Секция «Информационно-экономические системы»
УДК 004.9
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ ЗАКУПОК
А. Ю. Слюнина* Научный руководитель - О. А. Антамошкин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: *anyuta-slyunina@mail.ru
Рассмотрена автоматизация процесса сбора и обработки данных энергосервисных контрактов единой информационной системы в сфере государственных закупок.
Ключевые слова: закупки, энергосервис, энергосервисные контракты, парсинг сайтов.
THE PROCESS OF AUTOMATING THE SELECTION OF POTENTIAL ENERGY
SERVICE PURCHASES
A. Yu. Slyunina* Scientific supervisor-O. A. Antamoshkin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: *anyuta-slyunina@mail.ru
Automation of the process of data collection and processing of energy service contracts of the unified information system of public procurement.
Keywords: procurement, energy service, energy service contracts, website parsing.
На сегодняшний день, степень морального и физического износа оборудования и материально-технической базы основной массыотечественныхкомпанийв целом по России приблизительно равна 50 %, на отдельных предприятиях эта цифра доходит до 70-80%. В данныхобстоятельствах энергосбережение -не просто желание, а жесткая производственная необходимость. Вследствие этого важными направлениями модернизации экономики Российской Федерации являются энергоэффективность и ресурсосбережение.
Актуальность энергосбережения постоянно растет не только в Российской Федерации, но и по всему миру, в связи с опережающим ростом стоимости основных традиционных видов энергоресурсов и постепенным истощением их мировых запасов.
Применение энергосберегающих технологий позволяет добиваться существенного сокращения потребления тепловой энергии. Существующиевозможности увеличения производительности функционирования отечественных предприятий определяют целесообразность проведения энергосервиса и энергосбережения в масштабе всей страны.
Энергосервисный контракт отображает специальный вид контракта, сосредоточенного на сбережение эксплуатационных затрат благодаря увеличению энергоэффективности и использованию технологий, гарантирующих энергосбережение. Характерной чертой энергосервисного контракта является то, что расходы исполнителя компенсируются выплатами от полученной экономии энергоресурсов, после проведения энергосберегающих работ. В результатеу заказчика отсутствуетнеобходимость первоначальных затрат. А
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
исполнитель стремится снизить шансы потерь до минимума и извлечь максимальную выгоду из вложений собственных средств.
Эффективность инвестиционной деятельности достигается при принятии действенных и рациональных инвестиционных решений, объективном планировании и прогнозировании их результатов. Чтобы не совершать необдуманные и необоснованные решения, инвестор должен тщательно изучить объекты для инвестирования собственных ресурсов.
Оценка и изучение потенциальных энергосервисных контрактов важный этап работы энергосервисных компаний, от итогов этапа в значительной степени зависит уровень реализации энергосервисных контрактов. Объективность и точность полученных результатов во многом обусловлены используемыми методами обследования.
Так, поиск и мониторинг потенциальных контрактов может отнимать довольно много времени, т.к. приходится искать подходящие торги, изучать документацию и готовить заявки. Чтобы чаще выигрывать тендеры, нужно к ним готовиться. Анализ данных решающий этап такой подготовки. Энергосервисным компаниям приходится тратить очень много времени на мониторинг и анализ данных новых потенциальных закупок.
Размещение заказов на энергосервис и энергосбережение проводится на базе системы единой информационной системы в сфере закупок [1].
Так, в единой информационной системыразмещаются сведения о закупках в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ [2]. Единая информационная системы была образована для облегчения доступа к сведениям о торгах и минимизации коррупции в области закупок. Перечень возможностей системыпозволяютсоздавать, обрабатывать и хранить сведения обо всех государственных и муниципальных закупках.
21 июля 2005 года был принят закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Распоряжением правительства от 20 февраля 2006 года в качестве адреса официального Интернет-сайта Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд был определен сайт zakupki.gov.ru [1,3].
1 января 2014 года вступил в силу закон № 44-ФЗ, в соответствии с которым было предусмотрено создание на базе портала zakupki.gov.ru «Единой информационной системы в сфере закупок» (ЕИС) [2].
1 января 2019 года все закупки были переведены в электронную форму. А с 1 января 2020 года регистрация в ЕИС для участников госзакупок стала обязательной. Поэтому все потенциальные энергосервисные контракты размещаются на сайте zakupki.gov.ru.
Участие в проводимых государственных и муниципальных закупках является довольно трудным процессом для доминирующего количества фактически действующих исполнителей по контрактам и договорам.
Данные об энергосервисных контрактах требуется собирать в больших объемах постоянно.
В соответствии со ст. 15 ФЗ № 261 исполнитель может предварительно провести энергетическое обследование объектов закупки. Данная диагностика объектов значительно упрощает принятие решений об участии энергосервисной компании в той или иной закупке
[4].
Еженедельный аудит потенциальных закупок занимает очень много времени исполнителя.
У единой информационной системы в области госзакупок имеется публичный йр-сервер. Так все составленные и заархивированные ХМЬ-файлы сайта добавляются на йр-сервер ftp://free:free@ftp.zakupki.gov.ru.
Размещенная в открытой части ЕИС информация выгружается на ftp-сервер в разрезе регионов РФ.В каждом каталоге региона есть еще 3 подкаталога: извещения о закупках, протоколы, а также сведения о контрактах и изменениях.
Секция «<Информациошю-экономические системы»
В каждом подкаталоге можно открыть и посмотреть файлы, однако, отсутствует возможность массовой выгрузки этих файлов с целью их анализа.
Несмотря на то, что архивы с XML-файлами представлены в открытом доступе, рядовому пользователю сайта сложно ориентироваться в большом количестве информации. В подобной ситуации на помощь могут прийти средства программирования и автоматизированной обработки информации.
Для ускорения процесса сбора и обработки текущих энергосервисных закупок можно использовать парсинг сайта ЕИС [5].
Парсинг используется для сбора и систематизирования информации, размещенной на определенных сайтах, с помощью специальных программ, автоматизирующих процесс.
Парсинг страниц потенциальных контрактов осуществляется в несколько этапов: получение архивов данных, находящихся на ftp сайте государственных закупок (ftp.zakupki.gov.ru), извлечение из архивов файлов, которые имеют формат XML, анализ извлечённых файлов и сохранение необходимой информации.
Для получения первичных данных было принято решение реализовать парсер на основе языка Python.Python - самый популярный язык для создания парсеров.
Python - высокоуровневый язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение производительности разработчика и читаемости кода. Синтаксис ядра Python минималистичен. В то же время стандартная библиотека включает большой объем полезных функций.
Извлеченные данные могут быть помещены в файлы типа CSV, JSON или XLS. Что, впоследствии, в значительной степени облегчает загрузку данных и интеграцию между информационными системами для последующей обработкой информации. После выгрузки данных в другую информационную систему эти данные удобно обрабатывать, отфильтровывать и анализировать.
Таким образом, механизм парсинга сайта ЕИС значительно упрощает скорость получения и обработки необходимой информации, а также снижает трудозатраты, связанные с оценкой энергосервисных закупок.
Библиографические ссылки
1. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 06.04.2022).
2. Российская федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 44-ФЗ [принят Государственной Думой 22 марта 2013 года: одобрен Советом Федерации 27 марта 2013].
3. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд № 94-ФЗ: [принят Государственной Думой 8 июля 2005 года: одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года].
4. Российская федерация. Законы. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесений изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 261-ФЗ: [принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года : одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года].
5. Полубояров, В.В. Введение в технологии создания Интернет-узлов. [Электронный ресурс] / В. В. Полубояров. - Электрон. дан. -Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. - 488с.
© Слюнина А. Ю, 2022