Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цебренко К.Н.

Цифровизация деятельности хозяйствующих субъектов проводится с целью оптимизации использования цифровых технологий во всех видах деятельности компаний. Целью работы является исследование методов анализа бизнес-процессов субъектов с целью автоматизации бизнес-процессов. В процессе исследования рассмотрен процесс анализа бизнес-процессов. Выполнен поиск недостатков в цифровизации бизнес-процессов на основе анализа модели процессов действующего субъекта. На основе анализа модели «как должно быть» сделаны выводы об эффективности решений по автоматизации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE WORKING OF BUSINESS SUBJECTS ON THE BASIS OF ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES

The digitalization of the working of economic entities is carried out in order to optimize the use of digital technologies in all types of activities of companies. The aim of the work is to study methods for analyzing business processes of subjects in order to automate business processes. In the course of the study, the process of analyzing business processes is considered. The search for shortcomings in the digitalization of business processes was carried out based on the analysis of the process model of the acting entity. Based on the analysis of the “as it should be” model, conclusions were drawn about the effectiveness of solutions for automating business processes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

К.Н. Цебренко, канд. техн. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-205-208

Аннотация. Цифровизация деятельности хозяйствующих субъектов проводится с целью оптимизации использования цифровых технологий во всех видах деятельности компаний. Целью работы является исследование методов анализа бизнес-процессов субъектов с целью автоматизации бизнес-процессов. В процессе исследования рассмотрен процесс анализа бизнес-процессов. Выполнен поиск недостатков в цифровизации бизнес-процессов на основе анализа модели процессов действующего субъекта. На основе анализа модели «как должно быть» сделаны выводы об эффективности решений по автоматизации бизнес-процессов.

Ключевые слова: цифровизация, моделирование, автоматизация, анализ, бизнес-процессы.

В условиях цифровой экономики активно развиваются системы автоматизации бизнес-процессов. Автоматизации подвергается столько процессов сколько это возможно, учитывается все, что может замедлить работоспособность организации [1]. Такими процессами являются: учет сотрудников, расчет заработной платы, формирование списков, документов. Необходимо чтобы все необходимые данные были централизованы и находились в одной системе. Также важно, чтобы информационная система была гибкой, для ее дальнейшего обновления, добавлять новые функциональные элементы или менять их, для того, чтобы у пользователя не возникало проблем с освоением функциональности системы.

Автоматизация бизнес-процессов (ВРА) - это использование технологий для автоматизации повторяющихся повседневных задач. Это ускоряет выполнение работы, перенаправляя информацию нужному человеку в нужное время с помощью определяемых пользователем правил и действий. ВРА помогает организациям оптимизировать процессы, такие как адаптация сотрудников, расчеты с кредиторами, управление контрактами и многое дру-

гое [1]. Бизнес-процесс может быть любым набором действий, которые помогают бизнесу достичь определенной цели. В контексте автоматизации это обычно повторяемая транзакция, включающая ряд шагов, затрагивающих несколько ИТ-систем.

Бизнес-процессы включают в себя выполнение и выставление счетов по заказу клиента, утверждение заявки на получение кредита, завершение ввода данных, адаптацию нового сотрудника и дополнительные финансовые услуги, задачи управления персоналом и бизнес-операции. Реструктуризация бизнес-процессов проводиться на основе анализа их моделей [2].

Для исследования вопросов автоматизации бизнес-процессов проведем структурный анализ процессов реального хозяйствующего субъекта в нотации IDEF0 [3].

Концептуальная модель содержит вход: клиенты, оборудование, данные сотрудников, денежные средства. Выход: договора, оказание услуг, финансовая отчетность, кадровые документы. Управление: законодательство РФ, устав организации. Механизм: руководители, бухгалтер, ИТ-отдел, отдел кадров, кладовщик, монтажники. Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Декомпозиция системы

Сначала идет принятие заказа от клиента, затем заказ принимает специалист или монтажник и выполняет его, далее глубже рассматривается установка оборудования с нуля и обслуживание уже установленного оборудования или его плановое техническое обслуживание. Затем ведется бухгалтерская деятельности и работа с кадрами. Дальнейший анализ бизнес-процессов показал необходимость автоматизации процессов «выполнение заказа». Необходимо автоматизировать процесс связи выполня-

ющего заказ сотрудника и руководителя в офисе, система будет сохранять данные о заказах и клиентах.

В блоке «Подготовка к выполнению заказа» происходит регистрация в системе. Заказ будет регистрировать руководитель, ему будет необходимо внести подробную информацию о заказе, потом заказ увидит специалист и будет принимать его, после кладовщик готовит нужное оборудования для выполнения заказа. Модель блока «как должно быть» представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Декомпозиция «Подготовка к выполнению заказа»

Переработан блок «Установка оборудования». Как видно, сначала сотрудник направляется к месту заказа, по прибытию начинает разгрузку оборудования, а после начинает проводить установку камер, сигнализации или систему умного дома. Далее сотруднику необходимо настроить оборудование для его дальнейшей работы, далее ему необходимо провести тщательную проверку работоспособности оборудования для того, чтобы не было никаких ошибок в работе устройств, и сотруднику необходимо подтвердить завершение заказа. Переработан блок «Обслуживание». На заказ выезжает сотрудник, он проводит либо гарантированное техническое обслуживание, либо ремонт оборудования, в случае если оборудование не подлежит

ремонту, то его надо заменить, и сотруднику необходимо подтвердить завершение заказа (на рисунке 3 модель в нотации БББ).

В блоке «Завершение заказа» при выполнении заказа специалист (монтажник) заходит в систему с телефона, находит заказ и отмечает в системе статус заказа «выполнено», потом руководитель получается уведомление о изменении статуса заказа, и руководитель подтверждает завершение заказа.

Таким образом на конкретном примере рассмотрен процесс анализа бизнес-процессов субъекта. Выполнен поиск недостатков в цифровизации бизнес-процессов на основе их моделирования [2].

Рис. 3. Измененная декомпозиция «Обслуживание»

Разработаны предложения по автоматизации отдельных процессов. Разработаны модель работы субъекта после внедрения предложений «как должно быть».

На основе анализа модели сделаны выводы об эффективности предложенных решений, на ее основе разработано техническое задание, спроектирована база данных, и выбрана среда разработки и разра-

ботан интерфейс подсистемы автоматизации заказов. Предметом дальнейших исследований является анализ результатов внедрения системы и влияние их на уровень цифровизации объекта. Предложенный подход рекомендуется использовать при цифровизации деятельность хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

1. Салий, В.В. Построение экономической информационно-аналитической системы для оптимизации управления деятельностью организации // Информационные ресурсы России. - 2021. - №3 (181). - С. 37-40.

2. Фролов, Р.Н. Концептуальная модель интегрированной системы комплексной автоматизации продаж // Сфера услуг: инновации и качество. - 2020. - № 51. - С. 92-102.

3. Цебренко, К.Н. Функционально-структурное моделирование системы автоматизации учета товарно-материальных ценностей // Дневник науки. - 2019. - № 8 (32). - С. 23.

DIGITALIZATION OF THE WORKING OF BUSINESS SUBJECTS ON THE BASIS OF ANALYSIS OF BUSINESS PROCESSES

K.N. Tsebrenko, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social information technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The digitalization of the working of economic entities is carried out in order to optimize the use of digital technologies in all types of activities of companies. The aim of the work is to study methods for analyzing business processes of subjects in order to automate business processes. In the course of the study, the process of analyzing business processes is considered. The search for shortcomings in the digitalization of business processes was carried out based on the analysis of the process model of the acting entity. Based on the analysis of the "as it should be" model, conclusions were drawn about the effectiveness of solutions for automating business processes.

Keywords: digitalization, modeling, automation, analysis, business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.