Научная статья на тему 'Автоматизация учёта абитуриентов при поступлении в вуз'

Автоматизация учёта абитуриентов при поступлении в вуз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация учёта абитуриентов при поступлении в вуз»

3. Норенков ИМ., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

4. Поляков АЛ., Кузнецов Ю.М., Маслов С.И., Арбузов Ю.В. Концептуальные основы индустрии информационных ресурсов распределенного электронного обучения. - М.:

, 2002.

С.П. Полупанова, С.В. Скороход АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЁТА АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ

.

комиссии возникает множество организационных вопросов, которые должны быть приняты во внимание. Очень часто меняются некоторые моменты, которые влекут за собой множество ошибок, исправлений и переделок. В процессе работы приходится перепечатывать документы, что занимает много времени и зачастую вся эта суета заставляет испытывать терпение, как работников приёмной комиссии, так и поступающих граждан.

Для устранения большинства текущих организационных проблем предлагается система автоматизации работы приёмной комиссии по учёту поступающих абитуриентов в высшие учебные заведения.

План разработки автоматизированного учёта абитуриентов. Решение данной оптимизационной задачи подразумевает выполнение четырёх этапов:

1. Формирование начальных данных: а) установление видов вступительных испытаний в зависимости от специальности; б) сроки проведения вступительных испытаний; в) задание количества мест в зависимости от специальности.

2. : ) ; ) .

3. : )

процентное соотношение по каждому виду вступительных испытаний для каждого из видов конкурса; б) расчёт проходных процентов для каждого вида конкурса в зависимости от результатов вступительных испытаний;

4. Формирование групп на основе выходных данных п.3 и назначение старосты. После чего формируются информационные документы для абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение (ВУЗ).

Установление сроков проведения вступительных испытаний. Вступительные испытания проводятся в определённо указанных сроках в следующем порядке:

1. Очная форма обучения.

1.1. Места, финансируемые за счёт средств федерального бюджета:

1.1.1. Конкурс «Медалист» проводится среди абитуриентов относящихся к категории: медалистов и призёров олимпиад, занявших призовые места, (кроме

1), -

сти.

1 -

ны сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

1.1.2. Общий конкурс по общепринятым предметам, которые являются обязательными для данной специальности для абитуриентов без льгот и отличий, а так же в конкурсе имеют право участвовать абитуриенты не прошедшие по конкурсу «Медалист».

1.2. Места с полной компенсацией затрат на обучение:

1.2.1. Конкурс по общепринятым предметам, которые являются обязательными для данной специальности для абитуриентов, подавших заявление на контрактную форму обучения.

2. Заочная и очно-заочная форма обучения:

2.1. Места, финансируемые за счёт средств федерального бюджета.

2.2. Места с полной компенсацией затрат на обучение.

Зачисление производится после проведения каждого из выше перечисленных , .

С учётом закона Российской Федерации вне конкурса поступить в государственные и муниципальные высшие учебные, при условии успешной сдачи вступи-

[1]:

♦ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

♦ дети-инвшшды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих ВУЗах;

♦ граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-

1 ,

,

;

♦ граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воин, .

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы [1].

На основе распределения вступительных испытаний формируется документ -« », : , , время и место проведения экзамена, дата объявления результатов. Все последующие расчёты будут производиться с учётом времени проведения указанных мероприятий. Переход со специальности на специальность не осуществляется. Будём , , собой только перепечатку документов и увеличение конкурса.

Установление количества мест. Количество граждан, принимаемых на первый курс государственного высшего учебного заведения для обучения за счёт средств федерального бюджета и структура их приёма определяются в пределах заданий (контрольных цифр), устанавливаемых ежегодно федеральным органом , , по согласованию с Минобразованием России. Высшее учебное заведение может выделять в пределах заданий (контрольных цифр) места для целевого приёма на основе договоров с государственными и муниципальными органами и организовывать на эти места отдельный конкурс. ВУЗ вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования приём граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) для обучения на основе догово-с ( ) .

При этом общее количество обучающихся в высшем учебном заведении не должно

превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности [1,2].

Таким образом, формируется документ на основе формы (рис.1), в котором фиксируется количество бюджетных, целевых и коммерческих мест для каждой специальности высшего учебного заведения.

Статистика И-І 3

Общий конкурс 1

ФАВТ 1 ФИБ 1 ЕГФ 1 ФУЭСС | ФИБ ] *1

Кафедра Г/Б П 3 Конкурс

230202 САУ 12 23 1,9 _

230205 МОП ЭВМ 10 45 4.5 ▼ І

4|

Рис.1. Конкурс на бюджетные, целевые и контрактные места обучения

Формирование заявлений и запись в базу данных. В заявлении абитуриента фиксируются:

♦ паспортные данные и фактическое место проживания или место проживания по прописке;

♦ документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании;

♦ наличие медицинской справки по форме 086^ (с обязательным приложением сертификата о профилактических прививках и указанием физкультурной группы);

♦ 6 фотокарточек размером 3x4 см.; документ, подтверждающий изменение фамилии (свидетельство о заключении брака или др.);

♦ свидетельство о результатах единого государственного экзамена (ЕГЭ) или сертификаты централизованного тестирования и другие виды вступи, -

.

Указывается факультет и номер специальности, форма обучения и вид кон, , медали, свидетельство призёра олимпиад и определённые документы, для установ, .

Если абитуриент уже сдавал вступительные экзамены, то в заявлении будут указаны его лучшие результаты. База данных не принимает второе заполненное заявление на абитуриента, паспортные данные, которого уже были введены ранее. После заполнения заявления поступающего и сохранения его данных, в базе данных автоматически обновляются записи сразу в нескольких уже сформированных , :

1. Список «Общий учёт абитуриентов» (рис.2) в выбранной специальности увеличивается на одну строку, где записывается Ф.И.О., номер специальности и , . -мер в рамках выбранной им специальности.

Рис. 2. Списки с необходимыми индивидуальными данными абитуриентов

2. Увеличивается на единицу конкурс на специальность в документе «Статистика» и производится пересчёт конкурса на одно место с учётом вида обучения и номера специальности (см. рис.1);

Ь =

N

м

(1)

где Ь - конкурс на одно место; N - количество поданных заявлений на эту специальность; М - выделенное количество мест, финансируемых за счёт средств федерального бюджета или с полной компенсацией затрат на обучение.

А так же возрастает общий конкурс и конкурс на факультете, что показывает спрос на определённую специальность и направление, а также популярность ВУЗа.

X N1

(2)

IМ]

]=1

где N - сумма поданных заявлений на данный момент времени; М| - общее количество мест выделенных на факультет.

Формула расчёта по ВУЗу в целом имеет аналогичный вид, только расчёт производится по суммам общего количества поданных заявлений на сумму всех выделенных мест на обучение.

Расчёт с учётом конкурса на определённую форму обучения. Поел е проведения всех видов вступительных испытаний в базу данных заносятся результаты в виде списка (рис.3), в котором будут указаны Ф.И.О., паспортные данные абитуриента и набранные баллы. Из этого списка производится обновление данных в .

Рис.3. Списки на очную форму обучения. Бюджет

Приведём описание расчёта баллов по определённому виду конкурса. Отбор поступающих идёт по приоритету и форме обучения, т.е. сначала идёт набор на очную форму обучения, на бюджет, потом на целевой, потом на контракт, потом на заочно-очные формы обучения бюджет и контракт. Призёры олимпиад, полу-

і=1

чившие призовые места (I ме сто) поступают без прохождения вступительных испытаний.

Первым этапом производится перевод в процентное соотношение всех существующих баллов независимо от вида оценочной шкалы знаний поступающих проходящих по конкурсу «Медалист». Итоги записываются в списки «результаты конкурса» по факультетам и специальностям. После формирования списков производится перевод этих баллов в процентное соотношение по формуле (3) и сортировка по убыванию:

K = ——100%. (3)

max B

где B - количество баллов, набранных поступающим студентом; max B - максимально возможное число баллов.

Второй этап - установление проходного балла на места, финансируемые за счёт средств федерального бюджета. Количество предметов не должно быть более трёх. Конкурс проводится во временных пределах, не выходящих за рамки зачисления на бюджетное финансирование. Учёт и перевод в процентное соотношение баллов производится в следующем порядке. В уже сформированные списки записываются баллы с учётом всего количества пройденных экзаменов, независимо

100 . производится перевод по формуле (3), все результаты суммируются и делятся на количество сданных абитуриентом экзаменов, что можно выразить формулой (4). Конечный результат записывается в общий список «результатов конкурса» (см. рис.3).

K = {—-—100% + ———100% + ———100% - 3 (4)

Vmax B1 max B2 max B3 )

Далее список с полученными процентными соотношениями сортируется по убыванию. Сначала из списка выбирается заданное число абитуриентов, которые проходят на бюджетную форму обучения. Количество процентов, набранное по, , проходным процентным соотношением на бюджетную форму обучения.

, -

риентов на места, финансируемые из средств федерального бюджета, будет предложена целевая форма обучения. Их количество будет ограничено установленным .

Затем формируются электронные списки, которые будут участвовать в зачислении на бюджет. Абитуриенты, которые не желают быть приняты на целевой ос, . случае все их данные будут удалены из базы данных. Абитуриенты, поступающие на первый курс, которые не прошли по данному конкурсу ни на бюджетную, ни на целевую форму приёма, имеют право принять участие в общем конкурсе на любые .

Отдельно проводится конкурс на места с полной компенсацией затрат на обучение. Принцип проведения и отбора схож с предыдущим. После проведения конкурса, формируются списки для расчёта и установки проходного балла, выраженного в процентном соотношении по формулам (3) и (4). Абитуриенты не прошедшие на места с полной компенсацией затрат на обучение, имеют право принять участие в конкурсе на заочную и очно-заочную форму обучения. Далее будут сформированы списки для зачисления по данному виду конкурса.

Конкурс на заочную и очно-заочную форму обучения проводится по тому же , ,

конкурса медалистов и без отбора на целевой приём. Лица, не прошедшие на места финансируемые за счёт федерального бюджета, могут участвовать в конкурсе на контракт. В итоге абитуриенты, не прошедшие ни по одному из существующих конкурсов объявленных ВУЗом, должны будут забрать свои документы из приём, . -курса будут сформированы списки, типа списков (см. рис.2), предназначенные для .

Формирование групп на основе выходных данных. Результаты пройденных вступительных испытанный будут занесены в общий список «Общий список учёта абитуриентов» (см. рис.2). В нём будут указаны форма обучения, форма оп-, -, . -дет сопоставлена часть названия группы. Например: 230205 - А-8*, вместо символа “*” последняя цифра текущего года. Таким образом, будут сформированы груп.

больше 40, то список делится по принципу каждый второй.

. -дент бюджетник с максимально набранным баллом, а также с пропиской в городе, где расположен ВУЗ. Он и выбирается в качестве старосты группы. Общий список с уже сформированными группами и назначенными старостами групп передаётся на факультеты и кафедры ВУЗа.

, -

,

ВУЗ и повысить качество работы приёмной комиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001, № 33, ст. 3348; 2001, № 1 (часть I), ст. 2, № 53 (часть 1), ст. 5030; 2003, № 2, ст. 163).

2. Приёмная комиссия ТРТУ. - http://www.priem.tsure.ru.

..

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Характерной чертой реформы образования в современных условиях является , -жания образования. Создание различных типов учебных заведений - гимназий,

, ,

на профильную подготовку учащихся - это реальные ростки перехода от жестко регламентированной единообразной школы к более демократическим, гуманным методам обучения и воспитания молодежи.

Основная идея модернизации современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского обра-2010 »

подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.