Для обеспечения условий признания юридической силы электронных документов при обмене информацией между ТРТУ и перечисленными организациями введена электронная цифровая подпись [2].
В работе с ЭЦП используются закрытый и открытый ключи. Проверка ЭЦП под электронным документом для установления его подлинности (его целостности и авторства его составителя) выполняется с помощью открытого ключа, парного закрытому, который может распространяться свободно и должен быть доступен любому участнику информационного обмена с владельцем закрытого ключа.
Многие вузы России используют информационные системы и подсистемы оперативной обработки данных, реализованные на самой различной аппаратной и .
актуально в современных условиях развития информационных технологий. Но чтобы использование системы не осталось как приложение к бумажным докумен-, , служить гарантом юридической силы документов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Калякин А.К, Сергеев Н.Е., Фомин СМ., Бабенко В.Б., Матузкова ЮМ., Штогрина ОМ. Интелектуальная обработка данных в СЭД // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Интеллектуальные САПР». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, №8, 2006.
2. . ., . . - -
// . «
САПР». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, №3, 2006.
В.В. Лещанова ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Введение. Современные образовательные технологии неразрывно связаны с созданием и использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ин-
- ( ). -темы образования является одним из ключевых факторов ее эффективного функционирования и развития. При этом важно как наличие качественных ЭОР, так и их доступность в рамках ИОС, определяемая предоставляемыми ею возможностями опера, , , -ным образовательным потребностям и условиям применения с максимальным использованием достижений в области информационных технологий.
Эффективность использования ЭОР в образовательном процессе. Важным условием эффективности использования ЭОР в учебном процессе является их , , ,
, -стям конкретного обучающегося, а также стоящим перед ним целям и задачам обучения. Современный подход к обеспечению индивидуализации ЭОР предусматривает декомпозицию учебного материала на относительно небольшие логически целостные автономные единицы контента, называемые образовательными ( ),
пакетов, снабженных метаданными, размещаются в Интернет-хранилищах и используются в качестве компонентов для формирования модульных ЭОР, ориенти-
рованных на конкретные образовательные потребности. Так как процесс построения модульного ЭОР из типовых компонентов существенно проще, чем создание контента «с нуля», то он может выполняться преподавателями, ведущими учебный процесс с использованием ЭОР [1].
Разработка и оформление ЭОР в виде образовательных объектов, решение задач их систематизации в ИОС и эффективная реализация методов построения модульно-ориентированных ЭОР возможны только на основе типовых технологи.
профессиональных консорциумов в области электронного обучения и базироваться на принципах открытых систем, обеспечивающих переносимость ЭОР между , , . ИОС в виде объединения многих ЭОР можно рассматривать как интегриро-. , , управления взаимодействием различных ЭОР. При этом используют также другие названия ИОС, например: Learning Management System (LMS), Training Management System (TMS), система управления учебным процессом [2].
Совместимость учебных средств и систем обеспечивается применением специального формата (IMS Content Packaging XML format), основанного на языке разметки XML. Спецификация определяет функции описания и комплексирования ЭОР, в том числе отдельных курсов и наборов пособий, в пакеты для сети открытого образования, поддерживающей концепции IMS. Пакеты (дистрибутивы) , , , , . представляет собой иерархическое описание структуры со ссылками на файлы . , , имеет свой манифест. Из манифестов компонентов образуются манифесты интег-.
.1.
Пакет
Манифест Содержание
Метаданные, организация, ресурсы, субманифесты и др. Файлы контента, тестирования, коммуникации и др.
Рис.1. Структура пакета образовательного объекта
Иерархические уровни представления данных в ИОС. Современные ИОС
, Internet.
в ИОС информационных ресурсов из различных сетевых репозиториев, использование вторичных ресурсов в образовательных порталах ставят вопросы релевантного поиска в сети необходимых материалов, их согласования не только по форматам и синтаксическим правилам используемых языков, но и, прежде всего, по содержанию (семантике) контента ЭОР. Необходимость решения проблем семантического согласования ресурсов для их возможной интеграции и многократного использования в различных приложениях привела к появлению концепции семантического Web (Semantic Web), ориентированного на автоматическую обработку информации, ее самоорганизацию и самораспределение [3].
Web , -
чающую несколько уровней моделей и языков описания информации:
♦ I уровень - способы кодирования (форматы) данных, такие как ASCII, UNICODE, графические форматы и ссылочные идентификаторы URL;
♦ II уровень - языки разметки HTML, XML;
♦ III уровень - модель RDF и язык RDFS (RDF Shcema), служащие для опи-
, -
, ;
♦ IV уровень - модели и языки онтологии, создаваемые на базе RDF/ RDFS
,
теоретико-множественные операции над ними.
Форматы представления ЭОР. Рассмотрим вопрос перевода электронных образовательных ресурсов в современные информационные форматы. ЭОР имеет графический формат представления, если его содержимое структурировано с , .
- « », « », « -» . . HTML, -
ентирован на графическое представление документа в окне навигатора.
Когда основная часть структурных элементов ЭОР направлена на определение его логической структуры - ЭОР имеет логический формат представления. Структуры логического уровня - это глава, библиографический список, оглавление, предметный указатель, комментарий и т.д. Современные форматы логического уровня базируются на XML. Логический формат представления напрямую связан с принципом разделения представления документа и его содержания. Поскольку логический формат ориентирован на содержательное структурирование информации и не касается вопросов ее представления, то документы в логическом формате полностью соответствуют этому принципу.
Чтобы образовательная среда стала открытой системой, взаимодействие ее компонент должно быть определено через набор стандартов и спецификаций, широко признанных образовательным сообществом. С точки зрения электронных образовательных ресурсов это означает, что основные компоненты ЭОР стандар-. « », описано с помощью стандартов и спецификаций.
« » . , HTML
, Internet . , - , HTML
ориентирован, в первую очередь, на графическое представление информации. Во, . работать эффективные ЭОР-сервисы, необходимо, чтобы были открыты (стандартизированы) те компоненты и структуры ЭОР, которые превращают информационный ресурс в образовательный. В первую очередь, конечно, речь идет о метаописаниях образовательных ресурсов, обеспечивающих работой сервисы каталогизации, электронные библиотеки, специализированные поисковые машины, системы кодификации и т.д. Метаописания делают виртуальную образовательную среду прозрачной и открытой с точки зрения информации о ресурсах, которые она содержит. Второй уровень открытости - это прозрачность самого содержимого обра-. « » -ский уровень структур образовательного ресурса. Причем формат представления этих логических структур должен соответствовать стандарту. Как только эти логические структуры учебного пособия выведены в открытую зону, появляется возможность для разработки единообразных сервисов, работающих с такими ЭОР. Условия на открытость контента ЭОР никак не ограничивают автора ресурса с содержательной точки зрения. Они лишь подсказывают, как технологически правильно организовать стандартные текстовые конструкции [4].
С точки зрения открытости, электронные образовательные ресурсы можно распределить по нескольким уровням:
♦ Уровень 0 - обычный. ЭОР создан в графическом формате представления (HTML, PDF, DOC, RTF)
имеющихся на сегодняшний день ЭОР. Они разработаны в графических форматах (HTML, PDF, RTF, DOC и т.д.), ориентированных, в первую очередь, на внешнее представление информации. Выбор формата обу, , -. . информационной среды такой ЭОР является "вещью в себе". Потенциал его использования минимален.
♦ Уровень 1 - минимальный. ЭОР разработан в графическом формате
, , регулирующей структуру таких описаний. Метаописание облегчает потенциальным пользователям поиск информации о данном ЭОР в каталогах образовательных порталов, позволяет оценить его соответствие же. -тизировать ряд процессов, связанных с обработкой образовательных ре,
.
♦ Уровень 2 - оптимальный. Структура ЭОР частично построена на принципах разделения представления и содержания. Основная часть ЭОР реализована в графическом формате представления, однако базовые навигационные компоненты ЭОР (оглавление, предметный указатель, глосса, ) ,
описания этих составляющих стандартизированы в соответствующих спецификациях. Этот шаг "приоткрывает" внутреннюю структуру учебного пособия в той степени, которая необходима для организации качест-, , , также организацию эффективного информационно-справочного аппарата по тематике ЭОР и на основе информации, заложенной в нем.
♦ Уровень 3 - максимальный. ЭОР полностью построен в соответствии с принципами разделения представления и содержания на основе языков
.
, -
дартов. Метаописание ЭОР и его внутренняя структура полностью прозрачны для работы автоматических сервисов, что открывает огромные перспективы максимально эффективного использования ЭОР в различных контекстах образовательного процесса.
В настоящее время важнейшее значение имеет повсеместное введение стандарта на метаописание ЭОР. Только наличие стандартизированных описаний ресурсов делает их значимыми для образовательной информационной среды в целом, делая работу образовательных порталов эффективной, а информационную среду единой, по крайней мере, на уровне обмена информацией образовательных ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пут плов ГМ. Концепция построе ния информационно-обрюовательной среды технического вуза. - М.: МГИЭМ, 1999.
2. Башмаков AM., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М: Синтег, 2002.
3. . ., . . . - .: -
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
4. . ., . ., . ., . . -
дустрии информационных ресурсов распределенного электронного обучения. - М.: МГИУ, 2002.
С.П. Полупанова, С.В. Скороход АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЁТА АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ
.
комиссии возникает множество организационных вопросов, которые должны быть приняты во внимание. Очень часто меняются некоторые моменты, которые влекут за собой множество ошибок, исправлений и переделок. В процессе работы приходится перепечатывать документы, что занимает много времени и зачастую вся эта суета заставляет испытывать терпение, как работников приёмной комиссии, так и поступающих граждан.
Для устранения большинства текущих организационных проблем предлагается система автоматизации работы приёмной комиссии по учёту поступающих абитуриентов в высшие учебные заведения.
План разработки автоматизированного учёта абитуриентов. Решение данной оптимизационной задачи подразумевает выполнение четырёх этапов:
1. : ) испытаний в зависимости от специальности; б) сроки проведения вступительных испытаний; в) задание количества мест в зависимости от специальности.
2. : ) ; ) .
3. : )
процентное соотношение по каждому виду вступительных испытаний для каждого из видов конкурса; б) расчёт проходных процентов для каждого вида конкурса в зависимости от результатов вступительных испытаний;
4. .3 .
После чего формируются информационные документы для абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение (ВУЗ).
Установление сроков проведения вступительных испытаний. Вступительные испытания проводятся в определённо указанных сроках в следующем порядке:
1. .
1.1. Места, финансируемые за счёт средств федерального бюджета:
1.1.1. Конкурс «Медалист» проводится среди абитуриентов относящихся к категории: медалистов и призёров олимпиад, занявших призовые места, (кроме
1), -
.
1 -
ны сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.