Научная статья на тему 'Оптимизация заявки-договора на перевозку грузов'

Оптимизация заявки-договора на перевозку грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЗАЯВКА-ДОГОВОР / ОПТИМИЗАЦИЯ / ROAD TRANSPORT / LONG-DISTANCE HAULAGE / APPLICATION CONTRACT / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяев Николай Константинович

В статье рассматривается проблема унификации заявки-договора на перевозку грузов. Проведенный анализ показал, что в практике работы транспортных предприятий параметры заявки-договора существенно варьируются. В системах информационного взаимодействия участников транспортного предприятия необходима универсальная форма заявки-договора. На основе анализа действующих форм заявок-договоров предложена оптимизированная форма заявки-договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TRANSPORTATION APPLICATION CONTRACT

The problem of transportation application contract unification is considered in the article. The analysis shows that in practice of carrier companies characteristics of transportation application contract vary significantly. The information systems of transport market needs a universal form of transportation application contract. Based on the analysis of application forms optimized form of transportation application contract is given.

Текст научной работы на тему «Оптимизация заявки-договора на перевозку грузов»

УДК 656.13

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАЯВКИ-ДОГОВОРА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ

Н.К. Горяев

В статье рассматривается проблема унификации заявки-договора на перевозку грузов. Проведенный анализ показал, что в практике работы транспортных предприятий параметры заявки-договора существенно варьируются. В системах информационного взаимодействия участников транспортного предприятия необходима универсальная форма заявки-договора. На основе анализа действующих форм заявок-договоров предложена оптимизированная форма заявки-договора.

Ключевые слова автомобильный транспорт, междугородные перевозки, заявка-договор, оптимизация.

Снижение размеров автотранспортных предприятий и, соответственно, увеличение их количества привело к появлению большого количества различных информационных систем в сети интернет, обеспечивающих межрегиональное информационное взаимодействие участников рынка междугородных перевозок. Однако практически у всех из них есть существенный недостаток - при достижении договорённости информация в информационных системах не обновляется и значительная часть информации становится неактуальной. Изучение информации в наиболее известной системе -www.autotransinfo.ru показало, что более половины всех предложений по транспорту и грузам не имеют актуальности.

Для исключения из системы информации, потерявшей актуальность, необходимо, чтобы достижение договорённостей на перевозку происходило непосредственно в самой системе и фиксировалось в определённой форме.

Очевидно, что межрегиональное информационное взаимодействие необходимо для эффективного использования транзитного транспорта, что обеспечивает для грузовладельцев минимальные тарифы, а для перевозчиков лучшее использование пробега, т. е. речь идёт о разовых перевозках. В таких случаях между перевозчиком и грузовладельцем принято заключать заявку-договор на перевозку груза.

С целью анализа были собраны заявки-договора на перевозку из различных регионов Российской Федерации: Приволжский Федеральный округ (12), Южный Федеральный округ (4), Центральный Федеральный округ (5), Уральский Федеральный округ (30), Северо-Западный Федеральный округ (2), Сибирский Федеральный округ (2), г. Москва (24), г. Санкт-Петербург (6).

Объём информации в рассмотренных заявках-договорах существенно отличался, по отдельным заявкам-договорам в 2-3 раза. Естественно, для унификации заявки-договора необходимо её структурирование.

Анализ показал, что можно выделить четыре основных группы информации в заявках-договорах:

1. Информация о грузе (задании на перевозку).

2. Информация о необходимом транспорте.

3. Финансовые условия.

4. Данные по водителю и подвижному составу.

Информация о грузе в собранных заявках-

договорах показала, что в них указываются следующие данные: маршрут перевозки - 45 %, вес груза - 97 %, объём груза - 81 %, количество грузовых мест - 21 %, стоимость груза - 7 %, режим перевозки - 21 %, название грузоотправителя (получателя) - 87 %, страна погрузки (разгрузки) -12 %, регион погрузки (разгрузки) - 59 %, город погрузки (разгрузки) - 87 %, адрес места погрузки (разгрузки) - 82 %, контактное лицо и его реквизиты - 57 %, режим работы - 23 %. Большинство показателей занижены, так как в части информации (в среднем около 25 %) по местам разгрузки указывается «Согласно ТТН» (товарно-транс -

портным накладным).

Информация о необходимом транспорте: тип подвижного состава - 81 %, грузоподъёмность -38 %, вместимость (объём) - 21 %, необходимое количество единиц подвижного состава - 23 %, особые требования к подвижному составу - 12 %.

Финансовые условия: провозная плата (тариф, ставка за фрахт) - 100 %, форма оплаты - 81 %, аванс (предоплата) - 17 %, сроки оплаты - 87 %, ответственность перевозчика - 43 %, ответственность заказчика - 45 %.

Данные по водителю и подвижному составу: фамилия, имя и отчество водителя - 72 %; паспортные данные водителя - 57 %; мобильный телефон водителя - 28 %; водительское удостоверение - 4 %; место жительства (прописка) -2 %; дата и место рождения - 1 %; марка автомобиля (тягача) - 61 %; государственный номер - 57 %; марка прицепа (полуприцепа) - 37 %; государственный номер прицепа (полуприцепа) - 48 %.

Помимо количественного, был произведён качественный анализ заявок-договоров, который выявил следующее:

- маршрут перевозки и адрес грузоотправителя (грузополучателя) являются дублирующими данными, поэтому целесообразнее использовать адреса, так как они вдвое чаще используются участниками рынка;

- вес груза и грузоподъёмность являются частично дублирующими данными, поэтому грузоподъёмность используется реже - однако она необходима, так как может подразумевать возможность увеличения веса груза;

- хотя в 23 % заявок-договоров было предусмотрено поле с количеством единиц подвижного состава, ни в одной из них не было указано более 1 автомобиля, что делает эту графу практически неиспользуемой;

Заявка-Договор № 16/_

ООО «Техно-Магис», именуемое в «Энергомагисервис», именуемое в настоящий договор о перевозке грузов следующих условиях:

_______от 15 мая 2012 г.

дальнейшем «Перевозчик», и ОАО дальнейшем «Заказчик», заключили автомобильным транспортом на

Отправка 1 Сызрань 63RUS - Челябинск 74 RUS задвижки 12 тонн

Необходимо закрепить каждую задвижку двумя ремнями

Погрузка Разгрузка

Дата и время 19.05.11 09:00 (режим работа с 8 до 22) 21.05.11 (режим работы с 9 до 17)

Адрес подачи г. Сызрань, ул. Ленина 27-122 г. Челябинск, улица Разина 7, 102

Организация ООО «Сызранский машзавод» ЗАО «Энергомагисервис»

Конт, лицо Константин, 8-9192345678 Анатолий, 8-351-269-80-34

Отправка 2 Самара 63RUS - Челябинск 74 RUS фланцы 3 тонны

Погрузка Разгрузка

Дата и время 19.05.11 16:00 (режим работы с 9 до 18) 21.05.11 (режим работы с 9 до 17)

Адрес подачи г. Самара, ул. Садовая 12-103 г. Челябинск, улица Разина 7, 102

Организация ООО «Трубодеталь» ЗАО «Энергомагисервис»

Конт, лицо Вячеслав, 8-(351) 772-49-90 Анатолий, 8-351-269-80-34

Необходимый транспорт

Тип кузова, погрузка Тентованный, сзади

Грузоподъёмность (тонн)/объём (м3) 21/82

Финансовые условия

Провозная плата (ставка) 41000 рублей

Порядок расчётов Форма оплаты: наличные Предоплата: 20500 рублей Сроки оплаты: при разгрузке

Ответственность: Перевозчика Заказчика За несвоевременную подачу - 300 руб. за каждый час За срыв перевозки 5000 руб. За каждый дополнительный день простоя 2000 руб. За отказ от перевозки 5000 руб.

Данные по водителю и подвижному составу

ФИО водителя, телефон Иванов Иван Иванович, 8-9027654583

Паспортные данные водителя Серия 75 03 №345678 выдан 21.10.2003 УВД Ленинского района г. Челябинска

Дополнительные сведения Прописан: г. Челябинск, ул. Машиностроителей 17-34

Автомобиль (сед. тягач) Марка Volvo FH-12 Гос. номер е 800 ок 74

Прицеп (полуприцеп) Марка SchmitzА706 Гос. номер ен 0999 74

Все вопросы, не предусмотренные настоящим договором, регулируются

«Перевозчик» «Заказчик»

Реквизиты перевозчика Реквизиты заказчика

Директор Горяев O.K. 15 мая 2011 Директор Акимов М.Н. 15 мая 2011

Унифицированная форма заявки-договора

Краткие сообщения

- формы оплаты указываются не всегда, но в сроках оплаты встречается упоминание о выставлении счёта, что обычно подразумевает оплату по безналичному расчёту;

- предоплата (аванс) упоминается редко, гораздо чаще по срокам оплаты в заявках договорах фигурирует «при погрузке», что подразумевает авансовую оплату перевозки;

- в большинстве заявок-договоров была предусмотрена либо ответственность перевозчика, либо ответственность заказчика - в обратной зависимости от того, чей бланк заявки-договора используется, что говорит о низком уровне предпринимательской культуры всех участников рынка транспортных услуг.

За принципиальную концепцию построения заявки-договора была принята структура международной товарно-транспортной накладной СМЯ, которая предусматривает три вида сведений для её заполнения в соответствии со статьёй 6 [1]:

1. Обязательные данные - конкретный перечень.

2. Данные, включаемые по необходимости -конкретный перечень.

3. Данные, которые могут быть признаны сторонами необходимыми - в произвольной форме.

Исходя из такого подхода и учитывая сложившийся документооборот в данной сфере, была разработана унифицированная форма заявки-договора, которая включала в себя три вида данных: обязательные данные, которые всегда присутствуют в заявке-договоре и большинство из них вводится по шаблону или выбирается из списка, например - стоимость перевозки заполняется по цифровому шаблону, а регион отправления (получения) груза выбирается из списка; дополнительные данные, которые отображаются в заявке-договоре при их наличии и также в большинстве своём заполняются по шаблону или выбираются из списка; дополнительные данные в произвольной форме, ввод которых предусмотрен по каждой из четырёх основных групп информа-

ции в заявке-договоре. К первой группе были отнесены данные, которые встречались более, чем в 75 % проанализированных заявок-договоров (с учётом объединения дублирующей информации); ко второй группе были отнесены данные, встречающиеся в 25-75 % проанализированных заявок-договоров (также с учётом объединения дублирующей информации); к третьей группе были отнесены все другие данные.

Пример унифицированной заявки-договора представлен на рисунке.

Черным цветом показаны формы, которые автоматически присутствуют в заявке-договоре, курсивом - информация, выводимая в универсальную форму по достигнутым между перевозчиком и заказчиком транспорта договорённостям.

Разработанная форма учитывает сложившийся документооборот и тенденции развития транспортной отрасли, которые предусматривают унификацию Российских требований с международными, что позволяет без проблем перейти на международную товарно-транспортную накладную СМЯ в качестве документа, подтверждающего заключение договора перевозки, без изменения структуры информации в информационных системах, прежде всего в системах приобретения услуг транспорта на тендерной основе [2-3].

Литература

1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). - М.: УКЦ АСМАП, 2005. - 17 с.

2. Горяев, Н.К. Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта / Н.К. Горяев. - Вестник ЮУрГУ, серия «Экономика и менеджмент». -2011. - Вып. 20. - № 41(258). - С. 178-180.

3. Горяев, Н.К. Эффективность приобретения транспортных услуг на основе оперативного тендера / Н.К. Горяев. - Транспорт Урала. -2010. - № 3. - С. 17-19.

Горяев Николай Константинович. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - использование транзитных провозных возможностей, информационные технологии на транспорте, организация перевозок. Тел.: (351) 267-98-74. E-mail: [email protected]

OPTIMIZATION OF TRANSPORTATION APPLICATION CONTRACT

N.K. Goryaev

The problem of transportation application contract unification is considered in the article. The analysis shows that in practice of carrier companies characteristics of transportation application contract vary significantly. The information systems of transport market needs a universal form of transportation application contract. Based on the analysis of application forms optimized form of transportation application contract is given.

Keywords: road transport, long-distance haulage, application contract, optimization.

Nikolay K. Goryaev, Candidate of Engineering Science, Associate Professor of Road Transport Exploitation Department, South Urals State University. Research interests: the use transit possibilities for road transport, information technology on transport, the organization of transportations. Tel.: (351) 267-98-74. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 22 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.