Научная статья на тему 'Автоматизация оперативного управления междугородными перевозками грузов'

Автоматизация оперативного управления междугородными перевозками грузов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
332
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / LONG-DISTANCE TRANSPORTATIONS OF CARGOES / AN OPERATIONAL ADMINISTRATION / AUTOMATION / THE ORGANIZATION OF TRANSPORTATIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горяев Николай Константинович, Горяева Евгения Николаевна, Чернявский Кирилл Александрович

Рассматривается проблема информационного обеспечения оперативного управления междугородными перевозками грузов. Проведенные исследования выявили недостаточный уровень информационного обеспечения оперативного управления междугородными перевозками грузов. Представлено разработанное программное обеспечение «АРМ междугородных перевозок грузов», на которое получено свидетельство об официальной регистрации. Определён эффект от автоматизации обработки информации, связанной с осуществлением междугородных перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational administration of cargoes longdistance transportations

This article describes the problem of information support of an operational administration is considered by long-distance transportations of cargoes. The conducted researches have revealed insufficient level of information support of an operational administration longdistance transportations of cargoes. The developed software «Automated workplace of longdistance transportations of cargoes» on which the certificate on official registration is received is presented. The effect from automation of processing of the information connected with realization of long-distance transportations of cargoes is defined.

Текст научной работы на тему «Автоматизация оперативного управления междугородными перевозками грузов»

УДК 656.13

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУГОРОДНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ГРУЗОВ

Н.К. Горяев, Е.Н. Горяева, К.А. Чернявский

OPERATIONAL ADMINISTRATION OF CARGOES LONG-DISTANCE TRANSPORTATIONS

N.K. Goryaev, E.N. Goryaeva, K.A. Chernyavski

Рассматривается проблема информационного обеспечения оперативного управления междугородными перевозками грузов. Проведенные исследования выявили недостаточный уровень информационного обеспечения оперативного управления междугородными перевозками грузов. Представлено разработанное программное обеспечение «АРМ междугородных перевозок грузов», на которое получено свидетельство об официальной регистрации. Определён эффект от автоматизации обработки информации, связанной с осуществлением междугородных перевозок грузов.

Ключевые слова: междугородные перевозки грузов, оперативное управление, автоматизация, организация перевозок.

This article describes the problem of information support of an operational administration is considered by long-distance transportations of cargoes. The conducted researches have revealed insufficient level of information support of an operational administration longdistance transportations of cargoes. The developed software «Automated workplace of longdistance transportations of cargoes» on which the certificate on official registration is received is presented. The effect from automation of processing of the information connected with realization of long-distance transportations of cargoes is defined.

Keywords: long-distance transportations of cargoes, an operational administration, automation, the organization of transportations.

Перевозки грузов автомобильным транспортом - мелкий бизнес, по данным Управления государственного автодорожного надзора Челябинской области средний размер парка подвижного состава перевозчиков составляет 8 единиц. Для мелкого бизнеса заказывать необходимое специализированное программное обеспечение невыгодно, а готовые IT-решения не в полной мере учитывают специфику работы автотранспортных предприятий по осуществлению междугородных перевозок грузов.

Автотранспортные предприятия в такой ситуации обычно используют стандартные офисные программы пакета «Microsoft Office» - чаще всего Excel. Пример такого подхода, использован-

ный в ООО «Трактороторг-Авто-1», представлен на рис. 1-3.

Для автоматизации процессов обработки информации, связанной с оперативным управлением междугородными перевозками грузов, было разработано программное обеспечение под рабочим названием «АРМ МПГ». Главное меню программы представлено на рис. 4.

Главное меню имеет простой интерфейс с набором основных подсистем. Находясь в главном меню, можно просматривать существующие заявки за определенный период времени. Основные подсистемы программы для ЭВМ «Автоматизированное рабочее место оперативного управления междугородными перевозками»:

Горяев Николай Константинович - канд. техн. наук, доцент кафедры ЭАТ, Южно-Уральский государственный университет; vetkadog@mail.ru Горяева Евгения Николаевна - лаборант-исследователь кафедры ЭАТ, Южно-Уральский государственный университет; 89026070530@mail.ru Чернявский Кирилл Александрович - лаборант-исследователь кафедры ЭАТ; Южно-Уральский государственный университет; kirill-cher@yandex.ru

Goryaev Nikolay K - the candidate of engineering science, senior lecturer of “Exploitation of road transport” department of the South Urals State University; vetkadog@mail.ru Goryaeva Evgeniya N. - the laboratorian-researcher of “Exploitation of road transport” department of the South Urals State University; 89026070530@mail.ru Chernyavski Kirill A. - the laboratorian-researcher of “Exploitation of road transport” department of the South Urals State University; kirill-cher@yandex.ru

1) подсистема «Настройки» (рис. 5), здесь содержатся данные о компании, ее фактический адрес и основные реквизиты, в данной подсистеме есть возможность выбрать оператора, работающего с программой в данный момент (рис. 6), а также установить основные настройки программы;

2) подсистема «Подвижной состав» (рис. 7), данная подсистема представляет собой базу данных транспортных средств предприятия с информацией о водителях, работающих на каждом автомобиле, также в базе данных содержится инфор-

мация об основных технических характеристиках автомобилей (норма расхода топлива, грузоподъемность, вместимость, вид топлива);

3) подсистема «Подвижной состав» (см. рис. 7), данная подсистема представляет собой базу данных транспортных средств предприятия с информацией о водителях, работающих на каждом автомобиле, также в базе данных содержится информация об основных технических характеристиках автомобилей (норма расхода топлива, грузоподъемность, вместимость, вид топлива);

Міспкоп: ЕхсеІ - Г рафик движения Чшінисв

:Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные

Окно • &

- 10 ~ ж к

г*

Справка

Е ' яі ЛІ I і -== +==

\ 90%

А 10 ІН I N

4 сб ВС ПН ВТ

5 Л/е а/м 28 29 30 1

6 Р008 (Гап} 6 Ч-Красн (Мир) -19

7 К008 (Копт) М-Ч (Каменщиков)

8 н 500 (Се) Ч-Белебей(ТТ-І) разгр ТТ-1

9 а 900 (Чел) разгр Янус

10 666 разгр ТТ-1

11 нЗОО (Стас) разгр ЮжуралС(Зл)

12 208 Клин -Копейск(ТЭК ББТ)

13 333 разгр Ч (сыр)

14 184 Екат-Ч(кока-кола) разгр Ч(кока-кола)

15 888 не самара!!! : Ч-Иван-М(Янус)

16 Р009 разгр Чел (сок)

17 С444 не самара!!! разгр М М-

18 Н444(Лог) 20 Ч-Энг-М (янус) -13

19 400(Венц) Сам-Ек(Карго) разгр Ек

20 М500 не самара!!! СПБ-Ч(Код 3000)

21 968 разгр Сам разгр Пенза простой Янус

22 Р003(Ре6р ст) разгр Винчел

23 Р900(Ре6р мл) Ч-ЩЭбма Транс) без уст поехал Поле в

24 А142ХС : Ч-Тюм (Мир)

Рис. 1. График движения

Г*1 Microsoft ЕхсеІ - расходы, доходы V.xls

Файл

: □ У

: АгіаІ Суг

ш

Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка

* Ш I Э ^ ООО да 4." * ш \

II и - | Ж ЛГ Ч I 1

г,

д I

А В С ВУ В2 СА л ш СС СО о гп СР СС сн

1 счет готов.не отправлен

2 счет доставлен.не оплачен

3 оплачено 01.06.06.

4

5 МАРШРУТ Ч-Каз М-Р-Чеп город город Ч-Магн Магн-Ч Ч-Магн Магн-Миасс Ч-Магн Итого за июнь 6687 5687

6 (КМ) 1000 2000(4177) 215 323 350 350 (753) 350 350 (869) 350

7 количество погрузок 2 (1+2) 5.06-9.06. 2 12.06.06. 2 16.ИЮН 2( 20.06-21.06. 1+1) 21.06.-22.06. 2(1 25.06-26.06. +1) 26.06.-27.06. 1 30.06.

8 экспедирование 1.06.-3.06.

9 время командировки

10 число суток 9 1 1 2 2

11 № автомобиля К0080Н К0080Н К0080Н К0080Н К0080Н К0080Н

12 1 водитель Коптеев Коптеев Коптеев Коптеев Коптеев Коптеев

13 2 водитель - - - - -

14 груз торты йогурты замор. замор. торты мука торты мука торты

15 тоннаж

16 оплата

17 * наличные - - - - - - - - -

13 * безнал 20000 67000 7700 9800 13000 7500 13000 6500 13000

19 * дата

20 * кто плачивает Ми рель ЦСК Л нус-Авто Янус-Авто Мир ель Ситно Мир ель Ситно Мир ель

21 *итого 87000 7700 9800 20500 19500 13000 157500

22 ср.отоимость за км 20.83 35.81 30.34 27.22 22.44

23 заработано в день 9667 7700 9800 10250 9750

Рис. 2. Данные по доходам и расходам в рейсе

Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника», выпуск 15

49

Е] Microsoft ЕхсеІ - Бюджет ТТА1, 2008 (уеге'юп 1).хЬ

Щ Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка

ч а ^ - л и I а «

: Апа1 .9 . [ж] к ч к[Ж]д[Щ|В| 7. цд_-ь; да ±щ щ - Ф» - А,

АЗ

6

А Б С 0 Е р С Н

1 ООО ’1 гракторотор

2

3 ЯНЕЗ,08 фев,03 мар. Об апр.08 май.08 июн.08 июл.08 авг,08

4

5 ДОХОДЫ ВСЕГО 12 602 004,41 10 148 438.50 11 960 279.90 13 959 067.91 13 708 259.68 15 096 701,05 14131 488.98 16 206 162,33

6 ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ 10 006 760.14 10137 040.38 11 766 350.04 12 915 784.91 13 676 259.68 14 495 981,05 13 961 654.77 13 133 162.33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Выручка Вольво 7 951 473,26 8 894 717,74 10 381 650,04 11 452 332,59 12 186 643,69 13261 823,98 12 661 092,35 11 331 047,80

8 Выручка Вольво б/н 6 043 373,26 7 491 367,74 8 689 450,04 9 193 022,59 9 310 923,69 10 187 638,98 9 323 347,35 9 131 577,80

9 Выручка Вольво нал 1 908 100,00 1 403 350,00 1 692 200,00 2 259 310,00 2 875 720,00 3 074185,00 3 337 745,00 2 199 470,00

10 Выручка мм 2 055 286.88 1 242 322,64 1 384 700,00 1 463 452,32 1 489 615,99 1 234157.07 1 300 562,42 1 802 114,53

11 Выручка мм б/н 2 055 286.88 1 242 322,64 1 383 350,00 1 352 352,32 1 478 615,99 1 206 157.07 1 297 062,42 1 802 114,53

12 Выручка мм нал 0,00 0.00 1 350.00 111 100.00 11 000.00 28 000,00 3 500.00 0,00

13 В т.ч. Трактор оторг-1 (б/н) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

14 ПРОЧИЕДОХОДЫ 2 595 244.27 11 398,12 193 929.86 1 043 283.00 32 000.00 600 720.00 169 834,21 3 073 000,00

15 Кредит 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

16 Обналичивание 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 600 000,00 100 000,00 0,00

17 Займ (кред.зад-ть) 2 500 000,00 0,00 0,00 1 000 000,00 32 000,00 0,00 0,00 3 000 000,00

18 Возврат долга (деб. зад-ть) 95 244,27 11 398,12 20 254,00 27 000,00 0,00 720.00 69 834,21 67 000.00

19 Вексель 0,00 0.00 173 675.86 0.00 0.00 0,00 0.00 0,00

20 УК 0,00 0.00 0.00 0.00 0.00 0,00 0.00 0,00

21 Прочие 0,00 0,00 0,00 16 283,00 0,00 0,00 0,00 6 000,00

22 РАСХОДЫ ВСЕГО 13 324 416,91 10 438 505,04 11 798 004,22 14106 433.01 12 902 013,75 14 306 606,25 14 558 598.34 16 652 106,11

Рис. 3. Бюджет предприятия

Рис. 4. Главное меню программы

Рис. 5. Подсистема «Данные предприятия»

Рис. 6. Выбор оператора

Рис. 7. Подсистема «Подвижной состав»

Рис. S. Подсистема «Водители»

Рис. 9. Подсистема «Заявка-договор»

4) подсистема «Водители» (рис. 8), база данных содержит необходимую информацию о всех водителях, работающих на предприятии;

5) подсистема «Заявка-договор» (рис. 9), в данной подсистеме заполняются основные поля, необходимые для составления первичной документации, нужная информация оформляется в виде базы данных. К такой информации относятся: места погрузки и разгрузки, километраж, количество и объем груза, продолжительность погрузочно-разгрузочных работ, а также указывается лицо, ответственное за осуществление перевозки. В данной подсистеме можно сделать отметку о составлении заявки-договора или пометить заявку как оплаченную. Функция «Сформировать заявку-договор» позволяет оформить договор на основе

имеющихся данных о перевозке. Данный договор выполняется в виде документа Microsoft Word;

6) подсистема «Расходы», в данную подсистему (рис. 10) заносится информация о переменных расходах за каждый рейс, которые включают в себя затраты на топливо, суточные расходы водителей, затраты на ремонт, экспедирование и прочие расходы;

7) подсистема «Отчет», здесь оператор программы может составить некоторую отчетность по заявкам, просмотреть список неоформленных заявок, неоплаченных произведенных перевозок, узнать о наличии свободного подвижного состава и о показателях его работы, а также просмотреть список актуальных напоминаний. Данная отчетность оформляется в виде единого документа

Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника», выпуск 15

б1

Рис. 10. Подсистема «Расходы по рейсу»

Рис. 11. Отчет по предприятию

8) формата Microsoft Word, причем пользователь сам выбирает, какая именно информация должна будет содержаться в отчетности;

9) подсистема «ТЭП» содержит данные о надежных экспедиторах в различных регионах страны. Также им можно присваивать баллы надежности, чтобы в дальнейшем сотрудничать только с добросовестными компаниями.

Интерфейс программы для ЭВМ «Автоматизированное рабочее место оперативного управления междугородными перевозками» достаточно прост. После установки и ознакомления сотрудников с программой, автоматизированное рабочее место готово к использованию в транспортном предприятии.

В первую очередь, пользователем программы заполняется подсистема «Данные предприятия» и базы данных в подсистемах «Подвижной состав» и «Водители». По мере необходимости имеется возможность добавления новых данных и корректировка уже имеющиеся.

При поступлении новой заявки все данные о ней заносятся в подсистему «Заявка-договор», выполненную также в виде базы данных. После внесения данных с помощью функции «Сформировать заявку-договор», пользователь получает готовый документ в формате Microsoft Word, сформированный на основе шаблона типового договора на перевозку груза. Автоматическое формирование такого договора позволяет существенно экономить рабочее время инженера по организации перевозок.

После возвращения из рейса водители предоставляют отчетность о произведенных за рейс затратах, которые вносятся в подсистему «Расходы». Таким образом, учитываются затраты по каждому рейсу.

На основе введённых исходных данных программа позволяет формировать актуальные отчёты по предприятию (рис. 11).

На разработанную программу для ЭВМ получено свидетельство о государственной регистрации [1].

Исследования, проведённые на базе ООО «Трактороторг-Авто-1», показали, что без использования автоматизированного рабочего места большая часть времени тратится на выполнение рутинных операций, связанных с ручным внесением и переносом информации из одного электронного документа в другой. Автоматизация этих процессов позволяет уделять в полтора раза больше времени повышению эффективности работы транспорта, в первую очередь - для поиска заявок на транзитные порожние пробеги [2].

Статья подготовлена по результатам проведения НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Литература

1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2011617183 Российская Федерация. АРМ междугородных перевозок грузов / Н.К. Горяев, Е.Н. Горяева, К.А. Чернявский (ЯП); правообладатель ГОУ ВПО «ЮУрГУ» (ЯП). -№ 2011615632; заявл. 26.07.2011; зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ 15.09.2011.

2. Горяев, Н.К. Эффективность приобретения транспортных услуг на основе оперативного тендера /Н.К. Горяев // Транспорт Урала. - 2010. -№ 3. - С. 17-19.

Поступила в редакцию 15 ноября 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.