АВТОМАТИЗАЦИЯ
DOI: 10.24412/2076-6785-2024-8-164-168
УДК 624.131.3 I Научная статья
Автоматизация процесса управления ресурсами в рамках инженерных изысканий
Пономарева Д.К., Алимов Т.Ш.
АО «ТомскНИПИнефть», Томск, Россия [email protected]
Аннотация
В статье поднимается проблема автоматизации процесса управления ресурсами в рамках инженерных изысканий. В качестве решения предлагается использовать специализированный модуль, позволяющий осуществлять мониторинг подрядных организаций. В качестве результатов работы приведены примеры решения производственных задач с использованием ИР «Мониторинг инженерных работ».
Материалы и методы
В ходе данной работы был создан специализированный модуль с использованием импортозамещающих технологий для решения производственных задач по управлению ресурсами субподрядных организаций в рамках инженерных изысканий.
Ключевые слова
инженерные изыскания, геоинформационная система, управление ресурсами
Для цитирования
Пономарева Д.К., Алимов Т.Ш. Автоматизация процесса управления ресурсами в рамках инженерных изысканий // Экспозиция Нефть Газ. 2024. № 8. С. 164-168. DOI: 10.24412/2076-6785-2024-8-164-168
Поступила в редакцию: 05.11.2024
AUTOMATION UDC 624.131.3 I Original Paper
Automation of the resource management in engineering surveys process
Ponomareva D.K., Alimov T.Sh.
"TomskNIPIneft" JSC, Tomsk, Russia [email protected]
Abstract
The paper raises the problem of automating the process of resource management within the framework of engineering surveys. To solve this problem it is proposed to use a specialized module for monitoring the subcontractors. As a result of the work, examples of solving production problems using the information resource "Monitoring of engineering work" are given.
Materials and methods (материалы и методы)
In the course of this work, a specialized module was created using import-substituting technologies to solve production problems of managing engineering surveys subcontractors.
Keywords
engineering surveys, geographic information systems, resource management
For citation
Ponomareva D.K., Alimov T.Sh. Automation of the resource management process within the framework of engineering surveys. Exposition Oil Gas, 2024, issue 8, P. 164-168. (In Russ). DOI: 10.24412/2076-6785-2024-8-164-168
Received: 05.11.2024
Введение
Инженерные изыскания — это комплекс специализированных мероприятий, которые проводятся до организации и проведения строительных работ с целью получения информации о геодезической, геологической, инженерной, экологической обстановке на местности.
Необходимо отметить, что в наши дни к изыскательным мероприятиям со стороны заказчиков предъявляются очень жесткие
требования, при этом сами инженерные изыскания для строительства — процесс весьма сложный, требующий высокого уровня профессиональной подготовки и немалого практического опыта.
Исполнитель инженерных изысканий (исполнитель) обязан обеспечивать внутренний контроль качества выполнения и приемку полевых, лабораторных и камеральных работ. Задача внутреннего контроля качества — проверка исполнителем соответствия
выполняемых или выполненных работ требованиям задания, программы и нормативным документам.
Для обеспечения внутреннего контроля качества работ исполнитель обязан иметь систему контроля качества и приемки инженерных изысканий. Система контроля качества инженерных изысканий разрабатывается в виде стандарта организации или положения о системе контроля качества, и должна содержать требования
к организации контроля и приемки работ и соответствующие формы актов.
Основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации договор подряда (договор) или государственный (муниципальный) контракт (контракт) между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий. К договору (контракту) прилагается задание на выполнение инженерных изысканий (задание), материалы и документы, необходимые для выполнения работ (исходные данные).
Проблематика
Организации, занимающиеся инженерными изысканиями, часто испытывают дефицит кадров при выборе подрядных организаций для проведения полевых работ. Данная проблема особенно актуальна для регионов со сложной или отсутствующей инфраструктурой.
Важной задачей является привлечение субподрядных организаций, которые действительно обладают кадровыми и техническими ресурсами для выполнения работ в установленные сроки.
На этапе рассмотрения тендерной документации необходимо тщательно проверить предоставленные материалы, сопоставить загруженность ресурсов на уже выполняемых объектах, учесть смещение сроков (при необходимости).
Также необходимо учесть потенциальную загруженность по другим лотам (незаключенным договорам), чтобы не произошло наложений.
Проблемным вопросом также является достоверность информации о количестве задействованных ресурсов на выполнении работ по договорам сторонних заказчиков. Участник тендеров хоть и предоставляет информацию об этом, но проверить ее невозможно.
Местоположение техники — также важный вопрос при проведении тендеров. Потенциальный субподрядчик может направить недостоверную информацию о местоположении ресурсов, чем вводит в заблуждение по количеству применяемой техники.
С появлением специализированной системы по отслеживанию транспортных средств бортовой системы мониторинга транспортных средств (БСМТС) у представителей технического контроля данный вопрос стал менее критичным, так как больше нет возможности направлять недостоверную информацию о местоположении техники. Однако остается сложность сопоставления информации о местоположении техники по нескольким проектам одновременно.
Слабая заинтересованность подрядных организаций также может быть связана со стоимостной политикой по выполняемым работам.
Цель
С целью упрощения процесса управления ресурсами в рамках процесса инженерных изысканий сотрудниками Специализированного института по ГИС автоматизации и обработке пространственных данных совместно с отделом управления изысканиями, привлеченным в качестве методологов, был разработан Информационный ресурс «Мониторинг изыскательских работ» ЦГИС (ИР МИР).
Задачи
ИР МИР — специализированный модуль ИС «Централизованная геоинформационная
система» (далее — ЦГИС), предназначенный для учета, обработки и контроля данных полевых работ, выполняемых при проведении инженерных изысканий.
Основные задачи, которые решает модуль:
• повышение эффективности планирования ресурсов для выполнения инженерных изысканий;
• повышение эффективности контроля за выполнением полевых работ;
• представление подробной информации о работах на проекте.
Платформа созданного ГИС решения
ЦГИС обеспечивает консолидацию геопространственной информации в масштабах ПАО «НК «Роснефть» и ее предоставление всем заинтересованным подразделениям добывающих обществ и корпоративных научно-исследовательских и проектных институтов нефти и газа в удобной для использования форме, в требуемых форматах данных, системах координат, стандартизированном представлении пространственных данных, а также обладает широким перечнем функциональности, позволяющим автоматизировать большое число бизнес-процессов обществ ПАО «НК «Роснефть» с помощью специализированных модулей, входящих в состав ЦГИС.
Платформа для санкционно-независимой системы ЦГИС представляет собой следующий комплекс технологий:
• настольная ГИС — QGIS Desktop;
• серверная ГИС — Geoserver;
• система управления базами данных — PostgreSQL с расширением PostGIS;
• САПР-платформа — NanoCAD. Серверная инфраструктура системы
функционирует под управлением операционной системы Astra Linux Special Edition
(разработчик ООО «Рус-БИТех-Астра», релиз «Смоленск»).
При разработке фронтенда ИР МИР использовался язык программирования TypeScript, фреймворк Angular, а также библиотека компонентов PrimeNG.
Работа с графиками внутри функционала реализована с использованием библиотеки chart.js.
Бэкенд ИР МИР написан на языке программирования Java 8, SpingBoot, Lombok, Log4J.
При разработке продукта использовались следующие библиотеки:
• работа с файлами типа .xlsx, .xlsm — JXLS;
• для работы с геопространственными данными — Geotools;
• для работы с почтовым сервером Microsoft Exchange библиотека Microsoft EWS;
• для управления структурой базы данных — Liquidbase.
Описание функциональных возможностей нового модуля
Как уже было упомянуто, методологами ИР МИР выступили непосредственные участники бизнес-процесса управления изысканиями, что способствовало созданию ИТ решения, максимально гибко настроенного под бизнес-процесс.
Структура данных и функций модуля разбита на четыре основных раздела:
1. Проекты.
2. Исполнители.
3. Нарушения.
4. Лоты.
Контроль занятости ресурсов изыскательских организаций — наиболее острая проблема. На тендер заявляются одни и те же организации с ограниченным
Рис. 1. Инструмент для отслеживания информации по тендеру Fig. 1. Tool for tracking tender information
Рис. 2. Карточка лота Fig. 2. Lot car
количеством ресурсного потенциала. Они могут предоставлять недостоверную информацию о количестве свободных ресурсов, планируя привлекать одни и те же ресурсы на разные объекты и тем самым создавая существенный риск смещения сроков работ.
Для контроля занятости ресурсов был создан раздел «Лоты». Раздел необходим для просмотра и анализа конкурсной ситуации внутри карточки лота, а также редактирования/просмотра атрибутивной информации (рис. 1)
Информация в разделе формируется вручную главным инженером проекта (далее - ГИП) согласно поданной информации участниками лота.
Карточка предприятия участников лота в автоматическом режиме подтягивается из смежной корпоративной системы «Система ведения договоров», благодаря чему ГИПу не требуется каждый раз запрашивать актуальные данные у организаций-исполнителей.
Для удобства в системе реализован функционал выгрузки шаблона формы 15 — план-графика загруженности ресурсов организации, выполняющей инженерные изыскания. Система автоматически выгружает форму с заданным периодом оказания услуг.
После направления формы участником лота ГИП подгружает полученную форму в карточку лота, где модуль в автоматическом режиме позволяет выявлять превышение ресурсов исполнителя, а также пересечения ресурсов с другими лотами и фактическими проектами (рис. 2).
Раздел «Проекты» хранит информацию о всех действующих, а также архивных проектах. Главный вид раздела содержит наиболее важную атрибутивную информацию проекта: шифр проекта, наименование, сроки проекта, номер договора подряда и субподряда, а также информацию об их сроках, наименование исполнителя и заказчика, лот, по которому выбран исполнитель, а также стадию проекта. Дополнительно на странице реализованы различные виды фильтрации — по исполнителю, заказчику, включенности сводок, наличию файлов и т.д.
Внутри каждого проекта хранится вся информация, необходимая для отслеживания работ по проекту, а также курирования ресурсов исполнителя. Карточка проекта содержит в себе информацию по атрибутам договора, задействованным сотрудникам субподрядной организации и транспортным средствам, функционалу создания допусков на объект, сводке «сутки-месяц-год» (СМГ), документам, информацию по выработке и геозонам проекта, трекам транспортных средств, а также функционал анализа входа/ выхода транспортных средств за пределы геозоны проекта.
Рис. 3. Раздел «Проекты» Fig. 3. Section "Projects"
Рис. 4. Загрузка СМГ и отображение план/факта по видам работ Fig. 4. Loading the DMY and displaying the plan/fact by type of work
Рис. 5. Графическая интерпретация данных СМГ по видам работ Fig. 5. Graphic interpretation of DMY data by type of work
Для решения задачи по повышению эффективности планирования фактических ресурсов была реализована загрузка сводки СМГ проекта, по которой возможно выявлять нарушения, отставания по срокам (отставание факта от плана работ), неэффективное использование ресурсов и др. в процессе выполнения полевых работ, что позволяет своевременно принимать меры по устранению проблем и повышать качество работы (рис. 4).
Для наглядного представления о текущем состоянии проекта, определения, где требуется корректировка плана без подробностей проекта, реализована графическая интерпретация СМГ (рис. 5).
С целью исключения риска потери сводки СМГ в почте куратора проекта была реализована автоматическая загрузка данной сводки через почтовый ящик. Исполнителю достаточно заполнить шаблон сводки СМГ, проверить его через макрос проверки, внести корректировки по результатам проверки и отправить на почтовый ящик. Система автоматически загрузит информацию согласно сводке в проект.
Для решения задачи представления подробной информации о работах, выполняемых по проекту, был создан функционал анализа входа/выхода транспортных средств. Предусмотрена загрузка выработок и геозон из CAD части модуля, а также предусмотрена загрузка треков транспортных средств из навигационной системы подрядчиков.
Для удобства отображения информации был реализован переход в Картографический портал к загруженным объектам по шифру договора, что позволяет визуализировать прогресс выполнения работ (рис. 6).
Визуализация помогает наиболее эффективно управлять планированием, а также оптимизировать использование ресурсов.
Отслеживание треков позволяет быстро реагировать на изменения в процессе выполнения работ и своевременно корректировать планы работ.
По загруженным трекам производится анализ входов/выходов транспортных средств или полевых бригад в/за границами заданных геозон и фиксация результатов в электронном журнале (рис. 7).
Раздел «Исполнители» хранит базу фактических и планируемых организаций, выполняющих работы по проектам, количество задействованных ресурсов на проектах в текущий момент (рис. 8).
Раздел «Нарушения» позволяет отслеживать фактические нарушения на действующих проектах, связанные с персоналом и транспортными средствами (рис. 9).
В специализированном модуле реализована ролевая модель, благодаря чему минимизирован риск человеческого фактора внесения или удаления информации при ведении проектов. Существует три роли — ГИП, помощник ГИПа, администратор.
ГИП может видеть все существующие в модуле проекты, но создавать, редактировать и удалять может только свои проекты.
Помощник ГИПа видит только свои проекты, доступный функционал — создание и изменение проектов.
Администратор обладает полным максимально расширенным составом прав в модуле.
инженерных работ», который активно эксплуатируется в блоке проектно-изыскательских работ корпоративного научного и проектного комплекса ПАО «НК «Роснефть».
На текущий момент использование ИР «МИР» ЦГИС позволяет сократить на 15 % трудозатраты по выполнению аналитики материалов и на 50% трудозатраты на проверку графиков загруженности ресурсов, что существенно упрощает процесс управления ресурсами в рамках инженерных изысканий, а также подтверждает факт его автоматизации.
Экономический эффект за год для одного сотрудника, курирующего деятельность субподрядных организаций при проведении инженерных изысканий, составляет 522 тыс. руб.
Выводы
1. Активное применение ИР «Мониторинг изыскательских работ» ЦГИС дает возможность оперативно получать и консолидировать информацию о ресурсах и проценте выполнения работ при
Q, Я О ^ m ® / ★
УМАИТ: Основная \
Рис. 6. Переход в картографический портал к конкретному треку или слою геозон Fig. 6. Go to the Map Portal to a specific track or geofence layer
Рис. 7. Анализ входов/выходов транспортных средств Fig. 7. Analysis of vehicle inputs/outputs
Результатом работы является реализован- Рис. 8. Раздел «Исполнители» ный специализированный ИР «Мониторинг Fig. 8. Section "Performers"
мониторинге инженерных изысканий.
2. Благодаря использованию санкцион-но-независимых технологий при разработке ИР «МИР» ЦГИС можно утверждать, что созданный специализированный модуль сможет безопасно эксплуатироваться в долгосрочной перспективе без рисков, зависящих от внешней экономической конъюнктуры.
3. ИР «МИР» ЦГИС является активно развивающимся специализированным модулем, на текущий момент идет процесс согласования планов тиражирования модуля в периметре Компании. В перспективных планах развития функционала:
• создание мобильной части для целей оперативного сбора информации и мониторинга инженерных изысканий, выполняемых собственными силами;
• создание раздела «Статистика» для курирования деятельности по проектам отдельного ГИПа в целом, а также получения общей сводки по проектам;
• интеграция с информационной системой «Единая корпоративная телекоммуникационная платформа» для отслеживания в реальном времени местонахождения транспортных средств субподрядных организаций на объектах.
Рис. 9. Раздел «Нарушения» Fig. 9. Section "Violations"
4. Поступательное расширение функциональности ИР «МИР» ЦГИС — залог эффективного и уверенного развития процесса мониторинга инженерных изысканий ПАО «НК «Роснефть» с использованием пространственной информации.
Литература
1. СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (с Изменением № 1). Москва:
Росстандарт, 2016. 111 с.
2. Напрюшкин А.А., Климентьев Д.С., Христолюбов И.А., Анисимова Т.Е., Литвиненко М.А. Систематизация геоданных и унификация подходов к управлению пространственной информацией в рамках централизованной геоинформационной системы ПАО «НК «Роснефть» // Нефтяное хозяйство. 2022. № 6. С. 66-71.
ENGLISH
Results
The result of the work is the implemented specialized IR "Monitoring of Engineering Works", which actively penetrates into the block of design and survey work of the private scientific and design complex of PJSC NK Rosneft.
Currently, the use of the IR "MSW" CGIS makes it possible to reduce labor costs for performing materials analytics by 15 % and labor costs for checking resource load schedules by 50 %, which significantly simplifies the process of resource management within the framework of engineering surveys, and confirms the fact of its automation.
The annual economic effect per employee supervising the activities of subcontractors during engineering surveys is 522 thousand rubles. per employee.
Conclusions
1. Active use of the IR "Monitoring of Survey Works" CGIS makes it possible to quickly obtain and consolidate information about resources and the percentage of work completed when monitoring engineering surveys.
2. Thanks to the use of sanctions-independent technologies in the
development of the IR "MSW" CGIS, it can be argued that the created specialized module can be safely operated in the long term without risks depending on the external economic situation.
3. IR "MIR" CGIS is an actively developing specialized module, currently the process of agreeing on plans for replicating the module within the Company's perimeter is underway. In the long-term plans for the development of functionality:
• creation of a mobile unit for the purpose of quickly collecting information and monitoring engineering surveys carried out in-house;
• creation of a "Statistics" section to oversee the activities of individual GIP projects as a whole, as well as receiving general reports on projects;
• integration with the Unified Corporate Telecommunications Platform IS for real-time tracking of the location of subcontractor vehicles at sites.
4. Progressive expansion of the functionality of the IR "MSW" CGIS is the key to effective and confident development of the process of monitoring engineering surveys of Rosneft PJSC using spatial information.
References
1. SP 47.13330.2016 Engineering surveys for construction. Basic provisions. Updated edition of SNiP 11-02-96 (with Amendment No. 1). - Moscow: Federal Agency for
Technical Regulation and Metrology (Rosstandart), 2016, 111 p. (In Russ). 2. Napryushkin A.A., Klimentev D.S., Khristolyubov I.A., Anisimova T.E., Litvinenko M.A. Geodata systematization
and harmonization of approaches to spatial information management in the corporate geoinformation system of Rosneft Oil Company. Oil industry, 2022, issue 6, P. 66-71. (In Russ).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Пономарева Дарья Константиновна, руководитель ИТ-проектов, ведущий инженер-программист отдела геоинформационных технологий, АО «ТомскНИПИнефть», Томск, Россия
Алимов Тимур Шожевич, главный инженер проектов по инженерным изысканиям отдела управления изысканиями, АО «ТомскНИПИнефть», Томск, Россия Для контактов: [email protected]
Ponomareva Daria Konstantinovna, IT project manager, leading software engineer of the department of geoinformation technologies, "TomskNIPIneft" JSC, Tomsk, Russia
Alimov Timur Shozhevich, chief engineer of engineering survey projects, survey management department, "TomskNIPIneft" JSC, Tomsk, Russia
Corresponding author: [email protected]