Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / самореализация / рейтинговое ранжирование / электронный личный кабинет / информационная система / функциональные подсистемы / система управления / функционал платформы / сommunication skills / self-realization / rating ranking / electronic personal account / information system / functional subsystems / management system / platform functionality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипенко Андрей Валентинович

Рассмотрены основные функции и возможности портфолио учащегося, а также преимущества использования электронных портфолио. Определено, что портфолио является важным инструментом для демонстрации навыков и достижений учащихся, документирования и оценки их роста, активно используется как альтернативный метод оценивания, особенно в зарубежной школьной практике. Приведены модели и виды оценки результатов портфолио. Исследованы преимущества применения электронного портфолио. Обосновано, что автоматизированное электронное портфолио, которое технически может быть выполнено как веб-портфолио в интернете или во внутренней сети учебного заведения, способствует вовлечению учеников в планирование и оценку своего обучения, позволяет собирать данные о знаниях ученика, прогнозировать их развитие и обеспечивать доступ для контроля и корректировки учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипенко Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED ELECTRONIC PORTFOLIO AS A METHOD FOR ASSESSING STUDENT’S EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS AND MEANS OF INCREASING HIS REFLECTIVE COMPETENCE

The main functions and capabilities of a student’s portfolio, as well as the advantages of using electronic portfolios, have been considered. It has been determined that a portfolio is an important tool for demonstrating students’ skills and achievements, documenting and evaluating their growth, and is actively used as an alternative assessment method, especially in foreign school practices. Models and types of portfolio assessment have been presented. The advantages of using electronic portfolios have been explored. It has been argued that an automated electronic portfolio, which can technically be implemented as a web portfolio on the internet or within the internal network of an educational institution, promotes student engagement in planning and assessing their learning, allows for collecting data on a student’s knowledge, forecasting their development, and providing access for monitoring and adjusting educational activities.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Архипенко Андрей Валентинович

Кандидат технических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: iten-miu@mail.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-40-54

Аннотация:

Рассмотрены основные функции и возможности портфолио учащегося, а также преимущества использования электронных портфолио. Определено, что портфолио является важным инструментом для демонстрации навыков и достижений учащихся, документирования и оценки их роста, активно используется как альтернативный метод оценивания, особенно в зарубежной школьной практике. Приведены модели и виды оценки результатов портфолио. Исследованы преимущества применения электронного портфолио. Обосновано, что автоматизированное электронное портфолио, которое технически может быть выполнено как веб-портфолио в интернете или во внутренней сети учебного заведения, способствует вовлечению учеников в планирование и оценку своего обучения, позволяет собирать данные о знаниях ученика, прогнозировать их развитие и обеспечивать доступ для контроля и корректировки учебной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, самореализация, рейтинговое ранжирование, электронный личный кабинет, информационная система, функциональные подсистемы, система управления, функционал платформы.

AUTOMATED ELECTRONIC PORTFOLIO AS A METHOD FOR ASSESSING STUDENT'S EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS AND MEANS OF INCREASING HIS REFLECTIVE COMPETENCE

Arkhipenko Andrey Valentinovich

Candidate of Technical Sciences, International Innovative University (Sochi), e-mail: iten-miu@mail.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-40-54

Abstract:

The main functions and capabilities of a student's portfolio, as well as the advantages of using electronic portfolios, have been considered. It has been determined that a portfolio is an important tool for demonstrating students' skills and achievements, documenting and evaluating their growth, and is actively used as an alternative assessment method, especially in foreign school practices. Models and types of portfolio assessment have been presented. The advantages of using electronic portfolios have been explored. It has been argued that an automated electronic portfolio, which can technically be implemented as a web portfolio on the internet or within the internal network of an educational institution, promotes student engagement in planning and assessing their learning, allows for collecting data on a student's knowledge, forecasting their development, and providing access for monitoring and adjusting educational activities.

Keywords: сommunication skills, self-realization, rating ranking, electronic personal account, information system, functional subsystems, management system, platform functionality.

Формирование информационного общества в России и во всем мире сталкивается с проблемой разработки автоматизированной системы сбора и анализа достижений индивида на различных этапах его жизни. Эта система необходима для определения собственной позиции индивида в социуме, поиска своего места и успешной адаптации человека на каждом этапе его развития. Особенно актуальна разработка такой системы для анализа достижений индивида на начальной стадии развития, в частности, в период получения школьного образования [1].

В профессиональной среде для демонстрации своих достижений используется портфолио. Этот термин впервые появился в Западной Европе в XV-XVI веках. Буквальный перевод слова «портфолио» с французского означает «досье», «сборник достижений».

Идея создания и использования портфолио в образовании возникла в середине 1980-х годов в США, а затем распространилась в Канаде и Европе, а также в Японии. В начале XXI века эта идея стала широко применяться в России после принятия Концепции профильного обучения. Изучение опыта использования и внедрения портфолио в образовательный процесс сопряжено с определенными сложностями, связанными, прежде всего, с тем, что в настоящее время эта практика не имеет достаточно определенной теоретической базы. Идея использования портфолио в образовательном процессе возникла в 1980-х годах, а наибольший интерес к этой теме появился в конце 1990-х годов, когда количество публикаций на эту тему значительно возросло. С начала 1990-х годов портфолио стали полноправными оценочными инструментами в учебном процессе, как в России, так и во многих других странах, благодаря интенсивному развитию качества образования [11, 15].

Портфолио обучающихся является инструментом для сбора, сохранения и анализа индивидуальных успехов ученика в течение определенного этапа его обучения. Это разновидность персонализированной оценки, которая ориенти-

рована на новые методы оценивания, включая самооценку. В педагогической практике портфолио рассматривается как коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, достижения и прогресс в обучении на протяжении определенного периода времени.

Портфолио в образовании играет важную роль в оценке образовательных успехов учащихся, отслеживании их индивидуального прогресса в определенной сфере и выявлении их уникальных интересов и склонностей. Другими словами, оно служит своего рода визитной карточкой учащегося. В профессиональном образовании чаще всего используются накопительные типы портфолио. Чтобы оценить результаты познавательной деятельности, необходимо оценить познавательные достижения учащихся, полученные в ходе ее выполнения. При выборе будущей специализации в образовании часто важно учесть образовательные и личные достижения учащегося в его школьной карьере.

В крупных городах большинство общеобразовательных учреждений, предлагающих программы профильного образования, а также гимназий и лицеев, активно проводят предварительный отбор учащихся для профильных классов, отдавая приоритет подросткам с уже сформированными интересами и заметными учебными успехами в определенной области. На сегодняшний день наиболее важной задачей становится не просто получение учащимися обязательного минимума знаний путем механической передачи их от учителя к ученикам. Основными задачами учителя являются организация, развитие и оценка познавательной деятельности учащихся [3]. Важно ориентировать учащихся на активное участие в познавательной деятельности, что требует совершенно новых форм и методов оценивания их познавательных достижений.

Портфолио необходимы, прежде всего, для развития и совершенствования следующих навыков и умений учащихся:

- навыков сбора, организации, классификации и анализа данных;

- умения представлять информацию в доступной и эстетичной форме;

- коммуникативных навыков;

- способности к самостоятельной работе.

Работа с портфолио помогает:

- повысить активность учащегося в процессе формирования его личности;

- развить умение учиться, определять цели, планировать и организовать учебную деятельность;

- поддерживать высокий уровень мотивации к учебе;

- повысить уровень информационной культуры (включая навыки работы с браузерами и обработки изображений);

- развивать навыки рефлексии и самооценки.

Рефлексивная компетентность - это профессиональное качество индивида, которое позволяет наиболее эффективно и точно выполнять рефлексивные действия, реализовывать рефлексивную способность. Самостоятельное обучение предполагает не только изучение чего-то нового, но также осознанную постановку целей, формирование мотивации и рефлексию, то есть анализ собственной

учебной деятельности. Неспособность критически оценить результаты своего учебного процесса является одной из причин академической неуспеваемости [9].

Задачи, которые решает портфолио:

- поддержка учебной мотивации учеников;

- стимулирование активности и самостоятельности учащихся;

- расширение возможностей для обучения и самообразования учеников;

- развитие навыков самооценки (рефлексии) и оценки учащихся;

- формирование умений учеников ставить цели, планировать и организовать свою учебную деятельность.

Портфолио имеет большое значение для планирования и самооценки обучающимся своих образовательных результатов. Оно является альтернативной по отношению к стандартным формам (экзамен, тест) формой оценки и позволяет решить две проблемы:

- отслеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе образования, без сравнения с успехами других студентов;

- оценка его образовательных достижений и дополнение (замена) результатов тестирования и прочих стандартных форм контроля.

Оно помогает структурировать и систематизировать личный опыт учащегося. Учащиеся могут видеть, как протекает учебный процесс и каких результатов они достигают: они понимают, как расширяют свои знания и как применяют их на практике. Портфолио помогает отслеживать прогресс учащегося, при этом важно сосредоточить внимание не только на конечных результатах, но и на пути, пройденном учащимся, и на том, как он работал для достижения этих результатов.

Рефлексивная активность учащихся во время занятий выражается в размышлениях о том, как прошло занятие, какие знания были получены, как новые сведения соотносятся с уже изученными и какую ценность они представляют. Личностные результаты учебной работы учащихся касаются развития их самооценки, интереса к обучению, самосознания и гражданской ответственности, моральных ориентиров в деятельности. Эти итоги оцениваются через формирование портфолио учащихся и проведение диагностики специалистами соответствующего направления. Процесс обучения, предполагающий намеренное развитие рефлексивных способностей учащихся, невозможно представить без использования портфолио. С его помощью обучающиеся могут осмыслить, что они усвоили и как могут это применить.

Портфолио оказывается важнейшим связующим звеном в отношениях «учитель-ученик-родители»: в первом классе ребенок начинает собирать портфолио вначале, вместе с родителями, затем самостоятельно. Важно предоставить ученику возможность самостоятельно собирать портфолио, чтобы стимулировать процесс анализа своих успехов, формирование личного отношения к результатам работы и осознание своих возможностей. Эффект от наглядного представления собственных успехов, который достигается благодаря созданию портфолио, играет ключевую роль в осмыслении значения этих успехов и по-

могает развивать навык смыслообразования у учащихся. Когда школьник видит наглядные доказательства своих успехов, он начинает осмысливать их, разбирая, какую пользу они могут принести ему в будущем. Так происходит процесс формирования умения придавать смысл.

Организация портфолио не должна допускать возможность просмотра его другими учениками без согласия его составителя. Унификация разделов и рубрик портфолио, а также системы их оценок должна обеспечивать возможность их ранжирования, с целью проводить на его основе ежегодные конкурсы «За многогранность и талант», «За трудолюбие» и т.п., а также, что наиболее важно, выявлять в раннем возрасте склонности ученика к тем или иным профилям его дальнейшей учебы и деятельности. Для систематизации индивидуальных достижений каждого ученика, портфолио должно предусматривать возможность их рейтингового ранжирования, т.е. в виде числовых оценок качественных характеристик. Эта числовая оценка позволяет объективно оценивать индивидуальные достижения учащихся в учебной и других видах деятельности, выполняя не только контролирующую функцию, но и стимулируя учащихся к более активной деятельности и достижению новых высот. В отличие от традиционных методов оценки, рейтинговая система нацелена на дифференциацию уровней знаний учащихся. Она позволяет отслеживать даже незначительные изменения и прогресс в развитии. Портфолио должно выполнять роль индивидуальной оценочной системы и не упускать из виду как отдельный успех ученика, так и общую картину достижений. Система рейтингового регламента должна быть известна ученикам заранее и обладать достаточной гибкостью, для возможности оперативной корректировки. Для получения объективных и точных результатов рейтинга необходимо правильно и эффективно выстроить систему оценки достижений, поскольку от нее непосредственно зависит и сам рейтинг. Для школы портфолио как форма объективной оценки наиболее полезно тем, что оно может обеспечивать полную прозрачность оценки при условии, что критерии были определены заранее и обсуждены с учеником. Оно также позволяет ученику планировать результаты своей учебной деятельности, выбирать виды, формы и методы обучения. Ученик может выбирать, какие работы, документы, сертификаты и прочие свидетельства своих достижений он хочет представить, самостоятельно или с помощью учителя. Для ученика портфолио становится эффективным рабочим инструментом для управления, планирования и оценки своих достижений. Для учителей и руководства школы в целом портфолио не менее важно в качестве диагностического инструмента [5].

В зависимости от разных целей использования портфолио, варьируется и система его оценки. Одна из тенденций - неформальная оценка (экспертная), включающая коллективную оценку преподавателей, родителей, одноклассников и т.д. Другая - формализация и стандартизация системы оценки, согласованной с общепринятыми образовательными показателями. Оценка успеваемости учащихся считается важным элементом учебного процесса и значимой задачей для преподавателей. Более важная социальная цель портфолио заключается в фор-

мировании способности учащихся контролировать себя, оценивать свою работу критично, обнаруживать ошибки и находить способы их исправления. Современные тенденции, характерные для системы профессионального образования, оказывают значительное влияние не только на сам образовательный процесс, но и на систему контроля и оценки, предъявляя высокие требования к ее эффективности.

Для оценки достигнутых результатов могут использоваться два метода: «экспертное оценивание» и «рефлексия» [13].

«Экспертное оценивание» - это процедура получения оценки на основе мнения сторонних лиц (одноклассников, учителей, родителей, членов жюри различных конкурсов и т. д.). Результатом экспертного оценивания может быть:

1) Характеристики и рекомендации из другого учебного заведения.

2) Оценочные заключения по индивидуальным заданиям.

3) Экспертные заключения о результатах научно-исследовательской или производственной деятельности обучающихся.

4) Отзывы учителей, классных руководителей и т.п.

5) Заключение по результатам участия в конференциях, семинарах, олимпиадах и т.д.

6) Описание результатов выполнения домашних, самостоятельных, контрольных, лабораторных, практических работ, результатов тестирования, зачетов, экзаменов и т.д.

«Рефлексия» предполагает описание обучающимся особенностей своего собственного учебно-профессионального опыта.

Средствами демонстрации результатов сформированных исследовательских навыков могут быть рефераты, курсовые работы, итоговые творческие проекты, доклады, тезисы презентаций на конкурсах и внеклассных мероприятиях, фото- и видеоматериалы конференций.

Портфолио - это дополнительная система оценки, которая помогает отслеживать личностное развитие ребенка и учитывать результаты, достигнутые им в различных видах деятельности, дополняющих учебную. Мировой опыт использования портфолио показывает, что это очень гибкий инструмент, который можно применять в самых разных ситуациях: от отслеживания индивидуальных достижений до замены традиционного экзамена. Практика создания портфолио нацелена на улучшение системы оценивания учебных успехов, изменение подхода к определению готовности ученика старшей школы к осознанному выбору будущей профессии (трудоустройству) и закрепление навыков самоанализа в контексте своих учебных результатов. Портфолио является формой объективного оценивания образовательных результатов, основанной на продукте, созданном учащимся в процессе учебной, творческой или общественной деятельности. Портфолио помогает оценить как индивидуальные образовательные успехи ученика за период обучения в выпускные классах, так и при приеме в учебное заведение более высокого уровня.

Традиционный метод учета успеваемости учащихся базируется на итогах

текущей и промежуточной оценки. Однако для выбора профиля обучения в будущем требуется использование дополнительных методов, включая наблюдение учителей за учащимися. В то же время, с увеличением частоты смены общеобразовательных учреждений, становится необходимой фиксация образовательных и личностных успехов учащихся, которая поможет выпускникам основных школ сделать осознанный выбор профиля дальнейшего образования в старшей школе или в учреждениях профессионального образования. Традиционные формы и методы контроля, которые обычно основаны на тестах, не могут полностью оценить знания, умения и навыки, необходимые учащимся для обеспечения их успеха в жизни и профессии. Поэтому необходимы новые средства оценивания, которые предоставят информацию об уровне учебных достижений и качестве подготовки учащихся. В этом контексте становится очевидной необходимость использования портфолио - универсальной формы учета таких достижений.

По целевой аудитории можно выделить «портфолио-собственность», которое создается для себя, и «портфолио-отчет», создаваемое для представления внешним пользователям. В качестве уточняющего дополнения к этой классификации, можно разделить все виды портфолио на две группы: «от обучающегося» и «от педагога».

Типы портфолио «от обучающегося»:

1) «Статичный» - набор сертифицированных индивидуальных образовательных достижений (дипломы, грамоты, сертификаты и т. д.), показывающий результаты учащегося, но не описывающий их динамику. Он может включать как успешные, так и неуспешные, пробные работы.

2) «Динамичный» (портфолио процесса). Этот тип показывает все этапы и стадии обучения в динамике, демонстрируя, как учащийся достигает прогресса в овладении определенными умениями на начальном, и на текущем уровне. Он также показывает процесс рефлексии учащегося над собственным учебным опытом и включает дневники самонаблюдений.

3) «Показательный» - собрание творческих, проектных и исследовательских работ учащегося, а также описание его учебной и творческой деятельности: участие в конференциях, конкурсах, лагерях, элективных курсах, практиках, спортивных и творческих достижениях и т. д. Этот тип портфолио позволяет наиболее полно оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы.

Типы портфолио «от педагога»:

1) Портфолио развития. Это портфолио предоставляет достоверные материалы для оценки ученика или обсуждения с родителями на родительском собрании.

2) Портфолио для планирования. Содержит дополнительные сведения о классе и позволяет более точно оценить уровень способностей учеников еще до начала учебного процесса и соответствующим образом спланировать учебный год.

3) Портфолио подготовленности. Ученикам требуется представить опре-

деленное количество материалов, демонстрирующих их навыки и достижения в ряде предметных областей. Может включать проекты и исследования, художественные произведения, естественнонаучные эксперименты, успехи в музыкальной сфере и т.д. - все, что наиболее полно представляет умения и способности ученика.

Портфолио должен быть предельно простым по заполнению, чтобы избежать формального подхода, как со стороны «экспертов», так и со стороны ученика и, тем самым, обеспечить максимальную достоверность сведений и наибольшую полноту информации.

Недостатки внедрения портфолио в том, что он:

- требует больше времени для применения, чем традиционная система оценивания учебных достижений.

- может вызвать организационные сложности, связанные с хранением и обработкой данных.

- требует значительной систематической работы как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей.

Большинство этих проблем с успехом решаются применением автоматизированного электронного портфолио, особенно полезного для организации обучения в цифровой образовательной среде. Электронное учебное портфолио, представляет собой набор электронных документов, демонстрирующих успехи и достижения учащегося в разных сферах деятельности, это персональный «портфель достижений», представленный в электронном виде.

Проблема автоматизированного учета достижений учащихся часто поднимается в образовательных учреждениях в настоящее время. Возможность для академической мобильности значительно расширяется с использованием информационно-коммуникационных технологий. В России нет социальных сетей или специализированных интернет-ресурсов, которые накапливали бы персонализированную информацию об учащихся средних и старших классов, что способствовало бы повышению их мобильности и, следовательно, более полному удовлетворению их образовательных потребностей. Создание информационной системы по формированию портфолио обучающихся становится актуальным из-за возрастающей роли портфолио как альтернативного метода оценки учебных успехов, а также из-за необходимости содействия повышению мобильности учащихся и, следовательно, более полного удовлетворения их образовательных потребностей.

Первые упоминания об электронном портфолио можно найти в исследованиях Е.С. Полат, где она описывает иностранный опыт использования электронного портфолио. Различные аспекты создания и применения портфолио освещены в работах Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова, а С.В. Панюкова дает определение понятию «Е-портфолио» и анализирует его применимость. Е.В. Погодина описывает некоторые базовые подходы к применению портфо-лио на уроках, а О.Г. Смолянинова затрагивает проблемы оценки образовательных достижений, описывая особенности и методы использования электронного

портфолио. Ввиду распространенности термина «электронное портфолио» сегодня наблюдается множество подходов к его определению.

Использование электронного портфолио в образовательном процессе должно обеспечивать следующие возможности:

- сбор данных о знаниях, умениях и навыках ученика, а также прогнозирование их развития;

- постоянный доступ ученика к своему е-портфолио и возможность для преподавателя контролировать и вносить коррективы в учебную деятельность учащегося [12].

С технической точки зрения, электронное портфолио может быть представлено также в виде веб-портфолио (созданного в интернете с использованием различных платформ). Сегодня доступно множество разнообразных платформ для создания веб-портфолио онлайн. В основном, они имеют схожие функции, поскольку позволяют объединять различные работы и файлы пользователей. Некоторые из этих платформ являются коммерческими (например, PebblePad, Desire2Leam), другие же - бесплатными (например, Mahara), и их основные функции не уступают платным аналогам [14].

Одним из ключевых преимуществ электронного портфолио перед традиционным бумажным является то, что оно не только служит для демонстрации работ, но также может выполнять роль электронной оболочки, которую можно заполнять необходимыми заданиями для оценки всех аспектов познавательной деятельности, таких как знания, умения, навыки и методы действия. Это создает условия для оценки полученных обучающимся методов действия.

Использование электронного портфолио будет оправданным, если он помимо традиционных разделов («раздел документов», «раздел работ», «раздел отзывов») будет включать в себя электронную оболочку, которая может заполняться заданиями, оценивающими уровень прогресса обучающегося в конкретной теме. Более того, автоматизированный сбор информации, отражающей уровень освоения материала, будет осуществляться.

На текущий момент отсутствует четкая структура и общепринятые стандарты оформления портфолио ученика, поэтому, анализируя различные виды портфолио, можно выделить как наиболее распространенную для учеников 4-7 классов следующую структуру:

- Титульный лист. Начало портфолио - это титульный лист, на котором размещены основные сведения: фамилия, имя, отчество, контактные данные и фотография ученика. Ученик самостоятельно выбирает снимок для титульного листа.

- Раздел 1. «Мой мир», состоящий из рубрик:

- «Автобиография», содержащий фото и комментарии к ним

- «Сочинения», содержащий краткие эссе на темы: «Мое имя (что означает имя и т.п.)», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя родина»

- Раздел 2. «Мои цели», содержащий его образовательные планы на год (уроки и внеурочные занятия) и информацию о занятиях в кружках, секциях,

клубах.

- Раздел 3. «Социальная практика», содержащий сведения о поручениях ученика и данные обо всех видах социальной активности учащихся во внеучеб-ное время (социальные проекты, волонтерство и т. д.) в виде фото с комментариями по таким темам как выпуск стенгазеты, участие в субботниках, выступление на торжественной линейке и т.п.

- Раздел 4 - «Мои достижения», включающий в себя достижения обучающегося, его опыт и примеры из учебной, исследовательской, общественной, культурной и спортивной жизни с рубриками:

- «Творческие работы» (стихи, рисунки, конкурсные сочинения на свободную тему, фотографии изделий, копии рисунков, участвовавших в конкурсах, и т. д.)

- «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма, и т. д.) по пунктам (содержимое которых упорядочено по хронологии) «Участие в олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях», «Участие в спортивных соревнованиях и конкурсах, школьных и классовых праздниках и мероприятиях», «Участие в проектной деятельности»

- Раздел 5. «Мои впечатления», содержащий информацию о посещении театров, выставок, музеев и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Раздел 6. «Рабочие материалы», содержащий материалы, созданные по результатам выполнения различных заданий.

- Раздел 7. «Отзывы и пожелания», включающий самооценку обучающегося, его личные и профессиональные цели, идеалы и ценности, представление о будущем, а также методы достижения этих целей и содержащий отзывы в произвольной форме о деятельности ученика и состоящий из рубрик:

- «Отзывы учителей»

- «Отзывы родителей»

- «Отзывы педагогов дополнительного образования» (кружки, секции)

На первом организационном этапе создания электронного портфолио происходит ознакомление участников образовательного процесса с целями, принципами, структурой, содержимым портфолио и определяется тип электронного портфолио. Создание личного портфолио обучающегося включает в себя определение типа портфолио.

Структуру системы электронного портфолио можно описать как совокупность отдельных модулей, каждый из которых выполняет определенную функцию и отвечает за конкретный набор действий. Каждый такой модуль имеет свой внутренний механизм работы и, как правило, не зависит напрямую от других модулей системы. Это позволяет рассматривать его как самостоятельный элемент в системе - например, модуль формирования рейтинга пользователей. В целом, система электронного портфолио представляет собой связанную систему таких модулей.

На подготовительном этапе происходит создание и заполнение учителем и учащимся отдельных разделов электронного портфолио. На подготовительном

этапе учитель заполняет подраздел, который представляет собой электронную оболочку с заданиями [16].

По окончании выполнения заданий результаты с указанием уровня освоения модуля автоматически собираются в отдельном документе.

Разделы практического этапа определяют содержимое «Итоговой оценки».

Раздел Портфолио «Итоговая оценка» должен включать в себя:

- разработку параметров и процедур оценки,

- различные виды работы по оценке портфолио и рефлексии его создания и использования.

Учитель, проанализировав результаты практического этапа и раздела «Итоговая оценка», составляет итоговый отзыв об успехах учащегося.

При входе в электронный личный кабинет, после выбора нужной ссылки пользователю следует ввести свой логин и пароль для получения доступа к порт-фолио. Учащийся имеет возможность предоставить доступ к каждому документу по своему выбору другим учащимся, преподавателям и сотрудникам (также есть опция «Показать мое портфолио всем заинтересованным лицам»).

Внедрение автоматизированного электронного портфолио должно способствовать реализации важной идеи современного образования, которая заключается в обращении к ученикам: «Возьмите под свой контроль свое образование», - и к администрации школы: «Анализируйте и управляйте».

Информационная система (ИС) формирования портфолио обучающихся должна содержать информацию о достижениях учащихся и обеспечивать решение следующих задач [7,11]:

- предоставление информации об учащихся школы

- отображение информации о успехах учащегося

- автоматизация учета достижений

- учет и регистрация успехов учащихся.

- создание и печать отчетов.

- поиск нужного учащегося по запросу его фамилии или выбора из списка учащихся указанного класса.

ИС должна быть разделена на следующие функциональные подсистемы

[8]:

- подсистема главной страницы;

- подсистема формы для ввода данных;

- подсистема просмотра записей;

- подсистема редактирования записей.

Для подсистемы главной страницы источником данных является выбор пункта меню, результатом - перенаправление в соответствующую категорию. Ввод данных в подсистеме ввода должен включать информацию об учащемся, готовые к загрузке файлы, выходные данные представляют собой сформированную информацию, готовую к отправке в базу данных [6].

Для подсистемы просмотра записей входными данными необходим запрос по фамилии учащегося или выбор списка классов, выходные данные - это табли-

ца с полученными из базы записями. Подсистема редактирования записей должна включать подсистемы удаления, добавления и редактирования записи [4,10].

Выбор средств для создания веб-портфолио очень разнообразен: от простых текстовых редакторов, таких как NotPad++, до полноценных систем управления сайтами. Успех зависит от удачной выбранной системы управления, а правильно подобранный функционал платформы обеспечит удобное и легкое развитие ресурса [2].

Литература Нормативные правовые акты

1. Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1241 (ред. от 22.09.2023) «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»

Научная и учебная литература по теме

2. Аржанова, К. А., Создание презентационного лендинга для цифрового продукта : учебное пособие / К. А. Аржанова, Л. Г. Ахмаева, А. И. Еремеева. — Москва : Русайнс, 2023. - 202 с.

3. Агарагимова В. К., Даудова Д. М., Маматханов А. К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 136-137.

4. Акимова, И. В. Информационные системы : учебное пособие / И. В. Акимова, М. А. Родионов. - Пенза : ПГУ, 2020. - 106 с.

5. Бурняшов Б.А. Учебное веб-портфолио в российской высшей школе: учебно-методическое пособие для аспирантов всех направлений подготовки кадров высшей квалификации и для преподавателей вузов. Краснодар; Саратов: Южный институт менеджмента, 2018. 80 с.

6. Государев И.Б. Мобильное обучение веб-технологиям и веб-программированию // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 3. С. 657-666.

7. Демидов, Л. Н., Информационные технологии: учебник / Л. Н. Демидов, В. Б. Терновсков, С. М. Григорьев, Д. В. Крахмалев. — Москва: КноРус, 2023. — 222 с.

8. Курмангалиева А.М., Жаманкарин М.М., Айткенова М.К. Разработка структуры информационной системы формирования портфолио обучающегося // Наука и реальность. 2021. № 2(6) С. 228-231

9. Лозовая Н.А. Активизация познавательной деятельности студентов тех-

нических направлений в условиях дистанционного обучения математике // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 3. - С. 71-75.

10. Манухина, О. В. Информационные системы: учебное пособие / О. В. Манухина. - Чита: ЗабГУ, 2021. - 135 с.

11. Пираков Ф.Д., Клишин А.П., Еремина Н.Л., Клыжко Е.Н. Разработка и применение системы повышения портфолио обучающегося в вузе // Вестник НГУ Серия: Информационные технологии. 2019. Т. 17, №4. С.87-100

12. Помазан В.А., Богданов А.В., Машанов А.И. Автоматизированное портфолио школьника. Шаг первый // Вестник КрасГАУ. 2014. №6.

13. Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. Юдина И.Г. - Волгоград: Учитель, 2016.

14. Сергеев А.Н., Черепахина Л.А. Разработка системы электронного порт-фолио обучающихся в социальной образовательной сети // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

15. Современные образовательные технологии.: учебное пособие / Н. В. Бордовская, И. М. Бродская, Ж. К. Дандарова [и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. — Москва: КноРус, 2023. — 432 с.

16. Научные основы информационно-моделирующих систем в науке, образовании, технологии продуктов питания / В. И. Тужилкин, С. М. Петров, Н. М. Подгорнова, Н. Д. Лукин. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 188 с.

Электронные ресурсы

17. Описание CMS WordPress [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.advfor.ru/article/opisanie-cms-wordpress

18. Концепция информационной системы «Портфолио учащихся» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1710342.html

19. Портфолио младшего школьника [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/6415

20. Разработка web-ориентированной системы электронного портфолио [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://novainfo.ru/article/15153

References Normative legal acts

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.07.2022 N 1241 (red. ot 22.09.2023) «O federal'noi gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme «Moya shkola» i vnesenii izmeneniyavpodpunkt«a» punkta2Polozheniyaobinfrastrukture,obespechivayushchei informatsionno-tekhnologicheskoe vzaimodeistvie informatsionnykh sistem, ispol'zuemykh dlya predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug i ispolneniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh funktsii v elektronnoi forme» [Decree of the Government of the Russian Federation dated July 13, 2022 N 1241

(as amended on September 22, 2023) "On the federal state information system "My School" and amendments to subparagraph "a" of paragraph 2 of the Regulations on the infrastructure ensuring information and technological interaction of information systems , used to provide state and municipal services and perform state and municipal functions in electronic form»].

Scientific and educational literature on the topic

2. Arzhanova, K. A., Sozdanie prezentatsionnogo lendinga dlya tsifrovogo produkta : uchebnoe posobie [Creating a presentation landing page for a digital product: tutorial]. Moskva: Rusains, 2023. 202 p.

3. Agaragimova V. K., Daudova D. M., Mamatkhanov A. K. Poznavatel'naya motivatsiya kak osnova poznavatel'noi deyatel'nosti studentov [Cognitive motivation as the basis of students' cognitive activity]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 6 (73). P. 136-137.

4. Akimova, I. V. Informatsionnye sistemy : uchebnoe posobie [Information systems: textbook]. Penza : PGU, 2020. 106 p.

5. Burnyashov B.A. Uchebnoe veb-portfolio v rossiiskoi vysshei shkole: uchebno-metodicheskoe posobie dlya aspirantov vsekh napravlenii podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii i dlya prepodavatelei vuzov [Educational web portfolio in Russian higher education: an educational and methodological manual for graduate students in all areas of training highly qualified personnel and for university teachers]. Krasnodar; Saratov: Yuzhnyi institut menedzhmenta, 2018. 80 p.

6. Gosudarev I.B. Mobil'noe obuchenie veb-tekhnologiyam i veb-programmirovaniyu [Mobile training in web technologies and web programming]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2014. V. 17. № 3. P. 657-666.

7. Demidov, L. N., Informatsionnye tekhnologii: uchebnik [Information technologies: textbook]. Moskva: KnoRus, 2023. 222 p.

8. Kurmangalieva A.M., Zhamankarin M.M., Aitkenova M.K. Razrabotka struktury informatsionnoi sistemy formirovaniya portfolio obuchayushchegosya [Development of the structure of an information system for forming a student's portfolio]. Nauka i real'nost'. 2021. № 2(6) P. 228-231

9. Lozovaya N.A. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti studentov tekhnicheskikh napravlenii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya matematike [Activation of cognitive activity of technical students in the conditions of distance learning in mathematics]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2020. № 3. P. 71-75.

10. Manukhina, O. V. Informatsionnye sistemy: uchebnoe posobie [Information systems: textbook]. Chita: ZabGU, 2021. 135 p.

11. Pirakov F.D., Klishin A.P., Eremina N.L., Klyzhko E.N. Razrabotka i primenenie sistemy povysheniya portfolio obuchayushchegosya v vuze [Development and application of a system for increasing a student's portfolio at a university]. Vestnik NGU. Seriya: Informatsionnye tekhnologii. 2019. V.17, №4. P.87-100

12. Pomazan V.A., Bogdanov A.V., Mashanov A.I. Avtomatizirovannoe portfolio shkol'nika. Shag pervyi [Automated student portfolio. Step one]. Vestnik KrasGAU. 2014. №6.

13. Portfolio uchenika srednei shkoly [Portfolio of a high school student]. avt.-sost. Yudina I.G. Volgograd: Uchitel', 2016.

14. Sergeev A.N., Cherepakhina L.A. Razrabotka sistemy elektronnogo portfolio obuchayushchikhsya v sotsial'noi obrazovatel'noi seti [Development of an electronic portfolio system for students in a social educational network]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 6.

15. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii.: uchebnoe posobie [Modern educational technologies: textbook]. N. V. Bordovskaya, I. M. Brodskaya, Zh. K. Dandarova [i dr.]; pod red. N. V. Bordovskoi. Moskva: KnoRus, 2023. 432 p.

16. Nauchnye osnovy informatsionno-modeliruyushchikh sistem v nauke, obrazovanii, tekhnologii produktov pitaniya [Scientific foundations of information modeling systems in science, education, food technology]. V. I. Tuzhilkin, S. M. Petrov, N. M. Podgornova, N. D. Lukin. Sankt-Peterburg: Lan', 2023. 188 p.

Electronic resources

17. Opisanie CMS WordPress [Description of CMS WordPress]. Rezhim dostupa: https://www.advfor.ru/article/opisanie-cms-wordpress

18. Kontseptsiya informatsionnoi sistemy «Portfolio uchashchikhsya» [Concept of the information system "Students' Portfolio"]. Rezhim dostupa: https://textarchive. ru/c-1710342.html

19. Portfolio mladshego shkol'nika [Portfolio of a junior school student]. Rezhim dostupa: https://obuchonok.ru/node/6415

20. Razrabotka web-orientirovannoi sistemy elektronnogo portfolio [Development of a web-oriented electronic portfolio system]. Rezhim dostupa: https:// novainfo.ru/article/15153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.