Научная статья на тему 'Автоматизированная система контроля знаний как метод определения знаний дистанционной формы образования'

Автоматизированная система контроля знаний как метод определения знаний дистанционной формы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюжая И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система контроля знаний как метод определения знаний дистанционной формы образования»

Второй слайд - цели и задачи.

На последующих слайдах студенты представляют структуру предприятия, которое является базой прохождения практики и написания курсовой работы, фактический материал: решение бухгалтерских задач, заполненные унифицированных форм бухгалтерского учета, согласно выбранной теме, что является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.

В этом случае к слайдам предъявляются требования:

- таблицы, схемы, графики, диаграммы соответствуют содержанию;

- максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 схемы;

- наиболее важная информация располагается в центре экрана.

Для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления, кегль - для заголовков - не менее 24 пункта, для информации не менее 18.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel . Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделением групп разрядов. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Табличная информация вставляется в материал как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel, реальный размер шрифта - 18 pt.

Заключительный слайд презентации, содержит текст «Спасибо за внимание».

Регламент устного публичного выступления - не более 10 минут

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя «объять необъятное». Само выступление состоит их трех частей — вступление (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление студентом темы курсовой работы, цель и задачи курсовой работы.

Основная часть выступления всестороннее обоснование главного тезиса. Студент излагает теоретические знания, основанные, на положениях бухгалтерского учета, методических рекомендациях, практических навыках. В докладе приводятся примеры, сравнения, которые конкретизируются и разъясняются.

В докладе используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, приобретение форм 3-го лица глагола, используются неопределенно-личностные предложения. Используются определенные бухгалтерские и экономические термины.

В заключении формулируются выводы, которые следуют из основной части выступления. В этой части студент может вернуться к основным моментам доклада: дать основные определения бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, согласно избранному материалу.

После выступления студента, идет дискуссия по представленной теме, в которой принимают участия, как преподаватели, так и студенты.

Дюжая И.А.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно. В начале 90х годов прошлого столетия, опыт использования телекоммуникаций на практике определил место дистанционному обучению: эго дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные же уроки как шли очно, так и идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело, вузы, особенно те из них. в которых студенты обучаются на платной основе. Здесь дистанционное обучение - один из способов

увеличения набора, а, значит, и финансирования. Именно поэтому с середины 90-х годов прошлого столетия дистанционное обучение стало вводиться в вузах более интенсивно. Весьма заметные сдвиги произошли и в направлении повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех сферах производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы, экономя к тому, же на командировках.

В настоящее время для внедрения и использования дистанционного обучения все принципиальные технические проблемы решены. Качество такого обучения будет определяться качеством обучающих программ, квалификацией преподавателей и организацией учебного процесса. Важнейшим требованием к системе дистанционного обучения является обеспечение его индивидуальности, т.е. обучение каждого конкретного ученика в соответствии с его личными особенностями и задачами. С этой целью используется модель обучаемого - совокупность знаний о нем, позволяющая выбрать оптимальный способ обучения. Обладая такой моделью, учебная система может более разумно управлять процессом обучения и освобождать преподавателя от рутинной работы, давая ему, возможность больше времени уделять анализу сложных ситуаций.

На сегодняшний день существует огромное количество программных средств тестирования. По разнообразию их достоинств и недостатков может сложиться мнение о явном превосходстве одной программы над другой. Действительно, превосходство в ряде случаев имеется, но ситуация представляется несколько более сложной, чем может показаться на первый взгляд.

Ни одна из программ не может претендовать на универсальность. Одни обладают прекрасным модулем для общения с тестируемым. У некоторых реализована хорошая система для производства тестирования в рамках компьютерного класса, но к каждой из этих программ нужен энтузиаст, который бы заражал своим оптимизмом пользователей и своей энергией компенсировал недоработки методической части. В самом деле, если использовать эти программы не для самоконтроля и не рассчитывать на высокий уровень честности тестируемых, то их применение целесообразно только с той точки зрения, что тестироваться надо. В других случаях проще и привычнее обойтись другими, традиционными методами контроля, а не выступать первопроходцем. Причина такого вывода в отсутствии цельной проработки всех нужд учебного процесса по части контроля знаний в рамках единого программного комплекса, в котором кроме модуля тестирования обязательно должен присутствовать некоторый способ контроля за истинностью получаемых результатов - система управления пользователями и их аутентификации Серьезным подспорьем, без которого регулярное и массовое тестирование теряет большую часть смысла, является система протоколирования хода тестирования и система работы со статистикой. И особняком стоит система разработки тестов. Она может быть наиболее специфичной по части способов работы по той причине, что у неё на порядок меньшее количество пользователей. В самом деле, разработанный банк тестовых заданий с разными вариантами выборки и настроек предъявления учащимся может с минимальными коррективами использоваться большим количеством преподавателей в различных группах обучения. И тогда тесты и смогут дать реальную отдачу от их применения, когда процесс тестирования не будет каждый раз предваряться проблемами для преподавателя сначала по части их составления, а затем контроля тестируемых с целью предотвращения подтасовки ими результатов.

При проектировании систем дистанционного обучения (СДО), следует учитывать, что СДО, как и любая система обучения, должна базироваться на качественном дидактическом обеспечении, т е. отвечать требованиям психологии, педагогики, валеологии и информатики.

Значительное место в проблеме обеспечения качества СДО занимает вопрос качественного контроля знаний. При дистанционной технологии обучения наиболее значительная доля контроля над усвоением изучаемого материала должна выполняться компьютеризированной системой дистанционного обучения. Использование интернет - технологий помогает обеспечить эффективный контроль знаний. Пользу для студента может принести сам процесс сдачи теста. Грамотно разработанная система тестирования не позволит украсть вопросы без значительных затрат времени. Кроме того, система тестирования знаний может быть использована отдельно от остальных частей дистанционного обучения.

Тестирование играет важную роль в обратной связи в цепочке «преподаватель -обучаемый». При этом в очном тестировании возникают проблемы, связанные с субъективностью оценок преподавателей, невозможностью одним преподавателем протестировать большой поток студентов. В связи с этим в рамках развития информационных технологий особенно актуальна автоматизация процесса тестирования - создание систем компьютерного тестирования, которые

позволяли бы моделировать как знания, так и методики работы преподавателя, тем самым управляя процессом тестирования. Они не только обеспечивают значительную экономию времени преподавателя, но и позволяют быстро и объективно оценить реальные знания студента, то есть могут быть эффективно использованы студентом при самоподготовке к экзаменам и зачетам.

Стоит также отметить востребованность таких систем тестирования при корпоративных тренингах и сертификационных экзаменах, повышающих квалификацию сотрудников различных сфер деятельности.

Тестирование в виде выбора правильного ответа при ответе на жестко определенный список вопросов является широко распространенным подходом. Но он не может полностью выявить реальный уровень знаний тестируемого. Рассматриваемая система тестирования включает три программных средства:

^ средство автора - позволяет вводить и редактировать предметное наполнение по различным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. При этом для ввода и отображения формул и рисунков используется текстовый редактор. Автор - преподаватель, хорошо знающий предметную область изучаемого курса.

^ средство преподавателя - настраивает процесс тестирования, т.е. выбираются алгоритмы оценивания знаний, включается использование подсказок и др. Это дает возможность удаленному администратору системы или преподавателю контролировать процесс тестирования, настраивать отчетные режимы контроля знаний (рубежный контроль, зачет, экзамен) или включить режим самоподготовки студента. Преподаватель - ответственный за процесс контроля знаний студентов сотрудник учебного заведения или фирмы повышения квалификации, а также автор курса, желающий подкорректировать предметное наполнение по результатам тестирования.

^ средство тестируемого - обеспечивает отображение вопросов на экране, ввод ответов на них, выбор дальнейшего пути тестирования и построение модели текущих знаний. При этом процесс тестирования динамически изменяется, в зависимости от текущей успеваемости студента. Таким образом, для каждого тестируемого он будет индивидуальным. В процессе ответов на вопросы ведется подробное протоколирование, по которому рассчитывается результат и формируется модель текущих знаний, даются рекомендации по дальнейшему изучению предмета, отображаются диаграммы уровней знаний по группам вопросов. Тестируемые - студенты или заинтересованные в самообразовании люди.

Назначением такой системы является расширенный контроль знании при дистанционном или очном обучении.

Предметным наполнением системы тестирования служат вопросы-ответы из изучаемой дисциплины (курса). Структура предметного наполнения представляется в виде дерева вопросов с установленными преподавателем связями между ними.

В зависимости от выбранного режима контроля тестируемому предлагается ответить на несколько вопросов-заданий. Каждый из них содержит список базовых вопросов, которые выводятся на экран и требуют ответа. Не зависимо от результатов ответа тестируемому будут заданы все базовые вопросы. У каждого базового вопроса может быть поддерево вопросов, состоящее из уточняющих, переводящих и развивающих вопросов.

Уточняющие вопросы задаются в случаях, отличных от полностью верного и неверного ответа. После ответа на всю последовательность уточняющих вопросов, обучаемому предоставляется возможность повторного ответа на базовый вопрос с целью улучшения результата.

Переводящие вопросы задаются в случаях неверного ответа на вопрос и представляют собой вопросы из других тем или вопросов-заданий. Переводящий вопрос задается к определенному состоянию ответа обучаемого.

Развивающие вопросы являются продолжением (дальнейшим углублением) базового вопроса и задаются во всех случаях, отличных от неверного ответа. Появление развивающих вопросов зависит от числовой или семантической оценки предыдущего ответа.

Все вопросы, отображаемые на экране, представляют из себя фреймы вопроса-ответа — формулировку вопроса и поля для ответа. Фрейм может оформляться в произвольном виде, используя для этого статические надписи (каркас) и элементы ответа, включающие альтернативы (выбор одной или нескольких), слоты (заполняются выбором из списка), поля ввода с клавиатуры, конструируемую формулу (последовательно заполняется элементами формул, выбираемых из

списка). Для облегчения ответа на вопрос каждому слоту, полю ввода с клавиатуры и строке формул можно поставить в соответствие так называемое «наводящее высказывание», т.е. фразу, которая будет отображаться на экране при наведении указателя мыши на соответствующий элемент ответа и помогать при заполнении этого элемента ответа.

Таким образом, процесс тестирования для каждого человека будет индивидуальным и связан с уровнем знаний по данному предмету. Система полных и частичных подсказок, а также наводящих высказываний позволяет использовать тесты в виде самоподготовки к экзамену и для самостоятельного изучения дисциплин. В отчетных режимах тестирования использование подсказок может снижать оценку.

Результатом тестирования служит числовая оценка и модель текущих знаний. Могут выдаваться также рекомендации по разделам, необходимым для повторного изучения.

Также в АС КЗ предусматривается возможность подключения к системе модуля автоматизированной системы принятия решений (АСПР). доработка которого ведется и находится на завершающей стадии. Использование модуля принятия решений значительно повышает функциональность и расширяет возможности АСКЗ в объективности оценки и контроле знаний.

При создании АСКЗ учитываются следующие обстоятельства:

1. Идеальный вариант, когда тест создает от начала и до конца специалист, в предметной области (например, в физике) в реальной жизни недостижим. Максимум, что можно ожидать от такого специалиста — владение текстовым процессором MS Word.

2. Специалист, в предметной области, разрабатывающий тест должен быть максимально освобожден от рутинной работы. Например, придумывание неправильных альтернатив ответа для конкретного вопроса можно заменить выбором правильных ответов из других вопросов.

3. Система должна быть готова принять вопрос любого типа и иметь возможность адаптироваться к новым типам вопросов.

4. Система может использоваться как часть дистанционного курса обучения, и как отдельная система сертификации.

5. Для создания системы необходимо выбрать такие программные средства, которые не устареют в обозримом будущем.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что для разработки АСКЗ необходимы специалисты, по крайней мере, трех категорий:

1. Специалисты в предметных областях, способные создавать методически правильные тесты.

2. Программисты высокой квалификации, способные практически реализовать сложные и многообразные тесты и осуществлять администрирование системы в целом.

3. Операторы, главная задача которых освободить специалистов первых двух категорий от рутинной работы.

Начинать разработку системы тестирования знаний разумно с создания полностью открытой и допускающей любые модификации интернет - технологии воспроизведения вопросов и оценки результатов тестирования. При этом нужно отдавать себе отчет, что отказ от объектно-ориентированного программирования (или выбор средств разработки, которые его не поддерживают) может привести в дальнейшем к огромным потерям времени.

Традиционные методы и формы обучения сегодня уже не могут полностью удовлетворить потребность в услугах обучения всех категория населения. Наблюдается недостаток квалифицированных инженеров, менеджеров, а также общая компьютерная неграмотность персонала различных сфер деятельности. Поэтому актуальность работы обусловлена необходимостью усовершенствования системы профессионального отбора и подготовки специалистов, согласно требований к квалификации.

Положения, используемые при разработке «АСКЗ», являются развитием одного из направлений в теории обучения, а именно моделирования процесса обучения. Модель системы контроля знаний охватывает наибольшую функциональность среди подобных систем. Подключение модуля системы принятия решений «АСПР» определяет математический подход к моделированию процесса обучения, расширяет возможности при исследовании процессов получения, забывания и восстановления знаний обучаемыми, принятия решений в области получения высшего образования, а также возможности при разработке методологических основ применения информационных технологий в процессе образования и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровников А.Э., Пантелеев A.B. Система дистанционного тестирования с иерархической структурой предметного наполнения. //Научная сессия МИФИ-2001, Москва, 2001: Тез. докл. - М., 2001, том 12. - с. 112-113.

2. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах. Москва, 2002

3. Ковальчук С.П. Диплом не глядя (Сравнительный анализ Интернет - систем дистанционного обучения). http://www.computerra.rU/offline/1999/313/3199/priat.html

4. Титарев Л.Г., Открытое образование как система открытых университетов, www.mesi.ru.

5. Усков В.П. Дистанционное инженерное образование на базе Интернет. - М.: Машиностроение, 2000. - 64 с.

6. Усков В.Л., Ускова М. Информационные технологии в образовании. - Информационные технологий, 1999, с. 31-37.

7. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии. «Компьютера», 17 сентября 2002 г, с.26-30.

Кантимирова Ю.П.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Комплексное изучение психологических механизмов многоуровневой и многолетней (на протяжении всей профессиональной карьеры) адаптации человека к профессиональной деятельности в организации на конкретном рабочем месте в современных условиях является чрезвычайно актуальным, поскольку ускорение сроков адаптации и снижение риска профессиональной деформации ведет к повышению экономической эффективности деятельности предприятия.

Адаптацию можно рассматривать как динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов. В масштабе жизни и деятельности конкретного "человека имеют место как приобретение (профессионализм, мастерство, квалификация), так и параллельный процесс потери его ресурсов (профессиональная деформация личности, физические и психические заболевания). В масштабе подразделения и организации - это большая или меньшая эффективность реализации ими социальных функций по созиданию общественных благ.

В целом состояние вопроса системных механизмов адаптации можно свести к следующим положениям.

1. Адаптация есть постоянный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места., особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

2. Адаптация человека к труду есть совокупность психологических механизмов, проявляющаяся в успешности его профессиональной деятельности, удовлетворенности своим трудом, оптимальной психической и физиологической «цене», затраченной на достижение результата. Они должны быть согласованы с нормативами деятельности, групповыми нормами, требованиями организационной культуры, взаимодействий с партнерами, проявляющимися как оптимальная профессиональная карьера. В целом карьера должна отражать качество согласования «внешних» и «внутренних» условий жизни субъекта, успешность его полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

3. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических изменений ее форм, обусловленных динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических изменениях структуры ПВК, в периодизации профессиональной карьеры (служебные перемещения, кризисы и др.), в периодах большей и меньшей эффективности его как субъекта труда, в периодах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.