PPR - put' k povysheniju jeffektivnosti ispol'zovanija oborudovanija. SAPR i grafika. № 1. 2013. S. 13-17.
4. Zelenkov P. V., Kajukov E. V., Carev R. Ju., Shtarik E. N., Shtarik A. V. K probleme sinteza raspredelenny hinformacionno-analiticheskih system podderzhki prinjatija reshenij // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 4-2. S. 286-289.
5. Kovalev I. V. Kuznecov P. A., Zelenkov P. V., Shajdurov V. V., Bahmareva K. K. Ocenka nadezhnosti
ASU s blokirujushhimi modcljami zashhity // Pribory. 2013. № 6. S. 20-23.
6. Kovalev I. V., Carev R. Ju., Kapulin D. V. Arhitekturnaja nadezhnost' programmnogo obespechenija informacionno-upravljajushhih sistem / M-vo sel'skogo hoz-va Rossijskoj Federacii ; Krasnojarskij gos. agrarnyj un-t. Krasnojarsk, 2011.
© Акланов Ф. А, Нургалеева Ю. А., Смирнов О. О., Хасанов Е. Р., Петросян М. О., 2014
УДК 658.512
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Ф. А. Акланов, П. В. Зеленков, Д. И. Ковалев, Ю. А. Нургалеева, О. О. Смирнов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Для повышения эффекта от капиталовложений в производство недостаточно контролировать доходы за счет выпускаемой продукции и материальные затраты. Существенную часть затрат для производственных предприятий составляет техническое обслуживание и ремонт оборудования, и без автоматизации оперативного управления данной областью достигнуть эффективности предприятия достаточно трудно. Автоматизация снижает не только затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования, но и обеспечивает информационную поддержку проведения работ, вследствие чего повышается объем и качество выпускаемой продукции.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт оборудования, автоматизация, информационная система, производственное предприятие.
AUTOMATION OF MAINTENANCE AND REPAIR OF EQUIPMENT AT MANUFACTURING ENTERPRISES
F. A. Aklanov, P. V. Zelenkov, D. I. Kovalev, Y. A. Nurgaleeva, O. O. Smirnov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
Increase the effect of investment in production is not enough to control the income of manufactured products and material costs. A significant part of the cost for manufacturing enterprises is maintenance and repair of equipment; and without automation of operational management of this area achieving the efficiency of the enterprise is difficult. Automation does not only reduce the cost of maintenance and repair of equipment, but also provides information support to operations, thereby increasing the volume and quality of products.
Keywords: Maintenance, repair of equipment, automation, information system, production enterprise.
Для автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР) и построения системы управления используется модель процессов ремонта и технического обслуживания оборудования, основанная на методологии EAM (Enterprise Asset Management) - управление активами предприятия или CMMS (Computerized Maintenance Management System) - компьютеризированная система управления техническим обслуживанием. Системы такого класса помогают сделать деятельность предприятия систематической, скоординированной, нацеленной на оптимальное управление физическими активами и режи-
мами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов [1; 6].
Среди возможных и применяемых стратегий управления ремонтами различают: регламентированный ремонт, ремонт по техническому состоянию, ремонт по потребности и смешанную стратегию ремонта.
Сущность стратегии ремонта по техническому состоянию заключается в том, что контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленном в нормативно-технической доку-
Решетневскуе чтения. 2014
ментации, а момент начала ремонта и объем восстановления определяется техническим состоянием составных частей оборудования [2; 7]. По решению руководства предприятия часть оборудования может быть переведена на ремонт по техническому состоянию. Перечень такого оборудования составляется руководителем подразделения, согласовывается главным механиком предприятия и утверждается главным инженером [3; 8].
Данная стратегия наиболее эффективна, так как при этой стратегии объем ремонтов и время между ними не фиксированы заранее и определяются по результатам регулярных ревизий (обследований) оборудования, а также по результатам мониторинга состояния оборудования с помощью автоматизированных средств контроля (вибродиагностика и т. п.). Эта стратегия считается наиболее прогрессивной в применении к сложному и дорогостоящему оборудованию, так как позволяет существенно экономить ресурсы.
Для планирования, выполнения и контроля технического обслуживания и ремонтов определяются:
а) периодичность ремонта - интервал наработки оборудования между окончанием данного вида ремонта (технического обслуживания) и началом следующего ремонта такого же или любого другого, большей или меньшей сложности;
б) продолжительность ремонта - интервал времени (в часах) от момента вывода оборудования из эксплуатации для ремонта до ввода его в эксплуатацию в нормальном режиме;
в) трудоёмкость ремонта - трудозатраты на проведение данного вида ремонта, выраженные в человеко-часах.
Необходимо также составить технологические карты ремонта - документы, которые содержат перечень технологических операций (работ) при выполнении технического обслуживания и ремонта, и определить способ планирования технического облуживания и ремонта: календарный, по наработке, сезонный и т. д.
Использование системы автоматизации технического обслуживания и ремонтов оборудования помогает предприятию решать ряд насущных задач. Так, наиболее актуальной задачей представляется обеспечение прозрачности структуры затрат на ремонты. Информационная система помогает планировать как потребности в ресурсах (денежные средства, материалы, трудовые ресурсы), так и организационные мероприятия (время остановки оборудования на ремонт, длительность простоя оборудования) [4].
Среди не менее важных задач можно выделить:
1. Организация и ведение оперативного учета, фиксирование фактических затрат на ремонты. Система позволяет оперативно получать полную информацию, какие станки и какое оборудование ремонтировали, что конкретно делали, куда и какие материалы пошли, почему именно такую сумму на них потратили и т. д. Одним словом, полный учет факта, что способствует решению проблемы хищений и проведению анализа причин расхождения плана и факта, что было действительно сделано.
2. Оптимизация складских запасов с целью снижения затрат на хранение и увеличения оборотного капитала. В системе 1С:ТОиР эта задача решается с помощью подробного отчета, в котором плановая потребность в материально-техническом обеспечении распределена по месяцам.
3. Отказ от низкоприоритетных ремонтов, что позволяет существенно сократить статью расходов на плановое обслуживание и в условиях сокращения бюджета на ремонты сделать так, чтобы критически важные для производства узлы оставались всегда в работающем состоянии.
4. Оптимизация технических решений, поскольку зачастую на предприятиях используются технологические схемы, запроектированные и реализованные несколько десятков лет назад. Часто затраты на техническое обслуживание превышают стоимость самого станка или линии, что к тому же существенно влияет и на себестоимость конечной продукции. Современные решения имеют более высокий КПД и более дешевы в эксплуатации.
Современное решение по автоматизации перечисленных задач связано с внедрением на предприятиях информационных систем управления ТОиР (ИСУ ТОиР). Программные платформы, на основе которых строятся такие системы, относятся к классу EAM (Enterprise Asset Management) или CMMS (Computerized Maintenance Management System). В России продукты этих классов представлены поставщиками из США, Западной Европы, Австралии, а также отечественными разработчиками. Среди них программные продукты EMPAC, MAXIMO, Avantis.Pro, MIMS, iMaint, DataStream, TRIM [5].
С помощью специализированных программно-технических решений класса EAM управляющий персонал получает оперативные данные о показателях потерь рабочего времени и данные распределения по скорости производства, оценивает показатели производительности, анализирует причины потерь, планирует мероприятия по улучшению процесса обслуживания оборудования, контролирует выполнение запланированных мероприятий. Таким образом, внедрив информационную систему управления ремонтами и обслуживания основных фондов предприятия, у руководства появляется возможность систематизировать факторы, снижающие эффективность работы оборудования, увидеть степень их воздействия и, как следствие, влиять на результат, используя современный и эффективный инструмент управления.
Библиографические ссылки
1. Антоненко И. Н., Крюков И. Э. Информационные системы и практики ТОиР: этапы развития // Главный энергетик. 2011. № 10. С. 21-28.
2. Танасичук Д. Основные бизнес-процессы управления техническим обслуживанием и ремонтами [Электронный ресурс] // Управляем предприятием : электрон. журн. 2012. № 12(23). URL: www. consulting1c.ru.
3. Ящура А. И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования : справочник. М. : Энас, 200S. Зб0 с.
4. Кац Б. Контроль процессов ТОиР: как добиться эффективности? // Управление производством. 2009. № 5. С. 53-59.
5. Танасичук Д. Задачи ремонтных служб [Электронный ресурс] // Управляем предприятием : электрон. журн. 2012. № 05(16). URL: www. consulting1c.ru.
6. Зеленков П. В. [и др.] К проблеме синтеза распределенных информационно-аналитических систем поддержки принятия решений // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-2. С. 286-289.
7. Ковалев И. В. [и др.] Оценка надежности АСУ с блокирующими модулями защиты // Приборы. 2013. № 6. С. 20-23.
8. Ковалев И. В., Царев Р. Ю., Капулин Д. В. Архитектурная надежность программного обеспечения информационно-управляющих систем / М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Красноярский гос. аграрный ун-т. Красноярск, 2011.
References
1. Antonenko I. N., Kijukov I. Je. Informacionnye sistemy i praktiki TOIR: jetapy razvitija. Glavnyj Jenergetik. № 10, 2011. S. 21-28.
2. Tanasichuk D. Osnovnyebiznes - processy upravlenija tehnicheskim obsluzhivaniem i remontami // Jelektronny jzhurnal "Upravljaempredprijatiem". 2012. № 12(23). URL: www.consulting1c.ru.
3. Jashhura A. I. Sistemy tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta obshhepomyshlennogo oborudovanija : spravochnik. M. : Jenas, 2008. 360 s.
4. Kac B. Kontrol' processov ToiR: kak dobit'sja jeffektivnosti? // Upravlenie proizvodstvom. 2009. № 5. S. 53-59.
5. Tanasichuk D. Zadachi remontnyh sluzhb // Jelektronny jzhurnal "Upravljaempredprijatiem". 2012. № 05(16). URL: www.consulting1c.ru.
6. Zelenkov P. V., Kajukov E. V., Carev R. Ju., Shtarik E. N., Shtarik A. V. K probleme sinteza raspredelennyh informacionno-analiticheskih system podderzhki prinjatija reshenij // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 4-2. S. 286-289.
7. Kovalev I. V., Kuznecov P. A., Zelenkov P. V., Shajdurov V. V., Bahmareva K. K. Ocenka nadezhnosti ASU s blokirujushhimi moduljami zashhity // Pribory. 2013. № 6. S. 20-23.
8. Kovalev I. V., Carev R. Ju., Kapulin D. V. Arhitekturnaja nadezhnost' programmnogo obespechenija informacionno-upravljajushhih system ; M-vo sel'skogo hoz-va Rossijskoj Federacii, Krasnojarskijgos. agrarnyj un-t. Krasnojarsk, 2011.
© Акланов Ф. А., Зеленков П. В., Ковалев Д. И., Нургалеева Ю. А., Смирнов О. О., 2014
УДК 519.854.33
МЕТОД ВЕТВЕЙ И ГРАНИЦ ДЛЯ ЗАДАЧ УСЛОВНОЙ ПСЕВДОБУЛЕВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ С АЛГОРИТМИЧЕСКИ ЗАДАННЫМИ ФУНКЦИЯМИ
А. Н. Антамошкин, И. С. Масич
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: i-masich@yandex.ru
Рассматриваются задачи псевдобулевой оптимизации, в которых функции предполагаются заданными алгоритмически. Выделяются классы часто встречаемых на практике задач. Исследуется алгоритм нахождения точного решения задачи, основанный на схеме метода ветвей и границ.
Ключевые слова: метод ветвей и границ, псевдобулевые функции.
THE BRANCH AND BOUND METHOD FOR A CONSTRAINED PSEUDO-BOOLEAN OPTIMIZATION PROBLEM WITH ALGORITHMICALLY GIVEN FUNCTIONS
A. N. Antamoshkin, I. S. Masich
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: i-masich@yandex.ru
We consider problems of pseudo-Boolean optimization, in which the functions are assumed to be given algorithmically. The classes are distinguished due to problems often encountered in practice. We study an algorithm for finding the exact solution of the problem, based on the scheme of the branch-and-bound method.
Keywords: branch and bound method, pseudo-Boolean functions.