Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ / НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акиншин Олег Николаевич, Мамонтов Евгений Вячеславович, Ковинько Андрей Иванович, Хомяков Кирилл Александрович

В статье рассмотрены вопросы автоматизации контроля и оценки результатов подготовки должностных лиц группы руководства полетами к действиям в особых случаях (нештатных ситуациях). Автоматизация данных процедур позволяет повысить объективность оценки действий и обеспечить базы статистических данных для дальнейшего совершенствования методики подготовки специалистов управления воздушным движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акиншин Олег Николаевич, Мамонтов Евгений Вячеславович, Ковинько Андрей Иванович, Хомяков Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF CONTROL AND ACCOUNTING OF THE PREPARATION OF THE PERSONS OF THE FLIGHT MANAGEMENT GROUP TO ACTION IN NON-STANDARD SITUATIONS

The article discusses the issues of automation of control and evaluation of the results of training officials of the flight management group to act in special cases (emergency situation). Automation of these procedures makes it possible to increase the objectivity of the assessment of actions and provide a statistical database for further improvement of the methodology for training air traffic control specialists.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 007.51: 658.52.011.56

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-2-80-83

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ ГРУППЫ РУКОВОДСТВА ПОЛЕТАМИ К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ

О.Н. Акиншин, Е.В. Мамонтов, А.И.Ковинько, К.А.Хомяков

В статье рассмотрены вопросы автоматизации контроля и оценки результатов подготовки должностных лиц группы руководства полетами к действиям в особых случаях (нештатных ситуациях). Автоматизация данных процедур позволяет повысить объективность оценки действий и обеспечить базы статистических данных для дальнейшего совершенствования методики подготовки специалистов управления воздушным движением.

Ключевые слова: автоматизация, подготовка, контроль, нештатная ситуация.

Особое внимание при подготовке специалистов УВД уделяется отработке действий в особых случаях (нештатных ситуациях). Это повышает устойчивость навыков и снижает риск ошибочных действий операторов в экстремальных условиях [1]. Для обеспечения целенаправленной и систематической подготовки важную роль играет четкий контроль с максимальной детализацией учитываемых элементов. Реакция на нештатную ситуацию определяется временем, которое оператор затрачивает на ее распознавание [2]. Скорость парирования - временем, затраченным на выполнение действий, предусмотренных инструкцией в данном случае. Для количественной оценки этих параметров предлагается использовать безразмерный коэффициент, отображающий степень приближения фактического времени к установленным временным

ограничениям. Максимальное время распознавания 1расп max доп определяется исходя из времени возникновения нештатной ситуации, скорости ее развития (Vp -скорости достижения критического значения параметра, определяющего ситуацию), технологического времени на выполнение предусмотренных действий по формуле

P — Р

t _I max. доп кр ^ I (1)

расп.тах.доп | ту- техн |

Р

Поскольку время распознавания имеет и минимальное значение, реакцию оператора определяем, как

t —t

ту л I факт min-возм I / ОЧ

реак~ | t — t I

тахдоп min-возм

Возможности оператора парировать нештатную ситуацию обусловлены временем на выполнение предусмотренных действий и скоростью развития ситуации, поэтому коэффициент Квозм, характеризующий возможности оператора парировать нештатную ситуацию рассчитывается аналогично Креак. Автоматизированный контроль указанных параметров предлагается

осуществлять с помощью таймера вычислителя ТМК и специального программного обеспечения, реализующего алгоритм, разработанный контроля и оценки действий на основе реальных технологических графиковдействий лиц группы руководства полетами в различный нештатных ситуациях[3].

Для удобства и наглядности при анализе данных показателей, по их значению строятся гистограммы, на которых показываются заданные и фактические величины (рис.1).

При достижении показателей внимания и возможностей минимально допустимого уровня или выше, в графе «готовность» обозначается готовность оператора к действиям в данном особом случае.

До достижения оператором этих значений, в графе «готовность» обозначается степень отработки оператором данного случая. При этом в графе «Методические рекомендации» указывается на что обратить внимание при практической подготовке оператора к действиям в данном случае. Следует отметить, что для наиболее обобщенной характеристики подготовки оператора к действиям в нештатных ситуациях можно ввести агрегированный показатель [4], который будет представлять собой отношение количества отработанных ситуаций к количеству потенциально возможных:

Системный анализ, управление и обработка информации

Кобщ = —отр- -100% (3)

N

возм

где - Nотр - количество отработанных ситуаций; Nвозм - количество потенциально возможных ситуаций.

Физический смысл коэффициента в том, что он характеризует какую часть из потенциально возможных или известных нештатных ситуаций оператор отработал, но по нему нельзя судить о возможностях оператора действовать во всех отработанных ситуациях на момент проверки, поскольку здесь важное значение имеет показатель натренированности. Однако коэффициент имеет определенную практическую значимость, так как его величина опосредованно характеризует имеющуюся у оператора базу подготовки к действиям в нештатных ситуациях, а значит и его опыт.

Особые случаи Уровень подготовки 0 и § (3 1 Методические рекомендации

0 0,2 1 т'пДШ средний высокий

5

конфликтная ситуация Кип 1 Продолжать --

Квз

отказ радиосвязи Квн Отрабатывать действия

Квз

отказ авиатехники Квн Отрабатывать распределение внимания

Квз

Рис. 1. Итоговая форма представления данных о подготовке

При определении норм систематичности тренировок, появится возможность для введения показателя натренированности, которой будет характеризовать степень функциональной надежности оператора на момент проверки с учетом интенсивности его деятельности и опыта работы [5]. Однако для этого потребуется провести соответствующие исследования, содержание и методика которых будет изложена в [6]. Следует отметить, что в учебных целях для более корректной фиксации времени обнаружения конфликта, предусматривается доклад обучаемого оператора о конфликтной ситуации в зоне его ответственности. Докладу о конфликте присваивается признак, с помощью которого специальное программное обеспечение ТМК идентифицирует ситуацию с конфликтом, одновременно фиксируя время его распознавания. На реальных системах УВД для фиксирования времени распознавания, а также обеспечения безопасности полетов предлагается следующее. При определении опасного сближения воздушных судов в зоне ответственности оператора системы УВД, на индикаторе воздушной обстановки, отметки от сближающихся воздушных судов, в зависимости от скорости сближения и располагаемого времени на парирование ситуации становятся красными или ярко красными. Оператор отмечает курсором одну из отметок, одновременно система объективного контроля фиксирует разовую команду «обнаружение конфликта оператором». Действия оператора протоколируются на фоне повторяющейся записи сообщения «конфликт в зоне». При разрешении конфликта, достижении удаления между воздушными судами более опасного, выдается разовая команда «конфликт исключен» с одновременной фиксацией времени разрешения конфликта. Итоговая форма представления данных о подготовке лиц ГРП к действиям в особых случаях позволяет не только констатировать факт подготовки, но и провести анализ ее хода. При этом по значениям коэффициентов можно сделать вывод на каких элементах подготовки надо сосредоточить основные усилия, на отработке распределения внимания или на отработке действий в соответствии с технологическим графиком для данной нештатной ситуации.

Список литературы

1. Технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации - Утв. приказом Росаэронавигации от 14.11.2007 № 108. М., 2007.

2. Крыжановский Г.А. Центральные задачи и методы прикладной теории УВД, Л., Межвузовский сборник научных трудов, 1981.

3. Затонский В.М. Синтез показателей для оценки результатов деятельности диспетчера при решении типовых задач, Л., Межвузовский сборник научных трудов, 1981.

4. Дружинин Г.В. Методы оценки и прогнозирования качества, М., Радио и связь,

1982.

5. Вельмисов И.А. «Некоторые подходы к определению функциональной надежности специалистов управления воздушным движением», М., Вопросы радиоэлектроники, 2008.

6. Вельмисов И.А. Контроль параметров деятельности авиационных диспетчеров путем инструментальных измерений на тренажере, М., Вопросы радиоэлектроники, 2008.

Акиншин Олег Николаевич, канд. техн. наук, начальник отдела, cdbae@cdbae. ru, Россия, Тула, АО ЦКБА,

Мамонтов Евгений Вячеславович, канд. техн. наук, начальник отдела, mamon-tov_evgenii@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, АО «НПО «Прибор»,

Ковинько Андрей Иванович, зам. начальника отдела, cdbae@cdbae.ru, Россия, Москва, Главное управление вооружения МО РФ,

Хомяков Кирилл Александрович, начальник отдела, inf@cdbae.ru, Россия, Тула, АО ЦКБА

AUTOMATION OF CONTROL AND ACCOUNTING OF THE PREPARATION OF THE PERSONS OF THE FLIGHT MANAGEMENT GROUP TO ACTION IN NON-STANDARD SITUATIONS

O.N. Akinshin, E.V. Mamontov, A.B. Kovinko, K.A. Khomyakov

The article discusses the issues of automation of control and evaluation of the results of training officials of the flight management group to act in special cases (emergency situation). Automation of these procedures makes it possible to increase the objectivity of the assessment of actions and provide a statistical database for further improvement of the methodology for training air traffic control specialists.

Key words: automation, preparation, control, emergency situation.

Akinshin Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, head of the department, cdbae@cdbae.ru, Russia, Tula, JSC CDBA,

Mamontov Evgeny Vyacheslavovich, candidate of technical sciences, Head of Department, mamontov_evgenij@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, JSC NPO Pribor,

Kovinko Andrey Ivanovich, Deputy of Head of Department, cdbae@cdbae. ru, Russia, Moscow, Main Directorate of Armament of the Ministry of Defense of the Russian Federation,

Khomyakov Kirill Alexandrovich, Head of Department, inf@cdbae. ru, Russia, Tula, JSC CDBA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.