Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВО / AUTOMATION / GOVERNMENT / INFORMATIZATION / NEW TECHNOLOGIES / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаржевская Д.А.

В статье определены факторы, которые могут поспособствовать развитию автоматизации в России. Предложены методы и рассмотрено внедрение автоматизации в органы государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF STATE POWER BODIES

The article identifies factors that may contribute to the development of automation in Russia. Methods are proposed and the introduction of automation into government bodies is considered.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

УДК 004

Захаржевская Д.А. студент магистратуры Академии маркетинга и социально-информационных технологий,

Россия, г. Краснодар Научный руководитель Цебренко К.Н. доцент, кандидат технических наук Академии маркетинга и социально информационных технологий, Россия, г. Краснодар АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Аннотация: в статье определены факторы, которые могут поспособствовать развитию автоматизации в России. Предложены методы и рассмотрено внедрение автоматизации в органы государственной власти.

Ключевые слова: автоматизация, государственная власть, информатизация, новые технологии, государство.

Zakharzhevskaya D.A. master student Academy of Marketing and Social Information Technologies, Russia, Krasnodar Supervisor Tsebrenko K.N, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences Academy of Marketing and Social Information Technologies, Russia, Krasnodar AUTOMATION OF STATE POWER BODIES

Annotation: the article identifies factors that may contribute to the development of automation in Russia. Methods are proposed and the introduction of automation into government bodies is considered.

Keywords: automation, government, informatization, new technologies, state.

Данная тема актуальна в настоящее время, ведь обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны внутри и на международной арене, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный и технологический потенциал, отвечающие самым строгим и точным меркам научно-технического прогресса.

Высокие интеллектуальные технологии в сфере автоматизации превращаются в сильный фактор, который активно напрямую влияет на развитие человечества. Новые технологии способствуют расширению и

улучшению прямых и обратных связей непосредственно между государством и гражданским обществом [1].

Стоит упомянуть, что автоматизация — это одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения [2], преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций [3].

Для того, чтобы внедрить новые технологии в государственной службе, страна должна быть готова к автоматизации в целом [4]. Рассмотрим готовность к автоматизации разных стран мира. В докладе The Economist представлен анализ стран, которые наиболее подготовлены к увеличению числа роботов.

Рейтинг был сформирован на основе ранжирования ключевых показателей в сфере развития автоматизации, образования и экономики. Первое место в данном рейтинге занимает Южная Корея по сумме всех показателей, за ней с небольшим отрывом следуют Германия и Сингапур. Россия в этом рейтинге пока что на 16 месте. Мы медленными, но уверенными шагами открываем для себя роботизацию.

В десятку стран, которые готовы к автоматизации так же вошли: Япония, Канада, Эстония, Франция, Великобритания, США, Австралия.

Прежде всего, исследовалась политика и стратегии стран в области поддержки инноваций, развития ИКТ-инфраструктуры, инициатив в области искусственного интеллекта. Так, общий бюджет Японии, лидирующей в этой категории, на развитие автоматизации и ИИ в 2017 году составил 817 млн долл., что в девять раз превышает аналогичные показатели 2016 года.

Прогнозируется, что со временем автоматизация займет главное место в развитии стран и вытеснит специалистов, которые занимаются рутинными задачами. Поэтому государственные органы ведущих стран должны позаботиться о развитии политики, которая бы поспособствовала профессиональной гибкости, позволяющей им осваивать рабочие места в других отраслях, а также развивать новые навыки в различных областях.

Необходимо увеличить и укрепить взаимодействие между правительством, промышленностью, специалистами в области образования и другими заинтересованными сторонами, если правительства хотят идти в ногу с инновациями в области автоматизации. Независимо от готовности политиков, ведущие мировые бренды быстро интегрируют искусственный интеллект и робототехнику в свою работу. Считается, что это внедрение стремительно ускорится в ближайшие годы, рынок автоматизации и искусственного интеллекта ожидает динамичный рост.

Что касается Российской Федерации, то в 2018 году было принято Постановление О создании, развитии и вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной системы проектной деятельности

«Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти».

Автоматизированная информационная система проектной деятельности «Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти» (АИСПД) гарантирует решение следующих основных задач:

- эффективное ведение электронных форм отчетности;

- информационное снабжение проектных работ в Правительстве РФ, в том числе федерального проектного офиса, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных организаций, которые в некой степени участвуют в проектной деятельности;

- оперативный, точный и объективный мониторинг реализации проектов;

- информационное взаимодействие органов государственной власти и организаций и информационных систем, которыми они пользуются в процессе проектного управления и получения информации для точного мониторинга реализации и выполнения проектов и т.д.;

Стандартизация подходов к проектному управлению, использование облачного решения по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти позволит снизить административную нагрузку на органы государственной власти с одновременным повышением уровня эффективности проектного управления. В связи с этим необходимо внедрение современных информационных технологий в части автоматизации проектной деятельности органов государственной власти.

По результатам реализации мероприятий планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственной власти и организаций используемых ими информационных систем в процессе проектного управления, автоматизировать постоянные и однообразные процессы, повысить обоснованность принимаемых решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации о результатах реализации проектов (программ), перейти к электронной отчетности по проектам (программам), а также повысить доступность указанной информации для органов государственной власти.

Если говорить более масштабно, то госсектору РФ нужны технологии, способствующие повышению качества госуслуг. Как следствие, требуется совершенствование системы межведомственного электронного взаимодействия.

Хорошую стратегию по автоматизации государственных служб выдвинула корпорация Microsoft. Мотивы, ситуации и примеры, приведенные ниже, относятся к реалиям и уровню развития в США, но тем не менее они являются типичными для многих стран, в том числе и для России. Данная стратегия активно используется в настоящее время.

Суть заключается в том, что организации государственного сектора видоизменили свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями,

служащими и другими государственными учреждениями. Развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию концепции "электронного правительства" с целью:

- предоставлять услуги для населения в интегрированном виде по сети Интернет. Вместо того, чтобы посещать несколько различных организаций или несколько разных веб-сайтов для получения какого-либо официального разрешения или услуги, стоя в огромных очередях, граждане и частные компании могут совершить все операции в одном месте, не выходя из дома, доступ к которому открыт постоянно, то есть 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В настоящее время, в России активно ведется электронная запись в государственные органы. Пример тому, приложение «Госуслуги», которое можно скачать на любой смартфон и без труда записаться к нужному специалисту;

- преодолеть информационное неравенство. Государство создает новые технологии, которые будут доступны всем слоям населения, особенно для менее обеспеченных слоев общества, а также для молодежи и пожилых людей;

- государство дает людям возможность обучаться на протяжении всей жизни. Идея состоит в том, что обучение не прекращается в тот момент, когда человек оканчивает школу, сегодня может быть воплощена в жизнь путем широкого распространения электронного обучения. Наука не стоит на месте, технологии с каждым годом улучшаются, а значит, необходимо обучение новым функциях и параметрам определённых технологий.

Государство должно стремиться создавать формы правления с большим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, имеет возможность привести к появлению "прямой демократии". На местном уровне муниципальные органы в данный момент поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование онлайн, и это помогает местным органам в принятии решений.

Государственные службы стремятся улучшить низкое мнение населения о качестве оказываемых ими услуг и обрести не только поддержку, но и высокое доверие граждан, сделав их главным центром внимания любых инициатив по совершенствованию и улучшению своей работы. Реформа характера взаимоотношений с потребителями требует предоставлять услуги по-новому, без долгих задержек, сложных процедур и нескончаемых очередей. Организации, которые ориентированы на потребителей, достигают более значительных успехов как в осуществлении своих функций, так и в работе с населением. Такие организации способны предоставить людям более легкий доступ к услугам, увеличить объем оказываемых услуг и снизить затраты времени служащих на деятельность, не связанную с клиентами.

Электронные государственные службы предоставляют услуги в том виде, в котором население и коммерческие организации хотели бы их получать [5]. Для этого используются интернет и другие технологии. "Электронное правительство", в самом полном смысле этого слова, - это та

инфраструктура, которая нужна в настоящее время и которую сегодня создают государственные органы, чтобы изменить меры и способы разрешения своих задач и обязанностей. Ранее ИТ-инфраструктура государственного сектора создавалась исключительно для внутреннего использования в отдельных департаментах или учреждениях. Сейчас же государственные службы могут дать практически всем слоям общества доступ к своей инфраструктуре с тем, чтобы главные ценности электронного века - "быстрее, лучше, дешевле, доступнее" - были применимы и к государственным услугам.

Каким бы ни было учреждение или же организация, находится ли оно на федеральном, региональном или местном уровне, довольно важно, чтобы ИТ-решения на базе инфраструктуры "электронного правительства" были доступны и понятны для всех граждан, различных слоев и разного возраста [6], [7]. Удачные проекты автоматизации привлекают не только тех, кто уже подключен к интернету сети, но и должны способствовать к привлечению людей, которые пока ею не использую данные программы. Главным фактором достижения этой цели является возможность предоставлять гражданам страны и частным компаниям дополнительные услуги на базе "электронного правительства".

Таким образом, стоит отметить, что государственные органы Российской Федерации в некоторой степени готовы к автоматизации и претерпевают изменения. С каждым годом качество оказываемых услуг и работа гос. служащих в целом улучшается, благодаря разработке и внесению новых технологий. Появляются новые приложения и сайты, с помощью которых гражданам не нужно тратить много времени или усилий, чтобы получить нужную услугу. Конечно, все эти операции и технологии не доведены до идеала, имеют ошибки и нуждаются в доработке, но тем не менее наша страна стремиться к автоматизации и повышению эффективности работы государственных органов путем внедрения новых технологий. Необходимо искать новые решения и создавать максимально благоприятные условия для автоматизации. Предлагается полный ввод и улучшение «Электронного Правительства», так как это повысит лояльность общества к государственным органам, упростит работу служащих и повысит эффективность государственных организаций.

Использованные источники:

1. Современные информационные технологии в управлении сложными социально- экономическими системами: электронная монография / Отв. Ред. Г.Д. Нестеров/ Нестеров Г.Д., Нестерова Н.С., Саакян Р.Р., Бужан В.В., Камалян Р.З. и д.р. - Краснодар: Новация, 2018. 115 с.

2. Цебренко К.Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов // Информационные ресурсы России. 2018. № 4. С. 38-43.

3. Журнал CRN/RE, выпуск №2 (455) - 27.02.2017

4. Основы автоматизации технологических процессов и производства: учебное пособие : в 2 т. / [Г. Б. Евгенев и др.] ; под ред. Г. Б. Евгенева. — Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016.

5. Кубатин Д.В. Моделирование автоматизированной системы агрегации скидок, акций и предложений // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 4(72) - С.22-23.

6. Цебренко К.Н. Моделирование подсистемы автоматизации технологических процессов и учета в информационных системах медицинских лабораторий // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2017, № 3(71) - С.31-34.

7. Молявко О.А. Моделирование автоматизированной информационной подсистемы в агропромышленном комплексе // Вестник ИМСИТ, Академия ИМСИТ, Краснодар, 2018, № 1(73) - С.39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.