность медицинской организации.

«Умная клиника» - это комплексная система, которая не может быть реализована, если в ней отсутствуют компоненты автоматизированного проектирования медицинских технологических процессов. В противном случае, из поля зрения выпадает главное - пациент-ориентированная «умная» медицинская помощь, то ради чего все обсуждаемые системы разрабатываются и внедряются.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: nmhc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.